Дело №2а-3404/2023
68RS0001-01-2023-004166-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2023 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе судьи Тютюкина С.В., при секретаре Пантелеевой Ж.И.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявления Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области к ФИО1 о взыскании задолженности в виде штрафа за не предоставление в установленный срок налоговой декларации в 2014, 2015, 2016 годах,
УСТАНОВИЛ:
15.08.2023 года УФНС России по Тамбовской области обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности в виде штрафа за не предоставление в установленный срок налоговой декларации в 2014, 2015, 2016 годах.
В обосновании административных исковых требований указало, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 20.02.2007 года по 17.08.2016 года.
В соответствии со ст. 346.14 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком выбран объект налогообложения - доходы (в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН)).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ но итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган но месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действовавшей в соответствующем периоде).
Ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета установлена п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Срок предоставления налоговой декларации по УСН за 2014 год - не позднее 30.04.2015 года.
В нарушение пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ, ФИО1 представила первичную налоговую декларацию по УСН за 2014 год с суммой налога к уплате равной 0.00 руб. 02.10.2017 года, при установленном сроке представления не позднее 30.04.2015 года.
Просрочка представления налоговой декларации по УСН за 2014 год составляет с 01.05.2015 года по 02.10.2017 года, т.е. тридцать полных месяцев.
В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по УСН за 2014 год, представленной ФИО1 По результатам проведенной проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.03.2018 года № 21400 по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, начислен штраф в размере 1 000 руб.
Срок предоставления налоговой декларации по УСН за 2015 год - не позднее 30.04.2016 года.
В соответствии с п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Срок представления декларации по УСН за 2015 год не позднее 02.05.2016 года.
В нарушение пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ, ФИО1 представила первичную налоговую декларацию по УСН за 2015 год с суммой налога к уплате равной 0.00 руб. 02.10.2017 года, при установленном сроке представления не позднее 02.05.2016 года.
Просрочка представления налоговой декларации по УСН за 2015 год составляет с 03.05.2016 года по 02.10.2017 года, т.е. семнадцать полных месяцев.
В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по УСН за 2015 год, представленной ФИО1 По результатам проведенной проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.03.2018 года № 21402 по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, начислен штраф в размере 1 000 руб.
Срок предоставления налоговой декларации по УСН за 2016 год - не позднее 30.04.2017 года.
В соответствии с п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Срок представления декларации по УСН за 2016 год не позднее 02.05.2017 года.
В нарушение пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ, ФИО1 представила первичную налоговую декларацию по УСН за 2016 год с суммой налога к уплате равной 0.00 руб. 02.10.2017 года, при установленном сроке представления не позднее 02.05.2017 года.
Просрочка представления налоговой декларации по УСН за 2016 год составляет с 03.05.2017 года по 02.10.2017 года, т.е. пять полных месяцев.
В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по УСН за 2016 год, представленной ФИО1 По результатам проведенной проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.03.2018 года № 21403 по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, начислен штраф в размере 1 000 руб.
Всего сумма штрафа за несвоевременное предоставление декларации по УСН за 2014, 2015, 2016 годы 3 000 рублей.
В связи с тем, что сумма штрафов административным ответчиком не уплачена в установленный срок, налоговым органом на основании ст. 69-70 НК РФ в адрес ФИО1 направленны требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 10.05.2020 года № 2969, от 10.05.2018 года № 2970, от 10.05.2018 года № 2971.
До настоящего времени требования в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены.
13.03.2023 года мировым судьей судебного участка № 5 Октябрьского района г. Тамбова было вынесено определение об отказе в принятии заявления УФНС России по Тамбовской области о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 указанной выше задолженности, поскольку требование о взыскании задолженности не является бесспорным.
В связи с изложенным административный истец просит суд взыскать с ФИО1 задолженность в сумме 3 000 руб.:
- по штрафу за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2014 год в сумме 1000 рублей;
- по штрафу за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2015 год в сумме 1000 рублей;
- по штрафу за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2016 год в сумме 1000 рублей.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца - заместитель руководителя УФНС России по Тамбовской области ФИО2, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не прибыл, в заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя Управления.
В предварительное судебное заседание административный ответчик ФИО1., не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 346.11 НК РФ упрощённая система налогообложения индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощённой системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 20.02.2007 года по 17.08.2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ но итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган но месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действовавшей в соответствующем периоде).
В соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Срок предоставления налоговой декларации по УСН за 2014 год - не позднее 30.04.2015 года.
В нарушение пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ, ФИО1 представила первичную налоговую декларацию по УСН за 2014 год с суммой налога к уплате равной 0.00 руб. 02.10.2017 года, при установленном сроке представления не позднее 30.04.2015 года.
Просрочка представления налоговой декларации по УСН за 2014 год составляет с 01.05.2015 года по 02.10.2017 года, т.е. тридцать полных месяцев.
В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по УСН за 2014 год, представленной ФИО1 По результатам проведенной проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.03.2018 года № 21400 по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, начислен штраф в размере 1 000 руб.
Срок предоставления налоговой декларации по УСН за 2015 год - не позднее 30.04.2016 года.
В соответствии с п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Срок представления декларации по УСН за 2015 год не позднее 02.05.2016 года.
В нарушение пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ, ФИО1 представила первичную налоговую декларацию по УСН за 2015 год с суммой налога к уплате равной 0.00 руб. 02.10.2017 года, при установленном сроке представления не позднее 02.05.2016 года.
Просрочка представления налоговой декларации по УСН за 2015 год составляет с 03.05.2016 года по 02.10.2017 года, т.е. семнадцать полных месяцев.
В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по УСН за 2015 год, представленной ФИО1 По результатам проведенной проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.03.2018 года № 21402 по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, начислен штраф в размере 1 000 руб.
Срок предоставления налоговой декларации по УСН за 2016 год - не позднее 30.04.2017 года.
В соответствии с п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Срок представления декларации по УСН за 2016 год не позднее 02.05.2017 года.
В нарушение пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ, ФИО1 представила первичную налоговую декларацию по УСН за 2016 год с суммой налога к уплате равной 0.00 руб. 02.10.2017 года, при установленном сроке представления не позднее 02.05.2017 года.
Просрочка представления налоговой декларации по УСН за 2016 год составляет с 03.05.2017 года по 02.10.2017 года, т.е. пять полных месяцев.
В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по УСН за 2016 год, представленной ФИО1 По результатам проведенной проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.03.2018 года № 21403 по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, начислен штраф в размере 1 000 руб.
Всего сумма штрафа за несвоевременное предоставление декларации по УСН за 2014, 2015, 2016 годы 3 000 рублей.
Поскольку обязанность по уплате вышеуказанных штрафов исполнена административным ответчиком ФИО1 не была, последней были выставлены и направлены требования:
- № 2969 от 10.05.2018 года на сумму штрафа в размере 1000 рублей со сроком добровольного погашения задолженности до 31.05.2018 года. Сведений о направлении требования в суд не представлено;
- № 2970 от 10.05.2018 года на сумму штрафа в размере 1000 рублей со сроком добровольного погашения задолженности до 31.05.2018 года. Сведений о направлении требования в суд не представлено;
- № 2971 от 10.05.2018 года на сумму штрафа в размере 1000 рублей со сроком добровольного погашения задолженности до 31.05.2018 года. Сведений о направлении требования в суд не представлено.
Данных об уплате административным ответчиком вышеуказанной задолженности суду не представлено.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа сохранялся до 30.11.2018 года. Заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье 10.03.2023 года.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г. Тамбова от 13.03.2023 года УФНС России по Тамбовской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций в отношении ФИО1 в связи с тем, что бесспорным заявленное требование не является.
Исходя из положений части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно статье 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 1, частью 2 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении налогового органа указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ; к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что таможенным органом должны последовательно приниматься меры по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска; возвращение заявления о вынесении судебного приказа не препятствует взыскателю повторно обратиться в суд с таким заявлением после устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи (части 1 и 2 статьи 123.4 КАС РФ); если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке, указав об этом в административном исковом заявлении и приложив к нему соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 КАС РФ).
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Возможность удовлетворения административных исковых требований налогового органа обусловлена его обязанностью выставления налоговых уведомлений и требований, а также обращения о взыскании задолженности в судебном порядке в строго установленные действующим законодательством сроки.
Из материалов настоящего административного дела усматривается, что административное исковое заявление направлено УФНС России по Тамбовской области и поступило в суд 15.08.2023 года, т.е. с пропуском срока на обращение в суд, который сохранялся до 30.11.2018 года.
УФНС России по Тамбовской области в административном исковом заявлении просила суд восстановить установленный законом срок на подачу административного искового заявления, указав, что причиной пропуска установленного срока для подачи административного иска послужили программное не включение требования с задолженностью по штрафным санкциям по решению налогового органа в выборку списка должников для направления заявления о вынесении судебного приказа, проведение регламентных работ по запуску технических процессов по слиянию информационных баз налогового органа, в связи с реорганизацией, и восстановление штатного режима функционирования информационного ресурса, содержащего сведения о наличии задолженности по уплате налогов физическими лицами.
Оценивая указанные выше обстоятельства как уважительность причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд, поскольку программное не включение требования с задолженностью по штрафным санкциям по решению налогового органа в выборку списка должников для направления заявления о вынесении судебного приказа, проведение регламентных работ и восстановление штатного режима функционирования информационного ресурса таковыми не являются, поскольку управление должно предпринимать меры к осуществлению контроля за сроками создания документов и их направления для взыскания, а также учитывать возможное принятие мировым судьей процессуального решения об отказе в удовлетворении заявления о выдаче судебного приказа и соответственно обращаться с таким заявлением заблаговременно для наличия временного периода, позволяющего в случае отказа в выдаче судебного приказа, для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.
Исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что административный истец не доказал наличие у него уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, в связи с чем пропущенный срок восстановлению не подлежит, следовательно в удовлетворении заявленных требований административному истцу надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области к ФИО1, о взыскании задолженности в виде штрафа, за не предоставление в установленный срок налоговой декларации в 2014, 2015, 2016 годах - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Тамбова.
Судья С.В.Тютюкина
Мотивированное решение суда составлено 03 ноября 2023 года.
Судья С.В. Тютюкина