НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 17.06.2020 № 2А-502/20

Дело № 2а-502/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2020 года г. Иваново

Октябрьский районный суд города Иваново в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Е.В.,

при секретаре Виер О.В.,

с участием представителя административного истца Государственного учреждения Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – Коршуновой Е.А.,

представителя административных ответчиков заместителя прокурора Ивановской области Романского Е.И., прокуратуры Ивановской области – Куприяновой М.С.,

заинтересованного лица Анищенко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к заместителю прокурора области Романскому Е. И., прокуратуре Ивановской области о признании незаконным представления прокуратуры Ивановской области об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в суд с указанным административным иском к заместителю прокурора области Романскому Е. И., прокуратуре Ивановской области, в котором просило признать незаконным и отменить представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный иск мотивирован следующими обстоятельствами.

В связи с обращением Анищенко М.С. о нарушении его прав на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитациипрокуратурой Ивановской области была проведена проверка, по результатам которой административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. С данным представлением административный истец не согласен в силу следующего. В соответствии с абз. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. По мнению административного истца, свидетельство о регистрации по месту пребывания, представленное Анищенко М.С. подтверждает его временное проживание на территории <адрес> и обеспечение Анищенко М.С., выплата ему компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации по месту пребывания, а не по месту проживания будет противоречить действующему законодательству Российской Федерации. Такая же позиция определена в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Учитывая тот факт, что Минтруда России является вышестоящим органом, региональное отделение - административный истец не вправе игнорировать данные разъяснения. Административный истец полагает, что оставление в силе указанного представления повлечет негативные последствия как для административного истца в виде ответственности за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, либо в виде привлечения к ответственности должностных лиц административного истца за действия, выполняемые в соответствии с разъяснениями вышестоящего органа, либо нарушение должностными лицами административного истца действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и Административного регламента.

В судебном заседании представитель административного истца Коршунова Е.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что административным истцом каких-либо прав Анищенко М.С. нарушено не было, поскольку нормативные акты, предусматривающие получение инвалидами технических средств реабилитации по месту пребывания отсутствуют, тогда как у Анищенко М.С. имеется возможность обращения за получением технических средств реабилитации, либо за компенсацией посредством портала государственных услуг.

Административный ответчик заместитель прокурора Ивановкой области Романский Е.И., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащимобразом.

Представитель административных ответчиковзаместителя прокурора Ивановкой области Романского Е.И., прокуратуры Ивановской области Куприянова М.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление (л.д.59-62, 198-201).

Заинтересованное лицо Анищенко М.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, полагая обжалуемое представление прокуратуры <адрес> законным, поскольку в результате произошедшего с его участием дорожно-транспортного происшествия с ДД.ММ.ГГГГ года до настоящего времени он проживает в <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по указанному адресу по месту пребывания. ДД.ММ.ГГГГ года он был обеспечен всеми необходимыми техническими средствами реабилитации в поселке Савино.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, в том числе материалы надзорного производства , приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).

В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Из материалов административного дела следует и судом установлено, что Анищенко М.С. является инвалидом 1 группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ он подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе мочеприемниками для самокатеризации (л.д.95-100).

ДД.ММ.ГГГГ в ГУ «Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные вышеуказанные средства реабилитации на основании чека от ДД.ММ.ГГГГ обратилась представитель Анищенко М.С. по доверенности – Анищенко Т.М., представив необходимый пакет документов, содержащий в том числе свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19, 21).

Решением ГУ «Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги в виде выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Анищенко М.С. было отказано по причине его регистрации по месту жительства в <адрес> (л.д. 66).

В связи с обращением Анищенко М.С. прокуратурой Ивановской области в ДД.ММ.ГГГГ года была проведена проверка по вопросу законности отказа Государственным учреждением – Ивановским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (л.д. 63).

В ходе проведения проверки установлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

По результатам проведенной проверки заместителем прокурора области Романским Е.И.ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации было внесено представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации,которым административному истцу предложено устранить выявленные нарушения закона, а также причины и условия им способствующие, не допускать подобные нарушения в дальнейшей работе, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности (л.д. 8-11).

Сторонами по делу не оспаривалось, что вышеуказанноепредставление былопринято уполномоченным должностным лицом, в рамках полномочий, предоставленных ему законом.

С данным представлением административный истец не согласен, просит признать его незаконным и отменить.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В силу ч. 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" предусмотрено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.

В соответствии с п. 3 Порядка, компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" различает понятия место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, и место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24.11.1995 № 14-П указал, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства.

Судом установлено, что Анищенко М.С. имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20, 193, 213, 215).

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания , Анищенко М.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 21). Аналогичные сведения содержатся в адресной справке, представленной по запросу суда отделением адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.191).

В ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания , из содержания которого следует, что Анищенко М.С. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В материалы дела представлены индивидуальные программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.95-100) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82), где в качестве места жительства Анищенко М.С. указан адрес: <адрес> (л.д.69-82).

Кроме того Анищенко М.С. трижды обращался в Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которые были административным истцом удовлетворены (л.д.103-111).

Исходя из представленных в материалы дела актов сдачи-приема товара, работ получателем ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГАнищенко М.С. лично получил средства реабилитации по месту жительства в <адрес> (л.д. 115-118, 121-124).

Согласно ответу ГУ- Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГАнищенко М.С. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по инвалидности в УПФР в городском округе <адрес>.

Указанные обстоятельства, которые подтверждены в ходе судебного заседания заинтересованным лицом Анищенко М.С., свидетельствуют о том, что Анищенко М.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории <адрес>, где зарегистрирован по месту пребывания.

Согласно ответу Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные изделия Анищенко М.С. не осуществлялись, согласно данным Общегородского регистра лиц с ограничениями жизнедеятельности на ДД.ММ.ГГГГАнищенко М.С. обеспечен ДД.ММ.ГГГГ подгузниками для взрослых, в количестве 120 штук, впитывающими простынями в количестве 60 штук, кресло-коляской активного липа, ДД.ММ.ГГГГ кресло-коляской с ручным приводом комнатой (л.д.202).

Из содержания ответа Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с заявлением для оформления компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в период с 2014 по настоящее время Анищенко М.С. не обращался.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Ссылки представителей административного истца на ПисьмоМинистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными, поскольку данное письмо нормативно-правовым актом не является.

При этом судом не установлено нарушений административным ответчиком процедуры при проведении проверки и вынесении оспариваемого представления.

Таким образом, учитывая, что доказательств нарушений прав административного истца представлено не было, в ходе рассмотрения дела установлено соответствие оспариваемогопредставления закону, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административного иска Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерациине имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Государственного учреждения Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к заместителю прокурора области Романскому Е. И., прокуратуре Ивановской области о признании незаконным представления прокуратуры Ивановской области об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Гаврилова Е.В.

Секретарь:

Мотивированное решение изготовлено 03.07.2020 года.