НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 16.02.2021 № 2-1355/20

Дело №2-42/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Иваново 16 февраля 2021 года

Октябрьский районный суд г. Иваново в составе

председательствующего судьи Богуславской О. В.

при секретаре Виер О. В.

с участием представителя истца заместителя прокурора <адрес>Сахаровой А. А., действующей в интересах неопределенного круга лиц – помощника прокурора <адрес>Периловой И. С.,

представителя ответчика Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» – ФИО1,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Единый расчетный центр» - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» о понуждении самостоятельно осуществлять установленные законом действия,

установил:

Заместитель прокурора <адрес>Сахарова А. А. обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области». Истец с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ), просит возложить на ответчика обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно вести систему учета фондов капитального ремонта, а именно: учет сведений о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней, без привлечения к указанной деятельности иных лиц; возложить на ответчика обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно выставлять платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, без привлечения к указанной деятельности иных лиц.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

В ходе проверки соблюдения жилищного законодательства Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области»прокуратурой <адрес> установлено, что региональный оператор на основании договора на формированиеи печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ привлек ОАО «Единый расчетный центр» к выполнению функций по ведению системы учета фондов капитального ремонта в части учета размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, размере уплаченных пеней, а также по выставлению платежных документов на оплату взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, принявшим решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 171, ч. 4 ст. 183 Жилищного кодекса РФ, положениям Закона Ивановской области от 27.06.2013 N 51-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области», регламентирующего порядок деятельности регионального оператора, и, как следствие, влечет несоблюдение ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», ведет к существенному нарушению прав и законных интересов граждан. По результатам проверки прокурором района в адрес руководителя Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. В установленный в представлении срок требования прокурора не исполнены.

В судебном заседании представитель истца заместителя прокурора <адрес>Сахаровой А. А., действующей в интересах неопределенного круга лиц, – помощник прокурора <адрес>Перилова И. С. заявленные требования поддержала по доводам искового заявления (т. 1, л.д. 2-11), заявлений, сделанных в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ (т. 3, л.д. 19-20, т. 4, л.д. 4-5).

В судебном заседании представитель ответчика Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» – ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 205, оборот л.д. 205), возражала против удовлетворения исковых требований заместителя прокурора <адрес>, указывая со ссылкой на письмо Минстроя России от 17.03.2020 № 9664-АО/06 (т. 1, л.д. 43-45, т. 2, л.д. 26-28), что истец ошибочно относит комплекс услуг, которые оказывает ОАО «Единый расчетный центр» на основании договора на формированиеи печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, формирование платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт, отчетов в разрезе многоквартирных домов и лицевых счетов, к действиям по ведению учета средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт; поводов для вывода о том, что со стороны регионального оператора имеется нарушение требований ч. 1 ст. 171 Жилищного кодекса РФ также не имеется, расчет платы по услуге «капитальный ремонт» производится Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», ОАО ««Единый расчетный центр» осуществляет исключительно деятельность по печати платежных документов, а также с участием общества как платежного агента в рамках иного договора осуществляются расчеты, при этом в силу ч. 16 ст. 155 Жилищного кодекса РФ при привлечении лицами, указанными в ч. 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется, что позволяет утверждать, что Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области»соблюдаются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных» (т. 2, л.д. 20-24, т. 3, л.д. 2-4, 176-177, т. 4, л.д. 1-2, т. 4, л.д 53-54).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Единый расчетный центр» - ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 206), в судебном заседании указала, что основания для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора <адрес>, заявленных к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», отсутствуют, поскольку исходя из системного анализа ч. ч. 1, 2, 4 ст. 183 Жилищного кодекса РФ законодателем установлен запрет на передачу функции регионального оператора по ведению системы учета фондов капитального ремонта в целом, т.е. систематизацию и анализ всех сведений, перечисленных в п. п. 1-4 ч. 2 ст. 183 Жилищного кодекса РФ, иным юридическим лицам, за исключением лиц, созданных в форме государственного бюджетного или казенного учреждения, на основании договора, заключенного с региональным оператором, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации; ОАО «Единый расчетный центр» на основании договора на формированиеи печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от 27.03.2020оказываются услуги, которые сводятся к техническим операциям на основании представленных Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» сведений, фактически деятельность общества в соответствии с указанным договором включает в себя предоставление в пользование региональному оператору программного комплекса «Расчетный модуль 0,89» для начисления взносов, обработки лицевых счетов и печати платежных документов, что нельзя расценивать как осуществление функции по ведению системы учета фондов капитального ремонта, при этом платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, формируются на основании данных, внесенных сотрудниками Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» в программу «Расчетный модуль 0,89», что позволяет утверждать, что Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» выполняются требования ч. 1 ст. 171 Жилищного кодекса РФ, из которой не следует, что региональный оператор должен самостоятельно осуществлять печать платежных документов и их доставку, т.е. без привлечения третьих лиц, п. 9 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса РФ прямо указывает на право регионального оператора представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; полагала, что исковые требования направлены на расторжение договора на формированиеи печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, что нарушает права и законные интересы ОАО «Единый расчетный центр», создает препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности; в части заявления истца о нарушении ответчиком ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» отметила, что настоящая позиция противоречит ч. ч. 15, 16 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (т. 1, л.д. 246-249, т. 2, л.д. 45-46, т. 3, л.д. 178-179, т. 4, л.д. 3-оборот л.д. 3, т. 4, л.д. 52-оборот л.д. 52).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, в представленном в суд отзыве содержится указание на то, что позиция заместителя прокурора <адрес> относительно того, что Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» не исполняется надлежащим образом функция по ведению системы учета фондов капитального ремонта, противоречит действующему законодательству и не соответствует действительности, в обоснование чего приведены доводы, аналогичные изложенным представителем ответчика, а также отмечается, что удовлетворение исковых требований заместителя прокурора <адрес> повлечет за собой необходимость приобретения программного обеспечения, его обслуживания на постоянной основе, закупки его официальных обновлений, соответствующей оргтехники и расходных материалов, расширение штатного расписания сотрудников Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», которые будут осуществлять операции по начислению взносов, обработке лицевых счетов, печати платежных документов, что явится дополнительным финансовым бременем для бюджета Ивановской области, за счет средств которого региональному оператору в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением функций, предоставляется субсидия в условиях сложной экономической ситуации, обусловленной негативными последствиями от распространения коронавирусной инфекции (т. 2, л.д. 38-44, 63-69, т. 3, л.д. 169-171, 180-182).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заедание представителя не направил, в представленном в суд отзыве указано, что позицию Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» Департамент расценивает как обоснованную (т. 3, л.д. 237-238).

Выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Единый расчетный центр»,допросив свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, получив консультацию специалистов ФИО9, ФИО10 в ходе выездного судебного заседания, в котором исследовались функциональные возможности программного комплекса «Расчетный модуль 0,89», доступные сотрудникам Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», ОАО «Единый расчетный центр» в рамках взаимодействия на основании договора на формированиеи печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, исследовав и оценив материалы дела, суд считает исковые требования заместителя прокурора <адрес>, заявленные к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Общие положения об участии прокурора в деле закреплены и в ст. 45 ГПК РФ, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защитуправ, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с КонституциейРФ Россия как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), призвана гарантировать реализацию права каждого на жилище (ч. 1 ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Исходя из этого КонституцияРФ, провозглашая право каждого на жилище, закрепляет корреспондирующую ему обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2 ст. 40), которая одновременно выступает в качестве гарантии его реализации. В связи с этим Жилищный кодекс РФ в порядке конкретизации ч. 2 ст. 40 Конституции РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, а также по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (п. п. 6, 6.1 и 8 ст. 2).

Исполнение названных обязанностей предполагает, в частности, правовое регулирование порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которое - исходя из того, что Конституция РФ относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1ст. 72), а также учитывая принцип самостоятельности бюджетов - осуществляется как на федеральном уровне - Жилищным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, так и на региональном уровне - законами субъектов Российской Федерации. В силу ст. ст. 12 и 130 (часть 1) Конституции РФ соответствующие нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления в данной сфере, могут приниматься и на муниципальном уровне.

Имея в виду формирование региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, федеральный законодатель определил основные требования к порядку их организации во введенном Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ в Жилищный кодекс РФразделе IX, наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с их созданием и функционированием, включая учреждение региональных операторов, определение минимального размера взноса на капитальный ремонт и утверждение региональных программ капитального ремонта, а органы местного самоуправления - полномочиями по утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, по организации выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта, а также по обеспечению его формирования и проведения капитального ремонта в случаях, предусмотренных законом.

Статьей 178 Жилищного кодекса РФ установлено, что региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации (ч. 2); деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Функции регионального оператора определены в ст. 180 Жилищного кодекса РФ, среди которых указаны аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (п. 1 ч. 1); открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета(п. 2 ч. 1).

С целью исполнения вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства Ивановской области от 17.12.2013 N 531-п на территории Ивановской области создана Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», осуществляющая функции регионального оператора, определенные в ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ, полномочия учредителей Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» возложены на Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области; принят Закон Ивановской области от 27.06.2013 N 51-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области», регулирующий отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области.

В соответствии с Уставом Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», утвержденным приказом от 16.11.2017 № 160 врио начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, приказом от 16.11.2017 № 93 врио начальника Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, учредителем фонда является Ивановская область в лице Правительства Ивановской области, функции и полномочия учредителя реализуют Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (п. 1.3); размер средств, необходимых для обеспечения деятельности фонда, ежегодно устанавливается Попечительским советом, средства, необходимые для обеспечения деятельности фонда, поступают в фонд в виде регулярных взносов учредителя (п. 3.8).

В силу ст. 183 Жилищного кодекса РФ региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта), такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, ведение такого учета может осуществляться в электронной форме (ч. 1); система учета фондов капитального ремонта включает в себя, в частности, сведения о: 1) размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней; 2) размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) размере задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 4) кредитах, займах, привлеченных региональным оператором в целях финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе с указанием процентной ставки, под которую они привлекались, а также погашении таких кредитов, займов (ч. 2); отчет регионального оператора, содержащий сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, размещается ежеквартально на сайте регионального оператора по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3.1); функции регионального оператора по ведению системы учета фондов капитального ремонта могут осуществляться иным юридическим лицом, созданным в форме государственного бюджетного или казенного учреждения, на основании договора, заключенного с региональным оператором, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, при этом региональный оператор несет ответственность за действия такого юридического лица как за свои собственные (ч. 4).

В ходе судебного разбирательства из объяснений лиц, участвующих в деле, исследованных судом письменных доказательств установлено следующее.

Конкурсной комиссией по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора по начислению и приему взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Ивановской области, организованном Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», принято решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, о заключениидоговора с ОАО «Единый расчетный центр» (т. 2, л.д. 165-190).

Между Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» и ОАО «Единый расчетный центр» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на обработку лицевых счетов, печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта (т. 1, л.д. 102-106, 109-113, т.2, л.д. 31-35), согласно условиям которого ОАО «Единый расчетный центр» от своего имени и за счет Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» осуществляет формирование базы жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта: адресная часть в разрезе квартир, площадь квартир многоквартирного дома (п. 1.1.1); формирование базы собственников жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной, областной и федеральной собственности, включенных в региональную программу капитального ремонта: адресная часть в разрезе помещений, площадь помещений многоквартирного дома, реквизиты собственников помещений (п. 1.1.2); формирование базы собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта: адресная часть в разрезе помещений, площадь помещений многоквартирного дома, реквизиты собственников помещений (п. 1.1.3); ежемесячное начисление: взносов на капитальный ремонт, процентов в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (п. 1.1.4); обработку лицевых счетов (п. 1.1.5); формирование отчетов в разрезе многоквартирных домов и лицевых счетов: оборотно-сальдовая ведомость (начислено, оплачено, сальдо на начало и конец периода) (ежемесячно), история лицевого счета (по запросу), отчет о площадях жилых и нежилых помещений, по которым производится начисление взносов на капитальный ремонт ежемесячно в разрезе: по признаку собственности, сводно по домам, развернуто по каждому лицевому счету, предоставление в течение 5 рабочих дней, следующих за отчетным месяцем, агентского отчета по счету регионального оператора и по спецсчетам в разрезе каждого дома (сумма распределенных по лицевым счетам денежных средств) (п. 1.1.6); ежемесячное формирование в адрес собственника жилого помещения в срок до 15 числа текущего месяца счет-квитанции согласованного образца, ежеквартальное формирование собственникам нежилых помещений и собственникам помещений, находящихся в муниципальной, областной и федеральной собственности, счета по установленной форме в срок не позднее 15 числа последнего месяца текущего квартала (п.1.1.7); ежемесячная печать в адрес собственника жилого помещения в срок до 20 числа текущего месяца счет-квитанции согласованного образца, ежеквартальная печать собственникам нежилых помещений и собственникам помещений, находящихся в муниципальной, областной и федеральной собственности, счета по установленной форме в срок не позднее 20 числа последнего месяца текущего квартала.

Пунктами 2.1.13, 2.1.15 указанного договора установлены обязанности ОАО «Единый расчетный центр» организовать информационное взаимодействие с Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», обеспечить бесперебойный обмен информацией, необходимой для контроля над процессами расчетов за услуги, перечисленные в разделе 1 договора; осуществлять консультации Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» по всем вопросам функционирования программных комплексов в режиме «горячей линии» по телефону или на местах; предоставить Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» онлайн доступ к базе данных по обработке лицевых счетов многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 108, 115, т. 2, л.д. 36), в договор на обработку лицевых счетов, печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части наименования договора – слова «на обработку лицевых счетов» заменены на «формированиеи», из текста договора исключены п. п. 1.1.1-1.1.6, 2.1.1-2.1.3, п. п. 2.1.4, 2.1.6. 2.1.7 подверглись редакции, суть которой сводится к исключению из текста договора ранее установленных обязанностей ОАО «Единый расчетный центр» производить начисление взносов, перерасчеты, начислять пени, а также систематически формировать различные виды отчетов, информировать плательщиков о сумме взноса на капитальный ремонт, перерасчетах, корректировках платы, существующей задолженности либо переплате.

В соответствии с договором на формированиеи печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в обязанности ОАО «Единый расчетный центр» входят: формирование платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, или, если соответствующе решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере, сведения о котором представлены Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области»; указывать в платежных документах перерасчет за прошедшие периоды по документам, представленным Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», пени в размере, установленном в соответствии с ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в случае ненадлежащего исполнения плательщиками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (п. 2.1.4); формировать следующие виды отчетов в разрезе многоквартирных домов и лицевых счетов в соответствии с технической возможностью: разовый по требованию, ежемесячный в течение 5 рабочих дней, следующих за отчетным месяцем (п. 2.1.6); по указанию Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» в платежных документах информировать плательщиков: о сумме взноса на капитальный ремонт, о перерасчетах, корректировках платы (при наличии), о других данных, предусмотренных действующим законодательством (п. 2.1.7); предоставить Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» онлайн доступ к программному обеспечению по формированию платежных документов, предусмотренных договором (п. 2.1.15).

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО3, занимающая должность заместителя генерального директора по финансово-экономической части и внутреннему контролюНекоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», указала, что учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, осуществляется отдельным структурным подразделением Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» – отдел учета и формирования фонда посредством удаленного доступа к программному комплексу «Расчетный модуль 0,89» через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», права на который принадлежат ОАО «Единый расчетный центр», дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ фактически существовавшие правоотношения с ОАО «Единый расчетный центр» оформлены в соответствии с действующей нормативной базой, и в настоящее время договор отражает действительную ситуацию.

Свидетель ФИО4, являющийся заместителем генерального директора по мониторингу реализации программ капительного ремонта Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», давая показания в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, указал, что возложение на Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» обязанности осуществлять функции по печати документов и отказаться от использования программного обеспечения, предоставляемого ОАО «Единый расчетный центр» для ведения учета фондов капитального ремонта, потребует вложения значительных финансовых средств, экономически нецелесообразно.

Допрошенные в качестве свидетелей в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела учета и формирования фондаНекоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» ФИО5, ведущий специалист отдела учета и формирования фондаНекоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» ФИО6, бухгалтерНекоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» ФИО7, указали, что доступ к программному комплексу «Расчетный модуль 0,89» осуществляется посредством ввода личного пароля и логина, функциональные возможности разнятся, зависят от должностных обязанностей, ни программный комплекс, ни порядок работы с программным комплексом не претерпели никаких изменений после ДД.ММ.ГГГГ – даты заключения дополнительного соглашения к договору на формированиеи печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ была допрошена в качестве свидетеля начальник претензионного отделаНекоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» ФИО8, которая показала, что она работает с программным комплексом «Расчетный модуль 0,89», ей доступен раздел «Истории начислений по лицевому счету», в своей работе она использует списки должников, которые предоставляется ОАО «Единый расчетный центр» в формате таблицы ежемесячно, с 2018 года каких-либо существенных изменений в работе с программным продуктом не имело места.

Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ рабочего компьютера бухгалтера Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», составленного представителем ответчика (т. 2, л.д. 147-153), следует, что пользователю доступны сведения о начисленных и оплаченных взносах в разрезе по домам, о наличии задолженности по взносам в разрезе лицевых счетов с нарастающим итогом, представленные в формате выдача отчета - электронная таблица формата Excel.

В материалы дела представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Единый расчетный центр» представлено техническое заключение обследования программного модуля ОАО «ЕРЦ» для осуществления начисления платежей (в том числе взносов на капитальный ремонт), составленное специалистом ООО «Резерв-Система» ФИО11 (т. 2, л.д.114-124), согласно которому в ходе исследования программного комплекса «Расчетный модуль 0,89» специалистом установлено, что программный модуль ОАО «Единый расчетный центр», с помощью которого Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» начисляет взносы на капитальный ремонт, обладает совокупностью способов защиты информации, основными из которых являются разграничение прав доступа различных пользователей по паролям, предоставление пользователям доступа к серверу по зашифрованному каналу через VLAN и VPN, обеспеченность рабочих станций пользователей антивирусной защитой; к информации, вносимой в программный модуль сотрудниками Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», иные лица (кроме уполномоченных сотрудников Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» и ОАО «Единый расчетный центр») доступа не имеют, возможности вносить изменения в данную информацию иные лица (кромеуполномоченных сотрудников Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» и ОАО «Единый расчетный центр») не имеют; временное отсутствие доступа Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области»к информационной базе не влияет на сохранность и достоверность данных, при восстановлении подключения данные доступны в полном объёме, Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области»может формировать и выгружать на свои компьютеры отчётность в соответствии со своими потребностями за любой период работы.

В ходе выездного судебного заседания, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, с участием специалистов ФИО9, ФИО10 осмотрены компьютеры с возможностью доступа к программному комплексу «Расчетный модуль 0,89», которыми оборудованы рабочие места сотрудников Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», и компьютер, используемый сотрудником ОАО «Единый расчетный центр» в рамках выполнения обязательств по договору на формированиеи печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате настоящего осмотра выявлено, что удаленный доступ к программному комплексу «Расчетный модуль 0,89» осуществляется только через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», сведения из электронной базы могут быть выгружены в виде таблиц в формате Excel, осуществить резервное копирование базы данных невозможно, поскольку ОАО «Единый расчетный центр» предоставило Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» лишь доступ к базе данных, выполнение «массовых операций» сотрудниками Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» не может быть произведено, фактически доступ к аналитическому функционалу продукта ограничен, на что и было указано истцом в исковом заявлении и в подтверждение чего был предъявлен суду истцом акт осмотра, сопровождаемый фототаблицами (т. 1, л.д. 169-197).

Получив консультацию специалистов в порядке ст. 188 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что сложившаяся ситуация отчасти обусловлена организованным порядком ведения учета средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, – посредством удаленного доступа к программному обеспечению, а именно: выгрузка из базы «массовых данных», использование команд аналитического характера требуют значительных временных затрат по причине передачи данных с использованием сети «Интернет», чем и вызван факт получения обобщенных сведений из ОАО «Единый расчетный центр», в частности, списков должников, о чем заявила свидетель ФИО8 и что стало очевидным в ходе выездного судебного заседания при изучении доступных бухгалтеру Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» функциональных возможностей программного обеспечения, используемого региональным оператором для исполнения установленных законом обязанностей, то есть при указанной организации работы имеет место несоответствие функциональных возможностей используемого программного комплекса предусмотренной законом деятельности ответчика, при этом у ответчика отсутствует функционал протокола действий пользователя комплексом, в ходе судебного разбирательства суду не представлено возможности убедиться, что доступ к данным комплекса не уязвим к взлому, краже информации.

Таким образом, доводы истца относительно того, что ответчик обязанность самостоятельно вести систему учета фондов капитального ремонта, а именно: учет сведений о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней не осуществляет надлежащим образом, фактически в указанную деятельность вовлечено ОАО «Единый расчетный центр», нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем суд, принимая во внимание, что законом Ивановской области непредусмотрено право регионального оператора передавать функции по ведению системы учета фондов капитального ремонта иному юридическому лицу, Жилищным кодексом РФ установлен запрет привлекать к настоящей деятельности лиц, имеющих организационно-правовую форму, отличную от государственного бюджетного или казенного учреждения, усматривает основания для удовлетворения исковых требований истца в части понуждения ответчика самостоятельно вести систему учета фондов капитального ремонта, а именно: учет сведений о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней, без привлечения к указанной деятельности иных лиц.

Доводы стороны ответчика со ссылкой на письмо Минстроя России от 17.03.2020 № 9664-АО/06 относительно того, что начисление взносов собственникам помещений в многоквартирном доме, расчеты с собственниками помещений в многоквартирном доме, ведение и актуализация баз данных по начислениям, формирование, печать и доставка платежных документов не входят в систему учета средств фонда капитального ремонта, предусмотренных ст. 183 Жилищного кодекса РФ, соответственно, на указанные виды деятельности не распространяются положения ч. 4 ст. 183 Жилищного кодекса РФ, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска ввиду того, что фактически участие ОАО «Единый расчетный центр» в деятельности Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» по ведению системы учета фондов капитального ремонта сводится к аккумулированию, в частности, таких сведений, включаемых в систему учета фондов капитального ремонта, как общий размер средств, фактически поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт за период (с учетом пени), общий размер образовавшейся задолженности, которые содержатся в контролируемой ОАО «Единый расчетный центр» базе, к которой ОАО «Единый расчетный центр» имеет неограниченный доступ в отличие от сотрудников Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», и передаче указанной информации региональному оператору.

Доводы представителя ответчика о том, что ведение деятельности Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» подобным образом существенно экономит бюджет Ивановской области не имеют значения для разрешения спора по существу с учетом приведенных законоположений, кроме того, они не подтверждены достаточной совокупностью доказательств, опровергаются сведениями, содержащимися в документах, представленных суду стороной истца (т. 3, л.д. 10-144), содержанием письма и.о. генерального директора Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» в адрес начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, из которого следует, что печать платежных документов в г. Москва и доставка их из г. Москва в 2020 году ориентировочно составит <данные изъяты>, в случае, если региональный оператор откажется от услуг ОАО «Единый расчетный центр», будет иметь место сокращение бюджета, выделяемого на содержание регионального оператора на сумму более <данные изъяты> (т. 1, л.д. 95-96).

Требование истца возложить на ответчика обязанность самостоятельно выставлять платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, без привлечения к указанной деятельности иных лиц суд также считает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 171 Жилищного кодекса РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В целях оказания методического содействия субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления, региональным операторам, иным организациям и учреждениям, а также собственникам помещений в многоквартирных домах, Минстрой России дал разъяснения по актуальным вопросам функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и деятельности региональных операторов в Письме от 07.07.2014 N 12315-АЧ/04.

В названном документе Минстрой России указал, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, то в соответствии со ст. 171 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации; таким образом, законом субъекта Российской Федерации обязанность по выставлению платежных документов на оплату взноса на капитальный ремонт может быть возложена на иных лиц (например, РКЦ); региональный оператор, в соответствии со своими полномочиями, определяет способ формирования и доставки платежных документов на оплату взносов, которые он обязан выставлять собственникам по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта; форма платежного документа должна являться приложением к такому договору; в случае передачи региональным оператором функции по печати и доставке платежного документа для оплаты взноса на капитальный ремонт иным лицам ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных функций сохраняется за региональным оператором.

Законом Ивановской области не определено лицо, на которое может быть возложена обязанность по выставлению платежных документов на оплату взноса на капитальный ремонт на основании ч. 1 ст.171 Жилищного кодекса РФ.

Частями 15, 16 ст. 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности; при привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Приведенные положения устанавливают общие правила внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой включается и взнос на капитальный ремонт для собственника помещения в многоквартирном доме на основании ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в то время как особенности уплаты взносов на капитальный ремонт регулируются специальной нормой – ст. 171 Жилищного кодекса, выставление платежных документов по смыслу закона представляет собой неотъемлемый процесс деятельности регионального оператора по учету сведений о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней, и исходя из установленного в Ивановской области порядка функционирования региональной системы капитального ремонта не может быть изъят из функций, обязанность исполнять которые возложена на Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области».

С учетом изложенного также заслуживают внимания и доводы истца относительно того, что ответчиком нарушаются требования ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках исполнения условий договора на формированиеи печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку правовые основания поручения обработки персональных данных ОАО «Единый расчетный центр» в настоящем случае отсутствуют.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, реализуя требования ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устанавливая настоящий срок, суд исходит из ст. 5 Закона Ивановской области от 23.06.2008 N 70-ОЗ «О бюджетном процессе в Ивановской области», положений Закона Ивановской области от 18.04.2005 N 72-ОЗ «О законодательном процессе в Ивановской области», а также учитывает обязанность при исполнении решения соблюдать требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В связи с удовлетворением требований истца в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета городского округа Иваново подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> согласно абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 103, 194-198, суд

решил:

Иск заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» о понуждении самостоятельно осуществлять установленные законом действия удовлетворить.

Возложить на Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно вести систему учета фондов капитального ремонта, а именно: учет сведений о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней, без привлечения к указанной деятельности иных лиц.

Возложить на Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно выставлять платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, без привлечения к указанной деятельности иных лиц.

Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» в доход бюджета городского округа Иваново государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О. В. Богуславская

Мотивированное решение изготовлено 03.03.2021