НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 11.01.2024 № 2А-6128/2023

Дело № 2а-765/2024

УИД 51RS0001-01-2023-006186-16

Мотивированное решение изготовлено 11.01.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2024 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при секретаре Квас О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело административному исковому заявлению УФНС России по Мурманской области к Васеневой Л.Н. о взыскании пеней по налогу на доходы физических лиц и пеней по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения,

установил:

Административный истец УФНС России по Мурманской области обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Васеневой Л.Н. о взыскании пеней по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и пеней по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН).

В обоснование административных исковых требований указал, что административный ответчик Васенева Л.Н. являлась индивидуальным предпринимателем с 24.11.2014 по 30.12.2016, в ходе осуществления предпринимательской деятельности в 2015 году применяла УСН в виде налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, поэтому была обязана производить исчисление и уплату НДФЛ и налога в связи с применением УСН.

Васенева Л.Н. 30.04.2009 представила в ИФНС России по г. Мурманску налоговую декларацию по НДФЛ в 2008 год (по форме 3-НДФЛ), согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет по сроку 15.07.2009, составила 2 957 744 рубля. Фактически налоговая декларация поступила в налоговый орган 06.05.2009. Возможность ее представления отсутствует в связи с истечением срока хранения.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате НДФЛ за 2008 год в установленный законом срок ИФНС России по г. Мурманску в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате от 26.08.2009 № , которым налогоплательщику предложено уплатить НДФЛ в размере 2 957 744 рубля и пени в размере 45 130 рублей 27 копеек, а всего в размере 3 002 874 рубля 27 копеек в срок до 14.09.2009.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате в установленный срок ИФНС России по г. Мурманску обратилась в Октябрьский районный суд г. Мурманска в порядке статьи 48 Налогового кодекса РФ с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по НДФЛ в размере 3 002 874 рубля 27 копеек.

Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска по делу административные исковые требования удовлетворены, с административного ответчика взыскана недоимка по НДФЛ в размере 3 002 874 рубля 27 копеек. Исполнительный лист направлен 21.09.2010 в ОСП Октябрьского округа г. Мурманска для принудительного исполнения.

Васенева Л.Н. 28.04.2010 представила в ИФНС России по г. Мурманску налоговую декларацию по НДФЛ в 2009 год (по форме 3-НДФЛ), согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет по сроку 15.07.2010, составила 2 371 483 рубля. Возможность ее представления отсутствует в связи с истечением срока хранения.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате НДФЛ за 2009 год в установленный законом срок ИФНС России по г. Мурманску в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате от 19.08.2010 , которым налогоплательщику предложено уплатить НДФЛ в размере 2 371 483 рубля в срок до 08.03.2010.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате в установленный срок ИФНС России по г. Мурманску обратилась в Октябрьский районный суд г. Мурманска в порядке статьи 48 Налогового кодекса РФ с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по НДФЛ в размере 2 371 483 рубля.

Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска по делу административные исковые требования удовлетворены, с административного ответчика взыскана недоимка по НДФЛ в размере 2 371 483 рубля. Исполнительный лист направлен 13.06.2011 в ОСП Октябрьского округа г. Мурманска для принудительного исполнения.

Васенева Л.Н. 31.03.2016 представила в ИФНС России по г. Мурманску налоговую декларацию по УСН за 2015 год без отражения суммы налога к уплате, уточненную налоговую декларацию по УСН за 2015 год (корректировка 1), в которой отразила к уплате налог по сроку 27.04.2015 в размере 14 940 рублей, 27.07.2015 в размере 11 041 рубль, к уменьшению налог по сроку 26.10.2015 в размере 25 771 рубль, а также уточненную налоговую декларацию по УСН за 2015 год (корректировка 2), в которой отразила к уплате налог по сроку 26.10.2015 в размере 25 771 рубль. Возможность представления налоговых деклараций отсутствует в связи с истечением срока хранения.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования от 26.05.2016 об уплате УСН за 2015 год ИФНС России по г. Мурманску на основании статей 46, 76 Налогового кодекса РФ вынесла решение о взыскании налога, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке от 25.07.2016 № 11570 на сумму 28 642 рубля 34 копейки, в том числе УСН в размере 25 771 рубль и пени в размере 2 871 рубль 34 копейки, и направила в банк поручения на списание денежных средств в размере , .

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2018 по делу задолженность административного ответчика признана безнадежной ко взысканию, в связи с чем налоговым органом произведено уменьшении (списание) задолженности по НДФЛ в размере 5 326 178 рублей 03 копейки, пеней в размере 3 695 766 рублей 82 копейки и 96 847 рублей 71 копейка, а также уменьшение (списание) задолженности по пени по УСН в размере 25 771 рубль (3 817, 58 + 1 309, 17).

По состоянию на 19.01.2023 задолженность по пени по НДФЛ за 2008-2009 годы составила 1 864 рубля 17 копеек (3 794 478, 70 - 3 695 766, 82 - 96 847, 71), задолженность по пени по УСН составила 146 рублей 68 копеек (5 273, 43 – 3 817, 58 – 1 309, 17).

В связи с наличием задолженности по пени по НДФЛ в размере 864 рубля 17 копеек и пени по налогу в связи с применением УСН в размере 146 рублей 48 копеек налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате от 28.04.2019 № , которое не исполнено.

В связи с наличием не уплаченной задолженности налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности в размере 2 010 рублей 85 копеек, в том числе пеней по НДФЛ в размере 864 рубля 17 копеек и пеней по налогу в связи с применением УСН в размере 146 рублей 48 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 04.07.2022 отменен судебный приказ от 24.06.2022 по делу .

В обоснование уважительных причин пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявление указывает загруженность специалистов, занятых подготовкой большого количества заявлений о взыскании с налогоплательщиков задолженности по налогам, недобросовестное поведение налогоплательщика в неисполнении обязанности по уплате налогов в установленный срок. Обращает внимание на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при рассмотрении налоговых споров.

Просит взыскать с административного ответчика пени по НДФЛ в размере 1 864 рубля 17 копеек и пени по налогу в связи с применением УСН в размере 146 рублей 48 копеек, восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, пропущенный по уважительной причине.

Представитель административного истца УФНС России по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что решением Арбитражного суда Мурманской области от 03.08.2017 по делу она признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее была введена процедура реализации имущества гражданина сроком на 6 месяцев, она освобождена от дальнейшего исполнения имевшихся на дату обращения в суд с заявлением о банкротстве должника требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина и реализации имущества гражданина.

ИФНС России по г. Мурманску была признана ее конкурсным кредитором и ее требования вошли в реестр требований кредиторов. Ссылаясь на статью 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), указывает, что в связи с этим все ее задолженности по налогам на 03.08.2017 подлежат списанию в полном объеме, а не уменьшению или частичному списанию.

Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, учитывая, что судебный приказ по делу о взыскании с нее задолженности по НДФЛ и УСН отменен определением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 04.07.2022.

Просил отказать в удовлетворении административных исковых требований в связи с пропуском срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

В соответствии со статьями 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон.

Ознакомившись с административным исковым заявлением, исследовав материалы административного дела, суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пунктам 1, 6 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 227 Налогового кодекса РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно пункту 1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В пункте 7 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается в следующие сроки: индивидуальными предпринимателями - не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

В пункте 3 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.В пунктах 1, 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с приказом ФНС России от 13.05.2022 № ЕД-7-4/396 «О структуре УФНС России по Мурманской области» Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области, ИФНС России по г. Мурманску и другие инспекции Мурманской области реорганизованы путем присоединения к УФНС России по Мурманской области с 29.08.2022. УФНС России по Мурманской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области и ИФНС России по г. Мурманску, то есть надлежащим административным истцом по административному делу.

Судом также установлено, что административный ответчик Васенева Л.Н. являлась индивидуальным предпринимателем с 24.11.2014 по 30.12.2016, в ходе осуществления предпринимательской деятельности в 2015 году применяла УСН в виде налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, поэтому была обязана производить исчисление и уплату НДФЛ и налога в связи с применением УСН.

Васенева Л.Н. 30.04.2009 представила в ИФНС России по г. Мурманску налоговую декларацию по НДФЛ в 2008 год (по форме 3-НДФЛ), согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет по сроку 15.07.2009, составила 2 957 744 рубля. Фактически налоговая декларация поступила в налоговый орган 06.05.2009.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате НДФЛ за 2008 год в установленный законом срок ИФНС России по г. Мурманску в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате от 26.08.2009 , которым налогоплательщику предложено уплатить НДФЛ в размере 2 957 744 рубля и пени в размере 45 130 рублей 27 копеек, а всего в размере 3 002 874 рубля 27 копеек в срок до 14.09.2009.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате в установленный срок ИФНС России по г. Мурманску обратилась в Октябрьский районный суд г. Мурманска в порядке статьи 48 Налогового кодекса РФ с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по НДФЛ в размере 3 002 874 рубля 27 копеек.

Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска по делу административные исковые требования удовлетворены, с административного ответчика взыскана недоимка по НДФЛ в размере 3 002 874 рубля 27 копеек. Исполнительный лист направлен 21.09.2010 в ОСП Октябрьского округа г. Мурманска для принудительного исполнения.

Васенева Л.Н. 28.04.2010 представила в ИФНС России по г. Мурманску налоговую декларацию по НДФЛ в 2009 год (по форме 3-НДФЛ), согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет по сроку 15.07.2010, составила 2 371 483 рубля.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате НДФЛ за 2009 год в установленный законом срок ИФНС России по г. Мурманску в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате от 19.08.2010 , которым налогоплательщику предложено уплатить НДФЛ в размере 2 371 483 рубля в срок до 08.03.2010.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате в установленный срок ИФНС России по г. Мурманску обратилась в Октябрьский районный суд г. Мурманска в порядке статьи 48 Налогового кодекса РФ с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по НДФЛ в размере 2 371 483 рубля.

Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска по делу административные исковые требования удовлетворены, с административного ответчика взыскана недоимка по НДФЛ в размере 2 371 483 рубля. Исполнительный лист направлен 13.06.2011 в ОСП Октябрьского округа г. Мурманска для принудительного исполнения.

Васенева Л.Н. 31.03.2016 представила в ИФНС России по г. Мурманску налоговую декларацию по УСН за 2015 год без отражения суммы налога к уплате, уточненную налоговую декларацию по УСН за 2015 год (корректировка 1), в которой отразила к уплате налог по сроку 27.04.2015 в размере 14 940 рублей, 27.07.2015 в размере 11 041 рубль, к уменьшению налог по сроку 26.10.2015 в размере 25 771 рубль, а также уточненную налоговую декларацию по УСН за 2015 год (корректировка 2), в которой отразила к уплате налог по сроку 26.10.2015 в размере 25 771 рубль.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования от 26.05.2016 об уплате УСН за 2015 год ИФНС России по г. Мурманску на основании статей 46, 76 Налогового кодекса РФ вынесла решение о взыскании налога, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке от 25.07.2016 № 11570 на сумму 28 642 рубля 34 копейки, в том числе УСН в размере 25 771 рубль и пени в размере 2 871 рубль 34 копейки, и направила в банк поручения на списание денежных средств в размере , .

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2018 по делу задолженность административного ответчика признана безнадежной ко взысканию, в связи с чем налоговым органом произведено уменьшении (списание) задолженности по НДФЛ в размере 5 326 178 рублей 03 копейки, пеней в размере 3 695 766 рублей 82 копейки и 96 847 рублей 71 копейка, а также уменьшение (списание) задолженности по пени по УСН в размере 25 771 рубль (3 817, 58 + 1 309, 17).

По состоянию на 19.01.2023 задолженность по пени по НДФЛ за 2008-2009 годы составила 1 864 рубля 17 копеек (3 794 478, 70 - 3 695 766, 82 - 96 847, 71), задолженность по пени по УСН составила 146 рублей 68 копеек (5 273, 43 – 3 817, 58 – 1 309, 17).

В связи с наличием задолженности по пени по НДФЛ в размере 864 рубля 17 копеек и пени по налогу в связи с применением УСН в размере 146 рублей 48 копеек налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате от 28.04.2019 , которое не исполнено.

В связи с наличием не уплаченной задолженности налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности в размере 2 010 рублей 85 копеек, в том числе пеней по НДФЛ в размере 864 рубля 17 копеек и пеней по налогу в связи с применением УСН в размере 146 рублей 48 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 04.07.2022 отменен судебный приказ от 24.06.2022 по делу

УФНС России по Мурманской области просит восстановить пропущенный срок на подачу в суд административного искового заявления.

В соответствии со статей 48 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты.

В силу ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Как следует из материалов дела, определением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 04.07.2022 отменен судебный приказ от 24.06.2022 по делу , поэтому в соответствии с требованиями статьи 48 Налогового кодекса РФ административное исковое заявление следовало направить в суд не позднее 04.01.2023 (04.07.2022 + 6 месяцев).

Административное исковое заявление направлено в Октябрьский районный суд г. Мурманска 22.12.2023, то есть спустя 11 месяцев.

При этом административный истец просит восстановить пропущенный для обращения в суд срок, не указывая при этом уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с административным иском.

Причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявление, указанные административным истцом, а именно: загруженность специалистов, занятых подготовкой большого количества заявлений о взыскании с налогоплательщиков задолженности по налогам, недобросовестное поведение налогоплательщика в неисполнении обязанности по уплате налогов в установленный срок, не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока обращения в суд, объективно не позволившими обратиться в суд в установленный законом срок.

Доказательств наличия обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд за взысканием с административного ответчика обязательных платежей, УФНС России по Мурманской области не представлено, то есть уважительные причины пропуска срока не приведены, в связи с чем не имеется оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах суд отказывает административному истцу в удовлетворении административных исковых требований к административному ответчику в связи с пропуском срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-189, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления УФНС России по Мурманской области о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным исковым заявлением – отказать.

В удовлетворении административных исковых требований УФНС России по Мурманской области к Васеневой Л.Н. о взыскании пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 1 864 рубля 17 копеек и пеней по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 146 рублей 48 копеек, а всего в размере 2 010 рублей 85 копеек - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: И.В. Хуторцева