НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 21.01.2020 № 3А-16/20

Дело № 3а-16/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2020 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Тулуповой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с участием прокурора Т. по административному исковому заявлению ФИО1 о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части приказов Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27 декабря 2017 года № 5872 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» и от 19 декабря 2018 года № 5375 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим:

- Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, определенного Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27 декабря 2017 года № 5872 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», в части строки с порядковым номером ;

- Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 19 декабря 2018 года № 5375 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в части строки с порядковым номером . В обоснование требований указав, что является сособственником здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Административный истец полагает, что включение вышеуказанного объекта недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год и 2019 год (далее по тексту - Перечень) противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанный объект недвижимости не обладает признаками административно-делового или торгового центра.

ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Т. действующая на основании доверенности требования не признала, пояснив, что приказы приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Т.., полагавшей возможным удовлетворить административное исковое заявление, приходит к следующему.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Оспариваемыми, в части, нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

27 декабря 2017 года Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принят приказ № 5872 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», который опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года.

19 декабря 2018 года Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принят приказ № 5375 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», который опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года.

Исходя из положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Новосибирской области от 28 апреля 2014 года № 182-п «Об определении уполномоченного органа», в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти, по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определен – Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.

Следовательно, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области является органом, который на момент издания приказов, обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения названных нормативных правовых актов. Приказы подписаны уполномоченным лицом.

В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации приказы размещены на официальном сайте Правительства Новосибирской области до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.

Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27 декабря 2017 года № 5872 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 19 декабря 2018 года № 5375 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Абзацем первым пункта 1 статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексы) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещения в них.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27 декабря 2017 года, в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» принят приказ № 5872 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лицу определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год».

В данный Перечень в строку с порядковым номером , в том числе, включен объект недвижимого имущества – здание (административно-производственный корпус), назначение : нежилое, площадью кв.м, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером на котором располагается здание, имеет вид разрешенного использования, который позволяет размещать, в том числе общественные здания административного назначения.

Из материалов дела следует, что спорное здание принадлежит на праве общей долевой собственности: административному истцу ( доли), Ф. ( доли) и М. ( доли) с 2014 года ( л.д. 90-92).

Спорное задание расположено в границах земельного участка площадью кв. м с кадастровым номером , категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – «общественные здания административного назначения; объекты производственного назначения», собственником данного земельного участка с 2014 года являются И., Ф. и М. К.Ю. (л.д. 93-99).

Данный земельный участок постановлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 93).

По вышеуказанным основаниям спорное здание было включено в строку с порядковым номером Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на год, утвержденный приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 19 декабря 2018 года № 5375.

Вместе с тем, вид разрешенного использования данного земельного участка не мог служить основанием для принятия оспариваемой нормы ни в 2017 году, ни в 2018 году ввиду следующего.

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Новосибирску установлен в постановлении Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области»

В соответствии с данным постановлением, группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов определены в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 (действовавшего в период постановки спорного земельного участка на кадастровый).

Методические указания к группе видов разрешенного использования относили: к группе 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; к группе 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Между тем, текстовое наименование вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «общественные здания административного назначения; объекты производственного назначения», не свидетельствует, что установленное разрешение предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также не совпадает с его числовым обозначением (1.2.5 и 1.2.7), поскольку не содержит указание на размещение объектов торговли, офисных зданий делового и коммерческого назначения, общественного питания и бытового обслуживания.

Названный земельный участок относится к 9 виду размешенного использования (код 1.2.9) - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Из анализа положений Методических указаний следует, что 9 вид разрешенного использования земельных участков не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения. В данном случае допускается размещение объектов, составляющих инфраструктуру предприятия и входящих в состав единых комплексов, включающих в себя в качестве неотъемлемых частей объекты различного назначения.

Вышеназванный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «общественные здания административного назначения; объекты производственного назначения», безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем, содержание вида разрешенного использования земельного участка могло быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.

Исходя из экспликации к поэтажному плану здания с кадастровым номером содержащейся в техническом паспорте, в данном здании, имеющем наименование «административно-производственный корпус», находятся помещения со следующими назначениями: лестничная клетка, санузел, бытовое, цех, подсобное, мастерская, подсобное помещение, кабинет, склад и т.д., кухня, столовая (л.д. 100-108).

Обследования данного объекта недвижимости на в 2017 году, ни в 2018 году административным ответчиком не производилось.

Из этого следует, что на момент включения указанного здания в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества на 2018 и 2019 годы его фактическое использование не устанавливалось, то есть, доводы административного истца о том, что на момент включения в Перечень принадлежащее ему здание не отвечало требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» и подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исходя из установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , указанный в строке с порядковым номером Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лицу определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, и в строке с порядковым номером Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лицу определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год - объект недвижимости не отвечает критериям, определенным налоговым законодательством, для возможного отнесения его к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам).

Следовательно, он не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области».

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Как следует из материалов дела, оспариваемые административным истцом Перечни определяют порядок исчисления налоговой базы на 2018 и 2019 годы, поэтому в силу предписания пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые выплаты должны производится административным истцом до 1 декабря 2019 года и 1 декабря 2020 года соответственно. На момент подачи административного искового заявления в суд срок уплаты налога не наступил.

В силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 и 2019 годы), признание отдельных их положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, и Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год в оспариваемой части подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству с момента их принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление И. удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, определенный приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27 декабря 2017 года № 5872 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», в части строки с порядковым номером 280.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенный приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 19 декабря 2018 года № 5375 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в части строки с порядковым номером 271.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Правительства Новосибирской области (www.nso.ru) и сайте Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.