НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) от 23.10.2023 № 2А-6635/2023

Дело №2а-6635/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2023 года город Уфа

Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Дилявировой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Башировой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то обстоятельство, что ФИО1 являясь плательщиком налога на доходы физических лиц, полученных в соответствии со статьей 228 НК РФ своевременно обязанность по уплате налога на доходы физических лиц, полученных в соответствии со статьей 228 НК РФ не исполнила. Требования, направленные в адрес ФИО1 оставлены без исполнения. В связи с неуплатой налога истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Вынесенный 29.03.2021 года судебный приказ определением мирового судьи от 15.05.2023 года был отменен, в связи с чем административный истец был вынужден обратиться в суд в порядке искового производства.

Просит суд восстановить срок на подачу административного иска, взыскать с ФИО1 налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2017 год в размере 136353,55 рублей, пени в размере 256,37 рублей, на общую сумму 136 609,92 рублей.

Представитель административного истца, административный ответчик, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

В соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ(http://oktiabrsky.bkr.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении копии определения о подготовке дела к судебному разбирательству с указанием всех реквизитов суда, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации. Указанная обязанность также предусмотрена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, являются налоговыми агентами.

Исходя из положений пунктов 4 и 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации на налогового агента возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, а при невозможности удержания сумм налога не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, ООО «Ягуар Ленд Ровер» в налоговый орган по месту своего учета представлена справка о доходах физического лица 2-НДФЛ за 2017 год, согласно которой ФИО1 получен облагаемый по ставке 13% доход в размере 1 070 800,00 рублей (код дохода «4800»), сумма НДФЛ, исчисленная и не удержанная налоговым агентом, составила 139 204,00 руб.

Административный истец направил в адрес ответчика налоговое уведомление №84358902 от 20.10.2020 года о необходимости уплаты налога с дохода полученного в ООО «Ягуар Ленд Ровер» в 2017 году размере 139 204,00 рублей.

В связи с несвоевременной оплатой налогов налогоплательщиком, в адрес административного ответчика направлены требование №95658 от 10.12.2020 года об уплате налога на доходы физических лиц, полученных в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 139204,00 рублей, пени в размере 157,76 рублей, сроком уплаты 26.01.2021 г; требование №10893 от 15.12.2020 года об уплате пени по налогу на доходы физических лиц, полученных в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 98,610 рублей, пени по транспортному налогу в размере 28,32 рублей и 1436,63 рублей сроком уплаты 02.02.2021 г;

Требования в добровольном порядке ответчик не исполнил.

29.03.2021 года мировым судьей судебного участка № 8 по Октябрьскому району г. Уфы РБ по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2017 год в размере 136353,55 рублей, пени в размере 256,37 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1464,95 рублей, госпошлины в размере 2009,25 рублей.

Определением того же мирового судьи от 26.04.2021 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений относительно порядка его исполнения.

С настоящим исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 04.09.2023 года.

Рассматривая заявленные требования, суд полагает, что административным истцом не соблюдены установленные пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налогового органа в суд с иском о взыскании налога (сбора, пени).

Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 822-0, нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Исходя из приведенных положений закона, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.

В соответствии с ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, законодатель установил предельный совокупный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании неисполненного налогового обязательства.

Из административного иска следует, что ООО «Ягуар Ленд Ровер» предоставило налоговому органу по месту своего учета сведения по форме 2-НДФЛ за 2017 год 27.02.2018 г.

Из указанного следует и не представлено иного, что сведения о невозможности удержать налог налоговым агентом были предоставлены в налоговый орган своевременно.

Из содержания пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что инспекцией налоговое уведомление ФИО1 должно было быть направлено не позднее 1.12.2018 г.

При этом согласно сведениям из личного кабинета налогоплательщика Межрайонной ИФНС России № 4 по РБ в адрес ФИО1 налоговое уведомление №84358902 от 20.10.2020 года об уплате налога на доходы физических лиц не удержанного налоговым агентом, за 2017 год в размере 139 204,00 руб. со сроком уплаты не позднее 01.12.2020 г. было направлено лишь 20.10.2020 г., что следует из

Требование налогового органа за №95658 от 10.12.2020 г. об уплате налога на доходы, полученные в соответствии со статьей 228 НК РФ направлено 10.12.2020.

Таким образом, расчет налога и последующее направление требования об его уплате 10.12.2020 года произведены с нарушением срока.

Нарушение сроков направления налогового уведомления и требования об уплате налога повлекло за собой и нарушения административным истцом совокупного предельного срока для принудительного взыскания суммы неисполненного налогового обязательства.

Само по себе нарушение срока направления требования не влечет за собой изменения предельного срока на принудительное взыскание задолженности. В таком случае предельные сроки для принудительного взыскания неисполненного налогового обязательства исчисляются с момента, когда инспекция должна была выставить требование исходя из ст. 70 НК РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 822-0, нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Таким образом, налоговым органом пропущен совокупный предельный срок для принудительного взыскания в судебном порядке неисполненного налогового обязательства как исходя из так из даты, когда он должен был выставить требование в соответствии с правовыми положениями налогового законодательства.

То обстоятельство, что, налоговый агент направил справку 2 НДФЛ в МИФНС России №43 по г. Москва по месту своего учета, которой идентификация физического лица произведена лишь в 2019 году и справка формы 2-НДФД выгружена в МИФНС России №2 по РБ лишь 15.11.2019 г. не свидетельствует о продлении установленного НК РФ совокупного предельного срока для обращения в суд за принудительным взысканием налога.

Действующее законодательство устанавливает указанные выше пресекательные сроки с целью недопущения нарушения прав налогоплательщиков, когда направляя требование об уплате налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, налоговый орган незаконно «отодвигает» на будущее период, в течение которого может инициировать взыскание задолженности в судебном порядке, поскольку срок вынесения соответствующих решений и обращения в суд исчисляется с момента истечения срока, указанного в требовании.

При таких обстоятельствах достаточных оснований для удовлетворения требований о взыскании заявленной административным истцом с ФИО1 недоимки по налогу по налогу на доходы физических лиц за 2017 года не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2017 год в размере 136353,55 рублей, пени в размере 256,37 рублей, на общую сумму 136 609,92 рублей - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья подпись Н.А. Дилявирова

Мотивированное решение составлено 23 октября 2023 года.