НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область) от 14.07.2021 № А-2154/2021

Дело а-2154/2021

55RS0004-01-2021-002465-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск 14 июля 2021 года

Октябрьский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Ведерниковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Лавровой Т.С., при организации и подготовке судебного процесса помощником судьи Панчевой Е.С.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО2, административного ответчика Гридина В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска к Гридину Владимиру Максимовичу о взыскании обязательных платежей (санкций),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска обратилась в суд с требованиями о взыскании с Гридина В.М. задолженности по обязательным платежам: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за 2017 год за период с 10.01.2018 по 17.09.2020 в размере 5238 руб. 67 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год за период с 10.01.2018 по 17.09.2020 в размере 1027 руб. 60 коп., по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 26545 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год за период с 10.01.2019 по 17.09.2020 в размере 3546 руб. 63 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год за период с 10.01.2019 по 17.09.2020 в размере 780 руб. 28 коп., по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 29354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с 01.01.2020 по 17.09.2020 в размере 1372 руб. 55 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год за период с 01.01.2020 по 17.09.2020 в размере 321 руб. 89 коп.

В обоснование административного иска указано, что Гридин В.М. с 03.04.2015 включен в реестр адвокатов, в спорные налоговые периоды значился зарегистрированным в качестве адвоката, относился к налогоплательщикам, поименованным в п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017-2019 г.г. своевременно не уплатил. В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму имеющейся задолженности по страховым взносам и несвоевременно уплаченной задолженности по страховым взносам начислены пени, направлено требование об уплате задолженности, которое до настоящего времени налогоплательщиком не исполнено.

Одновременно налоговым органом заявлено письменное ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности со ссылкой на то, что в налоговый орган в порядке п.2 ст.85 НК РФ не поступала информация из адвокатской палаты субъекта РФ в отношении адвоката Гридина В.М. В результате проведения мероприятий по идентификации и постановке на учет с 03.04.2015 адвоката Гридина В.М. 05.08.2020 выявлена спорная недоимка и налогоплательщику направлено требование об уплате задолженности. Кроме того, административный истец просил учесть положения абзаца 5 п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» об увеличении предельных сроков направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на 6 месяцев, установление с 30.03.2020 по 03.04.2020 нерабочих дней в соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и наличие нерабочих праздничных дней по трудовому законодательству.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснила, что задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год в размере 23400 руб. оплачена Гридиным В.М. 10.11.2020, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год в размере 4590 руб. оплачена 17.10.2020. Также Гридиным В.М. 17.10.2020 оплачена задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 руб. и за 2019 год в размере 6884 руб. Поскольку задолженность по страховым взносам оплачена несвоевременно, на сумму задолженности начислены пени. В связи с поступлением 08.06.2021 в налоговый орган заявления Гридина В.М., с учетом внесенных в Налоговый кодекс РФ изменений относительно уплаты страховых взносов на ОПС адвокатами из числа военных пенсионеров налоговой инспекцией принято решение о том, что обязанность Гридина В.М. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекращена с 11.01.2021.

Административный ответчик в судебном заседании просил отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока и административного искового заявления, о чем представил письменные возражения. Указал, что с 2006 года является пенсионером МВД РФ, получающим пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1. С 03.04.2015 включен в реестр адвокатов и состоит с этого времени на учете в налоговом органе в качестве адвоката, о чем налоговой инспекции доподлинно известно. Проведенная налоговым органом в отношении него проверка, в результате которой, как указал административный истец, выявлена недоимка, не отвечает требованиям закона. С учетом того, что он является адвокатами из числа военных пенсионеров, а также исходя из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 №5-П и Федерального закона от 30.12.2020 №502-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», оснований для взыскания с него спорной задолженности по страховым взносам не имеется.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 48 НК РФ предусматривает возможность обращения налогового органа в суд за принудительным взысканием налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, в случае неисполнения им в установленный срок обязанности по такой уплате.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (ч.3 ст.48 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счету платы установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как определено положениями ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; вставать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В соответствии с положениями статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога; уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Как предусмотрено положениями пункта 3 статьи 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ, действовавшей в 2017 г.) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2018-2019 г.г.) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года,

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.

Из пункта 3 статьи 430 НК РФ следует, что если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4 ст. 430 НК РФ).

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах (пункт 5 ст. 430 НК РФ).

Согласно статье 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.

В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщик должен выплатить пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5 ст. 75 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

По правилам ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, Гридин Владимир Максимович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время значится зарегистрированным в качестве адвоката и, соответственно, являлся плательщиком вышеуказанных страховых взносов в спорные налоговые периоды.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по Октябрьскому АО <адрес> составлены акты и о выявлении недоимки по уплате адвокатом ФИО1 страховых взносов.

В соответствии со ст. 69 НК РФ ФИО1 направлено требование:

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23400 руб. (на дату подачи административного искового заявления - 0 руб.), на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 руб. (на дату подачи административного искового заявления - 0 руб.), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 руб., на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 руб. (на дату подачи административного искового заявления - 0 руб.), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 руб., на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 руб. (на дату подачи административного искового заявления - 0 руб.), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 10157,85 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2129,77 (на дату подачи административного искового заявления – 2126,17 руб.).

Требование направлено административному ответчику 08.10.2020, что подтверждается списком заказной почтовой корреспонденции.

20.11.2020 ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска направила мировому судье судебного участка №70 в Октябрьском судебном районе в городе Омске заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Гридина В.М. задолженности по уплате спорной вышеуказанной задолженности.

Мировым судьей судебного участка №70 в Октябрьском судебном районе в городе Омске вынесен судебный приказ от 25.11.2020 №2а-5649/2020 (70) о взыскании с Гридина В.М. указанной задолженности.

Определением мирового судьи судебного участка №70 в Октябрьском судебном районе в городе Омске от 11.12.2020 судебный приказ отменен по заявлению Гридина В.М.

12.05.2021 ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска с соблюдением предусмотренного частью 3 статьи 48 НК РФ срока обратилась в районный суд с настоящим административным иском посредством направления его почтовой связью.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Частью 1 ст. 70 НК установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5 ст. 75 НК РФ).

Как следует из разъяснений в п.51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исходя из содержания пункта 5 ст.75 НК РФ, требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Судом установлено и подтверждается карточкой «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу), что задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год в размере 23400 руб. оплачена Гридиным В.М. 10.11.2020, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год в размере 4590 руб. оплачена - 17.10.2020.

С учетом изложенного, принимая во внимание даты фактического погашения административным ответчиком задолженности по уплате страховых взносов за 2017 год, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный ст.70 НК РФ срок направления требования административным истцом не пропущен, как и установленный ст.48 НК срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по пени, начисленным на несвоевременно уплаченную сумму страховых взносов за 2017 год.

Поскольку задолженность по уплате страховых взносов за 2017 год административным ответчиком погашена в 2020 году, а право на принудительное взыскание пени, начисленных на эту задолженность, налоговым органом не утрачено, соответственно, административный иск в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 5238 руб. 67 коп. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 1027 руб. 60 коп. подлежит удовлетворению.

Требования административного истца о взыскании с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 780 руб. 28 коп. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 321,89 также подлежат удовлетворению, поскольку страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 рублей административным ответчиком оплачены 17.10.2020, а право на принудительное взыскание пени, начисленных на эту задолженность, налоговым органом не утрачено (требование №27853 по состоянию на 18.09.2020 об уплате пени выставлено налогоплательщику не позднее трехмесячного срока с даты погашения налогоплательщиком задолженности, на которую начислены пени; срок обращения в суд в порядке ст.48 НК РФ не пропущен).

В части взыскания задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 26545 руб. и пени, начисленных на данную сумму в размере 3546 руб. 63 коп., суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска.

С учетом того, что Гридин В.М. состоит на учете в ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска в качестве налогоплательщика со статусом адвоката с 03.04.2015 по настоящее время, следовательно, страховые взносы за 2018 год должен был уплатить согласно ч. 2 ст. 432 НК РФ в срок до 31.12.2018.

В связи с этим налоговому органу надлежало 09.01.2019 выявить недоимку, определить в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащую уплате за расчетный период 2018 года, и направить налогоплательщику требование об уплате налога не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а именно: не позднее 09.04.2019.

С учетом того, что требование об уплате страховых взносов за 2018 год не могло быть выставлено позднее 09.04.2019, соответственно, предоставленный для исполнения требования срок (1 месяц 9 дней – аналогично сроку, указанному в выставленном требовании от 18.09.2020 №27853) истекал 20.05.2019 (18-19.05.2019 выходные нерабочие дни).

Поскольку сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год по состоянию на 20.05.2019 (в случае своевременного выставления требования) - дату истечения срока уплаты задолженности по требованию №27853 - превышала 3000 рублей, то в соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании задолженности в приказном порядке должно было быть подано налоговым органом в срок не позднее шести месяцев с даты истечения срока исполнения требования, то есть до 20.11.2019, включительно.

Между тем ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа только 20.11.2020, то есть со значительным пропуском срока, установленного ст. 48 НК РФ.

Пропуск предусмотренного ст.48 НК РФ срока является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании налоговой задолженности.

Несвоевременное выставление налоговым органом налогового требования не продляет предусмотренные ст.48 НК РФ сроки, поскольку они исчисляются исходя из нормативной базы налогового законодательства, а не из сроков фактического осуществления налоговым органом действий, направленных на взыскание задолженности.

Административным истцом не представлено суду убедительных доказательств того, что налоговому органу стало известно о том, что Гридин В.М. состоит на учете в качестве адвоката - налогоплательщика страховых взносов только в 2020 году.

Соответствующие доводы представителя административного истца опровергаются и справкой заведующего филиалом №16 НКО «Омская областная коллегия адвокатов» от 21.06.2021 о предоставлении в налоговые органы отчетности (6-НДФЛ и 2-НДФЛ) и перечислении удержанного налога на доходы (13%).

Установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 10 апреля 2003 года N 5-П, от 14 июля 2005 года N 9-П; Определение от 21 апреля 2005 года N 191-О).

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 8 февраля 2007 года №381-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Принимая во внимание, что налоговым органом не предоставлено суду доказательств, подтверждающих уважительность пропуска предусмотренных ст.70 и ст.48 НК РФ сроков для направления требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 26545 руб. и пени, начисленным на данную сумму в размере 3546 руб. 63 коп., и обращения в суд с заявлением о взыскании названной задолженности, оснований для удовлетворения административного иска в данной части не имеется.

Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год подлежали уплате Гридиным В.М. в срок до 31.12.2019.

Поскольку оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за данный расчетный период Гридиным В.М. не произведена в размере 29354 рублей, 09.01.2020 (первый рабочий день 2020 года) образовалась недоимка, соответственно, срок для направления налогоплательщику требования об уплате указанной задолженности истекал 09.04.2020.

Требование №27853 по состоянию на 18.09.2020 направлено в адрес налогоплательщика 08.10.2020.

С учетом того, что требование об уплате страховых взносов за 2019 год должно было быть выставлено не позднее 09.04.2020, соответственно, предоставленный для исполнения требования срок (1 месяц 9 дней – аналогично сроку, указанному в выставленном требовании от 18.09.2020 №27853) истекал 18.05.2020.

В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании задолженности в порядке приказного производства должно было быть подано налоговым органом в срок не позднее шести месяцев с даты истечения срока исполнения требования, то есть до 18.11.2020, включительно.

ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 20.11.2020, то есть с незначительным пропуском срока (два дня), установленного ст. 48 НК РФ.

В связи с незначительностью пропуска указанного в ст.48 НК РФ срока суд полагает необходимым восстановить его.

Относительно срока направления налогового требования суд принимает во внимание неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, имевшую место в 2020 году, наличие установленных Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 28 апреля 2020 г. N 294 нерабочих дней с 30.03.2020 по 03.04.2020 и с 06.05.2020 по 08.05.2020, наличие нерабочих дней в мае 2020 года в соответствии с трудовым законодательством (что составило непрерывно нерабочий период с 30.03.2020 по 08.05.2020), а также положения абзаца 5 п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» об увеличении предельных сроков направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на 6 месяцев.

Таким образом, требование административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 руб. и, соответственно, начисленных на указанную сумму пени в размере 1372 руб. 55 коп. подлежит удовлетворению.

Ссылка административного ответчика в обоснование своих возражений на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П и Федеральный закон от 30.12.2020 №502-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», отклоняется судом ввиду ее несостоятельности.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), адвокаты являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом нормы законодательства не содержат исключений из числа плательщиков страховых взносов военных пенсионеров, имеющих статус адвоката.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 28 января 2020 года N 5-П подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Во исполнение постановления Конституционного Суда N 5-П Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 502-ФЗ) в статью 6 Федерального закона N 167-ФЗ внесены изменения, исключившие из числа страхователей адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения.

При этом Федеральный закон N 502-ФЗ вступил в силу 10 января 2021 г. и не содержит положений, предусматривающих обратную силу.

Таким образом, учитывая, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона N 502-ФЗ - с 10.01.2021 и, соответственно, обязаны уплатить за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды до 2020 года.

С учетом совокупности изложенного административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению в вышеуказанной части.

Применительно к статье 114 КАС РФ, статье 333.19 НК РФ, положениям Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1343 рублей, от уплаты которой административный истец при подаче иска освобожден.

Руководствуясь статьями 175, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Гридина Владимира Максимовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска задолженность по уплате:

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за 2017 год за период с 10.01.2018 по 17.09.2020 в размере 5238 руб. 67 коп.,

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год за период с 10.01.2018 по 17.09.2020 в размере 1027 руб. 60 коп.,

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год за период с 10.01.2019 по 17.09.2020 в размере 780 руб. 28 коп.,

- по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 29354 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с 01.01.2020 по 17.09.2020 в размере 1372 руб. 55 коп.,

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год за период с 01.01.2020 по 17.09.2020 в размере 321 руб. 89 коп.

Указанные суммы перечислить по реквизитам: БИК банка получателя (БИК ТОФК) - 015209001, Наименование банка получателя средств – Отделение Омск Банка России//УФК по Омской области г. Омск, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета ЕКС) – 40102810245370000044, номер счета получателя (номер казначейского счета) – 03100643000000015200, получатель: УФК по Омской области (ИФНС России по ОАО г. Омска), ИНН <***>, КПП 550601001,

Код бюджетной классификации:

182 1 02 02140 06 1110 160 – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии с 01.01.2017,

182 1 02 02140 06 2110 160 – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,

182 1 02 02103 08 2013 160 – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Взыскать с Гридина Владимира Максимовича в доход местного бюджета города Омска государственную пошлину в размер 1343 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Ведерникова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.