НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 23.05.2018 № 2-1241/2018

№ 2-1241/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2018 года город Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего по делу судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии истца Ряснянского Н.А.,

представителя Евтушенко Н.И. – Ряснянского Н.А., действующего на основании доверенности от <дата>,

истца Лапиной Н.В.,

истца Никишина В.В.,

истца Беспалько М.Н.

представителя ответчика ООО «Элос» - Ширяевой О.А., действует на основании доверенности от <дата>,

представителя ответчика ООО «Элос» - Матасовой Е.А., действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя ответчика ООО «Элос» - Тряпицина И.С., действующего на основании доверенности от <дата>,

представителя ответчика ООО «Элос» - Сорокиной Е.Е., действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ряснянского Н.А., Ряснянской Н.А., Ряснянского А.Н., Ряснянского С.Н., Уполовневой Н.В., Уполовневой А.А., Кирсановой Е.В., Лапиной Н.В., Лапина В.Н,, Лапиной Я.В., Беспаллько М.Н., Евтушенко Н.И., Сидоренко С.М., Никишина В.В., Никишиной Е.И., Никишина В.В., Жабиной Л.И., Анисимова Е.Н., Шабашова Д.В., Колесниковой Л.С., Голикова Ю.А., Голиковой В.Г., Садомцевой Л.В., Королевой Н.П., Мотовой Л.П., Гавриловой Е.В., Дементьевой С.А., Дементьева М.С., Дементьева П.С., Дороховой Н.Д., Кошелевой З.К., Букиной Л.А., Ефимовой Г.П., Черновой А.В. к ООО «Элос», Базовому И.П., Кобловой Т.В. о признании частично ничтожным протокола общего собрания многоквартирного дома,

установил:

Истцы обратились в суд с заявленными исковыми требованиями, в обоснование которых указали, что надлежащим истцом в деле об обжаловании решения общего собрания выступает собственник, который не принял по тем или иным причинам участия в голосовании либо не согласен с мнением большинства и при этом решение тем или иным образом нарушает его права и законные интересы. Заявители являются законными собственниками жилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, и обладают правом голоса на общем собрании собственников многоквартирного дома. Инициатором проведения внеочередного общего собрания собственников помещений с <дата> в форме очно-заочного голосования выступала управляющая организация ООО «ЭЛОС». О результатах ОСС МКД в форме очно-заочного голосования <дата> заявителям стало известно только из размещенной <дата>, согласно «б» п. 3 Стандарта раскрытия информации, на сайте www.reformagkh.ru. электронной копии Протокола от <дата>. Повестка дня собрания: выборы председателя собрания, секретаря собрания, членов счетной комиссии. Наделение председателя собрания, секретаря собрания и членов счетной комиссии правом на подписание протокола общего собрания собственников; замена владельца специального счета, а именно определение владельцем специального счета ООО «Элос»; определение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере не менее, чем установленный минимальный размер - взноса на капитальный ремонт - 6,33 руб. кв. м.; определение кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет; определение уполномоченного лица по предъявлению платежного документа на оплату взноса на капитальный ремонт; определение уполномоченного лица на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; об установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, за счет средств текущего ремонта; о запрете ООО «ЭЛОС» осуществлять действия по заключению договоров с платежными агентами в целях приема прямых платежей за коммунальные услуги от собственников и нанимателей помещений в пользу ресурсоснабжающих организаций; утверждение плана ремонтных работ на <дата> года; о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества; об оформлении отдельного протокола по вопросам замены владельца специального счета, МКД по адресу: <адрес>; определение места хранение решений собственников, протокола общего собрания собственников помещений. Согласно Протоколу от <дата> в ОСС МКД приняли участие собственники помещений, обладающие <данные изъяты> кв.м., что составляет 55,8 % от общего числа собственников. Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 44 ЖК РФ «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование». 2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; 1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; 1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации; 1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке; 3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; 3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; 3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; 3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания); 3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы; 3.5) принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; 4.4) принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно Протоколу от <дата> ОСС МКД принято решение о прямых платежах. Согласно п. 64 ПП РФ «Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении». УО ООО «Элос» не представила необходимые документы в РСО. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо, действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Согласно Протоколу от <дата> ОСС КД по вопросу повестки дня «О запрете ООО «ЭЛОС» осуществлять действия по заключению договоров с платежными агентами в целях приема прямых платежей за коммунальные услуги от собственников и нанимателей помещений в пользу ресурсоснабжающих организаций, количеством голосов 85,7% от общего числа голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании было принято решение о запрете ООО «ЭЛОС» осуществлять действия по заключению договоров с платежными агентами в целях приема прямых платежей за коммунальные услуги от собственников и нанимателей помещений в пользу ресурсоснабжающих организаций. Таким образом, ОСС МКД приняло решение не входящее в его компетенцию. В соответствии с п. 3 ст. 185.1 ГК РФ «Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания, и п.. 4 ст. 185.1 ГК РФ «Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно противоречит основам правопорядка или нравственности». Во-вторых, действующим законодательством п. 1 ст. 46 ЖК РФ предусмотрен ряд решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Эти вопросы закреплены п. 2 п.п. 1.1 ст. 44 ЖК РФ, в частности: принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонд, капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счете. Согласно Протоколу от <дата>, решения ОСС приняты по вопросам повестки дня по вопросам. Замена владельца Специального счета, а именно: определение владельцем специального счета ООО «Элос»; Определение размена ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере не менее, чем установленный минимальный размер взноса на капитальный ремонт - 6,33 руб. кв. м.; определение кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет; определение уполномоченного лица по предъявлению платежного документа на оплату взноса на капитальный ремонт. Согласно п.2.п.п.1 ст.44 ЖК РФ принимаются ОСС решения квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. По вопросам №№ 2,3,4;5 проголосовало 55,8 % при квалифицированном большинстве 66,66%. В соответствии с п. 2 ст. 185.1 ГК РФ «Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума». В - третьих, согласно п. 7 ст. 155 ЖК РФ «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.» Данная норма закреплена также в п.31 ПП РФ от <дата> «Об утверждений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (с изменениями и дополнениями) «При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений». В договоре управления п.3.2 также указывается, что Условия, содержащиеся в Приложении к настоящему договору, действуют в течение одного года с момента подписания настоящего договора управления, и подлежат изменению на основании, решения общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации». Согласно Протоколу от <дата> ОСС МКД приняло решение: об установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за счет текущего ремонта на сумму 163 200 рублей 86 копеек, для этого увеличить действующий тариф на 3,43 с квадратного метра начиная с <дата> по <дата>; произвести ремонт кровли подъездов и из материалов подрядчика в сумме 830 744 рубля 78 копеек. Финансирование ремонтных работ произвести из статьи «текущий ремонт», для этого увеличить действующий тариф на 17 рублей 44 копейки с квадратного метра начиная с <дата> по <дата>; произвести опиловку деревьев с вывозом в сумме 30 000 рублей. Финансирование ремонт произвести из статьи «текущий ремонт», дл этого увеличить действующий тариф на 0,63 рубля с квадратного метра начиная с <дата> по <дата>. По результатам голосования по пунктам 7, 9.10, 9.11. окончательный тариф по статье «текущий ремонт» установлен 3,43руб. + 17,44 руб. + 0,63 руб. + 3,00 руб. (действующий тариф) - 24,50 руб. с кв/м - на период с <дата> по <дата>. Решение общего собрания от 12-<дата>, оформленные протоколом от <дата>, в части периода действия установленного размера платы незаконно, так как в силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается на срок не менее одного года. Причем сами собственники помещений также не вправе изменять размер платы с <дата> по <дата>, они могут сделать это лишь по истечении года с начала действия договора. Таким образом, повышение размера платы за текущий ремонт ранее, чем через год и на срок менее года противоречит, и нарушает п. 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ , п. 3.2 договора управления. В соответствии с п. 4 ст. 185.1 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно противоречит основам правопорядка или нравственности. Согласно п. 6 ст. 44 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику. Принятые решения по вопросам 7, 9.10, 9.11 повлекло за собой причинение убытков указанным собственникам в части повышения платы за текущий ремонт с 3-х руб. с кв.м. до 24 рубля 50 копеек с кв.м. Согласно п. 119 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожное решение собрания, а равно оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительны с момента их принятия (п. 7 ст. 181.4 ГК РФ.). На основании изложенного просят признать протокол ОСС МКД от <дата> частично ничтожным по вопросам №№ 2, 3,4,5,7,8,9.10,9.11; признать решения по вопросам ОСС МКД в форме очно-заочного голосования 12-<дата> ничтожными, согласно п. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 3 ст. 185.1 ГК РФ, п. 4.ст.185.1 ГК РФ с момента принятия; признать решения по вопросам № 2,3,4,5 ОСС МКД в форме очно-заочного голосования 12-<дата> ничтожными, согласно п. 1 ст. 46 ЖК РФ, п. 2 п.п. 1.1 ст. 44 ЖК РФ и п. 2 ст. 185.1 ГК РФ с момента принятия; признать решения по вопросам № 7,9.10, 9.11 ОСС МКД в форме очно-заочного голосования 12-<дата> ничтожными, согласно п. 7 ст. 155 ЖК РФ, п.31 ПП РФ , п. 3.2 договора управления и п. 4 ст.185.1 ГК РФ с момента принятия.

В судебном заседании истцы Ряснянский Н.А., Никишина В.В., Беспалько М.Н., Лапина Н.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Остальные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Ответчики Базовой И.П., Коблова Т.В. - о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель ответчика ООО «Элос» Матасова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям изложенным в пояснениях, в которых указано, что согласно части 3 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником или иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путём размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определённом решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений. Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг. В соответствии со статьей 156 п. 6 порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанный жилых помещений. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирным дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Представители ответчика ООО «Элос» Ширяева О.А. и Тряпицина И.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика ООО «Элос» Сорокина Е.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям изложенным в письменных возражениях на исковое заявления и в дополнениях к ним, согласно которым В многоквартирном <адрес> в <адрес> в период с <дата> по <дата> проведено общее собрание собственников помещений в очно-заочной форме голосования. Инициатором проведения собрания была управляющая организация ООО «Элос», что предусмотрено ч. 7 ст. 45 ЖК РФ. <дата> в многоквартирном <адрес> в <адрес> подведены итоги голосования общего собрания собственников помещений в очно-заочыой форме. На обсуждения собственников помещений указанного многоквартирного дома были поставлены следующие вопросы повестки дня. В соответствии с ч. 2, 4, 5 ст. 45 ЖК РФ проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Собственник, иное лицо, указанное в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться. За десять дней до проведения общего собрания собственников помещений на входных дверях каждого подъезда многоквартирного дома было размещено объявление о проведении общего собрания собственников помещений с повесткой дня. Данные обстоятельства истцами не оспариваются. Указанный способ уведомления собственников помещений о проведении общих собраний был установлен решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> от <дата> и повторно принят на собрании от <дата>. Сообщение о проведении общего собрания содержало всю необходимую информацию, установленную ч. 5 ст. 45 ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование). Частью 3 ст. 47 ЖК РФ установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При проведении внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> голосование по вопросам повестки дня осуществлялось исключительно путем заполнения листов голосования с проставлением, даты заполнения листов голосования. На очной части собрания листы голосования раздавались лицам, присутствующим на собрании, остальные получали листы нарочно у инициатора проведения собрания (по желанию) или передавались через почтовые ящики. В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома составляет <данные изъяты> кв.м. В общем собрании собственников приняли участие собственники обладающие <данные изъяты> количеством голосов. Таким образом кворум при проведении собрания имелся и составлял 55,8 %. Довод истцом о ничтожности принятых решений по вопросам повестки дня (замена владельца специального счета, а именно: определение владельца специального счета ООО «Элос»), (определение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере не менее, чем установленный минимальный размер взноса на капитальный ремонт -6,33 руб. за кв.м., (определение кредитной организации в которой будет открыт специальный счет - ПАО «Сбербанк»), (определение уполномоченного лица по предъявлению платежного документа на оплату взносов по капитальному ремонту ООО «Элос») поскольку решения принимались не квалифицированным большинством подлежат отклонению по следующим обстоятельствам. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе вопрос принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете. В силу положения ч. 1 ст. 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 173 ЖК РФ). Частью 4 ст. 170 установлено, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2)-3) утратили силу. - Федеральный закон от <дата> № 176-ФЗ; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. С учетом приведенных норм вопросы повестки дня замена владельца специального счета, а именно: определение владельца специального счета ООО «Элос»; определение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере не менее, чем установленный минимальный размер взноса на капитальный ремонт - 6,33 руб. за кв.м.; определение кредитной организации в которой будет открыт специальный счет - ПАО «Сбербанк»; определение уполномоченного лица по предъявлению платежного документа на оплату взносов по капитальному ремонту ООО «Элос» были направлены на изменение способа формирования фонда капитального ремонта, относятся к компетенции собственников помещений многоквартирного дома и должны были приниматься более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с протоколом от <дата> решения по вопросам повестки дня №2, 3, 4, 5 принимались более чем, 50 % от общего количества собственников помещений, т.е. квалифицированным большинством. Довод стороны истцов о признании ничтожным решений по вопросу повестки дня № 8 в связи с тем, что не относится к компетенции общего собрания собственников помещений подлежит отклонению в силу следующего. Перечень вопросов, которые вправе разрешать собственники помещений многоквартирного дома установлен ст. 44 ЖК РФ, данный перечень не является исчерпывающим. Восьмой вопрос повестки содержал предложение о запрете ООО «Элос» осуществлять действия по заключению договора с платежными агентами в целях приема прямых платежей за коммунальные услуги от собственников и нанимателей помещений в пользу ресурсоснабжающих организаций. Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги. В соответствии с частями 2, 7 статьёй 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса. Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг 4 надлежащего качества. Из вышеприведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить Уплату за ЖКУ управляющей организации, которая осуществляет управление данным домом. Плата иным организациям может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья. Вместе с тем, спорным собранием собственниками при обсуждении вопроса повестки дня № 8 принято решение об установлении запрета для ООО «Элос» заключать договора с платежными агентами в целях приема прямых платежей за коммунальные услуги от собственников и нанимателей помещений в пользу ресурсоснабжающих организаций, что не противоречит требования ЖК РФ. Также, оспаривая решения по 8 вопросу повестки дня истцы не указывают в чем именно состоит нарушение их прав. Истцами не оспаривается тот факт, что управляющая организация ООО «Элос» каким-либо образом препятствует им добровольно оплачивать потребленные коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающие организации. Не подлежат удовлетворению требования истцов о признании ничтожными решений общего собрания собственников помещений по вопросу № 7, 9.10 и 9.11, так как они - противоречат основам правопорядка и нравственности по следующим причинам. В соответствии с протоколом от <дата> собственниками помещений приняты решения по вопросам повестки дня: №7 установить коллективный прибор учета тепловой энергии на сумму 163 200 рублей 86 копеек за счет средств «текущего ремонта», для этого увеличить действующий тариф на 3,43 рублей с квадратного метра начиная с <дата> по <дата>; № 9.10. произвести ремонт кровли подъездов и из материалов подрядчика в УЗ сумме 830 744,78 рублей. Финансирование ремонтных работ произвести из статьи «текущий ремонт», для этого увеличить действующий тариф на 17,44 рублей с квадратного метра начиная с <дата> по <дата>; №9.11. произвести опиловку деревьев с вывозом на сумму 30 000 рублей.
Финансирование произвести из статьи «текущий ремонт», для этого увеличить действующий тариф на 0,63 рублей с квадратного метра начиная с <дата> по <дата>. В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, за исключением
размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. В августе 2016 года собственники помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> выбрали ООО «Элос» в качестве управляющей организацией, с которой заключили договор управления многоквартирным домом. В соответствии с п. 3.1. договора управления многоквартирным домом цена настоящего договора устанавливается в размере стоимости услуг, работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, перечень которых определяется в соответствии п. 1.8 и Приложения настоящего договора. Цена договора не включает в себя стоимость коммунальных услуг, обеспечение которых осуществляет управляющая организация в соответствии с п. 1.9 настоящего договора. Условия, содержащиеся в Приложение к настоящему договору действуют в течении одного года с момента подписания настоящего договора управления и подлежат &apos;изменению на основании решения общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации (п. 3.2.). Управляющей организации, стоимость услуг выполненных по заявке Собственника, либо оказанных, согласно решения общего собрания собственников, в порядке установленным ЖК РФ, сторонними организациями в рамках настоящего договора и не входящих в перечень услуг Управляющей организации. Приложением к договору управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> установлен состав и периодичность выполнения работ и услуг по содержанию спорного многоквартирного дома из содержания которого не следует, что перечень работ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, ремонт кровли и опиловка деревьев входит в состав оказываемых ООО «Элос» услуг по ремонту и содержанию жилья. Таким образом, обсуждение вопросов повестки дня № 7, № 9.10, 9.11 спорного собрания собственников помещений обусловлено необходимостью обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме. Решения по указанным вопросам принимались большинством голосов собственников. С учетом изложенного, считаю, что спорное собрание проводилось при наличии кворума с соблюдением процедуры проведения собрания. Кроме того, истцами заявлены требования о признании ничтожными протокола от <дата>. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным решения собрания. В соответствии со ст. 184.4 и 181.5 ГК РФ решения собрания может быть признано судом недействительными или ничтожным. На момент подведения итогов спорного собрания статья 46 ЖК РФ действовала в редакции ФЗ № 355 от 03 июля 2016 года в соответствии с которой решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ на момент проведения спорного собрания действовал в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 355-ФЭ, в соответствии с которым к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. На момент проведения спорного собрания решения собственников помещений многоквартирного дома должны были приниматься не менее чем 2/3 от общего количества голосов собственников помещений по следующим вопросам, содержащим в себе требования о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома: п.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; п. 1.1-1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае,, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета, заключении договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (далее - специальный депозит), совершении операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, специальном депозите в российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет, специальный депозит, размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, специальном депозите в российских кредитных организациях. Таким образом, решения по вопросам повестки дня (замена владельца специального счета, а именно: определение владельца специального счета ООО «Элос»), (определение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере не менее, чем установленный минимальный размер взноса на капитальный ремонт -6,33 руб. за кв.м., (определение кредитной организации в которой будет открыт специальный счет - ПАО «Сбербанк»), ( определение уполномоченного лица по предъявлению платежного документа на оплату взносов по капитальному ремонту ООО «Элос») должны приниматься более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. На основании изложенного просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Протоколом от <дата> оформлено решение внеочередного общего собрания, проводимого в очно-заочной форме голосования, собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

На собрании приняты решения по 12 вопросам повестки дня.

Истцами оспаривается решение общего собрания по 2, 3, 4 5 вопросам повестки собрания в связи с отсутствием необходимого кворума.

При этом доводы истцов по этому обстоятельству сводятся к тому, что решения по указанным вопросам повестки собрания должно приниматься квалифицированным большинством голосов, то есть 2/3 голосами собственников помещений в многоквартирном доме.

Доводы ответчика сводятся к тому, что в решении указанных вопросов приняло участие более 50 % собственников помещений многоквартирного дома, квалифицированное большинство при принятии решений по указанным вопросам не требуется.

Как видно из оспариваемого протокола общего собрания:

- по второму вопросу предложено заменить владельца специального счета, а именно: определить владельцем специального счета ООО «ЭЛОС»;

- по третьему вопросу предложено определить размер ежемесячного взноса за капитальный ремонт в размере не менее, чем установленный минимальный размер взноса на капитальный ремонт – 6,33 рубля за квадратный метр,

- по четвертому вопросу предложено определить кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет – ПАО «Сбербанк России»,

- по пятому вопросу предложено определить уполномоченным лицом по предъявлению платежного документа на оплату взноса на капитальный ремонт ООО «ЭЛОС».

По всем вопросам решение принято не квалифицированным большинством голосов собственников помещений многоквартирного дома, что следует из цифр, указанных в протоколе общего собрания, определено при исследовании бюллетеней и подсчете кворума в судебном заседании и не оспаривается представителями ООО «ЭЛОС».

Вместе с тем, по 2 и 5 вопросам суд полагает, что решение должно быть принято квалифицированным большинством голосов по следующим основаниям.

В период проведения оспариваемого собрания ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации действовала в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 355-ФЗ, в соответствии с указанной статьей:

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п.п. 1.1-1) ч. 4 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 355-ФЗ, а также последующих редакций вплоть до составления протокола общего собрания 7 апреля 2017 года) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета, заключении договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (далее - специальный депозит), совершении операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, специальном депозите в российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет, специальный депозит, размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, специальном депозите в российских кредитных организациях относится к компетенции общего собрания.

Таким образом, принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета, заключении договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (далее - специальный депозит), совершении операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, специальном депозите в российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет, специальный депозит, размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, специальном депозите в российских кредитных организациях относится к компетенции общего собрания должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

По третьему вопросу собрания решался вопрос об определении ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере не менее, чем установленный минимальный размер взноса на капитальный ремонт – 6,33 рубля за квадратный метр.

Учитывая, что Постановлением Правительства Саратовской области от 13 ноября 2013 года N 616-П установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах по городу Саратову в размере 6 руб. 33 коп. за 1 кв. м., на собрании решался вопрос об установлении платы за капитальный ремонт, не превышающей указанной суммы, то указанное решение собственниками могло быть принято не квалифицированным большинством голосов и кворум для его принятия имелся.

В тоже время решение по вопросу № 3 о замене владельца специального счета, то есть фактически о его выборе, вопросу № 5 об определении лица, уполномоченного на предъявление платежного документа на оплату взноса на капитальный ремонт должно в силу указанных выше правовых норм приниматься большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Эти два вопроса взаимосвязаны между собой и фактически разбивают положения п.п. 1.1-1 ч. 4 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент проведения общего собрания) на несколько частей.

В тоже время вопрос № 4 об определении кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, также не требует принятия решения большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и кворум для принятия решения по этому вопросу имелся.

В соответствии с п. 2 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

При таких обстоятельствах решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оформленного протоколом общего собрания от <дата> подлежит признанию ничтожным по 2 и 5 вопросам.

При этом требования истцов о признании ничтожным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оформленного протоколом общего собрания от <дата> по 3 и 4 вопросам удовлетворению не подлежат.

Также истцами заявлены требования о признании ничтожными решений общего собрания:

- по вопросу 7, по которому предложено установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии на сумму 63 200 рублей 86 копеек за счет средств текущего ремонта, для этого увеличить действующий тариф на 3 рубля 43 копейки с квадратного метра, начиная с <дата> по <дата>;

- по вопросу 9.10, по которому предложено произвести ремонт кровли подъездов и из материалов подрядчика в сумме 870 744 рубля 78 копеек. Финансирование ремонтных работ произвести из статьи «текущий ремонт», для этого увеличить действующий тариф на 17 рублей 44 копейки с квадратного метра, начиная с <дата> по <дата>;

- по вопросу 9.11, по которому предложено произвести опиловку деревьев с вывозом в сумме 30 000 рублей 00 копеек. Финансирование произвести из статьи «текущий ремонт», для этого увеличить действующий тариф на 0,63 рубля с квадратного метра, начиная с <дата> по <дата>.

Как следует из ответа на обращение Лапиной Н.В. Государственной жилищной инспекции Саратовской области от <дата>, а также из материалов проверки Государственной жилищной инспекции <адрес>, поступивших на запрос суда, на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, оформленном протоколом общего собрания от <дата> в форме очно-заочного голосования приняты решения по повестке дня, в том числе установлен тариф на ремонт общего имущества в размере 24 рублей 75 копеек с квадратного метра на период с <дата> по <дата>. По результатам проверки установлено нарушение ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один года. Тем самым выявлено нарушение жилищного законодательства в части не соблюдения установленных действующим законодательством сроков (менее года) к установлению платы за содержание жилого помещения в многоквартирном <адрес> в <адрес>, в том числе – платы за текущий ремонт, о чем составлен акт от <дата> (л.д. 80-81 тома 2).

Действительно, в соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, действующей на момент проведения общего собрания) размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Из принятых решений по вопросам № 7, 9.10, 9.11 усматривается, что управляющей компанией фактически увеличен размер платы за содержание жилого помещения (размер платы за текущий ремонт) на срок менее года, что является повышенным финансовым бременем для собственников помещений многоквартирного дома по сравнению с возможным, предусмотренным действующим законодательством.

В силу требований ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

В данном случае принятое решение по вопросам № 7, 9.10, 9.11 не отвечает принципам законности, и прямо противоречит нормам действующего на момент его принятия законодательства, то есть основам правопорядка и подлежит признанию ничтожным в силу требований п. 4 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также истцами заявлены требования о признании ничтожным на основании п. 4 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решения общего собрания по вопросу № 8, по которому принято решение запретить ООО «ЭЛОС» осуществлять действия по заключению договоров с платежными агентами в целях приема прямых платежей за коммунальные услуги от собственников и нанимателей помещений в пользу ресурсоснабжающих организаций.

Вместе с тем, как указано в тексте самого искового заявления согласно протоколу от <дата> общего собрания собственников помещений многоквартирного дома принято решение о прямых платежах.

При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Однако, принятое на общем собрании, оформленном протоколом от <дата>, решение по вопросу № 8 сформулировано таким образом, что не препятствует потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации, противоречий действующего законодательству решение в этой части не имеет.

По вопросу попуска срок на обращение с требованиями об оспаривании решения общего собрания суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Представителем ответчика сделано заявление о пропуске срока на обращение в суд, указано, что решение собрания было размещено на информационных стендах в <дата> года, в то время как с исковым заявлением истцы обратились <дата>.

В качестве доказательства размещения решения общего собрания от <дата> в суд представлены показания свидетелей Свидетель 1, Свидетель 2, которые поясняли, что в апреле размещали решения общего собрания на стендах объявлений в каждом подъезде, однако, решения на следующий день срывались, на их месте появлялись листовки.

Однако, допрошенные свидетели в судебном заседании не могли пояснить точную дату размещения решений, вид размещаемого ими решения собрания, а также на скольки листах оно было оформлено. Также свидетели поясняли, что в доме проводится множество собраний, это собрание было больше года назад, поэтому вспомнить содержание решения его вид они не могут.

Фотографий размещенного решения собрания, и числом их съемки в судебное заседание не представлено.

Кроме того, сами свидетели пояснили, что они размещали решение, а эти решения срывались.

При таких обстоятельствах сделать вывод о том, что все собственники помещений многоквартирного дома по <адрес>, обратившиеся в с иском в суд, были до <дата> ознакомлены с решением общего собрания, оформленного протоколом от <дата>, невозможно.

Вместе с тем на официальном сайте Реформа ЖКХ оспариваемый протокол общего собрания был размещен <дата>, и с этого времени находился во всеобщем доступе.

Соответственно, с указанного времени суд полагает начинает течь 6-месячный срок на обращение в суд с требованиями об оспаривании общего решения.

Учитывая, что иск в суд подан <дата>, шестимесячный срок на обращение в суд истцами не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Ряснянского Н.А., Ряснянской Н.А., Ряснянского А.Н., Ряснянского С.Н., Уполовневой Н.В., Уполовневой А.А., Кирсановой Е.В., Лапиной Н.В., Лапина В.Н,, Лапиной Я.В., Беспаллько М.Н., Евтушенко Н.И., Сидоренко С.М., Никишина В.В., Никишиной Е.И., Никишина В.В., Жабиной Л.И., Анисимова Е.Н., Шабашова Д.В., Колесниковой Л.С., Голикова Ю.А., Голиковой В.Г., Садомцевой Л.В., Королевой Н.П., Мотовой Л.П., Гавриловой Е.В., Дементьевой С.А., Дементьева М.С., Дементьева П.С., Дороховой Н.Д., Кошелевой З.К., Букиной Л.А., Ефимовой Г.П., Черновой А.В. к ООО «Элос», Базовому И.П., Кобловой Т.В. о признании частично ничтожным протокола общего собрания многоквартирного дома удовлетворить частично.

Признать решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное протоколом общего собрания от <дата> ничтожным по 2, 5, 7 вопросам, а также по вопросам 9.10, 9.11.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись П.А. Замотринская