НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Очерского районного суда (Пермский край) от 22.12.2020 № 2-403/20

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Константиновой О.Г.,

при секретаре судебного заседания Носковой Н.Ф.,

с участием истца Омельченко И.В.,

прокурора Щипицыной Ю.С.,

представителя ответчика МБОУ «Очерская СОШ №2» Черанёвой Н.В.,

представителей ответчика Управления образования администрации Очерского городского округа Пермского края Верещагиной В.В., Артемовой И.А.,

рассмотрев 22 декабря 2020 года в открытом судебном заседании в г. Очер Пермского края гражданское дело № 2-403/2020 по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края поданного в защиту интересов Омельченко Ирины Вячеславовны к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Очерская средняя общеобразовательная школа №2», Управлению образования администрации Очерского городского округа Пермского края, Министерству образования и науки Пермского края о защите трудовых прав работника,

установил:

прокурор, действующий в интересах Омельченко И.В., обратился в суд с иском к МБОУ «Очерская СОШ №2», Управлению образования администрации Очерского городского округа Пермского края о признании права на получение заработной платы в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 №597, о возложении обязанности на образовательное учреждение произвести перерасчет заработной платы и взыскании имеющейся задолженности по заработной плате.

Требования мотивированы тем, что Омельченко И.В. является воспитателем структурного подразделения детский сад «Солнышко» МБОУ «Очерская СОШ №2», в соответствии с трудовым договором ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. ссылаясь на положения трудового законодательства, Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597, полагает, что Омельченко И.В. в 2018-2020 годы начислена заработная плата не в полном объеме, так как размер ее заработной платы не соответствовал уровню средней заработной платы педагогических работников в сфере общего образования.

В судебном заседании прокурор Щипицына Ю.С. заявленные требования поддержала, указав, что прокуратурой района была проведена проверка, выявлено, что в МБОУ «Очерская СОШ №2» в 2018-2019 заработная плата Омельченко И.В. начислялась без учета требований Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597, что привело к неверном расчету подлежащего к выплате пособия по уходу за ребенком.

Истец Омельченко И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила произвести перерасчет и взыскать с ответчиков заработную плату с августа 2019г., указав, что у других воспитателей заработная плата выше, чем у нее. После проведенной государственной инспекцией труда в Пермском крае проверки, ей в сентябре, октябре, ноябре 2019г. повысили заработную плату, но начисление пособия по уходу за ребенком значительно ниже.

Представитель ответчика МБОУ «Очерская СОШ №2» Черанёва Н.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что заработная плата выплачивалась Омельченко И.В. в соответствии с утвержденной методикой формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных организаций Очерского муниципального района, у учреждении подушевое финансирование, при этом при начислении заработной платы воспитателям учитывается оклад, стимулирующие выплаты в зависимости от стажа, квалификации, а также компенсационные выплаты. При начислении заработной платы Омельченко И.В. это все учитывалось, а также фактически отработанное время.

Представители ответчика Управления образования администрации Очерского городского округа Пермского края Верещагина В.В., Артемова И.А. в судебном заседании заявленные требования не признали, пояснили, что заработная плата Омельченко И.В. начислялась и выплачивалась в соответствии с методикой формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных организаций Очерского муниципального района, утвержденной постановлением администрации Очерского муниципального района Пермского края №124 от 20.09.2018, Положения о системе оплаты труда работников МБОУ «Очерская СОШ №2». Как следует из названного положения, основная гарантированная часть оплаты труда формируется в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затрачиваемого труда без ограничения ее максимального размера. Начисление стимулирующих выплат работникам детского сада производится по баллам, начисленным за выполнение показателей качества и результативности работы, на основании критериев, позволяющих оценить эффективность деятельности учреждения и личный вклад каждого работника, на основании решения комиссии по материальному стимулированию. Критерии и показатели оценки деятельности, утвержденные положением, сотрудниками детского сада заполняются самостоятельно. Указали, что минимальный размер оплаты труда определяется как размер месячной заработной платы за труд работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении работ в нормальных условиях труда и предусматривает, что в величину минимального размера оплаты труда включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Пояснили, что Указом Президента РФ от 07.05.2012 не предусмотрена обязанность доведения заработной платы каждого педагогического работника до средней заработной платы региона. При этом, средняя заработная плата Омельченко И.В. за 2018 год составляла <данные изъяты> тыс. руб., при этом, уровень средней заработной платы педагогических работников СПДС «Солнышко» составляет <данные изъяты> тыс.руб., что составило 104,06% в соотношении к установленному показателю в соглашении между Министерством образования и науки Пермского края и Очерским муниципальным районом. В 2019 году средняя заработная плата Омельченко И.В. с учетом фактически отработанного времени, наличия больничных листов по временной нетрудоспособности и сумм отпускных составила <данные изъяты> тыс.руб., тогда как уровень среднего заработка работников СПДС «Солнышко» составил <данные изъяты> тыс.руб., что составило 107,7% в соотношении к установленному показателю.

Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Омельченко И.В. находилась в очередном оплачиваемом отпуске, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на больничном, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжала находиться на больничном, но больничный лист представлен лишь в сентябре 2019 года, соответствующее пособие начислено и выплачено в сентябре 2019 года.

Представитель Министерства образования и науки Пермского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно письменного отзыва просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В рамках реализации Указа Президента № 597 Правительством Российской Федерации была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26 ноября.2012 г. № 2190-р (далее - Программа). В приложении 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом № 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012-2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в «дорожных картах» по мере реализации Программы.

В 2012 году средняя заработная плата педагогических работников дошкольного образования в Пермском крае составляла 12 056 руб. С начала действия Указа Президента РФ № 597 средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в Пермском крае выросла на 238 %. При этом фонд оплаты труда в образовательных организациях формируется по каждому типу организаций с учетом их особенностей и условий осуществления образовательной деятельности. Таким образом, значение показателя средней заработной платы каждой отдельно взятой образовательной организации отличается от показателя, сложившегося в регионе.

Поскольку Указа Президента РФ не устанавливает обязанность доведения заработной платы каждого педагогического работника до средней заработной платы по региону, считают, что доводы истца о доведении заработной платы Омельченко И.В. до средней заработной платы по региону, основаны на ошибочном толковании положений законодательства.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относятся и принципы равенства прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Частью 2 статьи 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом, в соответствии с частью 6 указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из положений ст.144 ТК РФ следует, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Положениями ст. 333 ТК РФ закреплено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

Пунктом 2.7 Приложения №1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" установлено, что норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

Из п.3 примечания к указанному выше Приказу следует, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 - 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

Согласно подпункту «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

Согласно Методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением N 5 к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 2190-р от 26.11.2012, показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, предусмотрено, что достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 для соответствующей категории работников.

Исходя из анализа вышеуказанных норм трудового законодательства, представленных в материалы дела документов и отсутствия в материалах дела иных документов, подтверждающих доводы истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку факт наличия задолженности по заработной плате у ответчика перед истцом Омельченко И.В. не нашел своего подтверждения, как и не подтверждено установление истцу иного размера заработной платы в опровержение условий трудового договора и соглашений к трудовому договору, не оспариваемых истцом в суде.

В судебном заседании установлено, что МБОУ «Очерская СОШ №2» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем является администрация Очерского городского округа Пермского края.

В структуру образовательного учреждения входит структурное подразделение Детский сад «Солнышко».

28.02.2018 между МБОУ «Очерская СОШ №2» и Омельченко И.В. заключен трудовой договор, согласно которому Омельченко И.В. принята на работу по должности воспитатель, на 1,0 ставки. Омельченко И.В. установлена базовая ставка заработной платы в размере <данные изъяты> руб., выплаты компенсационного характера за педагогический стаж работы менее 3-х лет в размере <данные изъяты>, книгоиздательскую литературу в размере <данные изъяты> руб., территориальный коэффициент в размере <данные изъяты> от всех видов выплат. Указано, что Омельченко И.В. производятся выплаты стимулирующего характера при наличии стимулирующей части ФОТа пропорционально отработанного времени, а именно: стимулирование по результатам работы за квартал при достижении значений показателей, установленных в учреждении, согласно приложению 1 в размере количества баллов, а также иные выплаты стимулирующего характера по заявлению работника и решению комиссии. Омельченко И.В. установлена 36-часовая рабочая неделя, 1 смена – с 07.00 час. до 14.12 час., 2 смена с 11.48 час. до 19.00 час.

31.05.2019 между сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому установлена выплата компенсационного характера за педагогический стаж до 5 лет в размере <данные изъяты>

16.02.2018 в МБОУ «Очерская СОШ №2» утверждено штатное расписание, согласно которому в структурном подразделении «Солнышко» по должности «Воспитатель» предусмотрена тарифная ставка (оклад) в размере <данные изъяты> руб., надбавка за квалификацию в размере <данные изъяты> руб., методическая литература <данные изъяты> руб., уральский коэффициент в размере <данные изъяты> руб., при этом, предусмотрено <данные изъяты> штатных единиц.

Как следует из штатного расписания, утвержденного 31.10.2019 по должности «Воспитатель» предусмотрена тарифная ставка (оклад) в размере <данные изъяты> руб., надбавка за квалификацию в размере <данные изъяты>., методическая литература <данные изъяты> руб., уральский коэффициент в размере <данные изъяты> руб., при этом, предусмотрено <данные изъяты> штатных единиц.

Согласно тарификационному списку на 01.09.2019 Омельченко И.В. аттестационной категории не имеет, заработная плата за часы составляет <данные изъяты> руб., надбавка за методическую литературу <данные изъяты> руб., всего заработная плата за часы, коэффициент за РМО, методическую литературу составляет <данные изъяты> руб., уральский коэффициент в размере <данные изъяты> руб., всего заработная плата составляет <данные изъяты>.

23.04.2020 прокурором Очерского района Пермского края в Управление образования администрации Очерского городского округа внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства РФ в части начисления заработной платы работникам структурного подразделения Детский сад «Солнышко» МБОУ «Очерская СОШ №2».

Как следует из ответа Управления образования администрации Очерского городского округа Пермского края допущения фактов начисления заработной платы не в полном объеме и нарушений трудового законодательства не обнаружено.

Из заключенного между Министерством образования и науки Пермского края, администрацией Очерского муниципального района Пермского края соглашения, зарегистрированного под номером С-26/183 следует, что средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений должна быть обеспечена в размере <данные изъяты> Соглашение действует до 31.12.2018.

Из заключенного между Министерством образования и науки Пермского края, администрацией Очерского муниципального района Пермского края соглашения, зарегистрированного под номером С-26/720 следует, что средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений должна быть обеспечена в размере <данные изъяты> руб. Соглашение действует до 31.12.2019.

Из представленного отчета по форме <данные изъяты> за 2018 год следует, что средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования составляет по образовательному учреждению МБОУ «Очерская СОШ № 2» составляет <данные изъяты> руб.

Таким образом, работодателем в спорный период производилась выплата заработной платы истцу с учетом условий трудового договора и соглашений подписанных к нему, заработная плата выплачена истцу за фактически отработанное время, нарушений ст. 129 ТК РФ при начислении заработной платы ответчиком не допущено, задолженность работодателя перед работником отсутствует.

Истцом не представлен суду иной расчет заработной платы, при этом из расчета начислений заработной платы № 957 от 21.12.2020 <данные изъяты> следует, что за период с августа 2019г. по июнь 2020г. заработная плата Омельченко И.В. начислена без нарушений трудового законодательства: ежемесячное стимулирование по результатам работы выплачивалось.

При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований прокурора в интересах Омельченко И.В. отсутствуют, так как подлежащая к выплате в обязательном порядке заработная плата истца начислялась и выплачивалась своевременно и в полном объеме, доводы о том, что Омельченко И.В. получала заработную плату с августа 2019г. по настоящее время без учета положений Указа Президента РФ от 07.05.20212 не подтверждаются материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора Очерского района Пермского края в интересах Омельченко Ирины Вячеславовны к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Очерская СОШ №2», Управлению образования администрации Очерского городского округа Пермского края, Министерству образования и науки Пермского края о признании за Омельченко И.В. права на получение заработной платы за август 2019г. до настоящего времени в соответствии с положениями Указа Президента РФ № 597 от 07.05.2012, о возложении обязанности на МБОУ «Очерская СОШ №2», Управление образования администрации Очерского городского округа Пермского края произвести перерасчёт заработной платы Омельченко И.В. за август 2019г. до настоящего времени, о взыскании с МБОУ «Очерская СОШ №2», Управления образования администрации Очерского городского округа Пермского края в пользу Омельченко И.В. задолженности по заработной плате за август 2019г. до настоящего времени отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья, подпись

Копия верна. Судья: О.Г. Константинова