Дело №
УИД 32RS0020-01-2022-000550-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Навля, Брянской области 14 июля 2022 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи О.С. Цыганок,
при помощнике судьи Е.В. Савельевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области к Луцевой О.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Луцевой С.В. и Ваниной В.В. о взыскании незаконно полученной суммы ежемесячной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области обратилось в суд с указанным исковым заявлением, в котором просят взыскать в их пользу с Луцевой О.М. незаконно полученную сумму ежемесячной денежной выплаты за период с 01.05.2019 по 31.01.2022 в размере 78097,83 рублей.
В обосновании иска указывают, что с 25 февраля 2016 года Луцева О.М., являлась получателем ежемесячной денежной выплаты в Управлении Пенсионного Фонда РФ в Навлинском муниципальном районе за проживание в зоне ЧАЭС в п. Навля Брянской области, относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом, согласно постановления Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на себя, и как представитель своих несовершеннолетних детей Ванину В.В., 23.01.2012 года рождения, Луцеву С.В., 17.03.2016 года рождения.
Выплата производилась на расчетный счет в отделении Сбербанка России № 8605, открытый на имя Луцевой О.М. В заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты Луцева О.М. предупреждалась о необходимости сообщить в орган ПФР сведения, влекущие изменения или прекращения выплаты ЕДВ. Согласно представленной в клиентскую службу (на правах отдела) в Навлинском муниципальном районе домовой книги Луцева О.М. и ее несовершеннолетние дети с 12.04.2019 сняты с регистрационного учета в п. Навля и зарегистрированы по адресу: <адрес>, следовательно, не имели права на получение ЕДВ.
Вследствие скрытия данного факта образовалась переплата в размере 78099 рублей 06 копеек за период с 01.05.2019 по 31.01.2022. В счет погашения переплаты на счет ОПФ поступили денежные средства в размере 1 руб. 23 коп., остаток задолженности составляет 78097 рублей 83 копейки.
Луцева О.М. надлежащим образом уведомлена о наличии задолженности, однако никаких действий с ее стороны предпринято не было, для возврата незаконно полученных средств.
На основании изложенного, истец просит суд взыскать с Луцевой О.М. в их пользу незаконно полученную сумму ежемесячной денежной выплаты за период с 01.05.2019 по 31.01.2020 в размере 78097 рублей 83 копейки.
В судебное заседание представитель истца Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области не явился, о месте и времени судебного заседания извещены, представитель Сидорова Т.В. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
В судебное заседание не явилась ответчик Луцева О.М., о дате, месте и времени судебного заседания извещалась, направленное ей по почте судебное письмо возвратилось без вручения адресату с отметкой «истек срок хранения».
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы и исследовав доказательства по делу, приходит к следующему:
Судом установлено, что 25.02.2016 Луцева О.М. обратилась в УПФР в Навлинском районе Брянской области с заявлением в отношении себя и в отношении своей несовершеннолетней дочери Ваниной В.В., об установлении ежемесячной денежной выплаты как лицу, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
К заявлениям Луцевой О.М. были приложены справки от 25.04.2016, выданная Администрацией Навлинского района Брянской области о том, что Луцева О.М. и несовершеннолетняя Ванина В.В. с 11.02.2016 проживают в п. Навля, Навлинского района Брянской области, <адрес> Данная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
06.042016 Луцева О.М. обратилась в УПФР в Навлинском районе Брянской области заявлением об установлении ежемесячной денежной выплаты как лицу, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в отношении своей несовершеннолетней дочери Луцевой С.Ф.
К заявлению Луцевой О.М. была приложена справка от 06.04.2016, выданная Администрацией Навлинского района Брянской области о том, что несовершеннолетняя Луцевая С.В. с 24.03.2016 проживает в <адрес>. Данная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При подаче заявлений об установлении ежемесячной денежной выплаты на себя и несовершеннолетних детей Луцева О.М. подписала обязательство своевременно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, а также иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной выплаты.
Решением УПФР в Навлинском муниципальном районе от 01.03.2016 № 94230 Луцевой О.М. назначена ежемесячная денежная выплата с 25.02.2016 бессрочно по категории «Граждане, постоянно работающие или проживающие на территории с льготным социально-экономическим статусом», на основании п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 12-44-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением УПФР в Навлинском муниципальном районе от 02.03.2016 № 94797/16 Луцевой О.М. на дочь Ванину В.В. назначена с 26.02.2016 по 23.01.2030, ежемесячная денежная выплата по категории «Дети (подростки), постоянно проживающие на территории с льготным социально-экономическим статусом», на основании п. 10 ч. 1 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 12-44-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением УПФР в Навлинском муниципальном районе от 07.04.2016 № 167793 Луцевой О.М. на дочь Луцеву С.В. назначена с 06.04.2016 по 17.03.2034, ежемесячная денежная выплата по категории «Дети (подростки), постоянно проживающие на территории с льготным социально-экономическим статусом», на основании п. 10 ч. 1 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 12-44-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
07.02.2022 поступило заявление от Луцева В.Ю. о прекращении ежемесячной денежной выплаты на Луцеву О.М. и ее несовершеннолетних детей Ванину В.В. и Луцеву С.Ф. в связи со снятием с регистрационного учета.
Согласно копии домовой книги, Луцева О.М., Луцева С.В. и Ванина В.В. были сняты с регистрационного учета 12.04.2019.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии и социальных выплат № 130/21 от 04.04.2022, зафиксирован факт излишней выплаты Луцевой О.М. на несовершеннолетнюю дочь Луцеву С.В. ежемесячной денежной выплаты в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 01.05.2019 по 31.03.2022 на сумму 29770 рублей 26 копеек.
Решением руководителя территориального органа ПФР № от 30.03.2022 Луцевой С.В. с ДД.ММ.ГГГГ прекращена ежемесячная денежная выплата по категории «Дети (подростки), постоянно проживающие на территории с льготным социально-экономическим статусом», на основании п. 10 ч. 1 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с выездом на постоянное проживание из загрязненной территории на чистую.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии и социальных выплат № от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксирован факт излишней выплаты Луцевой О.М. на несовершеннолетнюю дочь Ванину В.В. ежемесячной денежной выплаты в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 29770 рублей 26 копеек.
Решением руководителя территориального органа ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ Ваниной В.В. с ДД.ММ.ГГГГ прекращена ежемесячная денежная выплата по категории «Дети (подростки), постоянно проживающие на территории с льготным социально-экономическим статусом», на основании п. 10 ч. 1 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с выездом на постоянное проживание из загрязненной территории на чистую.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии и социальных выплат № от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксирован факт излишней выплаты Луцевой О.М. ежемесячной денежной выплаты в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 01.05.2019 по 31.01.2022 на сумму 18 558 рублей 54 копейки.
Решением руководителя территориального органа ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ Луцевой О.М. с ДД.ММ.ГГГГ прекращена ежемесячная денежная выплата по категории «Граждане, постоянно работающие или проживающие на территории с льготным социально-экономическим статусом», на основании п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с выездом на постоянное проживание из загрязненной территории на чистую.
Истец обращаясь в суд с иском о взыскании необоснованно полученной Луцевой О.М. суммы ежемесячной денежной выплаты на себя и своих несовершеннолетних детей, в обоснование своих требований ссылалется на то, что Луцева О.М. не исполнила обязанность по своевременному сообщению пенсионному органу об изменении места жительства в апреле 2019 года и, соответственно, об утрате ей в связи с выездом из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в чистую зону права на ежемесячную денежную выплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом, добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Названный закон направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I).
Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, отнесены, в частности, граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Статья 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
В силу части 5 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 части 1 данной статьи право на такую выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Граждане, которым установлена ежемесячная денежная выплата, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих приостановление или прекращение ее выплаты, в том числе в случае возникновения права на ежемесячную денежную выплату по другому основанию (пункт 25 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 22.01.2015 № 35н).
В случае выплаты гражданину излишне начисленных сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина производится зачет указанных сумм (пункт 26 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 22.01.2015 № 35н).
Начисление ежемесячной денежной выплаты прекращается: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть гражданина либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие утрату гражданином права на ежемесячную денежную выплату; 3) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин, которому ежемесячная денежная выплата установлена в беззаявительном порядке, отказался от ее получения; 4) с 1-го января года, следующего за годом, в котором Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, полный кавалер ордена Славы, член семьи умершего (погибшего) Героя или полного кавалера ордена Славы, Герой Социалистического Труда, Герой Труда Российской Федерации и полный кавалер ордена Трудовой Славы отказался от получения ежемесячной денежной выплаты (пункт 17 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 22.01.2015 № 35н).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.
Излишне выплаченные Луцевой О.М. суммы ежемесячной денежной выплаты в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление следующих обстоятельств: имела ли место со стороны Луцевой О.М., которая изменила в апреле 2019 года место своего жительства, и место жительства своих несовершеннолетних детей, недобросовестность в получении в период с 01.05.2019 по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты на своих несовершеннолетних детей и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты на себя; изменился ли статус ответчика как лица, имеющего право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании пункта 8 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-I, в результате регистрации его по новому месту жительства; была ли Луцева О.М. проинформирована пенсионным органом при подаче заявления об установлении ежемесячной денежной выплаты как лицу, постоянно проживающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, о том, что выезд из такой зоны является обстоятельством, влекущим прекращение ей ежемесячной денежной выплаты на себя и своих несовершеннолетних детей, о котором она обязана своевременно сообщать пенсионному органу.
Вместе с тем, согласно адресной справки, Луцева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: рп. Навля, <адрес>, относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом, согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», следовательно Луцева О.М. имела право на получение с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты на свою несовершеннолетнюю дочь Луцеву С.В., по категории «Дети (подростки), постоянно проживающие на территории с льготным социально-экономическим статусом», на основании п. 10 ч. 1 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты 25.02.2016 Луцева О.М. предупреждалась о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влияющих на изменение размера денежной выплаты, а также влекущих прекращения ее выплаты.
Однако в данном заявлении отсутствуют разъяснения Луцевой О.М. какие именно обстоятельства, влияют на изменение размера денежной выплаты, а также влекут прекращения ее выплаты. Иных документов, подтверждающих разъяснение ответчику обстоятельств, влияющих на изменение размера денежной выплаты, а также влекущих прекращение ее выплаты истцом суду не представлено.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Луцевой О.М.) по требованиям о взыскании ежемесячной денежной выплаты презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Луцевой О.М. при получении в период с 01.05.2019 по 31.03.2022 ежемесячной денежной выплаты на своих несовершеннолетних детей и в период с 01.05.2019 по 31.01.2022 ежемесячной денежной выплаты на себя, сумм ежемесячной денежной выплаты в размере 78097 рублей 83 копейки возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.
Исходя из нормы ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом суд приходит к выводу, что истцом не представлены достаточные доказательства, подтверждающие заявленные исковые требования, в связи с чем, считает, что исковые требования Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявление Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> к Луцевой О.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Луцевой С.В. и Ваниной В.В. о взыскании незаконно полученной суммы ежемесячной денежной выплаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной через Навлинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Навлинский районный суд.
Председательствующий /подпись/ О.С. Цыганок
Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2022 года
Мотивированное решение изготовлено 19.07.2022 года