Дело № 3а-132/2021
55OS0000-01-2021-000113-42
Строка стат.отчета 3.011
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.
с участием прокурора Алешиной О.А.,
при секретаре Зварич Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Газпромнефть-Омский НПЗ» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующими индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморачетов между парой сетевых организаций – ПАО «Россети Сибирь» и АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 1 и 2 полугодия 2021 года, установленные Приложением № 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года № 663/78 «Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области» в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года № 590/93 «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года № 663/78»,
установил :
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) от 26 декабря 2014 года № 663/78 установлены необходимая валовая выручка, долгосрочные параметры и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Омский вестник" N 55 от 27 декабря 2014 года.
29 декабря 2020 года РЭК Омской области принят приказ № 590/93 «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года № 663/78», который был опубликован 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru (том 1 л.д. 167- 193).
В приложении № 1 к приказу установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россети Сибирь» филиал «Омскэнерго» и АО «Газпромнефть - ОНПЗ» на 2021 год в следующем размере:
- на первое полугодие по двухставочному тарифу ставка за содержание электрических сетей – 2496962,31 руб./МВт*мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 5266, 61 руб./МВт*мес., одноставочный тариф – 10,53322 руб./МВт*мес.,
- на второе полугодие по двухставочному тарифу ставка за содержание электрических сетей – 2403580,77 руб./МВт*мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 5331, 67 руб./МВт*мес., одноставочный тариф – 10,66333 руб./МВт*мес.
Акционерное общество «Газпромнефть – Омский НПЗ» (далее – АО «Газпромнефть – Омский НПЗ») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими полностью индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморачетов между парой сетевых организаций – ПАО «Россети Сибирь» и АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 1 и 2 полугодия 2021 года, установленных Приложением № 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года № 663/78 в редакции приказа РЭК Омской области от 29 декабря 2020 года № 590/93 «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года № 663/78», со дня принятия, возложении обязанности на РЭК Омской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим в указанной части, а также просит взыскать с РЭК Омской области понесенные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 4 500 рублей (том 1 л.д.5-17).
В обоснование требований административный истец указал, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями ПАО «Россети Сибирь» и АО «ГПН-ОНПЗ» на первое и второе полугодие 2021 года, утвержденные названным приказом, рассчитаны незаконно, ввиду того, что в состав показателей по мощности и полезному отпуску при установлении необходимой валовой выручки АО «ГПН - ОНПЗ» для применения единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии в «котел» АО «ГПН - ОНПЗ» необоснованно включены мощность и полезный отпуск ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы». Считают, что оплата единого котлового тарифа не должна осуществляется монопотребителем ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» при отсутствии фактического использования объектов электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации (ПАО «Россети Сибирь») для передачи электроэнергии монопотребителю. При этом энергопринимающие устройства ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» присоединены к сетям АО «ГПН - ОНПЗ», как моносетевой организации, и не имеют непосредственного и опосредованного технологического присоединения к сетям ПАО «Россети Сибирь» или иных сетевых организаций. Оплата услуг по передаче электрической энергии ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» со стороны АО «ГПН-ОНПЗ» в сторону ПАО «Россети Сибирь», и объема потребления услуг по котловому тарифу (помимо тарифа для монопотребителя) со стороны ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» в сторону АО «ГПН-ОНПЗ», осуществляться не должны. Полагают, что РЭК Омской области должен был установить индивидуальный тариф для пары сетевых организаций - АО «ГПН-ОНПЗ» и ПАО «Россети - Сибирь» таким образом и в таком размере, чтобы его применение обеспечило необходимую выручку для ПАО «Россети Сибирь» и необходимую выручку для АО «ГПН-ОНПЗ», а не приводило в связи с его применением к фактической невозможности оплатить услуги по передаче электрической энергии, оказанные ПАО «Россети Сибирь», со стороны АО «ГПН-ОНПЗ» в связи с отсутствием/нехваткой необходимой выручки на стороне АО «ГПН-ОНПЗ», получаемой от конечных потребителей/энергоснабжающих организаций.
Определениями суда от 7 июня и 10 сентября 2021 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы», ПАО «Россети Сибирь» и АО «Территориальная генерирующая компания № 11».
В судебном заседании представители АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» Лукьянченко А.В., Туренко О.В., Захарова О.А., Савинов И.О., Шванке К.Э. заявленные требования поддержали в полном объеме (письменные пояснения – том 1 л.д. 5-17, том 4 л.д. 15-20,103-108, 192-196, 246-249).
Представители РЭК Омской области Стельмашек Б.Н., Кузьмина А.Я., Николаева С.А. против удовлетворения требований возражали, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых тарифов (письменные отзывы – том 2 л.д. 54-55, том 3 л.д. 80, том 4 л.д. 111-114).
Представитель ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» Баранова Е.А. полагала заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению (письменный отзыв - том 2 л.д. 168-170).
Представители ПАО «Россети Сибирь» Дубова Е.В., Комсюков В.В., Голушкова Д.А. заявленные требования полагали не подлежащими удовлетворению (письменные отзывы - том 2 л.д. 162-164, том 4 л.д. 81-88, 225-229).
Представитель АО ТГК-11 Батылин А.М. в судебном заседании разрешение заявленных административным истцом требований оставил на усмотрение суда, указав, что АО «ТГК-11» не является участником возникших правоотношений.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, тарифного дела, заслушав заключение прокурора Алешиной О.А., полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания № 98-э) и иных нормативных правовых актов.
Правоотношения субъектов электроэнергетики урегулированы таким образом, что потребители (покупатели) приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с её обращением, в том числе услуги по её передаче (пункт 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, пункты 69, 73 Основ ценообразования).
Услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов (статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ).
При этом организация экономических отношений в сфере электроэнергетики строится на принципах соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической и государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики (статья 6, пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которым корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат государственному регулированию.
В силу естественно – монопольной деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии (тарифы) устанавливается государством на очередной финансовый год путём принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения об установлении тарифа, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, пункт 63 Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике").
Тариф устанавливается по инициативе конкретной организации, осуществляющей поставку ресурса или оказывающей услуги по передаче таких ресурсов. При установлении тарифа учитываются расходы, которые планирует понести субъект естественно – монопольной деятельности и необходимая валовая выручка, планируемая к получению в результате расчетов с потребителями за поставленные ресурсы.
Таким образом, в тарифном решении, представляющем собой план экономической деятельности электросетевого хозяйства региона и включающем как котловой, так и индивидуальные тарифы, устанавливается баланс интересов всех электросетевых организаций, входящих в «котел», а также учитываются все объекты электросетевого хозяйства, планируемые к использованию сетевыми организациями региона в течение периода регулирования.
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п).
К полномочиям РЭК Омской области относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (подпункт 1 пункта 9 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п).
Согласно пункту 3 данного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка его опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области». Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии Правительство Российской Федерации постановлением от 27 декабря 2004 г. N 861 утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, которые определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
Согласно пункту 4 Правил потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, действующие в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии, для которых законодателем не предусматривается наличие признака владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии по сети предусматривает равные условия предоставления услуг потребителям, расположенным в одном регионе и принадлежащим к одной группе (категории), и равных тарифов (статья 424 Гражданского кодекса РФ, статьи 4, 6 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 3, 6, 42, 46-48 Правил № 861).
Исполнение принципа недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии по сети осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой потребитель услуг вступает в правоотношения с одной из сетевых организаций ("котлодержателем") вне зависимости от того, сколько сетевых организаций фактически задействовано в передаче электроэнергии до энергопринимающих устройств потребителя (пункт 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, пункты 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2).
В условиях котловой модели взаиморасчетов все потребители, относящиеся к одной группе, оплачивают котлодержателю услуги по передаче электроэнергии по единому (котловому) тарифу. За счет этого котлодержатель собирает необходимую валовую выручку сетевых организаций, входящих в «котёл», и впоследствии распределяет её между смежными сетевыми организациями посредством использования индивидуальных тарифов, установленных для пар смежных сетевых организаций, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций, в том числе собственную, для покрытия их производственных издержек и формирования прибыли. При модели "котел снизу" услуги оплачиваются сетевой организации, к которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, при модели "котел сверху" - одной из сетевых организаций, участвующих в котловой модели, определенной регулирующим органом (пункт 3 Основ ценообразования в сфере электроэнергетике, пункты 49, 52 Методических указаний от 06.08.2004 N 20-э/2, пункты 8, 34 - 42 Правил N 861).
Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом передачи (перетока) электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства, в связи с чем, наличие общей границы электрических сетей для установления индивидуального тарифа является обязательным.
Во исполнение закрепленных законодателем принципов государственного регулирования при утверждении тарифов для АО «Газпромнефть - ОНПЗ» на передачу электрической энергии потребителям, РЭК Омской области реализована котловая экономическая модель взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии "котел снизу" (Приказ ФСТ России от 31 июля 2007 № 138-э/6 "О внесении изменений и дополнений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2", Информационное письмо ФСТ России от 4 сентября 2007 № ЕЯ-5133/12 «О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии»).
В соответствии с указанной моделью АО «Газпромнефть - ОНПЗ», к сетям которого технологически присоединены закрепленные за ним 26 потребителей, а также ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы», которым оказывалась услуга по электроснабжению, определен как «держатель котла».
При этом между АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» и ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» 14 марта 2018 года был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии, в рамках которого сетевая организация - АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» обязалась оказывать потребителю - ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сетевой организации на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей, принадлежащих организации по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и ТСО на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а потребитель обязуется оплачивать услуги сетевой организации в установленном договором порядке. В целях обеспечения своих обязательств перед потребителем сетевая организация заключает договоры возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии с организацией по управлению единой национальной общероссийской электрической сетью и ТСО (т. 3 л.д. 11-19).
Оплата услуг по передаче электрической энергии производится в адрес сетевой организации АО «Газпромнефть - ОНПЗ», к сетям которой технологически присоединены потребители, по единому котловому тарифу и с соблюдением правил, по которым устанавливался тариф. В последующем получатель тарифной выручки от потребителя должен перераспределять ее вышестоящей сетевой организации ПАО «Россети Сибирь», исходя из установленных между ними индивидуальных тарифов.
Обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, которая рассчитывается из объема оказанных услуг по передаче электроэнергии и тарифа на эти услуги (пунктом 15 (1) Правил № 861).
Согласно положений подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования в области электроэнергетике, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями).
Согласно пункту 49 Методических указаний от 06.08.2004 N 20-э/2, абзацу 10 пункта 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока. В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Как следует из материалов дела, АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» осуществляет деятельность по переработке нефти, производству и реализации продукции нефтепереработки, химии и нефтехимии. Передача и распределение электрической энергии не является основным видом деятельности организации (том 1 л.д. 30-36, 37, 38-44).
Последний раз предприятие выходило на регулирование в 2019 году.
В 2020 году в РЭК Омской области от АО «Газпромнефть - ОНПЗ» поступило заявление с предложением об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Газпромнефть - ОНПЗ» потребителям на 2021 – 2025 годы с приложением соответствующих обосновывающих материалов, и впоследствии открыто тарифное дело 03-03/28 по результатам рассмотрения которого регулятором приняты, в том числе, индивидуальные тарифы.
Приложением № 1 к Приказу РЭК Омской области от 26 декабря 2014 года № 663/78 в редакции от 29 декабря 2020 года № 590/93 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россети» и АО «Газпромнефть - ОНПЗ» на 2021 год в следующем размере: на первое полугодие 2021 года - двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей – 2496962, 31 руб./МВт*мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 5266, 61 руб./МВт*мес., одноставочный тариф – 10,53322 руб./МВт*мес.; на второе полугодие 2021 года – двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей - 2403580,77 руб./МВт*мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 5331, 67 руб./МВт*мес., одноставочный тариф – 10,66333 руб./МВт*мес. Приложением № 4 установлена необходимая валовая выручка АО «Газпромнефть - ОНПЗ» как сетевой организации. Без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 1639,23 тыс. рублей. Приложением № 8 установлена необходимая валовая выручка АО «Газпромнефть - ОНПЗ» как сетевой организации, без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя – на 1 и 2 полугодие 2021 года в размере 16281, 42 тыс. рублей. В приложениях 5, 8, 10, 11 к протоколу заседания Правления РЭК Омской области от 29 декабря 2020 № 93 определены показатели, принятые на 2021 год по мощности, полезному отпуску при установлении необходимой валовой выручки для применения единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
Так, в мощности АО «Газпромнефть - ОНПЗ» по «котлу», равной 14, 207 МВт для 1 и 2 полугодия 2021 года, учтена мощность ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы», равная 12, 414 МВт для 1 и 2 полугодия 2021 года (11,038МВт – поСН1, 1,376 МВт – по СН2).
Полезный отпуск АО «Газпромнефть - ОНПЗ» по «котлу» на 2021 год составил 116, 215 млн. кВт*ч (59, 572 млн. кВт*ч – на первое полугодие 2021 года, 56 643 млн кВт*ч – на второе полугодие 2021 года). В полезном отпуске АО «Газпромнефть - ОНПЗ» по «котлу» учтен полезный отпуск ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» в размере 106, 356 млн. кВт*ч (94,565 млн. кВт*ч – для поступающей электроэнергии по СН1 и 11,791 млн кВт*ч – по СН2).
При этом регулятором принята схема расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в которой АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» в отношении прочих потребителей на территории предприятия, в том числе для ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» выступает в качестве территориальной сетевой организации – «котлодержателя», что следует из экспертного заключения по рассмотрению дела № 03-03 Региональной энергетической комиссии Омской области по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2021 год (т.2 л.д.1-35).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что регулятором необоснованно в состав показателей по мощности и полезному отпуску при установлении необходимой валовой выручки АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» с целью применения единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии в «котел» АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» включены мощность и полезный отпуск ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы». Оплата единого (котлового) тарифа не должна осуществляться монопотребителем – ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» при отсутствии фактического использования объектов электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации – ПАО «Россети Сибирь» для передачи электроэнергии монопотребителю - ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы». Полагают, что вместо учтенных регулятором при установлении тарифа показателей мощности и объемов полезного отпуска АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» должны быть приняты мощность 1, 93 МВт и полезный отпуск электроэнергии 5, 485 млн. кВт*ч в первом полугодии 2021 года и 5, 223 млн кВт*ч – во втором полугодии 2021 года.
Суд не может согласиться с позицией административного истца и полагает, что регулятором обоснованно в состав показателей по мощности и полезному отпуску при установлении необходимой валовой выручки АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» включены мощность и полезный отпуск ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 861 сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Технологическое присоединение представляет собой вспомогательное техническое действие, направленное на реализацию права потребителя электрической энергии на доступ к сети, определение места исполнения обязательств по договорам, оформляющим процесс продажи электрической энергии. Осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, может быть осуществлено как непосредственно, путем прямого присоединения энергопринимающих устройств заявителя к сетям сетевой организации, так и опосредованно - через объекты третьих лиц (пункт 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пункт 6 Правил N 861).
Исходя из изложенного, АО «Газпромнефть - ОНПЗ» на период регулирования, в том числе для ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы», обоснованно определено в качестве территориальной сетевой организации – «котлодержателя», поскольку владеет на праве собственности на срок не менее очередного расчетного периода регулирования используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Омской области объектами электросетевого хозяйства (силовыми трансформаторами, суммарная установленная мощность которых составляет 603, 990 МВА, что не менее 10 МВА требуемых законодательством, линиями электропередачи (воздушными и кабельными) на уровнях напряжения ВН, СНI, СНII и НН, что составляет не менее 2 уровней напряжения и длиной более 15 км, требуемых законодательством, выделенным абонентским номером для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, официальным сайтом в сети «Интернет»), и на 2021 год включено в перечень территориальных сетевых организаций «котлодержателей».
Пункт 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг для квалификации технологического присоединения как опосредованного предусматривает следующую субъектную связь: потребитель – производитель (или иные лица) – сетевая организация, то есть потребитель, чьи энергопринимающие устройства непосредственно присоединены к объектам генерации производителя электрической энергии, будет опосредованно присоединен к сетям той сетевой организации, к которой присоединен производитель.
При опосредованном технологическом присоединении между потребителем и сетевой организацией взаимные границы отсутствуют, и точкой поставки является точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объекту электросетевого хозяйства, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
По настоящему делу такими объектами являются распределительные устройства ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4.
В соответствии с актами разграничения границ балансовой принадлежности между ПАО «Россети Сибирь» и АО «ТГК-11» и между АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» и АО «ТГК-11» (том 1 л.д.96-128, том 2 л.д.56-74), электроустановки АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» имеют опосредованное технологическое присоединение к сетям ПАО «Россети Сибирь» на уровне напряжения 110 кВ через электроустановки производителя электрической энергии – ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 АО «ТГК-11».
Таким образом, ПАО «Россети Сибирь» и АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» являются по отношению друг к другу смежными сетевыми организациями, объекты электросетевого хозяйства которых имеют опосредованное присоединение через энергетические установки производителей электрической энергии, и ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время ПАО «Россети Сибирь») на основании заключенного с АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» договора (том 3 л.д.42-59) оказывает услуги по передаче электрической энергии по точкам поставки 6, 35 кВ опосредованно через сети АО «ТГК-11». Оплату указанных услуг АО «Газпромнефть-ОНПЗ» производит по оспариваемому индивидуальному тарифу.
Согласно пункту 15 (4) Правил № 861 для потребителя услуг (потребителей услуг, входящих в одну группу лиц и (или) владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса), объем оказываемых услуг по передаче электрической энергии которому является преимущественным для территориальной сетевой организации, соответствующей установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя (покупателя, действующего в интересах такого потребителя), стоимость услуги по передаче электрической энергии определяется и оплачивается исходя из объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с пунктом 15(1) настоящих Правил, цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии прочих сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю. В случае если прочими сетевыми организациями, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю, являются в том числе территориальные сетевые организации, оплата оказываемых ими услуг осуществляется по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
На основании изложенного, учитывая, что энергопринимающими устройствами АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» является сетевое оборудование, участвующее в передаче электрической энергии потребителю ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы», при передаче электрической энергии данному потребителю опосредованно используются сети иных территориальных сетевых организаций Омской области, в том числе ПАО «Россети Сибирь», в связи с чем ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» должно осуществлять оплату услуг АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» по передаче электрической энергии по двум тарифам (единому котловому тарифу и индивидуальному, установленному для монопотребителя):
-цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя,
-цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии прочих сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю.
Критерии отнесения территориальных сетевых организаций к моносетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя установлены Приложением № 3 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178.
АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» установленным критериям соответствует и по плановым техническим параметрам относится к моносетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя – ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы», поскольку плановый полезный отпуск ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» составил 90, 85 % от общего полезного отпуска электрической энергии потребителям, что более 80% и 86, 55% - от суммарной максимальной мощности всех энергопринимающих устройств объектов потребителей, технологически присоединенных к сетям к сетям АО «Газпромнефть – Омский НПЗ», что также более 80 %.
В соответствии с положениями статьи 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, для моносетевой организации утверждается свой тариф на услуги по передаче электрической энергии с указанием соответствующего наименования потребителя.
Как следует из приложений 1-7 к протоколу заседания правления РЭК Омской области от 29 декабря 2020 № 93 (далее по тексту - протокол от 29 декабря 2020 № 93), такой тариф определяется исходя из затрат сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, распределенных пропорционально объему электрической энергии (мощности) по диапазонам напряжения АО «Газпромнефть – ОНПЗ», передаваемой указанной организацией потребителю (том 1 л.д. 205-211).
В приложении № 8 к выписке из протокола заседания правления РЭК Омской области от 29 декабря 2020 № 93 отражено распределение необходимой валовой выручки АО «Газпромнефть – Омский НПЗ», отнесенной на оказание услуг по передаче электрической энергии, для расчета тарифа конкретного потребителя - ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» и для включения в расчет единых (котловых) тарифов (том 1 л.д. 212-213).
Объемы полезного отпуска отражены для определения базы распределения расходов.
Котловая модель, сформированная на 2021 год, в части АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» определена приложением № 10, 11 к Выписке из протокола № 93, где также отражены объемы котлового полезного отпуска (первое полугодие 2021 года – 59, 572, второе полугодие 2021 года – 56, 643) и мощность АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» по «котлу» (первое полугодие 2021 года – 14, 207, второе полугодие 2021 года – 14, 207) (том 1 л.д. 215-216).
Принятый РЭК Омской области котловой баланс электрической энергии и мощности отражены в пункте 4.5.3 экспертного заключения РЭК Омской области по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» на 2021 год, где в таблице № 10 подробно расписана структура котлового полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей АО «Газпромнефть – Омский НПЗ», в соответствии с которой ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» включено в котловой баланс (том 2 л.д. 7-8).
При этом котловой полезный отпуск формируется следующим образом: от стоимости покупки энергосбытовыми компаниями электрической энергии отнимаются потери в сетях сетевых организаций, потребление потребителей, подключенных к сетям ПАО «ФСК ЕЭС» и источникам генерации.
Поскольку потребитель ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» не относится к потребителям, присоединенным к сетям ПАО «ФСК ЕЭС» и источникам генерации, его потребление должно быть включено в котловой полезный отпуск.
Таким образом, обоснована позиция регулятора, заключающаяся в том, что, поскольку АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» является моносетевой организацией, оказывающей услуги преимущественно ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы», объем полезного отпуска данного потребителя - ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы», в соответствии с пунктом 15 (4) Правил № 861 и в ситуации наличия опосредованного присоединения сетей АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» к сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» - Омскэнерго», подлежит включению в котловой полезный отпуск.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено опосредованное технологическое присоединение между ПАО «Россети Сибирь» и АО «Газпромнефть – Омский НПЗ», учитывая, что АО «Газпромнефть – Омский НПЗ», как моносетевая организация по отношению к ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» и смежная сетевая организация в отношении ПАО «Россети Сибирь», собственного источника электроэнергии не имеет и присоединено к сетям ПАО «Россети Сибирь» (ранее ПАО «МРСК - Сибири») через энергетические установки производителя электрической энергии Омских ТЭЦ-3 и ТЭЦ -4, принадлежащие АО «Территориальная генерирующая компания № 11», в последующем отпуская электроэнергию ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы».
При расчете индивидуальных тарифов в решении регулятора плановая величина полезного отпуска электрической энергии АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» по «котлу» на 2021 год определена с учётом сальдо – перетока на уровне 10, 708 млн. кВт.ч. (том 1 л.д. 212-213).
При этом факт наличия перетоков из сетей филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» и сетей ПАО «ФСК ЕЭС» установлен и подтверждается имеющимися актами ПЭ-1 о составлении баланса электроэнергии (том 3 л.д. 83-226).
Доводы стороны административного истца о том, что АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» не является котлодержателем для монопотребителя ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы», и данная моносеть должна быть исключена из котловой модели взаиморасчетов, а также относительно того, что ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» должно вне рамок котловой модели заключить самостоятельный договор с ПАО «Россети Сибирь», в соответствии с которым производить расчеты непосредственно последнему, по мнению суда являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об электроэнергетике» электроэнергетическая система представляет собой совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. При опосредованном технологическом присоединении ключевое значение имеет техническая составляющая, то есть единый технологический процесс электроснабжения, который физически трансформироваться не может.
Позиция представителей административного истца о том, что ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» может производить оплату электроэнергии напрямую ПАО «Россети Сибирь» ошибочна, поскольку названный потребитель через единый котловой тариф оплачивает услугу сетевых организаций, тогда как между ПАО «Россети Сибирь» и ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» не может производиться самостоятельных расчетов, поскольку ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» не является сетевой организацией, и индивидуальный тариф между указанными организациями не может быть принят. При этом, как установлено судом, ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» иного источника и оборудования, способных обеспечить его необходимым ресурсом, не имеет, расходов на содержание и эксплуатацию электрооборудования не несёт, поскольку регулируемой деятельности не осуществляет. Бремя оплаты расходов по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования, участвующего в передаче электрической энергии потребителям возложено регулятором при установлении тарифа на «котлодержателя» - АО «Газпромнефть-Омский НПЗ».
Из протокола заседания правления РЭК Омской области от 29 декабря 2020 года № 93 (том 1 л.д.75-95) следует, что при применении единых (котловых) тарифов согласно приложениям № 10 и 11 к протоколу по данному вопросу, выручка составит 111 441,17 тыс.руб., из них на 1 полугодие 56 787,13 тыс.руб, на 2 полугодие – 56 654,04 тыс.руб. Доходы, составляющие 111 441,17 тыс.рублей обеспечивают возмещение расходов на содержание электрических сетей и оплату потерь для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в размере 1 649,41 тыс.руб. Избыток средств в сумме 109 791,76 тыс.руб. подлежит возмещению филиалу ПАО «Россети Сибирь» -«Омскэнерго» за объемы энергии и мощности, указанные в приложениях № 10,11 к протоколу по данному вопросу.
Изложенное опровергает доводы административного истца о том, что индивидуальный тариф для пары сетевых организаций - АО «ГПН-ОНПЗ» и ПАО «Россети - Сибирь» не обеспечивает необходимую выручку для АО «ГПН-ОНПЗ» и приводит к фактической невозможности оплатить услуги по передаче электрической энергии, оказанные ПАО «Россети Сибирь».
Тот факт, что объем мощности, предусмотренный договором между указанными лицами составляет меньшую величину, чем принято РЭК Омской области при установлении тарифа, исходя из того, что тарифы устанавливаются с учетом планируемых показателей деятельности, также не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
При установленных обстоятельствах, ссылка представителя административного истца в обоснование своей позиции на судебную практику, сложившуюся по делам, рассмотренным Арбитражными судами, по спорам между сетевыми организациями и потребителями о взыскании платы за услуги, на выводы суда повлиять не может, поскольку нормы права применяются судом к конкретным фактическим обстоятельствам, установленным в рамках настоящего спора.
Также судом не могут быть приняты во внимание выводы представленных стороной административного истца экспертных заключений ООО «МЭКОМ» от 28 июня 2021 года и от 6 июля 2021 года (т.2 л.д.193-247, т.4 л.д.25-60) ввиду того, что расчет произведен экспертами, основываясь на обстоятельствах отсутствия перетоков электрической энергии, вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела факт достаточности генерации электрической энергии только со стороны ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 АО «Территориальная генерирующая компания № 11» для полного обеспечения потребностей потребителей не доказан, и опровергается актами формы ПЭ-1 о составлении баланса электроэнергии на ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, из которых следует, что имеет место не только выработка электроэнергии генераторами ТЭЦ (п.1), но и поступление активной энергии по связям от ОАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «Россети Сибирь» (т.2 л.д.119-161).
На основании изложенного, учитывая схему технологического присоединения сетей, а также установленную РЭК Омской области модель тарифного регулирования, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемый приказ является законным и обоснованным, принят РЭК Омской области в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренных законом порядке и форме, надлежащим образом опубликован. Положения оспариваемого административным истцом приказа не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление акционерного общества «Газпромнефть-Омский НПЗ» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующими индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморачетов между парой сетевых организаций – ПАО «Россети Сибирь» и АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 1 и 2 полугодия 2021 года, установленные Приложением № 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года № 663/78 «Об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области» в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года № 590/93 «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года № 663/78» оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Кондратенко
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2021 года.