Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2016 года город Мурманск
Мурманский гарнизонный военный суд под председательством судьи Горюнова И.М., при секретаре Михеевой Ю.О., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело поадминистративному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части №1ЗВАНИЕ ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части №1, руководителей Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области» и Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», связанного с нерассмотрением обращения о возмещении стоимости проезда от места проведения основного отпуска за 2016 год и отказом в их возмещении,
УСТАНОВИЛ:
В Мурманский гарнизонный военный суд 12 сентября 2016 года поступило административное исковое заявление ЗВАНИЕ ФИО1, в котором он просит признать незаконным бездействие командира войсковой части №1, связанное с нерассмотрением обращения о возмещении расходов на проезд от места проведения основного отпуска за 2016 год из г. Владивостока к месту военной службы пос.***** Мурманской области, с возложением на должностное лицо обязанности возместить ему указанные расходы, а также признать незаконными действия командира войсковой части №1, связанные с неполным предоставлением оплачиваемого отпуска в году увольнения с военной службы.
19 сентября 2016 года определением Мурманского гарнизонного военного суда ФИО1 отказано в принятии административного искового заявления в части оспаривания действий командира войсковой части №1, связанных с неполным предоставлением оплачиваемого отпуска в году увольнения с военной службы (за апрель 2016 года с учетом времени следования к месту проведения отпуска и обратно к месту военной службы), которое согласно апелляционному определению Северного флотского военного суда вступило в законную силу 01 ноября 2016 года.
Как следует из заявления и пояснений истца в судебном заседании приказом командира войсковой части №1 от 15 апреля 2016 года, №***** ФИО1 в период с 23 февраля по 21 апреля 2016 года был предоставлен отпуск с выездом в г.Владивосток. 03 мая 2016 года ФИО1 обратился к командиру войсковой части №1 с рапортом о возмещении стоимости проезда по проезду к месту использования отпуска за 2016 год и обратно. Однако, в компенсации указанных расходов к месту военной службы ему было отказано на основании п. 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами ВС РФ, утвержденным приказом МО РФ № 200 от 06 июня 2001 года (далее - Руководство), в связи с тем, что маршрут его следования к месту службы - пос. Печенга Мурманской области отличается от кратчайшего (Владивосток-Москва-Мурманск), а железнодорожные билеты приобретены за сроками действия воинских перевозочных документов.
В судебном заседании административный истец ФИО1 предъявленные требования поддержал, в их обоснование пояснил, что отказ командира войсковой части в возмещении стоимости проезда в отпуск нарушает его право на бесплатный проезд из места проведения отпуска к месту прохождения военной службы, гарантированное ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Просит обязать командира войсковой части возместить ему указанный размер стоимости проезда в отпуск.
Представитель командира войсковой части №1 ФИО2 предъявленные требования не признал и в своих письменных возражениях указал,что ФИО1 отказано в компенсации расходов по проезду к месту военной службы на основании п. 3, 36, 45 и 85 Руководства, поскольку к месту военной службы он следовал маршрутом отличным от кратчайшего Владивосток-Москва-Мурманск, при этом справку о стоимости проезда по кратчайшему маршруту Владивосток-Москва-Мурманск не представил.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания руководители ФКУ «УФО МО РФ по МО» и «ЕРЦ МО РФ» в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В своих письменных возражениях представитель «ЕРЦ МО РФ», сославшись на телеграмму № ***** министерства обороны РФ указала, что в целях организации своевременного и полного обеспечения личного состава ВС РФ положенными видами выплат, в том числе компенсации за проезд к месту проведения отпуска осуществляется через финансовые органы, обслуживающие воинские части.
Представитель «УФО МО РФ по МО» письменно сообщила суду, что документы, подтверждающие расходы истца ФИО1, в том числе железнодорожные билеты по маршруту Владивосток- Мурманск стоимостью 11488 рублей, в Управление не поступали.
Согласно исследованным в судебном заседании документам:
- выписок из приказов командира войсковой части №1 от 15 апреля 2016 года №***** и от 27 июня 2016 года № ***** ФИО1 в период с 23 февраля по 15 апреля 2016 года был предоставлен отпуск за 2016 год с выездом в г.Владивосток;
- справке войсковой части №1 № ***** от 30 сентября 2016 года для приобретения проездных билетов к месту проведения отпуска и обратно 01 марта 2016 года ФИО1 были выданы воинские перевозочные документы по маршруту Мурманск-Москва (№ *****), Москва-Владивосток (№ 0161038689000), Владивосток-Москва (№ *****) и Москва-Мурмаснк (№ *****);
- копиям железнодорожных билетов на имя ФИО1: № 377749 от 17 марта 2016 года, № 740461 от 19 марта 2016 года, №740460 от 19 марта 2016 года, № 509786 от 24 марта 2016 года, 293674 от 29 марта 2016 года и № 293663 от 31 марта 2016 года, о том, что он совершил поездки в период: с 17 по 18 марта 2016 года от ст. Владивосток до ст. Хабаровск - 1; 19 марта 2016 года от ст. Хабаровск - 1 до ст. Бурея; с 19 по 23 марта 2016 года от ст. Бурея до ст. Омск-Пасс; 24 марта от ст. Омск-Пасс до ст. Челябинск, с 29 по 30 марта 2016 года со ст. Челябинск до ст. Москва Кур. и с 31 марта по 01 апреля 2016 года от ст. Москва Окт. до ст. Мурманск. При этом общая сумма затраченных денежных средств по проезду названным маршрутом составила 11488 рублей;
- копии отпускного билета № 15 от 15 февраля 2016 года следует, что ФИО1 прибыл и убыл из г. Владивосток 13 марта 2016 года;
- копии заявления ФИО3 от 03 мая 2016 года адресованного командиру войсковой части усматривает, что административный истец просит возместить ему расходы по проезду от места проведения отпуска - г.Владивосток к месту прохождения военной службы, к которому приложены: железнодорожные билеты по маршруту Мурманск-Москва-Владивосток, отпускной билет № 15 от 15 февраля 2016 года, авансовый отчет на сумму 11488 рублей, железнодорожные билеты в количестве 6 штук от ст. Владивосток до ст. Мурманск, неиспользование военные перевозочные документы по маршруту Владивосток-Москва-Мурманск и реквизиты банковской карты для перечисления денежных средств;
- копии ответа на обращение ФИО1 об оплате проезда к месту прохождения военной службы от 03 мая 2016 года административному истцу отказано в компенсации данных расходов со ссылкой на п. 35 и 45 Руководства, поскольку проезд от места проведения отпуска - г.Владивосток до места прохождения военной службы осуществлен не по кратчайшему маршруту, а проездные билеты приобретены им таким образом, что к месту военной службы он прибыл после окончания отпуска;
- копии договора на обслуживание № *****/ОБСЛ следует, что войсковая часть №1 на финансовом обеспечении состоит в «УФО МО РФ по МО»;
- сообщения «УФО МО РФ по МО» следует, что авансовый отчет ФИО1 о возмещении ему расходов по проезду от места проведения отпуска - г.Владивосток к месту прохождения военной службы не поступал.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным транспортом к месту использования основного отпуска и обратно (один раз в год), а в соответствии с п. 9 того же Федерального закона расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В настоящее время порядок реализации ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества». Так, в соответствии с п. 6 указанного Постановления Министерству обороны РФ и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предписано возмещать расходы военнослужащим, имеющим право на проезд на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет. Установление же порядка возмещения этих расходов было делегировано указанным федеральным органам исполнительной власти.
Такой порядок установлен п. 85 Руководства, в соответствии с которым основанием для возмещения расходов в указанных случаях являются: рапорт (заявление), документы, подтверждающие право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны РФ (предписание, отпускной билет, командировочное удостоверение с соответствующими отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска или служебной командировки, справка о пребывании в санатории, доме отдыха, госпитале и т.п.), а также документы о произведенных расходах (проездные билеты, квитанции о доплатах, накладные, багажные и грузобагажные квитанции и др.), неиспользованные воинские перевозочные документы или справки, выданные на бланке требования формы №1 с указанием в нем, что льгота по проезду или перевозке личного имущества не была использована.
Согласно ст. 109 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 (далее - ДУ ВС РФ), военнослужащий вправе получать письменный ответ по существу поставленных в его обращении вопросов или уведомление о переадресации обращения для рассмотрения компетентным органом (должностным лицом).
В соответствии со ст. 114 того же Устава, если в обращении содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции должностного лица воинской части, то должностное лицо, получившее обращение, не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации направляет его в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных вопросов и уведомляет об этом военнослужащего, направившего обращение.
Согласно ст. 119 ДУ ВС РФ обращения, поступившие в воинскую часть, в срок не более трех суток регистрируются в Книге учета письменных обращений воинской части и в обязательном порядке докладываются командиру воинской части и (или) соответствующему должностному лицу.
Статья 115 названного выше устава закрепляет, что обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении, доводится до сведения подавшего его военнослужащего со ссылкой на законы Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.
В соответствии с п. 1 и 9 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к местам использования основного отпуска и обратно.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 Министерство обороны РФ и иные федеральные органы исполнительной власти при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом военнослужащих к местам использования основного отпуска и обратно.
Пунктами 5 и 6 вышеуказанного Постановления предписано возмещать расходы военнослужащих на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных документов за свой счет.
Пунктом 1 приказа Министра обороны РФ от 8 июня 2000 года №300 должностным лицам Министерства обороны РФ предписано возмещать военнослужащим, имеющим право на бесплатный проезд, расходы, связанные с приобретением проездных документов после осуществления проезда, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты.
С учетом приведенных выше положений законодательства, учитывая, что войсковая часть №1 находится на финансовом обеспечении в «УФО МО РФ по МО», суд приходит к выводу о том, что командир войсковой части №1, не имеющий полномочий по оплате проезда военнослужащих к месту проведения отпуска, должен был не позднее, чем в десятидневный срок со дня поступления обращения ФИО1, направить его в адрес начальника «УФО МО РФ по МО» для разрешения по существу, о чем в письменном виде уведомить заявителя, чего названным должностным лицом сделано не было, что, безусловно, нарушает права заявителя.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав административного истца возможно путем возложения на командира войсковой части №1 обязанности утвердить представленный им авансовый отчет и направить его с прилагаемыми к нему документами в «УФО МО РФ по МО», о чем уведомить ФИО1
Ссылку представителя войсковой части №1 на то обстоятельство, что к месту военной службы ФИО1 следовал маршрутом отличным от кратчайшего Владивосток-Москва-Мурманск, при этом справку о стоимости проезда по кратчайшему маршруту Владивосток-Москва-Мурманск не представил, суд признает несостоятельной, поскольку п. 85 Руководства предоставление указанной справки не предусмотрено.
Что же касается требования ФИО1 о возложении на командира войсковой части №1 обязанности возместить расходы по проезду к месту военной службы, учитывая, что финансовое обеспечение указанной воинской части осуществляется через «УФО МО РФ по МО», куда документы, подтверждающие затраты по проезду к месту прохождения военной службы, для последующей их оплаты, не направлялись, ввиду чего начальник данного учреждения был лишен возможности их рассмотрения и принятия соответствующего решения по заявлению ФИО1, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
При обращении административного истца ФИО1 в суд им была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая, с учётом положений статьи 111 КАС РФ, подлежит взысканию в пользу истца с довольствующего финансового органа, должностного лица - ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области».
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Возложить на командира войсковой части №1 обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить авансовый отчет ФИО1 на оплату проезда от места проведения отпуска к месту военной службы и направить его заявление (рапорт) от 03 мая 2016 года со всеми прилагаемыми документами в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Мурманской области», о чем письменно сообщить в адрес ФИО1
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о взыскании с войсковой части №1 расходов по проезду от места проведения отпуска к месту военной службы - отказать.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» в пользу ФИО1 судебные издержки, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении с административным исковым заявлением в суд, в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Мурманский гарнизонный военный суд в течение месяца.
Председательствующий И.М. Горюнов