Дело № 2-420/2013
мотивированное решение составлено 02.07.2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2013 года
г. Оленегорск
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Патрушева А.В.
при секретаре Морозовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуленко Е.А. к Федеральному бюджетному учреждению – Войсковая часть 26302 в лице филиала – войсковая часть 16605 о возложении обязанности установить, начислить и выплатить надбавку за сложность, напряжённость и особый режим работы,
установил:
Гуленко Е.А. обратился в суд с иском к ответчику Федеральному бюджетному учреждению Войсковая часть 26302 в лице филиала – войсковая часть 16605 (далее войсковая часть 16605) об установлении обязанности установить, начислить и выплатить надбавку за сложность, напряжённость и особый режим работы, указав в обоснование иска, что он с ДД.ММ.ГГГГ года работает в войсковой части 16605 в должности <данные изъяты>. На основании заключенного с ним трудового договора является работником пожарной команды в войсковой части 16605. Согласно условиям трудового договора он имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы, районного коэффициента к заработной плате, на выплату процентных надбавок к заработной плате, иные права, предоставленные работникам трудовым законодательством. Пунктами 8,9 трудового договора предусмотрено, что его заработная плата состоит из оклада и дополнительных компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных законодательством РФ, приказами Минобороны РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами. Пожарная команда войсковой части 16605 относится к ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил РФ, а он к гражданскому персоналу войсковой части и является государственным служащими. Режим условий труда коллектива пожарной команды отличается от нормальных, это связано с несением круглосуточного дежурства, а также с опасными производственными факторами и особыми условиями работы. Однако, ему, в нарушение положений статьи 149 Трудового кодекса РФ, ответчиком не установлена, не начисляется и не выплачивается выплата за сложность, напряженность и особый режим работы.
В связи с тем, что не установлены конкретные размеры выплат за сложность, напряженность и особый режим, учитывая принцип равенства прав и возможностей работников, установленный трудовым законодательством, считает необходимым применить принцип аналогии закона. Поскольку пожарная команда войсковой части 16605 исполняет задачи и выполняет обязанности такие же и в тех же объемах, что и работники ФПС, работники ГПС Мурманской области, считают, что работодатель должен им установить ежемесячную надбавку в соответствии положениями Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», и Положения о денежном довольствии сотрудников федеральной противопожарной службы (приложение № 1 к Приказу МЧС РФ от 07.04.2011 № 168 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников федеральной противопожарной службы», в размере 120% должностного оклада.
Так как надбавка не выплачивалась весть период работы у ответчика, и ответчик в добровольном порядке отказался установить указанную выплату, то надбавка должна быть взыскана за весь период работы.
Просит обязать ФБУ – Войсковая часть 26602 в лице филиала – войсковая часть 16605 установить, начислить и выплатить надбавку за сложность, напряжённость и особый режим работы за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года из расчёта 120% должностного оклада в сумме ... рублей ... копеек.
В судебном заседании истец Гуленко Е.А. исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что работа пожарного связана с экстремальными факторами, их подразделение предназначено для борьбы с чрезвычайными ситуациями, они имеют особый режим работы – суточное дежурство. Считает, что выплаты по итогам года носят стимулирующий характер. К их спору должна быть применена аналогия закона, т.к. ответчиком не установлена, и не начисляется и не выплачивается выплата за сложность, напряженность и особый режим работы, в связи, с чем считает, что ему положены данные выплаты в размере 120%. Кроме этого, компенсационные выплаты должны производится в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ №822. Данная выплата прописана также и в его трудовом договоре пункте 8, согласно которому его заработная плата состоит из оклада и дополнительных компенсационных и стимулирующих выплат предусмотренных законодательством РФ, приказами Министра обороны РФ, коллективным договором и локальными нормативным актами. Просит обязать ответчика установить, начислить и выплачивать надбавку за сложность и, напряженность и особый режим работы в размере 120%, произвести перерасчет заработной платы и выплатить с учетом этого за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ... рублей ... копеек.
Представитель ответчика войсковая часть 16605 Лагутин К.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в иске отказать, пояснив, что истец ссылается на нормативную базу, которая не относится к Министерству обороны, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных установлены гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах ракетно-артиллерийского вооружения, водителям боевых и специальных машин отдельных войсковых частей, за счёт и в пределах бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Их часть к данному перечню не относится. Кроме этого, истцу выплачиваются компенсационные надбавки, которые прямо указаны в трудовом кодексе. Аттестация рабочего места в части не проводилась, коллективного договора нет. Считает, что в данном случае аналогия закона применена быть не может.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ года по ходатайству представителя ответчика к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Федеральное бюджетное учреждение – Войсковая часть 26302 (далее ФБУ – Войсковая часть 26302) и Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области (далее УФО МО РФ).
Ответчик ФБУ – Войсковая часть 26302 извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил письменные возражения по иску, в которых исковые требования не признал в полном объёме, просил в иске отказать, указав, что материальное стимулирование в виде надбавки не носит обязательный характер и не является гарантированной выплатной, осуществляется за счёт высвободившихся в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств. Кроме того, считают, что аналогия закона в данном случае не применима.
Ответчик УФО МО РФ извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме, указав, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, в том числе и работников пожарной команды войсковой части 16605 у соответствующего работодателя определена приказом Министерства обороны Российской Федерации от 10.11.2008 № 555 (ред. от 29.04.2011, с изм. от 15.10.2012) «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583». Заработная плата, определённая трудовым договором, выплачивается в срок и в полном объёме. Пунктами 66-69 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации» (Приложение № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 № 555) определена выплата, а не надбавка стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы, которая производится за счёт средств экономии фонда оплаты труда при наличии лимитов бюджетных обязательств. Данная стимулирующая выплата не является составной частью заработной платы и осуществляется только при наличии экономии фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств на данные выплаты. Лимиты бюджетных обязательств на данные выплаты не выделялись. Кроме того, всем работникам воинских частей устанавливаются дополнительные льготы и преимущества в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 2010 года № 1010, указаниями Министра обороны Российской Федерации. Просили о рассмотрении дела без участия представителя УФО МО РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном Трудовым кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 ТК РФ, на работников таких организаций распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 437-О указано, что где предусмотрена военная служба, к особой категории работников, на которых трудовое законодательство распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, для них устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ст. 349 ТК РФ).
Таким образом, отношения по труду названных в ст. 349 лиц являются трудовыми отношениями и регулируются трудовым правом, однако нормы об особенностях регулирования трудовых отношений этих работников могут устанавливаться только актами федерального уровня.
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный и эффективный труд.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 введена с 01.12.2008 новая система оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки. В Вооруженных Силах Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 № 555 утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации... а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу п. 12 Положения (Приложение № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 № 555), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 66-69 вышеуказанного Приказа Министра обороны Российской Федерации всем работникам, которые трудятся в воинских частях, бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации и не имеют дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, не допустили нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил Российской Федерации и отраженные в актах ревизий (проверок), из фонда экономии заработной платы устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы и выплата производится по результатам работы за месяц, квартал, год.
Как установлено в вышеназванном Приказе, эти стимулирующие выплаты осуществляются в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лиц гражданского персонала.
Экономия средств, в пределах которой может осуществляться премирование, исчисляется как разница между плановым фондом оплаты труда на соответствующий квартал и фактическими выплатами, произведенными за этот же период, с учетом свободных остатков средств (включая наличность в кассах) после осуществления всех полагающихся выплат. Истребовать на дополнительные выплаты средства сверх установленных лимитов нельзя. Распределение этой экономии централизовано и производится от Министерства обороны Российской Федерации до командующих объединениями, командирами соединений, которые осуществляют это для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Экономия фонда оплаты труда гражданского персонала формируется, во-первых, в самой воинской части за счёт вакантных должностей, временной нетрудоспособности работников и прочих экономий в течение года и рассчитывается по требованию командира воинской части, а в дальнейшем по его же Приказу за счёт этой экономии и производятся стимулирующие выплаты гражданскому персоналу, во-вторых, за счёт экономии бюджета по выделенному фонду оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями (т.е. за счёт сокращения численности гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации) и распределяется в объединения, соединения и воинские части по решению указанных в Приказе воинских должностных лиц.
Согласно п. 2 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 822 (ред. от 17.09.2010) «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях» выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению № 1.
Судом установлено, что истец является гражданским персоналом войсковой части 16605 и работает с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором, заключенным между сторонами. Ответчиком ему выплачивается заработная плата с учётом районного коэффициента и полярных надбавок, которая состоит из должностного оклада, надбавки за выслугу лет 15%, ежемесячной премии 25%, компенсационных выплат за работу в праздничные и выходные дни, в ночное время. Кроме того истцу за ДД.ММ.ГГГГ год сверх заработной платы были начислены и выплачены стимулирующие выплаты.
Статья 149 ТК РФ, на которую ссылается истец, возлагает на работодателя обязанность производить выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, если такие выплаты предусмотрены законодательством, локальными актами или трудовыми договорами. Данная норма не содержит требования о выплате надбавки, а содержит в себе отсылочную норму. Ответчиком осуществлялись выплаты компенсации, обязанность по выплате надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы законодательством не установлена и она могла быть выплачена только в дополнение к компенсации только в случае, если это было предусмотрено трудовым договором или локальным актом организации. В данном случае ответчиком не выплачивались компенсации за сложность, напряженность и особый режим условий, т.к. ни трудовым договором, ни локальными актами данная надбавка не установлена, а п. 8 договора носит общий характер.
Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает правил для расчета компенсационных выплат, а предоставляет право работодателю установить их в своих локальных актах.
Суд не принимает доводы истца о том, что раз он выполняет задачи и обязанности такие же и в том же объеме, что и работники ФПС, работники ГПС Мурманской области, то необходимо применить п. 8 ст.1 Федерального закона от 30.06.2007г. № 78-ФЗ «О денежном довольствие сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти…» или п.22 Положения о денежном довольствие сотрудников противопожарной службы, в которых отражено что сотрудникам выплачиваются ежемесячные надбавки за сложность и напряженность в размере до 120%.
Статьей 219 ТК РФ не установлена обязательность осуществления каких-либо выплат или их размеров. Данной статьей закреплено право работника на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Одновременно ст. 219 ТК РФ оговорено, что размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Минздравсоцразвития России Приказами от 29.12.2007 N 818 и N 822 утвердило Перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, а также дало соответствующие разъяснения по порядку их установления.
Противоречия в применении норм о компенсациях работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут разрешиться только после принятия Минздравсоцразвития России комплекса нормативных правовых актов во исполнение Постановления Правительства N 870, учитывающих интересы работников и работодателей.
В соответствии с Разъяснением о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях (приложение N 2 к упомянутому Приказу Минздравсоцразвития РФ N 822) выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
При этом работодатели принимают меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, названным выше Перечнем видов выплат компенсационного характера.
Как установлено в судебном заседании аттестация рабочего места истца не проведена, в связи, с чем ссылка истца на приказ Минздравсоцразвития №822 не может распространяться в полной мере, так как данный приказ носит рекомендательный характер и применении только после проведения аттестации рабочего места.
В приложении N 3 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала Приказа Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555 включен Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. К данному перечню включены работы по тушению пожаров только в изолирующих аппаратах, что не относится к работе истца. Кроме этого, отдельными приказами Министра обороны РФ пожарным были установлены дополнительные выплаты за сложность и напряженность, однако работа истца в воинской части 16605 к ним не относится.
Таким образом, основным нормативным правовым актом при введении новых систем оплаты труда в Вооруженных Силах Российской Федерации является Положение о системе оплаты труда гражданского персонала, утвержденное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555. На основании данного Положения в каждом учреждении, воинской части, иной организации Министерства обороны Российской Федерации должно быть разработано свое положение, в котором определяется порядок формирования фонда оплаты труда работников за счет средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, устанавливается размер окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, данного коллективного соглашения разработано не было. Следовательно, суд не может принять доводы истца о применении аналогии закона с целью установления истцу надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы, т.к. при рассмотрении споров о выплате надбавок суд руководствуется, в силу прямого указания ст. 135 ТК РФ локальными актами работодателя и нормами коллективного договора. Хотя безусловным является факт близкого соприкосновения сфер правового регулирования двух смежных отраслей права: трудового и гражданского. Однако если ст. 6 ГК РФ предусматривается применение аналогии права и аналогии закона, то ТК РФ не устанавливает подобного правила. Тем более что конкретная норма права, а именно положения ст. 149 ТК РФ не дает оснований для ее расширительного толкования, т.к. выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Гуленко Е.А. к Федеральному бюджетному учреждению – Войсковая часть 26302 в лице филиала – Войсковая часть 16605 о возложении обязанности установить, начислить и выплатить надбавку за сложность, напряжённость и особый режим работы отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
А.В. Патрушев