НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 04.09.2023 № 2А-2188/2023

Дело №2а-2188/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2023 года г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Половинко Н.А.,

при секретаре Емелиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску ФИО1 к ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к ответчику и просил признать незаконным решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от 01.12.2022 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает на несогласие с определенным налоговым органом размером полученного дохода от продажи недвижимого имущества: общая стоимость объектов недвижимости составила 1 500 000 руб., где 220 000 руб. – стоимость нежилого здания и 1 280 000 руб. – стоимость земельного участка. Указывает, что кадастровая стоимость здания по состоянию на дату его постановки на государственный кадастровый учет 08.12.2021 г. не была определена и отсутствовала в ЕГРН, а стоимость в размере 4 173 649,02 руб. была внесена в ЕГРН лишь 10.01.2022 г., то есть в следующем налоговом периоде после совершения им сделки по продаже нежилого здания. Таким образом, кадастровая стоимость здания в размере 4 173 649,02 руб., утвержденная на основании акта № от 23.12.2021 г. об утверждении кадастровой стоимости, подлежит применению для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц не ранее чем по истечении одного месяца со дня ее официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, а именно с 01.01.2023 г. Вместе с тем, ФИО1 указывает на несогласие с расчетом действительных налоговых обязательств налогоплательщика. Полагает, что доход от продажи здания подлежит определению исходя из цены сделки, согласованной в договоре и составляет 220 000 руб., имущественный налоговый вычет в соответствии с пп.1 п.1 и пп.1 п.2 ст.220 НК РФ в отношении данного здания составляет 250 000 руб., налоговая база по НДФЛ от продажи здания составляет 0 руб., налоговая ставка 13%, сумма НДФЛ 0 руб. Вывод налогового органа о получении им дохода от продажи здания в 2021г. в размере 2 921 554,31 руб., исчисленного от кадастровой стоимости здания в размере 4 173 649,02 руб., умноженной на понижающий коэффициент 0,7 является незаконным, не соответствует реальным обстоятельствам совершения сделки и налоговому законодательству. Неправильное определение размера полученного ФИО1 дохода от продажи нежилого здания в сумме 2 921 554,31 руб. привело к неправильному определению размера налоговой базы по НДФЛ и незаконному доначислению налога на доходы физических лиц в сумме 347 302,06 руб., а также доначислению соответствующих пеней и штрафов по ст.ст.119,122 НК РФ, поскольку базой для начисления пеней и штрафов является размер неуплаченного налога, подлежащего уплате на основании налоговой декларации. Также указал, что обжалуемое решение не содержит расчета начисленных пеней в сумме 13 926,52 руб., что лишает истца возможности проверить правильность применения ставки пеней и периода их начисления.

В ходе рассмотрения дела заявленные административные исковые требования были уточнены, на основании чего ФИО1 просил суд решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от 01.12.2022 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признать незаконным в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 347 302 руб., начисления соответствующих пеней, привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст.119 НК РФ в виде штрафа в сумме 26 047,65 руб. и п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 17 365,1 руб. В уточнениях ФИО1 указал, что не оспаривает правильность расчета НДФЛ со сделки по продаже земельного участка и не оспаривает законность решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от 01.12.2022 г. в части доначисления НДФЛ в сумме 36 525 руб., соответствующих пеней и штрафов по п.1 ст.199 НК РФ в сумме 2 739,38 руб. и по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 1 826,25 руб.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных требований. В письменных возражениях представитель административного ответчика указал, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм налогового законодательства. Указал также, что в целях налогообложения должны приниматься доходы налогоплательщика от продажи вышеуказанных объектов недвижимого имущества равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этих объектов недвижимого имущества. Срок владения имуществом составляет менее 5 лет, в связи с чем, доход, полученный налогоплательщиком от продажи имущества, подлежит налогообложению. ФИО1 декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год не представлена в установленный срок, в связи с чем, Инспекцией в соответствии с п. 1.2 ст. 88 Кодекса сформирован и произведен расчет сумм НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости за 2021 год, находившиеся в собственности менее 5 лет. В адрес налогоплательщика Инспекцией направлено требование от 05.08.2022 о представлении пояснений и представлении документов, подтверждающих сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и реализацией недвижимого имущества в 2021 году. Документы налогоплательщиком представлены не были. С учетом изложенного, Заявитель в нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ не исполнил обязанность по представлению налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 год, что является налоговым правонарушением, за которое п. 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность, а также занизил налоговую базу по НДФЛ, что является налоговым правонарушением, за которое п. 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность. По результатам проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 17.10.2022. По итогам рассмотрения акта 01.12.2022 и материалов проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения , которым ФИО1 доначислен налог на доходы физических лиц за 2021 в размере 383 827 руб., начислены соответствующие пени, кроме того, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 19 191,35 руб., предусмотренной п.1 ст.119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 28 787,02 руб. Обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, предусмотренных ст.111 НК РФ, а также обстоятельств отягчающих налоговую ответственность, предусмотренных п. 2 ст.112 НК не установлено. С учетом вышеизложенного, Инспекцией правомерно вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушение от 01.12.2022 в отношении ФИО1 В связи с чем, представитель ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы просил оставить заявленные административные исковые требования без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Управления ФНС России по Пензенской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать, представила отзыв, доводы изложенные в нем поддержала.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).

Обязанность по уплате налогов на территории Российской Федерации определена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации также установлена обязанность налогоплательщиков представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

Как следует из пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что в отношении налогоплательщика ФИО1 налоговым органом был сформирован и произведен расчет НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости за 2021 г.

24.12.2021 г. между ФИО1 с одной стороны и ФИО7, ФИО9 с другой стороны был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает в общую долевую собственность недвижимое имущество: нежилое здание по адресу: <адрес>, кадастровый , а также земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый .

В соответствии с п.5 указанного договора по соглашению сторон стоимостью вышеназванных объектов составила 1 500 000 руб., из которых 220 000 руб. – стоимость здания, а 1 280 000 руб. – стоимость земельного участка.

Право собственности на вышеуказанный земельный участок возникло у ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 14.12.2021 г., заключенного с администрацией Никольского района Пензенской области. Как следует из расчета цены выкупа земельного участка (Приложение к Договору ), произведенного администрацией, его кадастровая стоимость составляет 1 829 943,83 руб., цена выкупа земельного участка составила 274 491,57 руб. Государственная регистрация права собственности на указанное недвижимое имущество была произведена 20.12.2021 г.

Как указал налоговый орган, по данным автоматизированного расчета ФИО1 получен доход от продажи вышеназванного недвижимого имущества: строение по адресу: <адрес>, кадастровый (дата регистрации права 13.12.2021, дата окончания регистрации права 28.12.2021); земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый (дата регистрации права 20.12.2021, дата окончания регистрации права 28.12.2021)

Таким образом, срок владения административным истцом указанными объектами недвижимости составил менее 5 лет.

По данным, полученным налоговым органом из Управления Росреестра по Пензенской области, кадастровая стоимость отчуждаемого строения по состоянию на 01.01.2021 г. составила 4 173 649,02 руб., с учетом понижающего коэффициента 2 921 554,31 руб. (4 173 649,02 х 0,7); кадастровая стоимость отчуждаемого земельного участка по состоянию на 01.01.2021 г. составила 1 829 943,83 руб., с учетом понижающего коэффициента 1 280 960,68 руб. (1 829 943,83 х 0,7).

Довод административного истца о неправильном определении инспекцией размера полученного дохода от продажи здания и незаконном доначислении налога на доход физических лиц, соответствующих пеней и штрафов не может быть принят судом во внимание, поскольку утверждения ФИО1 о том, что кадастровая стоимость здания по состоянию на дату его постановки на государственный кадастровый учет 08.12.2021 не была определена и отсутствовала в ЕГРН опровергаются сведениями представленными из Росреестра.

Как следует из ответа Росреестра, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объектов недвижимости имущества, находящихся по адресу: <адрес>, по состоянию на 08.12.2021 составляла 4 173 649,02 руб. – здания с кадастровым номером , внесена в ЕГРН 10.01.2022 на основании акта об определении кадастровой стоимости от 23.12.2021 , дата начала применения -08.12.2021.

Следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости на момент его продажи была утверждена в размере 4 173 649,02 руб., а в целях налогообложения должны приниматься доходы налогоплательщика от продажи вышеуказанных объектов недвижимого имущества равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этих объектов недвижимого имущества. Срок владения указанным имуществом, составляет менее 5 лет, в связи с чем, доход, полученный налогоплательщиком от продажи указанного имущества, подлежит налогообложению.

Довод административного истца о необходимости определения дохода от продажи здания исходя из цены сделки, согласованной в договоре в размере 220 000 руб. судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм налогового законодательства.

Как следует из положения пункта 1 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождение от налогообложения доходов, указанных в абзаце втором пункта 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, получаемых физическими лицами за соответствующий налоговый период, а также определение налоговой базы при продаже недвижимого имущества осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (пункт 2 статьи 217.1 Кодекса).

Согласно пункту 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: 1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; 2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации; 3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением; 4) в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем подпункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).

На основании пункта 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Таким образом, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектов недвижимого имущества и более (то есть более 5 лет).

Следовательно, ФИО1 был получен доход в 2021 году от отчуждения недвижимого имущества, находившегося в собственности менее 5 лет.

Однако, как установлено судом, декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год в налоговый орган в установленный законом срок от административного истца не поступила.

В связи с чем, налоговым органом была проведена камеральная проверка в связи с непредоставлением в срок до 18.07.2022 г. первичной налоговой декларации «ФЛ. 2021 Декларация по форме 3НДФЛ» за 2021 год.

05.08.2022 г. налоговым органом в адрес ФИО1 заказным письмом было направлено требование о предоставлении пояснений от 05.08.2022 г. (л.д.39-40). Согласно требованию, административному ответчику необходимо было представить документы (либо декларацию по форме 3-НДФЛ), подтверждающие сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и реализацией недвижимого имущества в 2021 году, находящегося в собственности менее минимального предельного срока владения, установленного в ст.217.1 НК РФ. В требовании было разъяснено, что непредоставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок в налоговый орган налоговой декларации является налоговым правонарушением, за которое п.1 ст.119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 5 процентов неуплаченной в установленный срок сумму налога, подлежащей уплате на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

05.10.2022 г. налоговым органом в адрес ФИО1 заказным письмом было направлено уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика 17.10.2022 г. к 10.00 часам для дачи пояснений в связи с налоговой проверкой.

17.10.2022 г. налоговым органом в адрес ФИО1 заказным письмом было направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки – 01.12.2022 г. к 10.00 часам.

В тот же день 17.10.2022 г. был составлен акт налоговой проверки , согласно которому по результатам налоговой проверки установлена неуплата налогов, предложено начислить пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения.

01.12.2022 г. ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы было вынесено решение о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением установлен факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год, ФИО1 доначислен налог на доходы физических лиц за 2021 в размере 383 827 руб., начислены соответствующие пени, а также административный ответчик указанным решением привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 19 191,35 руб., и предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 28 787,02 руб.

Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что срок владения административным истцом вышеупомянутым недвижимым имуществом составил менее 5 лет, в связи с чем, доход, полученный налогоплательщиком от продажи имущества, подлежит налогообложению. Кроме того, декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год ФИО1 в установленный законом срок не представлена.

В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Ввиду несогласия с решением ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от 01.12.2022 г., ФИО1 обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области.

Однако нарушений при вынесении решения со стороны ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы при рассмотрении жалобы административного истца выявлено не было, и решением Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области от 29.03.2023 жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения (л.д.16-23).

ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.

Оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база по общему правилу определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса (пункты 1 и 3).

В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 данного Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации если иное не установлено данной статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Статьей 229 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая декларация по НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) (п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.09.2019 г. №325-ФЗ), в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

В силу пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Согласно пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

Решение налогового органа в части доначисления налогов и соответствующих пеней, а также привлечения к налоговой ответственности принято уполномоченным должностным лицом, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, предусмотренных ст.111 НК РФ, а также обстоятельств отягчающих налоговую ответственность, предусмотренных п. 2 ст.112 НК РФ, не установлено.

При изложенных обстоятельствах у налогового органа имелись предусмотренные законом основания для привлечения ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначисления налога на доходы физических лиц, соответствующих пеней.

С учетом вышеприведенных положений налогового законодательства, установив фактические обстоятельства дела, суд, разрешая административные исковые требования по существу, приходит к выводу, что оспариваемое решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от 01.12.2022 г. является правомерным, поскольку соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы административного истца.

Кроме того, исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Однако такая необходимая совокупность в данном случае отсутствует.

Доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца не представлено, в то время как в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания того, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения, возложена на лицо, обратившееся в суд.

Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку налоговым органом расчет налога на доходы физических лиц был произведен в соответствии с налоговым законодательством, следовательно, начисление пени и штрафа с суммы исчисленного налога является правомерным.

В связи с изложенным, требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 18.09.2023 года.

Судья Н.А.Половинко