Дело №а-454/2021
УИД 26RS0024-01-2021-000416-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2021 года г. Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе судьи Филатовой В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания в порядке ст. 292 КАС РФ административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю к Глущенко В.Ф. о взыскании недоимки,
Установил:
Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Ставропольскому краю обратилась в Невинномысский городской суд Ставропольского края с административным исковым заявлением, предъявленным к Глущенко В.Ф. с требованием о взыскании недоимки в размере 3259,29 рублей, в котором указала, что согласно сведений, представленных в порядке ст. 85 НК РФ Управлением ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю, в порядке ст. 85 НК РФ Глущенко В.Ф. является собственником транспортного средства. Налоговые ставки по правилам п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливаются субъектами РФ соответственно от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистрационную тонну транспортного средства и одну единицу транспортного средства. Глущенко В.Ф. исчислен транспортный налог за 2014 год в размере 30 888 рублей, за 2016 год в размере 77688 рублей. Налоговым органом в адрес Глущенко В.Ф. было направлено налоговое уведомление № 80034094 от 12.10.2017 года со сроком уплаты до 01.12.2017 года в котором указаны сумма налога подлежащая уплате. Расчет задолженности указан в налоговом уведомлении. Однако, плательщик на оплатила налог в указанный уведомлении срок, в связи с чем ей начислены пени в размере 2900,03 рублей. В соответствии со ст. 52 НК РФ Глущенко В.Ф. направлены требования об уплате налога и пени № 27303 от 03.04.2019 года со сроком исполнения до 16.05.2019 года, № 51848 от 09.07.2019 года со сроком исполнения до 05.11.2019 года, № 79633 от 07.19.2019 года со сроком исполнения до 17.12.2019 года с предложением добровольно оплатить суммы налогов, что подтверждается реестрами заказной почтовой корреспонденции. Кроме того, Глущенко В.Ф. состоит на налоговом учете в Межрайонная ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю в качестве налогоплательщика. В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (ст. 210 НК РФ). В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. В соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Согласно сведениям предоставленным от налогового агента с Глущенко В.Ф. не был удержан налог на доходы физических лиц за 2007 год. В соответствии со ст. 75 НК РФ исчислена пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма пени составляет 359,26 рублей. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику заказной корреспонденцией были направлены требования об уплате налога и пени № 27303 от 03.04.2019 года со сроком исполнения до 16.05.2019 года, № 51848 от 09.07.2019 года со сроком исполнения до 05.11.2019 года, № 79633 от 07.19.2019 года со сроком исполнения до 17.12.2019 года с предложением добровольно оплатить суммы налогов, что подтверждается реестрами заказной почтовой корреспонденции. Инспекция обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу с должника Глущенко В.Ф. в общей сумме 3773,15 рублей. Мировым судьей судебного участка № 3 города Невинномысска Ставропольского края был вынесен судебный приказ № 2а-227-24-283/2020 от 29.06.2020 года. После поступления заявления от должника с возражением против исполнения судебного приказа судья вынес определение об отмене судебного приказа от 07.08.2020 года. Глущенко В.Ф. частично погасила долг, задолженность на настоящий момент составляет 3259,29 рублей. Просили суд взыскать с Глущенко В.Ф. задолженность по пени по налогу на доходы в физических лиц с доходов полученных физическими лицами в размере 359,26 рублей, пени по транспортному налогу в размере 2900,03 рублей.
Административный истец, уведомленный судом о дате, времени и месте судебного рассмотрении административного дела, в суд своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие данного лица.
Ответчица Глущенко В.Ф., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила в суд письменные возражения, в которых просила в иске отказать, в том числе в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с административным иском.
Поскольку лица, участвующие в деле, извещенные судом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, их явка не признана судом обязательной, в силу п. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч.1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.
В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела (ч.6 ст. 292 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований налогового органа в связи со следующим.
В силу ч. 1,2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В ст. 57 Конституции РФ указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или сбора) налогоплательщиком или плательщиком сбора; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Так, п.п 1, 4 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 НК РФ.
В Межрайонную ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю поступили сведения от ОАО «Невинномысский Азот» о том, что налогоплательщиком Глущенко В.Ф. в 2007 году был получен доход в размере 71649,56 рублей, с которого налоговым агентом не был удержан налог в размере 9 314 рублей. Сумма налога передана на взыскание налоговый орган (л.д. 13).
Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Исчисление и уплату налога в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами - исходя из сумм таких доходов.
Согласно п.п. 1, 4 статьи 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная из налоговой декларации уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты НДФЛ за 2007 год истек - 15 июля 2008 года.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относяшейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Размер недоимки по уплате НДФЛ за 2012 год согласно административному исковому заявлению составил 359,26 рублей, из чего следует, что Межрайонная ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю должна была направить соответствующее требование об уплате НДФЛ не позднее 15 июля 2009 года. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
При этом, административным истцом не представлено документов, подтверждающих направление ответчику требования об уплате НДФЛ за 2007 год в установленный законом срок, как и не представлено расчетов на каком основании предъявляется ко взысканию недоимка по пене по уплате НДФЛ за 2012 год, расчет ее образования, данные об уплате данного налога Глущенко Л.Ф. за 2007 год, отсутствие недоимки за период с 2008 года по 2012 год.
Согласно административному исковому заявлению Межрайонная ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю направила требование № 27303 от 09 июля 2019 года, то есть с нарушением установленного законом срока.
Судом установлено, что Глущенко В.Ф. является плательщиком транспортного налога в связи с регистрацией за ней права собственности на транспортное средство марки ЛЕНД РОВЕР РЕЙНДЖ РОВЕР, год выпуска 2012, дата регистрации права 29.04.2014 года, дата прекращения права 15.11.2019 года.
Ко взысканию Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю предъявлена сумма пени по транспортному налога в размере 2900,03 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. Исходя из положений ч. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, от 17 февраля 2015 года N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 08.06.2020 года в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю к Глущенко В.Ф. в части взыскания транспортного налога с учетом повышающего коэффициента 1,1 в размере 3744 рублей и пени за неуплату налога в размере 539,51 рублей, отказано. Производство по делу в части исковых требований Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю о взыскании с Глущенко В.Ф. транспортного налога за 2014 год в размере 2808 рублей, прекращено.
Дополнительным решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 17.08.2020 года отказано в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю к Глущенко В.Ф. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 37440 рублей.
В силу чего, указанное исключает возможность взыскания с Глущенко В.Ф. пени по транспортному налогу, поскольку во взыскании самого транспортного налога за спорные периоды Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю вышеуказанными решениями Невинномысского городского суда Ставропольского края отказано, а заявленное требование о взыскании пени по транспортному налогу производно от основного долга.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю к Глущенко В.Ф. о взыскании недоимки, отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд Ставропольского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.
Судья В.В. Филатова