НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область) от 28.07.2021 № 2А-1856/2021

Дело № 2а-1856/2021

55RS0004-01-2021-001999-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск 28 июля 2021 года

Октябрьский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Ведерниковой Н.В.,

при помощнике судьи Панчевой Е.С., осуществляющей ведение протокола судебного заседания по поручению председательствующего судьи,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО2, административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска к ФИО3 о взыскании обязательных платежей (санкций),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска обратилась в суд с требованиями о взыскании с ФИО3 задолженности по обязательным платежам (с учетом письменного уточнения требований):

по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год в размере 17160 руб. (с учетом перерасчета в связи с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 г. в качестве индивидуального предпринимателя в размере 6045 руб. и суммой оплаты в размере 195 рублей 06.04.2017), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год за период с 10.01.2018 по 24.08.2020 в размере 3779,69 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 26545 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год за период с 10.01.2019 по 05.10.2020 в размере 3614,32 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 29354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с 01.01.2020 по 14.10.2020 в размере 1484,83 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2020 год в размере 19974,71 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2020 год за период с 28.08.2020 по 14.10.2020 в размере 135,83 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год в размере 3404,25 рублей (с учетом перерасчета в связи с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в качестве индивидуального предпринимателя в размере 1185,75 рублей), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год за период с 10.01.2018 по 24.08.2020 в размере 750,17 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 5840 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год за период с 10.01.2019 по 05.10.2020 в размере 795,17 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год в размере 6884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год за период с 01.01.2020 по 14.10.2020 в размере 348,22 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2020 год в размере 5186,97 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2020 год за период с 28.08.2020 по 14.10.2020 в размере 35,27 руб.

В обоснование административного иска указано, что ФИО3 с 02.12.2014 по 12.08.2020 являлся арбитражным управляющим, в спорные налоговые периоды значился зарегистрированным в качестве арбитражного управляющего в сводном государственном реестре арбитражных управляющих, относился к налогоплательщикам, поименованным в п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В период с 13.05.2016 по 03.04.2017 также значился зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Являясь арбитражным управляющим, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017-2020 г.г. не уплатил. В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму имеющейся задолженности по страховым взносам начислены пени. ФИО3 направлено требование об уплате задолженности, которое до настоящего времени налогоплательщиком не исполнено.

Одновременно налоговым органом заявлено письменное ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности за 2017 г. - 2019 г. (в случае, если суд сочтет данный срок пропущенным) со ссылкой на то, что ФИО3 являлся арбитражным управляющим с 02.12.2014, с указанной даты включен в реестр арбитражных управляющих. Однако сведения о том, что ФИО3 является арбитражным управляющим, поступили в налоговый орган в порядке п.4.1 ст.85 НК РФ от Уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, только 09.09.2020. На основании поступивших сведений налоговым органом проведены мероприятий по идентификации и постановке на учет в налоговый орган арбитражного управляющего ФИО3 с 02.12.2014, выявлена спорная недоимка и налогоплательщику направлены требования об уплате задолженности. Кроме того, административный истец просил учесть положения абзаца 5 п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» об увеличении предельных сроков направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на 6 месяцев, установление с 30.03.2020 по 03.04.2020 нерабочих дней в соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и наличие нерабочих праздничных дней в мае 2020 г. по трудовому законодательству (что в совокупности составило непрерывный нерабочий период с 30.03.2020 по 08.05.2020).

В ходе производства по делу в порядке ст.85 КАС РФ судом по ходатайству административного истца приняты меры предварительной защиты по административному иску, о чем 03.06.2021 вынесено определение.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала административный иск в уточненном объеме с ходатайством о восстановлении срока взыскания с ФИО3 спорной задолженности.

Административный ответчик в судебном заседании просил отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока и административного искового заявления, о чем представил письменные возражения. Указал, что поскольку административный истец не предпринимал в установленные ст.ст.46, 70 НК РФ сроки мер ко взысканию спорной задолженности по уплате им страховых взносов, следовательно, задолженность в соответствии с пунктами 1,2,5 ст.59 НК РФ является безнадежной ко взысканию. Полагал, что срок давности взыскания задолженности не пропущен только в отношении страховых взносов за 2020 год, соответственно, за 2020 год задолженность может быть взыскана, но без пени. Поскольку налоговый орган является профессиональным участником правоотношений, пропущенный срок не подлежит восстановлению. Налоговому органу было известно с 2017 г. о том, что он осуществляет деятельность в качестве арбитражного управляющего, участвует в данном статусе в производстве по делам о банкротстве, информация по делам находится в свободном доступе, в том числе о нем. В одном из таких дел о банкротстве принимала участие налоговая инспекция в качестве кредитора.

Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), привлеченной к участию в административном деле в порядке ст.37 КАС РФ в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании не принимал участия, о слушании дел извещен надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 48 НК РФ предусматривает возможность обращения налогового органа в суд за принудительным взысканием налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, в случае неисполнения им в установленный срок обязанности по такой уплате.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (ч.3 ст.48 НК РФ).

В соответствии с положениями ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля зауплатойобязательных платежейвправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счету платыустановленных законом обязательныхплатежейи санкций, если у этих лиц имеется задолженностьпообязательнымплатежам, требование контрольного органа обуплатевзыскиваемой денежной суммы неисполненов добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срокуплатыденежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательныхплатежейи санкций.

Как определено положениями ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; вставать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В соответствии с положениями статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога; уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Как предусмотрено положениями пункта 3 статьи 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, действовавшей до 28.01.2018) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2018-2020 г.г.) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Из пункта 3 статьи 430 НК РФ следует, что если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4 ст. 430 НК РФ).

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах (пункт 5 ст. 430 НК РФ).

Согласно статье 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.

В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщик должен выплатить пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5 ст. 75 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

По правилам ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН в период с 13.05.2016 по 03.04.2017 был зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, в период с 19.09.2014 (дата внесения в сводный государственный реестр арбитражных управляющих - 02.12.2014) по настоящее время значится зарегистрированным в качестве арбитражного управляющего в Крымском Союзе профессиональных арбитражных управляющих "Эксперт", что подтверждается письменной информацией Росреестра и Крымского Союза профессиональных арбитражных управляющих "Эксперт", списком членов указанного Союза.

Соответственно, ФИО3 является плательщиком вышеуказанных страховых взносов, в том числе в спорные налоговые периоды.

09.09.2020 в электронную базу ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска в порядке п.2 ст.85 НК РФ посредством электронного документооборота от Уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций (далее - СРО) арбитражных управляющих, поступили сведения о том, что 02.12.2014 в отношении ФИО3 внесены сведения как об арбитражном управляющем в сводный государственный реестр арбитражных управляющих, 12.08.2020 - указанные сведения исключены из сводного государственного реестра арбитражных управляющих.

(Как следует из письменных пояснений Росреестра от 14.07.2020 , 19.08.2020 на основании решения Арбитражного суда г. Москвы по делу № от 12.08.2020 сведения о СРО "Эксперт", в том числе о ФИО3, были исключены из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.10.2020 указанное решение Арбитражного суда г. Москвы отменено, 30.10.2020 Росреестром восстановлены записи о СРО "Эксперт", в том числе о ФИО3, в Реестре).

На основании поступивших 09.09.2020 сведений из Росреестра налоговым органом проведены мероприятия по идентификации налогоплательщика, внесению поступивших сведений о нем в электронную базу для расчета спорной недоимки за период с 2017 г. по 12.08.2020 (согласно указанным Росреестром дат о включении и исключении ФИО3 из Реестра).

30.09.2020 и 09.10.2020 ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска составлены акты и о выявлении недоимки по уплате арбитражным управляющим ФИО3 страховых взносов.

В соответствии со ст. 69 НК РФ ФИО1 направлены требования:

- по состоянию на 06.10.2020 об уплате в срок до 09.11.2020 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23205 руб., на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 руб., на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8868,50 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1834,48 руб.

- по состоянию на 15.10.2020 об уплате в срок до 17.11.2020 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 руб., на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 19974,71 руб., на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 5186,97 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1620,66 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 383,49 руб.

Требования направлены административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика и получены 07.10.2020 и 15.10.2020, соответственно.

Представителем административного истца представлены сведения о доступе ФИО3 к личному кабинету налогоплательщика, дата первичной регистрации в сервисе – 07.04.2016.

22.12.2020 (с соблюдением предусмотренного ч.2 ст.48 НК РФ шестимесячного срока с даты истечения срока исполнения требований) ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска направила мировому судье судебного участка в Октябрьском судебном районе в городе Омске заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО3 задолженности по уплате спорной вышеуказанной задолженности.

Мировым судьей судебного участка в Октябрьском судебном районе в городе Омске вынесен судебный приказ от 25.12.2020 о взыскании с ФИО3 указанной задолженности.

Определением мирового судьи судебного участка в Октябрьском судебном районе в городе Омске от 04.02.2021 судебный приказ отменен по заявлению ФИО3

15.04.2021 ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска с соблюдением предусмотренного частью 3 статьи 48 НК РФ срока обратилась в районный суд с настоящим административным иском посредством направления его почтовой связью.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Частью 1 ст. 70 НК установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5 ст. 75 НК РФ).

Как следует из разъяснений в п.51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исходя из содержания пункта 5 ст.75 НК РФ, требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Согласно ст.ст.6 и 11 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действующей с 01.01.2015) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являлись непосредственно сами арбитражные управляющие, при этом регистрация страхователей являлась обязательной.

Таким образом, в период с 01.01.2015 по 01.01.2017 на арбитражных управляющих распространялись обязанности по самостоятельной регистрации в соответствующих территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 03.06.2016 №243-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальные органы обязаны были сообщить до 01.02.2017 в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов арбитражных управляющих, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на 01.01.2017 в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введен в статью 85 НК РФ пункт 4.1, на Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков (а именно: на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии), возложена обязанность не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

В соответствии с возложенной законом обязанностью Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с 01.01.2017 по настоящее время осуществляет ведение сводного государственного реестра арбитражных управляющих и информирование налоговых органов о дате включения (исключения) арбитражных управляющих в сводный государственный реестр арбитражных управляющих.

Таким образом, основанием для начисления налоговым органом задолженности по неуплаченным в добровольном порядке страхователями, являющимися арбитражными управляющими, страховых взносов и для принятия предусмотренных законом мер к взысканию данной недоимки являются поступившие в соответствии с п.4.1 ст.85 НК РФ из уполномоченного органа сведения об арбитражном управляющем.

Из данного следует, что своевременность выявления налоговым органом недоимки по уплате страховых взносов страхователями, относящимися к категории арбитражных управляющих, напрямую зависит от времени поступления в налоговый орган в порядке п.4.1 ст.85 НК РФ сведений об арбитражных управляющих из Уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Судом установлено и подтверждается сведениями из электронной базы ИФН России по Октябрьскому АО г. Омска (из входящего документа), что информация в отношении ФИО3 как о члене саморегулируемой организации арбитражных управляющих поступила в налоговый орган 09.09.2020 (дата внесения сведений в сводный государственный реестр - 02.12.2014, дата исключения указанных сведений из сводного государственного реестра – 12.08.2020).

Данные обстоятельства подтверждаются также ответом Росреестра от 08.07.2021 @ на судебный запрос, согласно которому информация о ФИО3 (о членстве в Союзе) направлена в ФНС России 09.09.2020 и 01.12.2020. Ранее направленная Росреестром 28.03.2019 и 18.04.2019 в порядке электронного документооборота информация о членстве ФИО3 в Союзе не была принята ФНС России (распечатка с портала государственных услуг с направляемыми в электронном формате файлами представлена в материалы дела).

Как следует из пояснений представителя административного истца, направляемая информация не была принята ФНС России по техническим причинам, в том числе как не прошедшая форматно-логический контроль.

Доказательств обратного, в соответствии со ст.62 КАС РФ, административным ответчиком в материалы дела не представлено.

С учетом того, что ФИО3 должен был состоять на учете в ИФНС в качестве налогоплательщика со статусом арбитражного управляющего с 02.12.2014 и, соответственно, обязан был в силу ч.1 ст.45, ч. 2 ст. 432 НК РФ самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы за 2017-2020 г.г., однако возложенную на него законом обязанность не исполнил, ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска обоснованно предприняла меры к принудительному взысканию задолженности за указанные налоговые периоды после того, как ей стало известно о данном факте.

При таких обстоятельствах, разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока взыскания спорной задолженности за 2017 г. - 2019 г. (в отношении задолженности по страховым взносам за 2020 год предусмотренные ст.70 НК РФ и ст.48 НК РФ сроки направления налогового требования и обращения в суд не нарушены), суд считает возможным признать причину пропуска названного срока уважительной и восстановить его.

Исходя из позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В силу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» вышеуказанные сроки являются пресекательными.

Возможность восстановления пропущенного срока закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что уплата налоговых платежей (страховых взносов) является конституционной обязанностью каждого гражданина (страхователя), а также с учетом установленной судом причины пропуска административным истцом вышеназванного срока, значительного размера неуплаченных административным ответчиком страховых взносов, оперативного и своевременного принятия налоговым органом мер к принудительному взысканию спорной задолженности после получения из уполномоченного органа сведений в отношении ФИО3 как об арбитражном управляющем,пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд для принудительного взыскания с ФИО4 задолженности по уплате страховых взносов (в том числе пени) за 2017 г. - 2019 г. подлежит восстановлению.

Относительно взыскания задолженности по страховым взносам за 2020 год, как отмечалось выше, предусмотренный законом срок не пропущен.

В этой связи судом отклоняются доводы административного ответчика об отсутствии оснований для восстановления налоговому органу срока принудительного взыскания задолженности, а также о том, что спорная задолженность является в соответствии со ст.59 НК РФ безнадежной ко взысканию.

С учетом регламентации законом получения налоговым органом сведений о включении (исключении) арбитражных управляющих в сводный государственный реестр арбитражных управляющих только в предусмотренном п. 4.1 ст.85 НК РФ порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон (в электронной форме, на основании сведений Уполномоченного федерального органа исполнительной власти), ссылка административного ответчика на то, что налоговой инспекции могло быть известно о нем как об арбитражном управляющем из других названных им открытых источников не может быть принята судом во внимание.

Вместе с тем, поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО3 включен в сводный государственный реестр арбитражных управляющих 02.12.2014 и значится в нем как арбитражный управляющий по настоящее время, соответственно, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год за период с 28.08.2020 по 14.10.2020 в размере 135,83 руб. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год за период с 28.08.2020 по 14.10.2020 в размере 35,27 руб. начислены административному ответчику преждевременно, до наступления окончания налогового периода (срок уплаты страховых взносов за 2020 год - не позднее 31.12.2020).

С учетом совокупности изложенного, принимая во внимание, что административным ответчиком обязанность по уплате спорных страховых взносов и пени не исполнена, доказательств обратного суду не представлено, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в частичном объеме, за исключением требований о взыскании пени по страховым взносам за 2020 год.

Применительно к статье 114 КАС РФ, статье 333.19 НК РФ, положениям Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3702 рублей, от уплаты которой административный истец при подаче иска освобожден.

Руководствуясь статьями 175, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска задолженность:

по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год в размере 17160 руб.,

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год за период с 10.01.2018 по 24.08.2020 в размере 3779,69 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 26545 руб.,

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год за период с 10.01.2019 по 05.10.2020 в размере 3614,32 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 29354 руб.,

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с 01.01.2020 по 14.10.2020 в размере 1484,83 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2020 год в размере 19974,71 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год в размере 3404,25 рублей,

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год за период с 10.01.2018 по 24.08.2020 в размере 750,17 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 5840 руб.,

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год за период с 10.01.2019 по 05.10.2020 в размере 795,17 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год в размере 6884 руб.,

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год за период с 01.01.2020 по 14.10.2020 в размере 348,22 руб.,

по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2020 год в размере 5186,97 руб.

Указанные суммы перечислить по реквизитам: БИК банка получателя (БИК ТОФК) - 015209001, Наименование банка получателя средств – Отделение Омск Банка России//УФК по Омской области г. Омск, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета ЕКС) – 40102810245370000044, номер счета получателя (номер казначейского счета) – 03100643000000015200, получатель: УФК по Омской области (ИФНС России по ОАО г. Омска), ИНН <***>, КПП 550601001,

Код бюджетной классификации:

182 1 02 02140 06 1110 160 – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии с 01.01.2017,

182 1 02 02140062110 160 – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,

182 1 02 02103 08 1013 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии с 01.01.2017,

182 1 02 02103 08 2013 160 – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

В удовлетворении административного иска в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год за период с 28.08.2020 по 14.10.2020 в размере 135,83 руб. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год за период с 28.08.2020 по 14.10.2020 в размере 35,27 руб. отказать.

Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета города Омска государственную пошлину в размер 3702 рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Ведерникова

Мотивированное решение изготовлено 6 августа 2021 года.