Адм.дело №2а-1542/20г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года г.Можайск
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Хлюстова В.В.,
рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области к Савченко Светлане Анатольевне о взыскании задолженности по налогам и пени, -
у с т а н о в и л:
МРИФНС РФ №21 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Савченко С.А., указывая, что последняя 28.03.2018 года была зарегистрирована в качестве адвоката, в связи с чем, являлась плательщиком налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. 07.07.2015 года Савченко С.А. был представлен расчет налоговых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2015 год, на основании которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 28258 руб. 14.06.2016 года Савченко С.А. была представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2016 год, на основании которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 31438 руб. Также в 2014 и 2015 годах Савченко С.А. имела в собственности автомобиль «Фольксваген Поло», в связи с чем, являлась плательщиком транспортного налога, общий размер которого составил 5 530 руб., но который был уплачен последней позже установленного законом срока. 05 октября 2019 года административным истцом Савченко С.А. было направлено требование № об уплате налога на доходы физических лиц и пени, пени за несвоевременную уплату транспортного налога и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которое, однако, было исполнено лишь частично, в связи с чем, ссылаясь на отмену мировым судьей вынесенного в отношении Савченко С.А. судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика: пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст.227, 227.1 и 228 НК РФ, в сумме 1 386 руб. 47 коп.; пени по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы в размере 837 руб. 32 коп.; задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в соответствии со ст.227 НК РФ в размере 23 402 руб. и пени в размере 7 077 руб. 05 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017 года) в размере 130 руб. 29 коп., а всего: 32 833 руб. 13 коп.
Административный истец своего представителя в суд не направил, доказательств уважительности причин его неявки суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Административный ответчик, Савченко С.А., в суд не явилась, в адресованном суду заявлении просила о рассмотрении данного дела в ее отсутствие, в представленных суду возражениях на иск просила отказать в его удовлетворении.
При таких обстоятельствах, когда явка лиц, участвующих в деле не является обязательной и не признана судом обязательной, суд, руководствуясь ч.7 ст.150 КАС РФ, посчитал возможным рассмотрение данного административного дела в отсутствие неявившихся в суд и надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения административного истца и административного ответчика в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Судом из материалов дела установлено, что Савченко С.А. в 2014 и 2015 годах имела в собственности автомобиль «Фольксваген Поло», гос.знак № с мощностью двигателя 105 л.с.
8 августа 2015 года МРИФНС РФ №21 по МО направляло Савченко С.А. налоговое уведомление № от 23.07.2015г. об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 1 960 руб. в срок до 01.10.2015 года.
1 октября 2016 года МРИФНС РФ №21 по МО направляло Савченко С.А. налоговое уведомление № от 13.09.2016г. об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 3 570 руб. в срок до 01.12.2016 года.
Савченко С.А. 28 марта 2018 года была зарегистрирована в качестве адвоката, в связи с чем, являлась плательщиком налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
27.04.2015 года Савченко С.А. в МРИФНС России №21 по МО была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год, на основании которой сумма налога, исчисленная ею к уплате в бюджет, составила 28258 руб., и который (налог) был уплачен последней 27 июня 2015 года.
26.04.2015 года Савченко С.А. в МРИФНС России №21 по МО была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2016 год, на основании которой сумма налога, исчисленная ею к уплате в бюджет, составила 31438 руб., и который (налог) был уплачен последней 5 декабря 2016 года.
28 января 2019 года Савченко С.А. уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 600 руб.
5 октября 2019 года МРИФНС РФ №21 по МО направило Савченко С.А. требование № об уплате: пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1386 руб. 47 коп.; транспортного налога в размере 1960 руб. и 3570 руб., и пени в размере 833 руб. 75 коп. и 3 руб. 57 коп.; пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1126 руб. 70 коп.; налога на доходы физических лиц в размере 7064 руб. и пени в размере 384 руб. 75 коп.; пени по налогу на доходы физических лиц в размере 5565 руб. 60 коп.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 руб. и пени в размере 34 руб. 29 коп.; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 96 руб.; налога на доходы физических лиц по сроку уплаты 15.07.2015г. в размере 13053 руб.; налога на доходы физических лиц по сроку уплаты 15.01.2016г. в размере 1076 руб.; налога на доходы физических лиц по сроку уплаты 15.07.2016г. в размере 15719 руб.; налога на доходы физических лиц по сроку уплаты 17.10.2016г. в размере 4603 руб.; налога на доходы физических лиц по сроку уплаты 16.01.2017г. в размере 7860 руб., - в срок до 05.11.2019 года.
Из направленного МРИФНС России №21 по МО Савченко С.А. налогового уведомления № от 19.08.2018 года усматривается отсутствие у последней задолженности по транспортному налогу за предыдущие года и наличие у нее в 2017 налоговом году переплаты по транспортному налогу в размере 1 570 руб.
7 февраля 2020 года на основании заявления МРИФНС РФ №21 по МО мировым судьей судебного участка <данные изъяты> Можайского судебного района Московской области в отношении Савченко С.А. был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогу и пени в общем размере 32 833 руб. 13 коп., который определением того же мирового судьи от 19.02.2020 года был отменен, ввиду возражений должника против его исполнения.
Согласно ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Как было указано выше, в силу п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены.
Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административным истцом не представлено объективных доказательств наличия, размера и периода образования задолженности по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст.ст.227, 227.1 и 228 НК РФ, а также задолженности по уплате транспортного налога за 2014 и 2015 годы и задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование у административного ответчика, равно как и доказательств их погашения в конкретные даты, принимая во внимание отсутствие в исследованном судом требовании № как таковых требований об уплате недоимок по данным налогам и взносам, суд полагает требования административного истца о взыскании с административного ответчика пени по указанным налогам и взносам – необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из текста административного искового заявления и приложенного к нему расчета авансовых платежей за 2015 и 2016 годы усматривается, что административным истцом в обоснование заявленных требований о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени указано на неуплату Савченко С.А. авансовых платежей.
Между тем, неуплаченный предпринимателем авансовый платеж не является недоимкой по налогу и не может быть взыскан в порядке статей 45, 46 и 69 НК РФ. Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по упрощенной системе налогообложения в рассматриваемых обстоятельствах.
Налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. При этом авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода.
При таких обстоятельствах, когда налоги на доходы физических лиц были своевременно уплачены административным ответчиком, суд приходит к выводу, что действия МРИФНС России №21 по МО по принудительному взысканию авансовых платежей по УСН в размере 23 402 руб. и пени в размере 7077 руб. 05 коп. не соответствуют требованиям НК РФ, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд считает требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, -
р е ш и л:
МРИФНС РФ №21 по МО в удовлетворении административного иска о взыскании с Савченко Светланы Анатольевны: пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст.227, 227.1 и 228 НК РФ, в сумме 1 386 руб. 47 коп.; пени по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы в размере 837 руб. 32 коп.; задолженности по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в соответствии со ст.227 НК РФ в размере 23 402 руб. и пени в размере 7 077 руб. 05 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017 года) в размере 130 руб. 29 коп., – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Можайский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья подпись В.В. Хлюстов
Копия верна: судья____________