Мотивированное решение составлено 19.09.2022
УИД 66RS0043-01-2022-001836-70
Дело № 2-1472/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Калаптур Т.А.,
при секретаре Федяковой Д.Д.,
с участием представителя истца Бронникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Караваевой С. А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периода работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Караваева С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее – ОПФР по Свердловской области), в котором указывает, что решением пенсионного органа от 07.07.2022 № 384566/22 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2003 «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого для назначения такой пенсии педагогического стажа 25 лет. По мнению ответчика специальный страховой стаж истца, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, составляет 24 года 06 месяцев 06 дней, при этом ответчиком не включен периоды работы истца с 28.11.1990 по 13.09.1993 в должности воспитателя детского комбината 205 ФГУП Высокогорский механический завод. Оспаривая законность вышеуказанного решения, истец просит его отменить, обязать ответчика включить спорный периоды работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, назначить такую пенсию с даты обращения за назначением пенсии, то есть с 27.04.2022.
Истец, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверив ведение дел в суде представителю Бронникову А.В., действующему на основании доверенности, который исковые требования поддержал, пояснив, что ОПФР по Свердловской области незаконно не включен в специальный страховой стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, спорный период, поскольку детский комбинат 205 являлся детским дошкольным учреждением, истец осуществляла педагогическую деятельность в соответствии с функциональными обязанностями воспитателя. Просил иск удовлетворить, а также взыскать с ответчика в пользу его доверителя судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 руб.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, представил письменные возражения на иск, содержащие ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст.7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ст.37 ч.3; ст.41 ч.1).
По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.
На основании п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 2-4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (действует с 01.01.2015) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Судом установлено, что 27.04.2022 истец обратилась в ОПФР по Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 33-34), что сторонами не оспаривается.
Решением от 07.07.2022 № 384566/22 ответчик отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого для назначения такой пенсии педагогического стажа 25 лет (л.д. 10-12). По мнению ответчика, специальный страховой стаж истца составил 24 года 06 месяцев 06 дней.
Отказывая в зачете в специальный страховой стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 28.11.1990 по 13.09.1993 в должности воспитателя детского комбината 205 ФГУП Высокогорский механический завод, ответчик указал, что данное учреждение не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, а также п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическою деятельность для детей, в соответствии с п.19 ч.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781; в выписке из ИЛС не подтверждена работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение.
Как следует из трудовой книжки истца (л.д. 13-14) истец27.11.1990 принята воспитателем в детский комбинат № 205 Высокогорского механического завода; 13.09.1993 уволена по собственному желанию.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, должность воспитателя согласно строке 1.8 указана в наименовании дошкольных образовательных учреждений: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
В оспариваемый период работы истицы применялись Списки профессий должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Пунктом 5 раздела «Наименования учреждений» данного Списка детские дошкольные учреждения были приведены не под общим наименованием, а с указанием конкретных наименований (детские сады, сады-ясли, детские сады).
Согласно пункту 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Согласно Спискам профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, в разделе «Наименование учреждений» включено наименование «детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли)».
При этом п. 2 Списков установлено, что в специальный стаж засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организации).
В спорный период работы истицы действовал (до 01.01.2003) классификатор отраслей народного хозяйства Государственного комитета по статистике, Государственного планового комитета СССР, Государственного комитета СССР по стандартам, утвержденному 1 января 1976 года, с последующими изменениями, утвержденными Госстандартом СССР и РФ, согласно которому к учреждениям дошкольного типа относились детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Следовательно, детский комбинат не являлся самостоятельным видом дошкольного учреждения, данное наименование соответствует наименованию «детский сад», которое содержится как в Списках, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067, а равно в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, работа Караваевой С.А. в оспариваемый период заключалась в воспитании и обучении малолетних детей - осуществлении педагогической деятельности, досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается в зависимости от вида деятельности, педагогической работы с детьми, а потому спорный период (02 года 09 месяцев 16 дней) подлежит включению в специальный страховой стаж истца.
Довод представителя ответчика о том, что спорный период работы истца в выписке из ИЛС указан без кода льготной профессии, суд полагает необоснованным, поскольку перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Спорный период работы истца имел место до ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (26.10.1997).
Кроме того, в соответствии со ст.6 Закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакциях соответствующих спорным периодам работы истца) в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица указывается, кроме иных данных, также сведения о страховом стаже, связанном с особыми условиями труда.
Между тем в силу Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 № 9-П невыполнение страхователями требований ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
С учетом оспариваемого истцом периода (02 года 09 месяцев 16 дней) и периода работы (24 года 09 месяцев 06 дней), включенного ответчиком, стаж педагогической деятельности Караваевой С.А. на момент обращения в пенсионный орган, то есть на 27.04.2022, составляет 27 лет 03 месяца 22 дня, в связи с чем право на досрочную страховую пенсию возникло у истца 05.01.2020.
Вместе с тем часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Положения части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» были введены Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и вступили в силу 01.01.2019.
При этом в силу положений статьи 10 указанного Федерального закона, гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Приложением 7 предусмотрены сроки назначения досрочной страховой пенсии по старости в зависимости от года возникновения права на соответствующую пенсию. При возникновении такого права в 2019 г. - досрочная страховая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; при возникновении права на пенсию в 2020 г. - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; в 2021 г. - не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с положениями п. 20 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, а также приложения 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия Караваевой С.А. как лицу, 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, могла быть назначена с 05.07.2021.
С учетом изложенного на ответчика следует возложить обязанность по назначению Караваевой С.А. страховой пенсии по старости с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 27.04.2022.
Поскольку истец, обращаясь в суд с настоящим иском, оспаривала законность решения пенсионного органа в части отказа включить в специальный страховой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периода работы с 28.11.1990 по 13.09.1993, оснований для удовлетворения требований иска в части признания незаконным решения № 384566/22 от 07.07.2022 в полном объеме у суда не имеется.
С учетом изложенного, исковые требования Караваевой С.А. подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу Караваевой С.А. с ответчика следует взыскать в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд - 300 руб.
Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Принимая во внимание, что расходы на оплату понесенных услуг представителя были необходимы и подтверждены документально, решение фактически состоялось в пользу истца, учитывая характер и сложность спора, длительность его рассмотрения, объем оказанной юридической помощи, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Караваевой С.А. 12 000 руб., полагая, что данная сумма расходов на оплату услуг представителя является разумной, способствует соблюдению баланса интересов обеих сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Караваевой С. А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периода работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении пенсии удовлетворить частично.
Отменить решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 07.07.2022 №384566/22 в части отказа Караваевой С.А. включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 28.11.1990 по 13.09.1993 в должности воспитателя детского комбината 205 ФГУП Высокогорский механический завод.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области зачесть в стаж работы Караваевой С. А., дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», указанные период и назначить Караваевой С. А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с наличием специального стажа 25 лет с 27.04.2022. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области в пользу Караваевой С.А. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 руб., по оплате услуг представителя – 12 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Новоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Т.А. Калаптур
Согласовано Т.А. Калаптур