НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда (Амурская область) от 11.09.2018 № 12-19/18

Дело

РЕШЕНИЕ

11 сентября 2018 года с. Екатеринославка

Судья Октябрьского районного суда Амурской области Новорецкая Е.П.,

при секретаре Рыбальченко Е.Н.,

с участием должностного лица ФИО2,

рассмотрев жалобу руководителя ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>» ФИО1 на постановление мирового судьи Октябрьского районного судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст.15.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Октябрьского районного судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – руководитель ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Должностное лицо ФИО1 не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит названное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с тем, что он является ненадлежащим субъектом административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ, так как в штате организации имеется главный бухгалтер, на которого возложены функции по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в организации, мировым судьей нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, кроме того, ссылается, что протокол об административном правонарушении составлен без его участия, без разъяснения ему прав и отобрания объяснений, в материалах дела отсутствуют сведения о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что им на предприятии организовано ведение бухгалтерского учета, в штате имеется финансовая группа, которую возглавляет главный бухгалтер. В 2017 году была утверждена учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета, ответственным за ведение которых является главный бухгалтер, поэтому просит отменить постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о привлечение его к административной ответственности по ст.15.5 КоАП РФ, а производство по делу прекратить.

Представитель Межрайонной ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, согласно поступившего заявления просил рассмотреть жалобу в их отсутствие и не возражают против отмены постановления мирового судьи в отношении ФИО1

Выслушав должностное лицо, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административная ответственность по ст. 15.5 КоАП РФ наступает за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

На основании п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Согласно п. 5. ст. 174 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Статьей 163 НК РФ предусмотрено, что налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.

В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что должностное лицо врио начальника ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>» ФИО1 не представил в налоговый орган по месту учета в установленный ст. 289 НК РФ срок налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года до ДД.ММ.ГГГГ (налоговая декларация представлена в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ), совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.5 КоАП РФ.

Изложенное послужило основанием для составления Межрайонной ИФНС по <адрес> в отношении должностного лица руководителя ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>» ФИО1протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого мировым судьей ФИО1 назначено административное наказание в виде предупреждения

Вместе с тем мировым судьей не учтено следующее.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Примечанием к статье 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, статьях 15.4 — 15.9, 15.11 названного Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 указанного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Согласно ст.7 ФЗ №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года « О бухгалтерском учете»

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Из материалов дела усматривается, что в ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>» предусмотрена должность главного бухгалтера, приказом начальника ФГКУ «8 ПЧ ФПС <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ л/сФИО4переведена на должность начальника финансовой группы - главного бухгалтера.

На основании п.3.13 должностной инструкции, с которой ФИО4 ознакомлена, главный бухгалтер обязан обеспечивать составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

В соответствии с п. 5.1, 5.2 должностной инструкции главный бухгалтер несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, а также несет ответственность за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

Согласно п.4.1,4.2 Положения о финансовой группе ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>», утвержденной начальником ДД.ММ.ГГГГ, в организации создана финансовая группа, в функцию которой также входит составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, контроль составления и оформления отчетной документации. Своевременности ее предоставления внешним и внутренним пользователям. Финансовую группу возглавляет главный бухгалтер, который несет персональную ответственность за ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами.

При этом, сроки и объем представления бухгалтерской и налоговой отчетности учреждения в соответствующие государственные контролирующие органы графиком документооборота не устанавливаются и регулируются действующим законодательством. Согласно приказа врио начальника ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>» ФИО1 на 2017 года была утверждена учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером, который является ответственным за его надлежащее ведение.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что врио начальника ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>» ФИО1предприняты надлежащие меры по организации своевременного представления в налоговые органы налоговой отчетности учреждения путем возложения соответствующих обязанностей на главного бухгалтера, ведение учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, в связи с чем вывод мирового судьи о виновности ФИО1 в совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Кроме того, довод жалобы ФИО1 о том, что он не был извещен надлежащим образом о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении также является обоснованным.

Согласно ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Из материалов дела не следует, что руководитель ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>» врио начальника ФИО1 был извещен о времени и места составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом, КоАП РФ), как следует из приказа начальника главного управления от ДД.ММ.ГГГГФИО1 находился в отпуске с 01 мая по ДД.ММ.ГГГГ с выездом в <адрес>, данных, подтверждающих получение ФИО1 извещений налоговой инспекции не имеется, то есть межрайонной ИФНС России по <адрес> в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения, выразившиеся в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Октябрьского районного судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении руководителя ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>» врио начальника ФИО1подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи Октябрьского районного судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении руководителя- врио начальника ФГКУ «8 ПЧ ФПС по <адрес>» ФИО1 - отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение окончательно, вступает в силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Судья -