НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 13.12.2021 № 2А-2602/2021

Дело № 2а-2602/2021

УИД 58RS0027-01-2021-008110-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2021 года

Октябрьский районный суд города Пензы

в составе председательствующего судьи Бобылевой Е.С.

при секретаре Хайровой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Дыдымову Сергею Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц и пеней за несвоевременную уплату налогов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обратился в суд с названным административным иском к административному ответчику и со ссылками, в частности, на подп.1 ст.23, п.1 ст.24, ст.31, п.1 ст.45, ст.47, п.п.2 и 3 ст.48, п.1 ст.69, ст.70, п.п.2 и 5 ст.226, п.6 ст.227, п.6 ст.228, ст.357, п.1 ст.363 НК РФ просил взыскать с Дыдымова С.А., ИНН 151002588345, недоимку по: транспортному налогу с физических лиц: налог за 2018 год в размере 3 750 руб., пени в размере 281,65 руб.; налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц. занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации: пени в размере 779,33 руб.; налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за 2018 год в размере 40 948 руб., пени в размере 576 руб.; на общую сумму 46 497,25 руб..

В обоснование административного иска административный истец, наряду с прочим, указал на следующее:

УГИБДД У МВД России по Пензенской области в рамках пункта 4 статьи 85 НК РФ (далее – Кодекс) в адрес ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы (далее - Инспекция) представлены сведения о транспортных средствах, собственником которых является Дыдымов Сергей Александрович: автомобили легковые, государственный регистрационный знак М 768 КО 58, марка/модель ФОРД-ФОКУС, VIN , год выпуска 2007, дата регистрации права 07.12.2016; автомобили легковые, государственный регистрационный знак , марка/модель NISSAN QASHQAI, VIN , год выпуска 2012, дата регистрации права 25.04.2012, 00:00:00, дата утраты права 11.10.2016. Статьей 359 Кодекса установлено, что налоговая база определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Статьей 2 Закона Пензенской области № 397-ЗПО от 18.09.2002 "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" (в редакции от 16.10.2014 № 2632-ЗПО) установлены ставки транспортного налога. Налоговым органом должнику был исчислен транспортный налог за 2018 год за автомобиль ФОРД-ФОКУС, VIN , в размере 3 750,0 руб. из следующего расчета: 125 (налоговая база) х 30 (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения в году / 12). В соответствии с п.1 ст.363 Кодекса налог подлежит уплате налогоплателыциками-физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2018 год налог должен быть уплачен не позднее 01.12.2019. Расчет суммы транспортного налога содержится в налоговом уведомлении, приложенном к заявлению. Дыдымов С.А. транспортный налог в срок, установленный законодательством, не оплатил. Налоговым органом был исчислен должнику транспортный налог за 2016 год в размере 3 750 руб.. Административный ответчик частично оплатил налог - в размере 612,12 руб.. Инспекция обращалась к мировому судье за выдачей судебного приказа на указанную недоимку, мировым судьей судебного участка № 4 Октябрьского района г.Пензы 14.12.2018 выдан судебный приказ № 2а-1869/18 на взыскание указанной недоимки. Налоговым органом был исчислен должнику транспортный налог за 2017 год в размере 3 750 руб.. Инспекция обращалась к мировому судье за выдачей судебного приказа на указанную недоимку, мировым судьей судебного участка № 4 Октябрьского района г.Пензы 02.12.2019 выдан судебный приказ № 2а-3734/19 на взыскание указанной недоимки. В соответствии с п.6 ст.228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Налоговым агентом ООО «РОСПРОМСТРОЙ» в отношении административного ответчика представлена справка по форме 2-НДФЛ от 28.02.2019 о доходах физического лица за 2018 год, согласно которой ФИО5 в 2018 году получен доход в сумме 116 995,56 руб. (код дохода 2610), исчислен налог на доходы физических лиц в сумме 40 948 руб. и не удержан налоговым агентом. Согласно приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ (ред. от 24.10.2017), код вида дохода 2610 именуется «Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей». На основании указанной справки о доходах физического лица Инспекцией в отношении административного ответчика сформировано налоговое уведомление от 25.07.2019 № 42519971 на уплату, в т.ч., НДФЛ в сумме 40 948 руб. в срок до 02.12.2019. Должник НДФЛ в срок, установленный в налоговом уведомлении, не оплатил. Административный ответчик осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 12.09.2007 по 08.12.2016 (ОГРН 307583525500011), и им в ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (далее – 3-НДФЛ) за 2015 год. В декларации указана общая сумма налога, подлежащая к уплате, - 31 842 руб. (стр.007, строка 1.040). В силу п.6 ст.227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2015 год - не позднее 15 июля 2016 года. В связи с тем, что административный ответчик не оплатил налог в установленный срок, Инспекция приняла меры для принудительного взыскания недоимки, предусмотренные ст.47 НК РФ. предусматривающей порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, - направила в Службу судебных приставов-исполнителей постановление о взыскании налога за счет имущества Дыдымова С.А.. В связи с тем, что в установленные законодательством сроки должник не уплатил указанную в налоговом уведомлении сумму налога, Инспекцией в соответствии со ст.75 Кодекса исчислены пени в сумме 1 636,98 руб.. Налоговым органом в соответствии со ст.ст.69, 70 Кодекса в отношении Дыдымова С.А. выставлено требование от 06.12.2019 № 56252 об уплате сумм пени в размере 117 050 руб., от 08.02.2020 № 5064 об уплате налогов в общей сумме 44 698 руб., пени в размере 628,75 руб., в котором сообщалось о наличии недоимки по налогам и о сумме начисленных на сумму недоимки пеней. До настоящего времени указанная сумма в полном объеме в бюджет не поступила. Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с административного ответчика указанной недоимки по налогам и пени в течение шести месяцев со дня истечения срока, установленного в требовании от 08.02.2020 № 5064 на добровольную уплату, с 02.04.2020, то есть когда сумма недоимки превысила 3 000 руб.. Данное обстоятельство подтверждается тем, что мировым судьей судебного участка № 4 Октябрьского района г.Пензы 13.07.2020 был выдан судебный приказ № 2а-2144/2020 о взыскании с административного ответчика указанных налога и пени. Определением от 27.04.2021 мировою судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г.Пензы указанный судебный приказ отменен. Административный ответчик не исполнил вышеуказанные требования налогового органа, в связи с чем Инспекция обращается в суд с административным исковым заявлением о взыскании с него недоимки по налогам и соответствующих пени. Налог и пени подлежат зачислению на следующие расчетные счета: получатель -УФК по Пензенской области (ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы), ИНН получателя 5835018920, КПП получателя 583501001, банк получателя – отделение Пенза, БИК Банка получателя 045655001, р/с 40102810045370000047, КОД ОКТМО 56701000, транспортный налог - КБК 18210604012021000110, пени - КБК 18210604012022100110, налог на доходы физических лиц - КБК 18210102030011000110, пени - КБК 18210102030012100110.

Представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району города Пензы – заместитель начальника Инспекции ФИО6 указала, что недоимка до настоящего времени не погашена.

Административный ответчик Дыдымов С.А. в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, письменных возражений на административный иск не представил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Исследовав материалы настоящего административного дела и административного дела № 2а-2144/2020 мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г.Пензы по заявлению ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций с Дыдымова Сергея Александровича, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги ….

В соответствии с этим в п.1 ст.3 и подп.1 п.1 ст.23 НК РФ также закреплено, что каждое лицо (налогоплательщик) должно уплачивать законно установленные налоги ….

В силу общих положений НК РФ, отраженных в ч.1 ст.19, налогоплательщиками признаются … физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать … налоги ….

В силу п.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога … возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах ….

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах … обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога … (п.2 ст.44 НК РФ).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, … ; обязанность по уплате налога … должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах … (абз.1 и 2 п.1 ст.45 НК РФ в применимой к спорным правоотношениям сторон редакции).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (абз.1 п.2 ст.45 НК РФ).

Как указано в п.6 ст.45 НК РФ, неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренной настоящим Кодексом.

В соответствии с абз.1 п.1 и абз.1 и 2 п.2 ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах …, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган … ; в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании ч.1 ст.356 главы 28 «Транспортный налог» (ст.ст.356-363.1 здесь и далее – в применимой к спорным правоотношениям сторон редакции) НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.357 той же главы НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 НК РФ).

В соответствии с подп.1 п.1 ст.359 главы 28 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (...), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Как указано в абз.1 п.2 ст.359 НК РФ, в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, … пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В силу п.1 ст.360 главы 28 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п.1 ст.361 той же главы НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя … в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средств….

В п.2 ст.361 НК РФ закреплено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более, чем в десять раз; указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (п.4 ст.361 НК РФ).

Статьей 2 Закона Пензенской области № 397-ЗПО от 18.09.2002 «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» установлены ставки транспортного налога.

В соответствии с п.1 ст.362 главы 28 НК РФ … ; сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что УГИБДД УМВД России по Пензенской области в рамках п.4 ст.85 НК РФ в адрес ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы были представлены сведения о транспортных средствах, собственником которых в спорный период времени являлся Дыдымов С.А.: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак , марка/модель ФОРД-ФОКУС, VIN , год выпуска 2007, дата регистрации права 07.12.2016; автомобиль легковой, государственный регистрационный знак , марка/модель NISSAN QASHQAI, VIN , год выпуска 2012, дата регистрации права 25.04.2012, 00:00:00, дата утраты права 11.10.2016.

Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.

Согласно абз.1 и 3 п.1 ст.363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств; налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Должнику Дыдымову С.А. налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2018 год за автомобиль ФОРД-ФОКУС, VIN , в сумме 3 750,00 руб., исходя из указанного в административном исковом заявлении расчета.

В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог за 2018 год подлежал уплате в срок не позднее 01.12.2019 года, а с учетом выходного дня – не позднее 02.12.2019 года.

Согласно абз.2 п.2 ст.52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п.1 ст.362 НК РФ, где, как уже отмечалось, указано, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно абз.1 п.3 ст.363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что 25.07.2019 налоговым органом подготовлено налоговое уведомление № 42519971 на имя Дыдымова С.А., в частности, на уплату транспортного налога за автомобиль ФОРД-ФОКУС, г.р.з. М 768 КО 58, с указанием на налоговую базу – 125, налоговую ставку – 30 руб., количество месяцев владения в году – 12/12, сумму исчисленного налога – 3 750,00 руб. и срок уплаты налога – не позднее 02.12.2019, которое было направлено налогоплательщику Дыдымову С.А. по его домашнему адресу посредством почтового отправления Почтой России 02.08.2019, что подтверждается списком № 629 заказных писем.

Между тем, Дыдымов С.А. транспортный налог за 2018 года в срок, установленный законодательством и доведенный до него в налоговом уведомлении № 42519971 от 25.07.2019, до настоящего времени не оплатил, что им не оспорено, документов об ином суду с его стороны не представлено.

Кроме того, как видно из административного искового заявления и скриншотов, налоговым органом Дыдымову С.А. был исчислен транспортный налог за 2016 год в сумме 3 750 руб., который был оплачен частично – в размере 612,12 руб., и ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обращалась за выдачей судебного приказа на взыскание указанной недоимки к мировому судье судебного участка № 4 Октябрьского района г.Пензы, которым 14.12.2018 был выдан судебный приказ по делу № 2а-1869/18.

В судебном заседании также установлено, видно из налогового уведомления № 44361730 от 04.09.2018 и скриншотов, что налоговым органом Дыдымову С.А. был исчислен транспортный налог за автомобиль ФОРД-ФОКУС, г.р.з. М 768 КО 58, за 2017 год в размере 3 750 руб. по сроку уплаты не позднее 03.12.2018, но, согласно указанию в административном исковом заявлении, ввиду неуплаты налогоплательщиком данного налога ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обращалась за выдачей судебного приказа на взыскание указанной недоимки к мировому судье судебного участка № 4 Октябрьского района г.Пензы, и 02.12.2019 был выдан судебный приказ № 2а-3734/19 на ее взыскание.

В силу абз.1 п.3, абз.1-3 п.4 ст.75 НК РФ пеня (денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, - п.1 ст.75 НК РФ) начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

За несвоевременную уплату транспортного налога налогоплательщику Дыдымову С.А. ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы были начислены пени в сумме 281,65 руб..

Расчет пеней приведен в административном исковом заявлении и является следующим: 1) 3 750 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2018 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (6,5%) (0,0002166) х 13 (число дней просрочки с 03.12.2019 по 15.12.2019) = 10,56 руб.; 2) 3 750 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2018 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (6,25%) (0,00020833) х 54 (число дней просрочки с 16.12.2019 по 07.02.2020) = 42,19 руб.; 3) 3 750 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2017 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,5%) (0,00025) х 18 (число дней просрочки с 11.07.2019 по 28.07.2019) = 16,88 руб.; 4) 3 750 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2017 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,25%) (0,00024166) х 42 (число дней просрочки с 29.07.2019 по 08.09.2019) = 38,06 руб.; 5) 3 750 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2017 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,0%) (0,0002333) х 49 (число дней просрочки с 09.09.2019 по 27.10.2019) = 42,88 руб.; 6) 3 750 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2017 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (6,5%) (0,0002166) х 39 (число дней просрочки с 28.10.2019 по 05.12.2019) = 31,69 руб.; 7) 2 878 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2016 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,5%) (0,00025) х 18 (число дней просрочки с 11.07.2019 по 28.07.2019) = 12,95 руб.; 8) 2 878 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2016 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,25%) (0,00024166) х 42 (число дней просрочки с 29.07.2019 по 08.09.2019) = 29,21 руб.; 9) 2 878 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2016 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,0%) (0,0002333) х 49 (число дней просрочки с 09.09.2019 по 27.10.2019) = 32,91 руб.; 10) 2 878 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2016 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (6,5%) (0,0002166) х 39 (число дней просрочки с 28.10.2019 по 05.12.2019) = 24,32 руб..

Расчет пеней по транспортному налогу судом проверен, является верным, как и пени по НДФЛ, о которых будет указано ниже.

В силу п.1 и абз.1 п.2 ст.69, абз.1 п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (…) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей; в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки,, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В данном случае иное не предусмотрено, в связи с чем ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы направила в адрес Дыдымова С.А. требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями): 1) № 56252 по состоянию на 06 декабря 2019 года в части пеней по транспортному налогу с физических лиц, размер которых на тот момент составил: на сумму недоимки 3 420,00 руб. – 74,04 руб., на сумму недоимки 3 192,00 руб. – 317,13 руб., с установленным сроком уплаты этих пеней – до 17 января 2020 года; 2) № 5064 по состоянию на 08 февраля 2020 года в части транспортного налога с физических лиц, размер которого на тот момент составил 3 750,00 руб. (установленный законодательством срок уплаты - 02.12.2019, то есть за 2018 год), в части пеней по транспортному налогу с физических лиц – 52,75 руб., с установленным сроком уплаты этих недоимок – до 02 апреля 2020 года.

Факт направления требования № 5064 в адрес Дыдымова С.А. подтверждается списком № 1189024 на отправку заказных писем со штемпелем от 21.02.2020 Почты России через филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Нижегородской области.

Указанные выше пени к настоящему времени ФИО5 не уплачены, подтверждающих иное документов административным ответчиком суду не представлено.

Согласно п.1 ст.24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Из п.2 ст.226 НК РФ следует, что исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц (также - НДФЛ) в соответствии со статьей 226 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

В соответствии с п.5 ст.226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В силу п.6 ст.228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

В судебном заседании установлено, что налоговым агентом ООО «РОСПРОМСТРОЙ» в отношении Дыдымова С.А. в налоговый орган была представлена справка формы 2-НДФЛ от 28.02.2019 № 1 о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год, согласно которой, административный ответчик в 2018 году получил доход в сумме 116 995,56 руб. (код дохода 2610), с которого исчислен, но не удержан и не перечислен налоговым агентом, налог на доходы физических лиц в сумме 40 948 руб..

Согласно приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ (ред. от 24.10.2017), код вида дохода 2610 именуется «Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей».

На основании вышеуказанной справки о доходах физического лица Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы в отношении административного ответчика сформировано уже упомянутое налоговое уведомление № 42519971 от 25.07.2019 на уплату, в т.ч., НДФЛ за 2018 год в сумме 40 948,00 руб. в срок не позднее 02.12.2019.

Между тем, в установленный законом и указанный в названном налоговом уведомлении срок НДФЛ в сумме 40 948,00 руб. Дыдымов С.А. не оплатил, в связи с чем в ранее упомянутом судом требовании № 5064 по состоянию на 08 февраля 2020 года ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы указала административному ответчику на необходимость уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 40 948,00 руб. (установленный законодательством срок уплаты - 02.12.2019, то есть за 2018 год) до 02 апреля 2020 года.

Как уже отмечалось судом применительно к транспортному налогу, 21.02.2020 ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы через ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Нижегородской области направила в адрес Дыдымова С.А. Почтой России требование № 5064 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 08 февраля 2020 года, однако и срок до 02.04.2020 обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги административным ответчиком выполнена не была.

При таких обстоятельствах за несвоевременную уплату НДФЛ в размере 40 948,00 руб. налогоплательщику Дыдымову С.А. налоговым органом - ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы были начислены пени за период с 03.12.2019 по 07.02.2020 в сумме 576 руб., исходя из расчета: 1) 40 948 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2018 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (6,5%) (0,0002166) х 13 (число дней просрочки с 03.12.2019 по 15.12.2019) = 115,34 руб.; 2) 40 948 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2018 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (6,25%) (0,00020833) х 54 (число дней просрочки с 16.12.2019 по 07.02.2020) = 460,66 руб..

Статья 227 НК РФ определяет, в частности, особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц.

Так, в соответствии с п.1 ст.227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; 2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (п.2 ст.227 НК РФ).

Согласно п.3 ст.227 НК РФ, общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

При этом, как указано в п.п.4 и 5 ст.227 НК РФ, убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу; налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

В силу п.6 ст.227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом; если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога, рассчитанная за налоговый период без учета уменьшений суммы налога, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, превышает 650 тысяч рублей, то часть суммы налога, превышающая 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, уплачивается отдельно от суммы налога в части, недостающей до 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы до 5 миллионов рублей включительно.

В судебном заседании установлено и видно из материалов дела, что налогоплательщик Дыдымов С.А. не уплатил в срок налог на доходы физических лиц, полученный от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 31 842,00 руб. (код показателя 1.040), который исчислен и отражен им в поданной в ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы 30.03.2016 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за налоговый период (код) 3 4 налогового периода 2015 (код категории налогоплательщика – 720).

В соответствии с приложением N 1 «Коды категории налогоплательщика» к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденному приказом ФНС России от 15.10.2021 N ЕД-7-11/903@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме" код 720 - физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В ранее упомянутом требовании № 56252 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 06 декабря 2019 года ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы потребовала от Дыдымова С.А. в срок до 17 января 2020 уплатить начисленные на недоимку в сумме 31 842,00 руб. пени в размере 779,33 руб., но данное требование административным ответчиком до настоящего времени не выполнено.

Сделанный административным истцом расчет пеней в размере 779,33 руб. суд находит правильным: 1) 31 842 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2015 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,25%) (0,00024166) х 19 (число дней просрочки с 21.08.2019 по 08.09.2019) = 146,21 руб.; 2) 31 842 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2015 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,0%) (0,0002333) х 49 (число дней просрочки с 09.09.2019 по 27.10.2019) = 364,06 руб.; 3) 31 842 руб. (размер недоимки для расчета пени за 2015 год) х 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (6,5%) (0,00021667) х 39 (число дней просрочки с 28.10.2019 по 05.12.2019) = 269,06 руб..

В соответствии с п.п.9, 14 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе: взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы, в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, … иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно абз.1 п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (…), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (…), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе, денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (…) заявления о взыскании в суд (абз.2 п.2 ст.48 НК РФ).

В силу абз.1 п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (…) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как отмечено в абз.3 п.1 ст.48 НК РФ, указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (…) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с абз.3 п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (…) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (…) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Приведенные выше положения ст.48 НК РФ применяются также при взыскании пеней.

Учитывая, что общая сумма транспортного налога, НДФЛ и пеней за их несвоевременную уплату, подлежащих уплате налогоплательщиком - физическим лицом ФИО5 за указанные выше годы, превысила 3 000 руб., сроком подачи в суд заявления об их взыскании являются шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (№ 562521 от 06.12.2019 со сроком до 17.01.2020 года), то есть до 17.07.2020.

Судом установлено, следует из материалов данного административного дела и материалов обозренного административного дела № 2а-2144/2020 мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г.Пензы, что в установленный законом срок, 09.07.2020, ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Октябрьского района г.Пензы с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Дыдымова С.А. являющейся предметом иска по данному делу недоимки и пени (пени по транспортному налогу – в большем размере, чем заявлено в данном деле, а именно, в размере 443,92 руб.), и 13.07.2020 мировой судья выдал судебный приказ № 2а-2144/20 на взыскание недоимки и пеней в общей сумме 46 497,25 руб., однако определением от 27.04.2021 названный судебный приказ был отменен мировым судьей по заявлению должника Дыдымова С.А..

Из абз.2 и 3 п.3 ст.48 НК РФ следует, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (…) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Административное исковое заявление по данному делу поступило в суд 14.10.2021, то есть в течение шестимесячного срока, предусмотренного абз.2 п.3 ст.48 НК РФ, после отмены мировым судьей судебного приказа, состоявшейся 27.04.2021.

С учетом вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что Дыдымов С.А. в установленный срок и вплоть до настоящего времени не уплатил полагавшиеся к уплате налоги и пени, административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к нему подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 594,92 руб., от уплаты которой административный истец при подаче иска в суд в силу НК РФ был освобожден.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Дыдымову Сергею Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц и пеней за несвоевременную уплату налогов удовлетворить.

Взыскать с Дыдымова Сергея Александровича, ИНН 151002588345, недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 3 750 руб., пени в размере 281,65 руб..

Взыскать с Дыдымова Сергея Александровича, ИНН 151002588345, пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 779,33 руб..

Взыскать с Дыдымова Сергея Александровича, ИНН 151002588345, недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2018 год в размере 40 948 руб. и пени в размере 576 руб..

Взыскать с Дыдымова Сергея Александровича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1 594,92 руб..

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд города Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27.12.2021 года.

СУДЬЯ