Дело № 2-849/2019 28 октября 2019 года
УИД 29RS0016-01-2019-001096-39
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Белоусова А.Л., при секретаре Хрущевой Ю.В.,
с участием истца Ведерникова В.П., представителя истца адвоката Шарикова С.Р.,
представителя ответчика Новиковой В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску Ведерникова В.П. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Ведерников В.П. обратился в суд с иском к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Новодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее Управление ПФР) о назначении страховой пенсии по старости, указав, что 03.07.2019 обратился в Управление ПФР с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением Управления ПФР от 12.07.2019 № 245456/19-552 ему отказано в назначении, по причине отсутствия необходимого страхового стажа в количестве 25 лет в календарном исчислении. С данным решением не согласен, считает его незаконным, так как, являясь получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее Закон от 12.02.1993 № 4468-1), имеет право на получение страховой пенсии по старости, назначение которой должно производиться в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", в том числе с учетом льготного исчисления страхового стажа, отработанного в районах Крайнего Севера, либо в приравненных к ним местностях до 01.01.2002. При таком подсчете страхового стажа, с учетом всех периодов его учебы и работы, не вошедших в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, имеет необходимый страховой стаж в количестве не менее 25 лет. Считает, что ответчиком незаконно не включен в страховой стаж период учебы в Горьковском ордена «Знак почета» речном училище имени И.П. Кулибина МРФ РСФСР с 20.08.1980 по 25.04.1983 с присвоением ему специальности техника водных путей, период работы с 17.05.1983 по 05.08.1984 в должности 3 помощника командира 3 помощника капитана на земснаряде Вятского участка водных путей «Волжский - 306» в г. Кирове, период работы в ООО «ТЭЧ-Сервис» с 01.10.1997 по 31.12.1997, расположенного в г.Новодвинске Архангельской области, отнесенного к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Последующий период его работы в ООО «ТЭЧ-Сервис» с 01.01.1998 по 31.12.2001 незаконно исчислен только в календарном исчислении. Поэтому наряду с иными условиями, не оспариваемыми ответчиком, полагает приобрел с 03.07.2019 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. В связи с чем, с учетом поданного 28.10.2019 заявления об уточнении исковых требований, просит обязать ответчика включить в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ) период его учебы с 20.08.1980 по 25.04.1983 в Горьковском ордена «Знак почета» речном училище имени И.П. Кулибина МРФ РСФСР, период работы в должности 3 помощника командира 3 помощника капитана на земснаряде Вятского участка водных путей «Волжский - 306» в г. Кирове с 17.05.1983 по 04.08.1984, а также период работы в ООО «ТЭЧ-Сервис» с 01.10.1997 по 31.12.1997, включить период работы с 01.10.1997 по 31.12.2001 в страховой стаж в льготном (полуторном) размере для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст.3 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ с момента подачи заявления о назначении пенсии с 03.07.2019 и взыскать с ответчика в возврат уплаченную государственную пошлину в сумме 300 руб.
Истец Ведерников В.П. и его представитель адвокат Шариков С.Р., с учетом поданного 28.10.2019 заявления об уточнении исковых требований в судебном заседании на иске настаивают. Истец Ведерников В.П. дополнительно пояснил, что в конце июня 2019 года обращался к главному специалисту эксперту отдела назначения и перерасчета пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления ПФР Сидоровой Н.В. за консультацией по вопросу досрочного назначения страховой пенсии по старости, которой было разъяснено какие документы ему необходимо предоставить для назначения пенсии, в том числе трудовую книжку. 28 июня 2019 года в пятницу он предоставил данному специалисту требуемые документы для назначения пенсии, в том числе трудовую книжку, затребованной им с места работы 28.06.2019. Данным специалистом ему было разъяснено о праве на обращение за назначением пенсии 01.07.2019, представленные документы данный специалист оставил у себя. 02 июля 2019 года он обратился к этому специалисту, которым были возвращены ему представленные для назначения пенсии документы, выдана Выписка из его лицевого счета (для назначения страховой пенсии) по форме СЗИ-НВП, содержащей запись о размере страхового стажа 36 лет, стаже работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 21 год и расчет стажа, выполненный Сидоровой Н.В., которой было предложено со всеми этими документами обратиться в клиентскую службу для подачи заявления о назначении пенсии, в связи с наличием необходимого страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что им в этот же день и было сделано. Однако, обратившись 02.07.2019 в клиентскую службу Управления ПФР специалист эксперт клиентской службы Таскаева А.В., проверив представленные им документы, в том числе трудовую книжку, расчет стажа, составленный главным специалистом экспертом Сидоровой Н.В., предложила ему не подавая заявления о назначении пенсии в этот день (02.07.2019), подать его после предоставления справки, выданной Военным комиссариатом Архангельской области о периода службы учтенных при назначении ему пенсии за выслугу лет, с чем он согласился. На следующий день 03.07.2019 он предоставил в клиентскую службу Управления ПФР специалисту эксперту Таскаевой А.В., выданную ему 02.07.2019 Военным комиссариатом Архангельской области справку, после чего данный специалист предложила ему заполнить ей самой от имени его (истца) заявление о назначении пенсии в электронном виде, с чем он также согласился. После этого не испрашивая от него иных документов для назначения пенсии специалист эксперт Таскаева А.В. заверила его о том, что процедура подачи заявления о назначении пенсии и предоставления им для этого необходимых документов окончена и предложила ему дожидаться решения о назначении пенсии, которое будет отправлено по почте. Получив оспариваемое решение ответчика об отказе в назначении пенсии, в связи с отсутствие необходимого страхового стажа, учет которого был определен ответчиком только с 01.01.1998 он обратился в суд с настоящим иском.
Представитель ответчика Новикова В.Л. в судебном заседании, с учетом предоставленного письменного отзыва, с требованиями истца не согласна. Указала, что оценка пенсионных прав истца, с учетом заявленных спорных периодов Управлением ПФР не проводилась, поскольку при обращении за назначением пенсии, истец не предоставлял трудовую книжку, согласившись на определение стажа его работы по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имевшихся в распоряжении Управления ПФР. Требования истца о включении в стаж периодов учебы считает, не могут быть удовлетворены, так как периоду учебы не предшествовал период работы истца. Правовое обоснование невозможности исчисления периодов работы истца в ООО «ТЭЧ-Сервис» с 01.10.1997 по 31.12.2001 в льготном (полуторном) исчислении указано Управлением ПФР в принятом им решении от 12.07.2019 об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, которое считает обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, показания свидетелей Сидоровой Н.В., Таскаевой А.В. и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, государственные пенсии устанавливаются законом. Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения установлены Законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
Как установлено по материалам дела, истец Ведерников В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 20.08.1980 был зачислен в Горьковское ордена «Знак почета» речное училище имени И.П. Кулибина МРФ РСФСР, где проходил обучение по системе профессионально-технического образования, по специальности техника водных путей. 25 апреля 1983 года истец был отчислен из данного профессионального технического училища, в связи с его окончанием.
С 17.05.1983 по 05.08.1984 истец выполнял оплачиваемую работу в должности 3 помощника командира 3 помощника механика на земснаряде «Волжский - 306» Вятского технического участка пути Волжского БУП.
С 16.09.1997 истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1. При назначении пенсии, истцу учтены в стаж для определения права на пенсию за выслугу лет периоды с 05.08.1984 по 15.09.1997.
После окончания службы и назначения пенсии за выслугу лет, истец продолжил выполнять оплачиваемую трудовую деятельность с 01.10.1997 в ООО «ТЭЧ-Сервис», расположенного в г. Новодвинске Архангельской области, отнесенного к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. 31 октября 2007 истец был уволен из данной организации в порядке перевода в ООО ЧОП «ТЭ-РИФ», где продолжил выполнять оплачиваемую трудовую деятельность.
В июне 2019 года истец обратился к главному специалисту эксперту отдела назначения и перерасчета пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления ПФР Сидоровой Н.В. за консультацией по вопросу досрочного назначения страховой пенсии по старости, которой было разъяснено истцу какие документы ему необходимо предоставить для назначения пенсии, в том числе трудовую книжку.
28 июня 2019 года в пятницу, истец предоставил данному специалисту требуемые документы для назначения пенсии, в том числе, трудовую книжку, затребованной им с места работы 28.06.2019.
Представленные истцом документы для назначения пенсии главным специалистом экспертом Сидоровой Н.В. были приняты от истца и разъяснено о праве на обращение за назначением пенсии.
02 июля 2019 года истец обратился к этому специалисту, которым были возвращены истцу представленные для назначения пенсии документы, выдана Выписка из лицевого счета истца (для назначения страховой пенсии) по форме СЗИ-НВП от 01.07.2019, содержащая запись о размере страхового стажа истца 36 лет, стаже работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 21 год и расчет стажа, выполненный главным специалистом экспертом Сидоровой Н.В. с использованием программного обеспечения СЗВ-К, установленного на ее рабочем компьютере, посредством занесения данных о трудовой деятельности истца, содержащихся в его трудовой книжки и на индивидуальном лицевом счете истца.
При выдаче истцу документов главный специалист эксперт Сидорова Н.В. разъяснила истцу о наступлении у него права на досрочное назначение страховой пенсии за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом предоставленных им документов и предложила пройти со всеми этими документами в клиентскую службу Управления ПФР для подачи письменного заявления о назначении пенсии, что и было в этот же день сделано истцом.
Однако обратившись 02.07.2019 в клиентскую службу Управления ПФР специалист эксперт клиентской службы Таскаева А.В., проверив представленные истцом документы предложила истцу не подавая заявления о назначении пенсии в этот день (02.07.2019), подать его после предоставления справки, выданной Военным комиссариатом Архангельской области о периодах учтенных при назначении истцу пенсии за выслугу лет, с чем истец согласился.
На следующий день 03.07.2019 истец предоставил в клиентскую службу Управления ПФР специалисту эксперту Таскаевой А.В., выданную ему 02.07.2019 Военным комиссариатом Архангельской области справку № 2МА-31366/1004, после чего данный специалист предложила истцу заполнить ей самой от имени истца заявление о назначении пенсии в электронном виде, с чем истец также согласился.
Иных документов для назначения пенсии от истца затребовано не было, равно, как и не было разъяснено истцу ответчиком о последствиях не предоставления истцом таких дополнительных документов.
12 июля 2019 года Управлением ПФР принято решение об отказе в назначении истцу пенсии, в связи с отсутствием необходимого страхового стажа работы в количестве, не менее 25 лет.
Как следует из решения ответчика, данных о стаже истца, его страховой стаж на 31.12.2018 составил 21 год 3 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 20 лет 10 месяцев 11 дней.
Признавая право истца на включение в страховой стаж в календарном исчислении периодов его работы с 01.01.1998 ответчик, руководствуясь исключительно сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, содержащихся на лицевом счете истца, указал в своем решении, что других документов, подтверждающих стаж своей работы истец не предоставил.
Оспаривая действия ответчика, истец считает, что подсчет периодов работы до 01.01.2002 для исчисления страхового стажа, должен производиться по нормам и правилам пенсионного законодательства РФ, действовавшего в период выполнения им работы и прохождения учебы, включение данных периодов в страховой стаж в таком порядке должно осуществляться, по сведениям, содержащимся в трудовой книжки истца, которую он заблаговременно предоставил ответчику и по сведениям, содержащимся на индивидуальном лицевом счете истца, что суд находит обоснованным, в силу следующего.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, спорными периодами работы и учебы истца является периоды до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (10.12.1998), подтверждение которых в силу требований ч. 1 ст. 14 Закона «О страховых пенсиях» осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона «О страховых пенсиях в РФ», Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, в п. 10 которых указано, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Согласно п. 11 названных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 22 Закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч. 4 ст. 22 Закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В силу п. 3 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, граждане обращаются за назначением пенсии путем подачи заявления о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя.
Согласно п. 4 названных Правил обращения за страховой пенсией, граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору.
Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.
Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в том числе с учетом места подачи указанного заявления отдельными категориями граждан в соответствии с пунктами 9 и 12 настоящих Правил, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации (далее - в форме электронного документа), и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".
По смыслу указанных положений норм права и согласно п. 21 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению", утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п (далее Административный регламент по установлению страховых пенсий), заявление о назначении пенсии заполняется на государственном языке Российской Федерации (русском языке) и подписывается лично гражданином.
В соответствии с п. 43 Административного регламента по установлению страховых пенсий, в случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии, накопительной пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются.
В силу п. 46 Административного регламента по установлению страховых пенсий при наличии в распоряжении территориального органа ПФР сведений, необходимых для установления пенсии, представление гражданином документов, подтверждающих такие сведения, не требуется.
Основания к отказу в приеме от гражданина заявления о назначении пенсии указаны в п. 64 Административного регламента по установлению страховых пенсий.
Согласно п. 71 Административного регламента по установлению страховых пенсий, прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, поданных гражданином непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, осуществляется территориальным органом ПФР в день подачи указанных заявления и документов в территориальный орган ПФР.
В силу пунктов 93 и 94 Административного регламента по установлению страховых пенсий, прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по установлению страховых пенсий, производится должностным лицом.
При рассмотрении представленных документов должностное лицо дает оценку правильности оформления указанных документов, полноты содержащихся в них сведений.
В случае обращения гражданина за назначением страховой пенсии, накопительной пенсии должностное лицо разъясняет гражданину о возможности назначения указанных пенсий с его согласия по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Приложением № 1 и № 3 к указанному Административному регламенту по установлению страховых пенсий утверждены формы заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и форма уведомления и приеме территориальным органом ПФР от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по установлению страховых пенсий, состоящего из двух блоков:
блок 1 (уведомление о предоставленных гражданином документах при подаче заявления о назначении пенсии (раздел 1), документы, которые необходимо представить дополнительно для назначения пенсии обязанность по представлению которых возложена на заявителя (раздел 2), документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления пенсии (раздел 3));
блок 2 (о дополнительно предоставленных к заявлению о назначении пенсии документов (раздел 1).
В рассматриваемом случае, как достоверно установлено судом, истец 28.06.2019 предоставил в Управление ПФР сведения и документы о периодах его работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, содержащееся в его трудовой книжке.
Главный специалист эксперт отдела назначения и перерасчета пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления ПФР Сидорова Н.В. приняв от истца представленную им трудовую книжку и дав оценку содержащихся в ней записях о трудовой и иной деятельности истца, произвела подсчет страхового стажа и стажа работы истца в местностях приравненных к районам Крайнего Севера в совокупности со сведениями о трудовой деятельности истца, содержащимися на его индивидуальном лицевом счете и разъяснило истцу о праве на обращение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии с трудовой книжкой, посредством обращения в клиентскую службу Управления ПФР, что и было выполнено истцом 02.07.2019.
Однако реализация данного право истца на обращение с заявлением о назначении пенсии 02.07.2019 Управлением ПФР была нарушена.
При обращении истца 02.07.2019 в клиентскую службу для написания заявления о назначении пенсии, Управлением ПФР в нарушение требований ст. 22 Закона "О страховых пенсиях", пунктов 3 и 4 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н и Административного регламента, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п, перед тем как предложить истцу представить дополнительно для назначения пенсии документы в виде справки, выданной Военным комиссариатом Архангельской области, не было принято от истца заявления о назначении пенсии с указанием в этом заявлении о перечне документов которые он прилагает к этому заявлению, не было заполнено ответчиком письменное уведомление о приеме от истца данного заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по установлению страховых пенсий по форме Блока 1, приложения 3 к указанному Административному регламенту, которые истец был обязан предоставить сам и документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, в частности Военном комиссариате Архангельской области, которые должны были быть запрошены самим ответчиком и которые истец был вправе представить по собственной инициативе.
Нарушение данного порядка обращения истца за назначением пенсии со стороны ответчика 02.07.2019 повлекло за собой последующие его нарушение и в дальнейшем, когда 03.07.2019 истец вновь обратился к ответчику с намерением подать заявление о назначении пенсии и которое, в том виде в котором оно должно было быть подано истцом в письменной форме с подписью истца принято от него не было.
Вместо этого по указанию ответчика заявление о назначении пенсии от имени истца было заполнено в электронном виде сотрудником Управления ПФР в котором обязательное к заполнению поле о перечне прилагаемых к заявлению о назначении пенсии документов заполнено не было, личная подпись истца на данном заявлении, находившегося в этом момент в Управлении ПФР об его согласии с содержанием заполненного заявления отсутствует.
Последующее заполнение Управлением ПФР 03.07.2019 письменного уведомления о приеме от истца заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по установлению страховых пенсий по форме Блока 1, приложения 3 к указанному Административному регламенту, суд считает является недействительным, поскольку во-первых, не содержит подписи истца, находившегося в этом момент в Управлении ПФР об его согласии с содержанием заполненного уведомления, а во-вторых, содержит в разделе 2 данного уведомления указание на необходимость предоставления истцом справки из Военного комиссариата Архангельской области, о чем ответчик был обязан указать в таком уведомлении еще 02.07.2019, поскольку 03.07.2019 данная справка уже была предоставлена истцом ответчику, о чем последний указал в письменном уведомлении заполненным по форме Блока 2, приложения 3 к указанному Административному регламенту, содержащего в этом случае уже подпись истца, согласившегося с тем, что данная справка Военного комиссариата Архангельской области, является дополнительным документам предоставленным им для назначения пенсии к тем документом которые он предоставлял ответчику 02.07.2019, в состав которых входила и трудовая книжка, проверенная главным специалистом экспертом отдела назначения и перерасчета пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления ПФР Сидоровой Н.В.
Довод представителя ответчика об обратном основанным на том, что 03.07.2019 сотрудником Управления ПФР с согласия истца и в его присутствии осуществлено заполнение от имени истца в электронном виде заявления о назначении пенсии и истцом точно также подписано в электронной форме письменное уведомление о принятии от истца этого заявления по форме Блока 1, приложения 3 к указанному Административному регламенту, суд отклоняет, как несостоятельный, поскольку ни один из указанных нормативных актов не наделяет правом сотрудников ПФР без надлежащей выданной гражданином доверенности осуществлять от его имени действия по заполнению в электронном виде заявления о назначении пенсии и ставить в таком же порядке электронную подпись на заполненном сотрудником ПФР уведомлении о принятии от гражданина заявления о назначении пенсии и предоставленных им документов, тем более при личном обращении истца в Управление ПФР.
Как следует из пояснений истца и показаний свидетеля Таскаевой А.В., оказанная истцу услуга по заполнению от его имени заявления о назначении пении в электронном виде была навязана истцу для того, чтобы выполнить указание о заполнение в таком порядке в Управлении ПФР заявлений о назначении пенсии, не менее 70 % от числа поданных, что нарушает права истца на предоставленное ему право на личное обращение в орган ПФР с заявлением о назначении пенсии и свидетельствует о незаконной форме принятия ответчиком от истца заявления о назначении пенсии.
Ссылка представителя ответчика на показания свидетеля Таскаевой А.В., о том, что истец не предоставлял 02.07.2019 в Управление ПФР свою трудовую книжку, также отклоняется судом, как несостоятельная, поскольку показания данного свидетеля Таскаевой А.В., являющимся специалистом клиентской службы Управления ПФР противоречат показаниям свидетеля Сидоровой Н.В., пояснениям истца в судебном заседании и представленным им письменным заявлением от 28.06.2019 о выдачи истцу по месту работы трудовой книжки.
Данный свидетель Таскаева А.В., является заинтересованным лицом, поскольку именно с действий клиентской службы Управления ПФР началось нарушение требований к установленному порядку принятия от истца заявления о назначении пенсии и прилагаемых к нему документов. Поэтому к показаниям свидетеля Таскаевой А.В. суд относится критически.
Несостоятельным суд находит и довод представителя ответчика и том, что истец по своей воле согласился на применение порядка оценки его пенсионных прав по имеющимся в распоряжении Управления ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета поданных за истца его работодателя без представления дополнительных документов о стаже, поскольку такого согласия в надлежащей форме истец не давал.
Проставленная 03.07.2019 сотрудником ПФР отметка на заявлении истца о назначении пенсии в электронном виде о таком согласии истца с подсчетом стажа и якобы выраженное им самим об этом в устной форме согласие, точно также свидетельствует о незаконности действий ответчика по исполнению возложенных на его обязанностей правильно осуществлять рассмотрение представленных истцом документов для назначения пенсии и не допускать введения граждан в заблуждение, относительно своего права на представление всех имеющихся у них документов, подтверждающих стаж своей работы, что в данном случае было допущено ответчиком.
Как следует их показаний свидетеля Таскаевой А.В., на момент обращения истца 02.07.2019 в клиентскую службу Управления ПФР за назначением пенсии, в составе представленных истцом документов, в том числе, входил и расчет стажа, выполненный главным специалистом экспертом Сидоровой Н.В. с использованием программного обеспечения СЗВ-К с указанием периодов работы истца до его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
Однако данный специалист клиенткой службы Таскаева А.В., в нарушение требований пунктов 93 и 94 Административного регламента по установлению страховых пенсий, надлежащей оценки данному расчету стажа истца, исходящего от самого Управления ПФР не дала, правильность и обоснованность занесения в этот расчет сведений о стаже работы истца не проверила, что привело к последующим неправильным действиям Управления ПФР при рассмотрении заявления истца о назначении пенсии без учета периодов содержащимся в его трудовой книжке.
Таким образом, из установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не опороченных ответчиком ни в какой части, достоверно следует, что истец обратившись 02.07.2019 в Управление ПФР для назначения досрочной страховой пенсии по старости предоставил последнему сведения и документы о периодах своей работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, содержащееся в трудовой книжке истца.
Поэтому оценка пенсионных прав истца на дату его обращения в Управление ПФР для назначения пенсии должна была быть произведена ответчиком, в том числе и по сведениям, содержащихся в трудовой книжке истца.
Неисполнение ответчиком такой обязанности не является основанием для отказа судом в защите нарушенных прав истца на своевременное государственное пенсионное обеспечение.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" статья 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, дополнена частью четвертой следующего содержания: «Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".».
Этим же законом статья 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ дополнена пунктом 6 следующего содержания: «Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".».
Кроме того, Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" дополнен абзацем следующего содержания: «При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет, либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.».
Таким образом, законодатель в Федеральном законе от 22.07.2008 № 156-ФЗ предусмотрел право указанных лиц на получение с 01.01.2007 страховой части трудовой пенсии по старости при наличии условий, предусмотренных статьей 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» - достижение мужчинами возраста 60 лет, женщинами 55 лет и наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (вступившим в законную силу с 01.01.2010), пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ был изложен в следующей редакции: «Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, назначение страховой части трудовой пенсии по старости лицу, пенсия которому установлена и выплачивается в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, с 01.01.2010 должно была производиться не только при наличии общих условий, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но и при наличии специальных условий, установленных для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, о чем прямо указано в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации с 01.01.2015 на страховые пенсии установлены Законом «О страховых пенсиях».
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону ( ч. 1 ст. 8 Закона «О страховых пенсиях»).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях», в редакции закона действовавшего до 01.01.2019, страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, назначалась мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, в 2019 г. на пенсию могут выйти мужичины в возрасте 55 лет и 6 месяцев, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Пенсия им назначается не ранее второго полугодия 2019 г.
В силу ч. 1 ст. 13 Закона «О страховых пенсиях», исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию, производится в календарном порядке.
В тоже время согласно ч. 8 ст. 13 Закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Указанная правовая норма в полной мере согласуется с правовой позицией, выраженной Конституционным судом РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П и разъяснении Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в абзаце 7 пункта 14 Постановления от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
В спорные периоды учебы и работы истца порядок исчисления стажа регулировался Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее – Положение № 590), а также Законом РФ от 20.11.1980 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подп. «з» и «и» п. 109 Положения № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подп. «з» п.109) и обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подп. «и» п. 109).
При чем периоды, указанные в подпункте "и", засчитывались в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" (абз. 13 п. 109 Положения от 03.08.1972 N 590).
В период обучения истца в профессиональном училище Горьковского ордена «Знак почета» речном училище имени И.П. Кулибина МРФ РСФСР действовали «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», утверждённые Законом СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII, согласно ст. 5 которых система народного образования в СССР включала: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание.
В силу ст. 31 указанных Основ, профессионально-техническое образование молодежи осуществляется в профессионально-технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Основными задачами средних профессионально-технических училищ являются подготовка для народного хозяйства технически образованных молодых квалифицированных рабочих кадров; осуществление профессионального и общего среднего образования молодежи (ст. 32 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании»).
Аналогичные задачи профессионально-технических учебных заведений были указаны и в п. 4 Положения о профессионально-технических учебных заведениях СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11.04.1980 N 296.
Согласно ст. 39 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям.
Главной задачей средних специальных учебных заведений является подготовка квалифицированных специалистов со средним специальным образованием (ст. 40 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании»).
Системный анализ приведенных выше нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что окончание истцом полного курса среднего профессионально-технического училища по указанной в дипломе профессии и получение среднего общего образования не может быть отнесено к обучению в среднем специальном образовательном учреждении, поскольку относилось к профессиональному-техническому учебному заведению.
Таким образом, дополнительное требование, установленное абз. 13 п. 109 Положения от 03.08.1972 N 590, на что в своих возражениях ссылается представитель ответчика, к периодам учебы истца в учебном заведении, относящимся к подп. «з» п.109, не распространяется.
Поэтому требования истца о возложении на ответчика обязанности включить периоды обучения с 20.08.1980 по 25.04.1983 в Горьковском ордена «Знак почета» речном училище имени И.П. Кулибина МРФ РСФСР в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В рассматриваемом случае, не случайно, данный период учебы истца в профессиональном техническом училище не включен в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку данное учебное заведение не относилось к средним специальным образовательным учреждениям.
Обоснованным суд находит и требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж периоды его трудовой деятельности с 17.05.1983 по 04.08.1984 в должности 3 помощника командира 3 помощника механика на земснаряде «Волжский - 306» Вятского технического участка пути Волжского БУП.
Данный период работы истца подтвержден записью в его трудовой книжке, занесенной надлежащим образом, сомнений у суда не вызывает и ответчиком не оспаривается. Указанный период работы истца обосновано ограничен им 04.08.1984, поскольку последующий период с 05.08.1984 включен в стаж для назначения истцу пенсии за выслугу лет.
Обоснованным суд находит и требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж периоды его трудовой деятельности в ООО «ТЭЧ-Сервис» с 01.10.1997 по 31.12.1997 в должности контролера службы безопасности, так как данный период работы истца также подтвержден записью в его трудовой книжке, занесенной надлежащим образом, расчетными листками на выплату заработной платы, выданных ООО «ТЭЧ-Сервис», сомнений у суда не вызывает и ответчиком не оспаривается.
В отношении требований истца о возложении на ответчика обязанности включить период его работы в ООО «ТЭЧ-Сервис» с 01.10.1997 по 31.12.2001 в страховой стаж в льготном исчислении, суд отмечает следующее.
В рассматриваемом случае, несмотря на то, что Закон СССР от 14.07.1956 не предусматривал возможности включения периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таким районам, в стаж работы для назначения пенсий в льготном порядке исчисления, абз. 2 п. 110 Положения № 590 указывал, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01.03.1960 засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Согласно п. 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённой Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 № 530/П-28 (далее – Инструкция), льготы, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
На основании указанных норм права можно сделать вывод о том, что законодательство, действующее на момент возникновения спорных отношений, предусматривало зачет периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в таких районах, в стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, в полуторном исчислении.
Статья 94 Закона РФ от 20.11.1980 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» прямо предусматривала полуторное исчисление периодов работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, засчитываемых в трудовой стаж. Такое льготное исчисление позволяло отдельным категориям граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) в более короткие сроки.
Таким образом, исходя из принципов правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, и которые предполагают, в том числе, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, часть периодов работы истца, которая выполнялась им до 01.01.2002, подлежит включению в его страховой стаж в льготном исчисления - в полуторном размере.
На такой порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсии истец рассчитывал в период действия указанных положений закона и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов и отмена права, приобретенного гражданином на основании ранее действовавшего законодательства, исходя из изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, недопустима.
Поэтому довод ответчика об обратном не соответствует указанным нормам права и откланяется судом.
Таким образом, учитывая, что допустимыми доказательствами по делу достоверно установлен факт работы истца в особых климатических условиях местности приравненной к районам Крайнего Севера (г. Новодвинск Архангельской области), постоянно, в течении полного рабочего дня с 01.10.1997 по 31.12.2001 для включения в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, суд считает требования истца об обязании ответчика применить к данным периодам работы льготный порядок исчисления стажа в полуторном размере, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 22 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как достоверно установлено судом, подтверждается материалами дела и показаниями опрошенных свидетелей Сидоровой Н.В., Таскаевой А.В., истец обратился 02.07.2019 к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости, предоставив, необходимые документы для назначения пенсии по старости.
С 03.07.2019, в день когда сотрудником Управления ПФР было заполнено заявление о назначение пенсии от имени истца в электронном виде, истец просит обязать ответчика назначить данный вид пенсии.
При включении в страховой стаж истца необоснованно исключенных ответчиком периодов учебы с 20.08.1980 по 25.04.1983 и периодов работы с 17.05.1983 по 04.08.1984 и с 01.10.1997 по 31.12.1997, включении в страховой стаж истца периодов работы с 01.10.1997 по 31.12.2001 в полуторном размере, его страховой стаж, с учетом иных периодов работы после 01.01.1998 добровольно включенных ответчиком в календарном исчислении, на 31.12.2018 составил более 25 лет.
Таким образом, поскольку иные условия для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» в отношении истца на 03.07.2019 соблюдены в полном объеме (наличие стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (не менее 20 лет), достижение возраста 55 лет и 6 месяцев), что не оспаривается ответчиком, суд считает требования истца об обязании ответчика назначить и выплачивать досрочно страховую пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 03.07.2019 в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При подаче искового заявления в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. В связи с чем, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная истцом при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Ведерникова В.П. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) обязанность включить в страховой стаж Ведерникова В.П. для назначения страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) по пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" периоды учебы с 20.08.1980 по 25.04.1983 и периоды работы с 17.05.1983 по 04.08.1984 и с 01.10.1997 по 31.12.1997.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) обязанность включить в полуторном размере в страховой стаж Ведерникова В.П. для назначения страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) по пункту 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" периоды работы с 01.10.1997 по 31.12.2001.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) обязанность назначить и выплачивать Ведерникову В.П. досрочную страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 03.07.2019.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г.Новодвинске Архангельской области в пользу Ведерникова В.П. судебные расходы на оплату государственной пошлины, уплаченную при подаче искового заявления в суд, в размере 300 рублей.
На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд Архангельской области.
Председательствующий А.Л. Белоусов
Мотивированное решение
изготовлено 05 ноября 2019 года.