Дело № 2а-616/2021
УИД 18RS0003-01-2020-001722-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2020 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Хариной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, Администрации г.Ижевска, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить нарушение права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, Администрации г.Ижевска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка. Исковые требования мотивированы следующим.
<дата> ФИО1 подал заявление в Администрацию города Ижевска Удмуртской Республики о предоставлении в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка <данные изъяты> Указанное заявление зарегистрировано Администрацией города Ижевска 10 декабря 2019 года.
Письмом <данные изъяты> Администрацией города Ижевска направлена в адрес ФИО1 выписка из Протокола заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от <данные изъяты> в соответствии с п.п.3.17 обращение ФИО1 рассмотрено и принято решение отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что испрашиваемый земельный участок частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (постановлением Администрации г.Ижевска <данные изъяты> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с адресным ориентиром: <данные изъяты>); предоставление испрашиваемых участков приведет к изменению границ городских лесов, что не допускается в соответствии со ст.116 ЛК РФ.
ФИО1 также обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ижевска об оспаривании постановления Администрации г.Ижевска <данные изъяты>, возложении обязанности устранить нарушения закона (л.д.39-47 т.2).
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 05 августа 2020 указанные иски соединены в одно производство для совместного рассмотрения (л.д.68 т.2). Этим же Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 05 августа 2020 к участию в дела в качестве заинтересованного лица было привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по УР».
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 26 мая 2020 к участию в дела в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска (л.д.86-89 т.1).
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 24 августа 2020 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по УР» исключено их числа заинтересованных лиц и привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика (л.д.114 т.2). Этим же определением к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по УР.
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 07 декабря 2020 к участию в дела в качестве заинтересованного лица был привлечен ФИО2 (л.д.239 т.4).
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 10 марта 2021 к участию в дела в качестве заинтересованного лица было привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) (л.д.44-45 т.5).
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 28 апреля 2021 к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (л.д.143-144 т.5).
Исковые требования истцом неоднократно изменялись, в окончательном виде были сформулированы следующим образом (л.д.133-136 т.5):
1. признать незаконной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, утв. Постановлением Администрации г.Ижевска № 2493 от 18.12.2019 в части включения в 23 контур земельного участка в кадастровым номером <номер> участка, расположенного в территориальной зоне ЖЗ-2, ограниченного координатами (координаты указаны);
2. обязать Администрацию г.Ижевска внести изменения в схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, утв. Постановлением Администрации г.Ижевска <данные изъяты> в части исключения из схемы земельного участка с координатами (координаты указаны);
3. обязать Администрацию г.Ижевска обратиться с заявлением в Росреестр о внесении изменений в государственный реестр недвижимости об исключении из 23 контура земельного участка с кадастровым номером <номер> земельного участка, расположенного в территориальной зоне ЖЗ-2, ограниченного координатами (координаты указаны);
4. обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики внести изменения в государственный лесной реестр об исключении из 23 контура земельного участка с кадастровым номером <номер> земельного участка, расположенного в территориальной зоне ЖЗ-2, ограниченного координатами (координаты указаны);
5. признать незаконным решение Администрации г.Ижевска, изложенное в п.3.17 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска от <данные изъяты>, в части отказа в предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка <адрес>
6. обязать Администрацию г.Ижевска принять решение в соответствии с подп.1 п.1 ст.39.18 ЗК РФ об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом МО «город Ижевск» и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационной телекоммуникационной сети Интернет.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. В судебном заседании исковые требования поддержали также представители истца - ФИО3, действующий на основании ордера, ФИО4, действующая на основании устного ходатайства от ФИО1 и на основании доверенности от третьего лица ФИО2 Дополнительно суду пояснили, что постановление Администрации г.Ижевска <данные изъяты> незаконно в части включения в 23 контур земельного участка с кадастровым номером <номер> земельного участка, расположенного в территориальной зоне ЖЗ-2, ограниченного координатами, т.к. образование земельного участка, территориально расположенного в границах нескольких территориальных зон с разным функциональным назначением противоречит Градостроительному кодексу РФ и Земельному кодексу РФ. Ответчик признал, что 20 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества сформирован из земельных участков, расположенных в трех территориальных зонах ЖЗ-2, СЗ-1 и Р2. Участок, на который претендует истец, расположен в зоне ЖЗ-2, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, поэтому он должен быть исключен из состава 20 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества и государственного лесного реестра.
Представители ответчика Администрации г.Ижевска, Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, заинтересованного лица Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска в судебное заседание не явились, будучи уведомленными о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. В ранее проведенных судебных заседаниях и письменных возражениях на иск (л.д.104-105 т.1, 4-6 т.2) исковые требования не признали, ссылались на ст.111, 116 ЛК РФ, указали, что положения Лесного кодекса РФ в данном случае имеют приоритет и не допускают уменьшение площади городских лесов. Представитель ответчика Администрации г.Ижевска в письменном заявлении признали факт нахождения земельного участка с кадастровым номером <номер> трех территориальных зонах ЖЗ-2, СЗ-1 и Р2, а также то, что часть 23 контура земельного участка с кадастровым номером <номер> земельного участка, ограниченного координатами, указанными в уточненного исковом заявлении, расположена в территориальной зоне ЖЗ-2 (л.д. 80 т.5).
Представитель заинтересованного лица Рослесхоза в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия, представил письменные возражения на иск, в которых ссылался на особый статус городских лесов, площадь которые не подлежит уменьшению и в их границах не могут размещаться объекты капитального строительства (л.д. 71 т.5).
Представитель административного ответчика Минприроды УР в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, в ранее проведенном заседании возражал против иска, ссылался на то, что изменения в государственный лесной реестр могут быть внесены только на основании определенной документации, представленной Администрацией г.Ижевска и соблюдением установленной процедуры. Полагал, что Минприроды УР – ненадлежащий ответчик, прав истца не нарушало.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по УР в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, в письменных возражениях на иск пояснил, что земельный участок с кадастровым номером <номер><данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 25.12.2019 с видом разрешенного использования «использование лесов» (код.10.0). Филиал не осуществляет кадастровый учет, не осуществляет контроль за деятельностью органов, уполномоченных на формирование земельных участков (л.д.7 т.4).
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
<дата> ФИО1 подал заявление в Администрацию города Ижевска Удмуртской Республики о предоставлении в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка <данные изъяты> Указанное заявление зарегистрировано Администрацией города Ижевска 10 декабря 2019 года.
Письмом <данные изъяты> Администрацией города Ижевска направлена в адрес ФИО1 выписка из Протокола заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска <данные изъяты> в соответствии с п.п.3.17 обращение ФИО1 рассмотрено и принято решение отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что испрашиваемый земельный участок частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (постановлением Администрации г.Ижевска <данные изъяты> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с адресным ориентиром: <данные изъяты>); предоставление испрашиваемых участков приведет к изменению границ городских лесов, что не допускается в соответствии со ст.116 ЛК РФ.
Как установлено судом, Постановлением Администрации г.Ижевска <данные изъяты> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона: зона городских лесов и лесопарков, пляжей (Р2), разрешенное использование: использование лесов (код 10.0) – л.д.19 т.1.
Указанный земельный участок 25.12.2019 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером <номер>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> (л.д.56-72 т.1)
Постановлением Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики от 26 февраля 2020 года № 272 утверждён Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики. Принятым муниципальным нормативным правовым актом постановлено:
«В соответствии со статьями 84, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», руководствуясь Уставом города Ижевска, в целях эффективного управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов муниципального образования «Город Ижевск»:
«1. Утвердить Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики (прилагается).
Установить, что срок действия Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики составляет десять лет с момента его утверждения.
Признать утратившим силу постановление Администрации г. Ижевска от 28 июня 2010 года № 639 «Об утверждении Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск».
Контроль за исполнением постановления возложить на Заместителя Главы Администрации города Ижевска по ЖКХ и строительству».
Постановление опубликовано 10 марта 2020 года в сети Интернет на официальном сайте Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики (https://izhdoc.ru/izhdoc/olimp/search).
Указанное постановление содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на многократное применение, и распространяется на неопределённый круг лиц, поскольку устанавливает нормативы и сроки разрешённого использования городских лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов, ограничения использования лесов на территории Ижевского лесничества. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами (статья 87 ЛК РФ).
На момент утверждения Лесохозяйственного регламента Администрация муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики действовала на основании пункта 4 части 1, части 1.1 статьи 84, части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 38, пункта 2 части 2, части 3 статьи 41, пунктов 15, 19, 20, 22 части 3 статьи 44 Устава муниципального образования «Город Ижевск», утверждённого решением Городской думы от 16 июня 2005 года № 333, в соответствии с которыми на Администрацию, как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, состоящий из отраслевых структурных подразделений, возложены полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществлению муниципального лесного контроля и мер пожарной безопасности за ними, использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.
На момент рассмотрения настоящего дела Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики в рассматриваемой части (<данные изъяты>) не оспорен, недействительным не признан.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) регулирует лесное законодательство (статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации). От имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (часть 2 статьи 4 ЛК РФ).
Одним из основных принципов в области лесных отношений, закреплённых пунктами 1, 2, 5 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, является устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Согласно положениям статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на благоприятную окружающую среду, на доступ к культурным ценностям (статьи 42 и 44), обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять окружающую среду (статьи 44 и 58). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 мая 2009 года № 8-П, конституционная обязанность сохранять окружающую среду, распространяющаяся и на государственные органы, является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.
Исходя из названных конституционных положений Российская Федерация призвана создавать условия, необходимые для сохранения объектов исторического и культурного наследия, их целостности и обеспечения благоустройства, приспособления и улучшения использования, и гарантировать реализацию гражданами права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни, а также права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которая определяется Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 1) не только как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, но и как совокупность антропогенных объектов, то есть объектов, созданных человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающих свойствами природных объектов. Тем самым требования об охране окружающей среды, предполагающей в числе прочего предотвращение негативного воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности, применимы и к городской среде (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 931-О-О).
По определению части 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В числе категорий защитных лесов выделяются городские леса, к которым относятся леса, расположенные на землях населённых пунктов (часть 1 статьи 116 ЛК РФ).
Как следует из части 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации, в городских лесах запрещаются: 1) использование токсичных химических препаратов; 2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 3) ведение сельского хозяйства; 4) разведка и добыча полезных ископаемых; 5) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (часть 3 статьи 116 ЛК РФ).
Частями 6 и 7 ст.111 ЛК РФ установлен запрет на осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, а также на изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств (часть 4 статьи 111 ЛК РФ).
В силу части 1.1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса, осуществляют органы местного самоуправления.
В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено понятие лесного участка, под которым понимается земельный участок, расположенный в границах лесничеств, и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
По требованию пунктов 6, 7, 9 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроке их действия и порядке внесения в них изменений, утверждённых приказом Минприроды России № 72 от 27 февраля 2017 года, лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств, и должны содержать, в числе прочего, краткую характеристику лесничества, включающую общую площадь лесничества и участковых лесничеств, распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов, включающие требования к мерам пожарной безопасности в лесах, охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами и иного негативного воздействия, требования к защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 11 Состава лесохозяйственных регламентов прямо закреплено, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешённого использования лесов, возрасты рубок, расчётная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с порядком разработки лесохозяйственных регламентов, установленным федеральным законодательством, регламент органами местного самоуправления должен разрабатываться на основании материалов лесоустройства с учётом данных государственного лесного реестра при обязательном указании защитных лесов и требований к их охране.
Требования к проведению лесоустройства закреплены главой 5 Лесного кодекса Российской Федерации и лесоустроительными инструкциями, утверждаемыми приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 декабря 2006 года), Временных указаний по отнесению лесов к ценным лесам, утверждённых приказом Рослесхоза № 237 от 26 августа 2008 года, Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Минприроды России от 6 февраля 2008 года № 31, Правилами проведения лесоустройства, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года № 377, действовавших в 2008 году на момент проведения лесоустройства, таксации городских лесов и утверждения прежнего лесохозяйственного регламента, объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть, лесной участок.
Лесоустроительной инструкцией, утверждённой приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, приказом Минприроды России № 72 от 27 февраля 2017 года «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов» закреплены аналогичные нормы, действующие на момент проведения лесоустройства 2018 года и принятия оспариваемого Лесохозяйственного регламента, которыми разрешено проведение таксации, лесоустройства на отдельные части лесничеств или лесные участки, а также внесение изменений в лесохозяйственные регламенты в случаях изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства.
Пунктами 2, 12 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, установлены правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.
По требованию пункта 12 Инструкции при проектировании лесничеств, за основу принимается лесоустроительная документация предыдущего лесоустройства.
Тем самым в 2018 году Администрацией муниципального образования «Город Ижевск» и Управлением благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска при проведении лесоустройства должны быть использованы предыдущие материалы лесоустройства 2008 года, утверждённые в 2010 году.
В судебном заседании исследованы представленные сторонами документы, анализ которых показал, что 20 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества согласно Проекту организации и развития лесного хозяйства Ижевского лесхоза Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики Федеральной службы лесного хозяйства России 1995-1996 годов, таксационного описания Нагорного лесничества Ижевского опытно-производственного лесхоза 1995-1996 годов, свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> считался 62 кварталом Нагорного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства, его площадь составляла 108 га, входил в состав земель лесного фонда, находился в федеральной собственности (разделение по группам осуществлялось на основании Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 29 января 1997 года, действовавшей до 31 декабря 2006 года) – л.д.84-125 т.5. В 2008 Администрация г.Ижевска провела лесоустройство и установила новую нумерацию кварталов, согласно которой квартал 62 Нагорного участка Ижевского опытно-производственного лесхоза стал кварталом 20 Нагорного участка Ижевского лесничества, площадь составляла 90 га. В 2018 Администрацией г.Ижевска проведено повторное лесоустройство, площадь квартала составила 127 га.
Данный лесной участок образован в соответствии с Общесоюзными нормативами для таксации лесов, утверждёнными Приказом Госкомлеса СССР от 28 февраля 1989 года № 38, а также постановлением Совета Министров СССР № 37 от 11 января 1979 года «О порядке отнесения лесов к противоэрозионным, особо ценным лесным массивам и другим категориям защитности» как защитный лес и передан из федеральной собственности земель государственного лесного фонда в муниципальную собственность муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики.
В соответствии со статьями 8 и 8.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ (в редакции до 1 мая 2019 года) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьёй 102 (сейчас статья 111) Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ). Лесопарковые части и лесохозяйственные части зелёных зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зелёные зоны.
65 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества был передан в муниципальную собственность. Распоряжением Правительства Удмуртской Республики № 804-р от 31 июля 2006 года создана рабочая группа по передаче участков лесного фонда Российской Федерации, расположенных в черте города Ижевска муниципальному образованию «Город Ижевск». Актом на приёмку-передачу участков леса, расположенных в черте города Ижевска от 22 ноября 2006 года Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска приняты участки лесного фонда, в том числе спорный участок, в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов (в соответствии со статьёй 49 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 29 января 1997 года). На основании материалов лесоустройства 1995-1997 годов сведения об указанных лесных участках внесены в государственный лесной реестр, как о лесах, расположенных на землях населённого пункта «город Ижевск». Таким образом, указанный участок при передаче его в муниципальную собственность изначально имел статус лесного участка в составе городских лесов.
В 2008 году Администрацией города Ижевска проведена таксация городских лесов, согласно которой установлена новая нумерация лесных кварталов, в соответствии с которой 117 квартал Нагорного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства перенумерован в квартал 65 Нагорного участка Ижевского лесничества. На основании данных материалов таксации постановлением Администрации города Ижевска от 28 июня 2010 года № 639 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества» утверждён Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества, согласно таблице 3 которого лесные <...> Нагорного участка отнесены к защитным (городским) лесам. В соответствии с пунктом 1.1.6 и таблицей 3 Лесохозяйственного регламента все леса Ижевского лесничества, в том числе леса в квартале 65 Нагорного участка, отнесены к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, к единой категории защитности – городские леса.
Анализируя исследованные в судебном заседании письменные доказательства, суд приходит к выводу, что квартал 20 Нагорного участка Ижевского лесничества образован в соответствии с требованиями федерального лесного законодательства и должен был учитываться при проведении ответчиками лесоустройства в 2018 году, и соответственно сведения о нём обоснованно включены в Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества.
На момент проведения лесоустройства, таксации, утверждения лесохозяйственных регламентов с 1 января 2007 года до 1 июля 2019 года действовали положения статьей 102, 104, 105, 106 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 декабря 2006 года), в соответствии с подпунктами «в.1», «г» пункта 3 части 2 статьи 102 которого лесопарковые зоны и городские леса относятся к защитным лесам. Исходя из взаимосвязанных положений статьей 102, 104, 105, 106 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливался запрет осуществления в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе размещение объектов капитального строительства, и не допускалось изменение границ лесопарковых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади. В настоящее время действуют аналогичные нормы, предусмотренные статьями 110, 111, 116 Лесного кодекса Российской Федерации, запрещающие изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади.
Городские леса являются территорией общего пользования, поскольку согласно статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах.
Согласно частям 1, 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
При этом защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ).
Принимая во внимание цели создания защитных лесов, суд находит убедительной позицию стороны ответчика и прокурора о несоответствии таким целям случаев уменьшения площади защитных городских лесов, невозможности использования испрашиваемого ФИО1 земельного участка для индивидуального жилищного строительства, которое предполагает размещение на участке объектов капитального строительства.
В обоснование иска представители истца ссылаются на Правила землепользования и застройки г.Ижевска, указывая на то, что на территории 20 квартала Нагорного участка имеется контур 23, включающий в себя испрашиваемый истцом земельный участок, данный участок относится к зоне ЖЗ-2 (зоня индивидуального жилищного строительства), то есть не входит (не должен входить) в зону городских лесов; первичными, по их мнению, должны считаться документы градостроительного планирования, а не лесоустроительные, Генеральный план города Ижевска в этой части не обжалован.
Суд не может согласиться с позицией стороны истца, поскольку она противоречит требованиям федерального законодательства о принятии лесохозяйственного регламента в строгом соответствии с данными государственного лесного реестра, материалов предыдущего лесоустройства, изменении границ лесного квартала защитных городских лесов, повлекшее (могущее повлечь) уменьшение его площади.
Как указывалось ранее, в силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения), регулируются лесным законодательством.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По требованию части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды.
Таким образом, поскольку оспариваемые правоотношения напрямую касаются вопросов, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов, должно применяться лесное законодательство, являющееся в данном случае специализированным.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Изменения в Генеральный план города Ижевска Удмуртской Республики вносились в 2016 году, когда в отношении 20 квартала действовало лесоустройство 2008 года, и он являлся лесным участком.
Между тем, изменение функционального назначения лесных участков, в том числе в градостроительных документах, не является основанием для исключения лесных участков из границ городских лесов, поскольку градостроительный регламент не распространяется на земли, отнесённые в силу закона к землям общего пользования (часть 4 статьи 36 ГрК РФ).
Единственные границы, которые устанавливаются или изменяются генеральным планом, это границы населённого пункта (статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации). Границы именно лесных участков, которые в последующем указываются в генеральном плане, устанавливаются при проведении лесоустройства.
Тем самым довод истцов о незаконности включения в 20 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества испрашиваемого земельного участка, о его несоответствии Генплану г.Ижевска, противоречит положениям статьи 9 Градостроительного кодека Российской Федерации, в том числе части 12, согласно которой утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Приказ Рослесхоза № 744 от 20 июня 2019 года, которым установлены границы Ижевского лесничества, границы защитных лесов, включенных в состав городских лесов города Ижевска, не устанавливает. Границы защитных лесов квартала 20 Нагорного участка Ижевского лесничества в составе городских лесов, как указывалось ранее, установлены материалами лесоустройства 1995-1996 годов Нагорного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства до момента их передачи городу Ижевску. Каких-либо решений об изменении границ защитных лесов в границах данного квартала не принималось, доказательств обратного суду не представлено.
Статьёй 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов, независимо от их форм собственности, осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов, а установление границ населённых пунктов осуществляется путём утверждения генерального плана сельского поселения или городского округа.
В силу статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство может осуществляться в отношении лесничества, участкового лесничества, лесного квартала, лесного участка. В соответствии с пунктом 156 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, лесоустроительная документация, подготовленная в рамках лесоустройства, вводится в действие со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или её изменении.
Приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 утверждён Перечень форм и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение. Согласно установленному порядку, акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия.
Минприроды Удмуртской Республики в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении всех лесов, расположенных на территории Удмуртской Республики. Испрашиваемый ФИО1 земельный участок включен в состав 20 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества, поставлен на кадастровый учет и включен в государственный лесной реестр обоснованно, на основании указанных выше правовых документов, с соблюдением установленной процедуры. С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: УР, <...> участка Ижевского лесничества, утв. Постановлением Администрации г.Ижевска <данные изъяты> в части включения в 23 контур земельного участка в кадастровым номером <номер> земельного участка, расположенного в территориальной зоне ЖЗ-2, ограниченного указанными в иске координатами; возложении обязанности на Администрацию г.Ижевска внести изменения в схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: УР, <...> участка Ижевского лесничества, утв. Постановлением Администрации г.Ижевска <данные изъяты> в части исключения из схемы земельного участка с этими координатами суд не усматривает.
Необоснованными в таком случае являются и требования истца ФИО1 обязать Администрацию г.Ижевска обратиться с заявлением в Росреестр о внесении изменений в государственный реестр недвижимости об исключении из 23 контура земельного участка с кадастровым номером <номер> земельного участка, расположенного в территориальной зоне ЖЗ-2, ограниченного координатами (координаты указаны); обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики внести изменения в государственный лесной реестр об исключении из 23 контура земельного участка с кадастровым номером <номер> земельного участка, расположенного в территориальной зоне ЖЗ-2, ограниченного координатами (координаты указаны).
Суд не принимает доводы истца о том, что ранее решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 20 августа 2019 был удовлетворен Административный иск ФИО1 к Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, Администрации города Ижевска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности. Признан незаконным п.1.15 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевск от 07 мая 2019 года №16, в соответствии с которым отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО1 земельного участка <данные изъяты>. На Администрацию города Ижевска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 08 апреля 2019 года о предоставлении в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка <данные изъяты>
Указанное решение суда с учетом состава участвующих в настоящем деле лиц не имеет преюдициального значения; было вынесено до утверждения схемы расположения земельного участка 20 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества на соответствующей территории, его постановки кадастровый учет и включения сведений о нем в государственный лесной реестр.
При этом указанное решение было исполнено ответчиком; протоколом заседания Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска от 30.01.2020 № 3 во исполнение вышеназванного решения суда было повторно рассмотрено заявление ФИО1, ему повторно отказано в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка (л.д.41-42 т.1), это решение истцом не обжаловано.
В пределах настоящего предмета иска суд рассматривает решение Администрации г.Ижевска от 26.12.2019 по заявлению ФИО1 от 10.12.2019, на дату принятия этого решения процедура утверждения схемы расположения земельного участка 20 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества на соответствующей территории, его постановки кадастровый учет и включения сведений о нем в государственный лесной реестр уже была завершена. В связи с этим суд полагает, что оснований для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют
Таким образом, исковые требования о признании незаконным решения Администрации г.Ижевска, изложенное в п.3.17 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска от <данные изъяты> в части отказа в предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты>; возложении обязанности на Администрацию г.Ижевска принять решение в соответствии с подп.1 п.1 ст.39.18 ЗК РФ об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, также не подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, Администрации г.Ижевска, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить нарушение права оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме вынесено 23.07.2021.
Председательствующий судья Н.В. Кузнецова