НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Мценского районного суда (Орловская область) от 23.11.2017 № 2-1-739/17

Дело № 2-1-739/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2017 года г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,

с участием истца Макаровой Т.Г., представителя истца адвоката Сергеева С.М., представителей ответчика Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области по доверенности Борискиной А.А. и Юрковой М.Ю., представителя третьего лица ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) Фоминой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Макаровой Татьяны Григорьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области об обязании подготовить представление и необходимый пакет документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, направить пакет документов в компетентный орган для решения вопроса о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет,

установил:

Макарова Т.Г. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области об обязании подготовить представление и необходимый пакет документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, направить пакет документов в компетентный орган для решения вопроса о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что с 26 мая 1992 года до 12 мая 2017 года она замещала должности федеральной государственной гражданской службы, в том числе с 12 июля 2007 года должность специалиста 3 разряда Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области. 12 мая 2017 года на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт с ней был расторгнут. Полагая, что у нее возникло право на получение пенсии за выслугу лет, 20 июля 2017 года она обратилась в Межрайонную ИФНС России № 4 по Орловской области с заявлением о назначении ей пенсии на основании п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периода работы в должности бухгалтера главной бухгалтерии бюро производственного учета Днепровского алюминиевого завода им. С.М. Кирова с 3 августа 1982 года по 23 августа 1982 года. В письме от 22 августа 2017 года ей было отказано в совершении действий по подготовке представления и пакета документов, необходимого для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, и направления данных документов для решения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет. В обоснование отказа ответчик ссылается на разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации, указывая, что установление государственным служащим пенсии по старости со снижением возраста на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не дает права на назначение пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, вышедшим на пенсию по указанным основаниям. Считает, что в данном случае действия ответчика основаны на неправильном применении норм действующего законодательства, поскольку на момент обращения она являлась получателем пенсии по старости, представила ответчику полный пакет документов, тем самым выполнила все условия, необходимые для разрешения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет. Отказом в подготовке представления и пакета документов нарушено ее право на получение решения уполномоченного органа по вопросам пенсионного обеспечения.

По данным основаниям просит обязать ответчика подготовить пакет документов для назначения ей пенсии за выслугу лет, состоящий из заявления о назначения пенсии за выслугу лет, справки о среднемесячном заработке, копии трудовой книжки, копии паспорта, приказа о расторжении служебного контракта, иных документов, необходимых для назначения пенсии по выслуге лет, а также обязать в установленный законом срок подготовить представление и пакет документов о включении иного периода работы в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в должности бухгалтера главной бухгалтерии бюро производственного учета Днепровского алюминиевого завода им. С.М. Кирова с 3 августа 1982 года по 23 августа 1982 года, состоящий из заявления федерального государственного гражданского служащего о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет, копии паспорта гражданина Российской Федерации, документов, подтверждающих стаж государственной гражданской службы, копии справки о пенсионном обеспечении, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, справки о размере среднемесячного заработка за 12 полных месяцев, справки о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, и направить данные документы в Федеральную налоговую службу Российской Федерации.

В судебном истец Макарова Т.Г. и ее представитель адвокат Сергеев С.М. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Представители ответчика Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области по доверенности Борискина А.А. и Юркова М.Ю. исковые требования не признали. В обоснование своей позиции пояснили, что при обращении в адрес Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, Макарова Т.Г. представила все необходимые документы, перечень которых утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 436н, в том числе копию справки территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении ей страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Поскольку на момент получения справки Макарова Т.Г. еще не достигла установленного данным федеральным законом возраста 55 лет, Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области обратилась в Пенсионный фонд Российской Федерации за разъяснениями по вопросу назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, не достигшим 55 летнего возраста, и являющимися получателями пенсии по старости, назначенной ранее установленного срока на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пенсионный фонд Российской Федерации в ответ на данное обращение разъяснил, что в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие, с учетом наличия необходимых условий, имеют право на получение пенсии за выслугу лет только в случае установления страховой пенсии по старости (инвалидности), основания для назначения которой предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При установлении пенсии по старости на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, правовых оснований для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих не имеется. Кроме того, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщил, что в справке, выданной Макаровой Т.Г. неверно указан вид пенсии, а также нормативный акт, на основании которого она установлена. По данным основаниям Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области 22 августа 2017 года возвратила Макаровой Т.Г. представленный ею пакет документов.

Представитель третьего лица ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) Фомина Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований Макаровой Т.Г., полагала, что Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области, отказывая в подготовке представления и направлении пакета документов в уполномоченный орган для разрешения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет, действовала в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего данные правоотношения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения установлен Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу ч. 1, ч. 1.1 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, в частности, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Таким образом, обязательным основанием назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих является установление страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом пенсия за выслугу лет может быть назначена при одновременном соблюдении всех условий, указанных в ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Статьей 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 установлено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст. 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном ст. 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определена категория лиц, которым страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона. Вместе с тем, граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к этой категории лиц не относятся, следовательно, установленные им на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 пенсии по старости, исчисленные с применением норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, не являются страховыми пенсиями.

Из системного толкования приведенных выше норм следует, что право на назначение пенсии за выслугу лет возникает только в случае установления страховой пенсии по старости (инвалидности), при соблюдении иных условий, установленных ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, Макарова Т.Г. с 12 августа 2016 года является получателем пенсии по старости.

Согласно справке ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области от 16 августа 2016 года № 260899/16 ей была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (л.д. 33).

Полагая, что она имеет право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Макарова Т.Г. 4 июля 2017 года обратилась в адрес Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области с соответствующим заявлением (л.д. 25).

В письме начальника инспекции от 10 июля 2017 года Макаровой Т.Г. было указано на необходимость предоставления в кратчайшие сроки документов в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 436н (л.д. 26).

20 июля 2017 года истец представила все необходимые для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих документы, а именно: заявление на назначение пенсии за выслугу лет, заявление на включение иных периодов в стаж государственной гражданской службы, копию трудовой книжки, копию паспорта, справку Пенсионного фонда (л.д. 27-28, 29-30).

В связи с поступившими заявлениями для назначения пенсии за выслугу лет, в частности заявления Макаровой Т.Г., Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области обратилась за разъяснениями в Пенсионный фонд Российской Федерации о наличии права на назначение пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих, которым согласно справкам ГУ-УПФ РФ назначена страховая пенсия по старости до достижения 55 летнего возраста (л.д. 48).

Пенсионный фонд Российской Федерации в ответе на данное обращение, в частности, разъяснил, что Макаровой Т.Г. с 12 августа 2016 года назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем ошибочно выданная ей справка от 16 августа 2016 года № 260899/16 о назначении страховой пенсии по старости признана недействительной (л.д. 49-52).

14 августа 2017 года ГУ-УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) выдана новая справка № 09-1132, из которой следует, что Макаровой Т.Г. с 12 августа 2016 года установлена пенсия по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 с применением норм ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В письме от 16 августа 2017 года территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сообщает, что справка от 16 августа 2016 года № 260899/16 является недействительной, и приносит Макаровой Т.Г. свои извинения (л.д. 31, 34).

Макарова Т.Г. в исковом заявлении просит обязать ответчика подготовить пакет документов для назначения ей пенсии за выслугу лет, и направить данные документы в Федеральную налоговую службу Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 436н утверждены Перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее - Перечень документов), а также Правила обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления (далее - Правила).

Согласно Перечню документов, утвержденному Приказом Минтруда РФ от 22 мая 2017 года № 436н, для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральному государственному гражданскому служащему, в частности, необходимы следующие документы: заявление о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет; копия паспорта гражданина Российской Федерации; документы, подтверждающие стаж государственной гражданской службы - трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений; копия пенсионного удостоверения или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о пенсионном обеспечении; представление федерального государственного органа к назначению пенсии за выслугу лет; справка о размере среднемесячного заработка за 12 полных месяцев; справка федерального государственного органа, оформляющего документы для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет, о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет; копия документа, удостоверяющего личность представителя гражданина Российской Федерации.

В соответствии с п. 3, п. 4 и п. 8 Правил, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 22 мая 2017 года № 436н, гражданин Российской Федерации может обращаться за назначением пенсии за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления.

Документы, необходимые для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет, предусмотренные перечнем документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, подаются в федеральный государственный орган или его аппарат, иной государственный орган, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением.

Кадровая служба федерального органа рассматривает заявление и другие документы, предусмотренные Перечнем документов, осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в них сведений, оформляет справку о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет.

Судом установлено, что на момент обращения в Межрайонную ИФНС России № 4 по Орловской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, Макарова Т.Г. не достигла пенсионного возраста, определенного ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Кроме того, истец до настоящего времени не является получателем страховой пенсии по старости (инвалидности). Не смотря на то, что разрешение вопроса о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет не относится к компетенции территориального органа налоговой службы, вместе с тем кадровая служба данного органа осуществляет проверку полноты и достоверности представленных заявителем документов.

Как указывалась выше, при проверке представленных Макаровой Т.Г. документов, была выявлена недостоверность содержащихся в них сведений, а именно территориальным органом Пенсионного фонда ей была ошибочно выдана справка о назначении страховой пенсии по старости от 16 августа 2016 года № 260899/16, которая впоследствии признана недействительной. Повторно, с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет и приложением справки, содержащей достоверную информацию, Макарова Т.Г. в Межрайонную ИФНС России № 4 по Орловской области не обращалась.

Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, что в случае возложения на ответчика обязанности подготовить пакет документов для назначения пенсии за выслугу лет, и направить данные документы в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, у Макаровой Т.Г. не возникнет право на данную пенсию до достижения установленного законом возраста и назначения страховой пенсии по старости, отсутствуют основания для удовлетворения ее исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Макаровой Татьяны Григорьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области об обязании подготовить представление и необходимый пакет документов для включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы, направить пакет документов в компетентный орган для решения вопроса о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2017 года.

Председательствующий Е.В. Журавлева