НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край) от 14.08.2019 № 2А-2318/19

Дело № 2а-2318/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2019 года город Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,

при секретаре Дудиной А.В.,

с участием представителя административного истца Чернова А.В. – Анисимова А.В.,

представителя административного ответчика ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми – ФИО5,

представителя заинтересованного лица УФНС России по Пермскому краю – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чернова Александра Витальевича к ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми о признании незаконными действий,

установил:

Чернов Александр Витальевич (административный истец) обратился в суд с административным иском к ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми (административный ответчик) о признании незаконными действий.

Требования мотивированы тем, что в производстве Арбитражного суда Пермского края находится дело №А50-21574/2018 по заявлению ИФНС России по Индустриальному району г. Перми о признании Чернова А.В. несостоятельным (банкротом). Основанием для заявленных требований послужило наличие непогашенной задолженности Чернова А.В. по налогам и сборам в сумме 2 435 701 рубль 78 копеек, в том числе: 32 323 рубля – недоимка по налогу на имущество физических лиц; 2 204 940 рублей – недоимка по земельному налогу с физических лиц; 198 438 рублей 78 копеек – задолженность по пени. С указанной задолженностью по налогам административный истец не согласен, считает, что начисление налогов произведено налоговым органом незаконно и необоснованно. Чернов А.В. является добросовестным плательщиком, регулярно оплачивающим установленные налоги, в размерах, установленных требованиями об уплате налогов. Поскольку до момента обращения налогового органа в суд с заявлением о признании Чернова А.В. банкротом каких-либо требований в адрес налогоплательщика не поступало, последний полагал, что налоговая задолженность у него отсутствует. В ноябре 2018 года, узнав о наличии заявления о признании его банкротом Чернов А.В. обратился в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми за справкой о наличии/отсутствии задолженности по налогам и сборам. Также налогоплательщик просил предоставить развернутый письменный ответ с детальным расчетом по конкретным налогам и сборам с указанием механизма образования задолженности. Согласно справке №2018-17 от 26.11.2018 задолженность по налогу на имущество физических лиц составила 490 344 рубля 57 копеек, задолженность по пене – 244 869 рублей 04 копейки, задолженность по земельному налогу и пене отсутствовала. 28.11.2018 Чернов А.В. частично погасил задолженность в размере 260 000 рублей, в результате чего суммарный размер задолженности по налогу на имущество физических лиц составил 476 934 рубля 95 копеек. 10.12.2018 ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми Чернову А.В. был дополнительно предоставлен развернутый ответ №05VII/18293 от 07.12.2018. Относительно задолженности по налогу на имущество в ответе сообщалось, что при рассмотрении заявления Чернова А.В. от 07.11.2018 Инспекцией выявлено неверно применение инвентаризационной стоимости по состоянию на 01.01.2013 при исчислении налога на имущество за 2013-2016 годы, в связи с чем, произведен перерасчет налога на имущество. Также налоговым органом принято решение о списании недоимки по налогу и задолженности по пене в суммарном размере 655 259 рублей 83 копейки, в том числе: 468 132 рубля 79 копеек – имущественный налог за 2011, 2012 годы; 187 137 рублей 04 копейки – пени. В результате чего по состоянию на 07.12.2018 за Черновым А.В. числится переплата по налогу на имущество физических лиц в размере 104 798 рублей 43 копейки, задолженность по пени по указанному налогу в размере 198 438 рублей 78 копеек. 06.02.2019 в адрес налогоплательщика поступило требование об уплате налога, согласно которого размер задолженности по имущественному налогу составил 32 323 рубля, в том числе: 16 445 рублей – перерассчитанный налог за 2015 год; 15 878 рублей – перерассчитанный налог за 2016 год. Таким образом, в период с 07.11.2018 по 07.02.2019 позиция ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми относительно задолженности Чернова А.В. по налогам менялась трижды, о чем имеется три письменных ответа. Согласно справке от 26.11.2018 задолженность по налогу 490 334 рубля 57 копеек, задолженность по пени 244 869 рублей 04 копейки. Согласно ответу от 07.12.2018 задолженность по налогу отсутствует, имеется переплата 104 798 рублей 43 копейки, задолженность по пени по указанному налогу в размере 198 438 рублей 78 копеек. Согласно требованию на 06.02.2019 размер задолженности по имущественному налогу составляет 32 323 рубля. Административный истец считает, что указанные колебания в позиции налогового органа по вопросу о наличии (отсутствии) задолженности связаны с наличием в производстве Арбитражного суда Пермского края дела №А50-21574/2018 о признании Чернова А.В. банкротом. Как только налогоплательщиком были представлены доказательства отсутствия оснований для начала процедуры банкротства, налоговым органом позиция по вопросу о наличии задолженности была изменена. Не согласившись с предъявленными суммами задолженности по налогам, 23.01.2019 Чернов А.В. обратился в Управление Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми. Однако, письменного ответа на заявление представлено не было. В судебном заседании по делу №А50-21574/2018, состоявшемся 20.02.2019, представители ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми устно пояснили, что заявление не было рассмотрено по формальным причинам. 28.02.2019 Чернов А.В. повторно обратился в УФНС России по Пермскому краю с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми. До настоящего времени какого-либо ответа также не поступило. Однако, 29.03.2019 ИФНС России по Индустриальному району г. Перми направило на электронную почту налогоплательщика сканированную копию ответа УФНС России по Пермскому краю, из которой следовало, что в удовлетворении заявления Чернова А.В. отказано. Относительно налога на имущество сообщалось, что начисления по налогу за 2013 год в размере 165 044 рубля и за 2014 год в размере 165 044 рубля не подлежит списанию в соответствии с Законом №436-ФЗ, так как период образования задолженности после 01.01.2015. Полагает, что Инспекцией неправомерно не произведено списание задолженности по налогу на имущество за 2013 год в размере 165 044 рубля, и за 2014 год в размере 165 044 рубля, поскольку в рассматриваемом случае налоговые обязательства возникли до 01.01.2015, то задолженность по налогу на имущество за 2013 и 2014 годы также должна быть списана. Позиция налогового органа, в соответствии с которой налог за указанные годы не подлежит списанию, так как рассчитан после 01.01.2015, является незаконной, поскольку ухудшает позицию налогоплательщика по сравнению с другими налогоплательщиками, увеличивая размер начисленных налогов на сумму 330 088 рублей, а также противоречит закону. Относительно земельного налога на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4311913:20 Инспекцией при рассмотрении обращения Чернова А.В. от 07.11.2018 произведен перерасчет за 2015-2017 годы в связи с тем, что при расчете налога, по мнению Инспекции, необходимо применять налоговую ставку в размере 0,3% с применением коэффициента 4. В результате произведенного перерасчета сумма земельного налога за 2015 год составила 1 164 309 рублей, за 2016 год – 881 656 рублей, за 2017 год – 881 656 рублей. Согласно произведенному Инспекцией перерасчету задолженность по указанному налогу составила 2 928 419 рублей, задолженность по пене по указанному налогу на 07.12.2018 – 2 196 рублей 31 копейка. Срок оплаты – 03.12.2018. С указанным перерасчетом земельного налога Чернов А.В. также не согласен, полагает, что доначисление налога произведено незаконно. По состоянию на 26.11.2018 согласно справке ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми какая-либо задолженность по земельному налогу у Чернова А.В. отсутствовала. Однако, как только в рамках банкротного дела отпали основания для предъявления требований, и заявитель (ИФНС по Индустриальному району г. Перми) обратился за уточнением сведений о задолженности, ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми производит перерасчет за последние три года, и почему-то именно в этот момент задолженность генерируется. До этого же Чернов А.В. добросовестно уплачивал налоговые платежи, и никаких вопросов к нему не возникало. Собственником земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311913:20 действительно является Чернов А.В. Однако, на основании договора аренды земельного участка от 27.11.2013, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю за , указанный участок передан в долгосрочную аренду ООО «Сириус» для целей строительства многоквартирного жилого дома. В соответствии с пунктами 1.3, 2.4 договора аренды в случае начала освоения земельного участка в соответствии с разрешенным использованием (многоквартирные дома разных типов со встроенно-пристроенными помещениями делового, культурного и обслуживающего назначения) земельный участок передается в собственность арендатора при условии внесения выкупной цены. На основании разрешения на строительство №RU90303000-277/2013 ООО «Сириус» осуществляет строительство многоквартирного жилого дома с ноября 2013 года. Срок действия разрешения на строительство – 27.01.2020. Таким образом, в настоящее время в соответствии с положениями договора аренды земельный участок подлежит передаче в собственность арендатора. Указанное разрешение на строительство оспаривалось в Арбитражном суде Пермского края третьими лицами (индивидуальными предпринимателями ФИО3, ФИО4, и др., дело №А50-3564/2014). Определением Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2014 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия разрешения на строительство. Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.06.2014 разрешение на строительство было признано недействительным. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 решение Арбитражного суда Пермского края было отменено, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме. Обеспечительные меры были отменены 21.10.2014. Однако, в связи с подачей кассационной жалобы, ООО «Сириус» фактически не могло продолжать строительство: зная о незавершенности судебного спора, подрядчики отказывались продолжать работы, упал спрос на строящиеся квартиры. Лишь после рассмотрения кассационной жалобы в Верховном суде Российской Федерации и отказе в ее передаче для рассмотрения по существу в мае 2015 года ООО «Сириус» получил возможность возобновить строительство. Таким образом, длительное время застройщик не имел возможности осуществлять строительство по независящим от него причинам. Строительство многоквартирного дома было парализовано фактически на тридцать месяцев, в результате чего строительство не было завершено ООО «Сириус» своевременно по чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам и причинам, не зависящим от него. Задержка срока строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома произошла по причинам, не зависящим ни от воли застройщика, ни от воли собственника земельного участка (Чернова А.В.). Поскольку разрешение на строительство выдано сроком до 27.01.2020, срок завершения строительства в настоящее время не истек. Учитывая, что фактически строительство жилого дома на земельном участке осуществляется не Черновым А.В., а силами застройщика (ООО «Сириус»), задержка сроков строительства связана с обстоятельствами, не зависящими от собственника и застройщика, а также то, что срок действия разрешения на строительство не истек, применение повышающего коэффициента 4 при перерасчете земельного налога за 2015-2017 годы, равно как и сам перерасчет после фактической оплаты налога в отсутствие каких-либо споров относительно его суммы, являются неправомерными.

Административный истец Чернов А.В. просит признать незаконными действия ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми, выразившиеся в несписании имущественного налога за 2013, 2014 годы в размере 165 044 рубля и 165 044 рубля, соответственно, в отношении Чернова А.В.; признать незаконными действия ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми по перерасчету земельного налога за 2015-2017 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Чернову А.В., с применением повышающего коэффициента 4.

Административный истец Чернов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца – Анисимов А.В. (по доверенности, представлен диплом) в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно представил пояснения, в которых отмечено, что задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2013 и 2014 годы подлежит признанию безнадежной, как нереальная ко взысканию налоговым органом. Налоговый орган не имеет законного права на исчисление налога на имущество физических лиц, осуществление корректировок и иных действий, влекущих изменение налоговых обязанностей налогоплательщика за периоды, предшествующие трем годам, с момента выявления задолженности. Однако, налоговый орган в 2018 году исчислил налог на имущество физических лиц, в том числе за 2011-2014 годы, что является незаконным. Кроме того, выставляя требование об уплате налога по состоянию на 06.02.2019, налоговый орган не числил задолженность за налогоплательщиком. Задолженность была исчислена в сумме 32 323 рубля за 2015 и 2016 годы. В настоящее время налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания задолженности за 2013 и 2014 годы. В отношении земельного налога за 2015 год, налоговый орган утратил право произвести перерасчет, поскольку задолженность за 2015 год уже была взыскана решением суда.

Представитель административного ответчика ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми ФИО5 (по доверенности, представлен диплом) в судебном заседании с требованиями, изложенными в административном иске, не согласилась, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала, что согласно сведениям, предоставленным в соответствии со ст. 85 НК РФ, Управлением Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю за Черновым А.В. зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером , адрес земельного участка: <адрес> (западнее <адрес>), разрешенное использование: «трамвайные пути». Дата регистрации права 13.03.2014. Дата прекращения права: 15.06.2015. Согласно решению ПГД №187 и виду разрешенного использования «трамвайные пути», налоговая ставка в отношении земельного участка при расчете земельного налога за 2015 год должна применяться в размере 1,5%. Сумма земельного налога за 2015 год составляет 798 рублей по сроку уплаты 03.12.2018, который отражен в сводном налоговом уведомлении от 17.09.2018 . Также за Черновым А.В. зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером , адрес земельного участка: <адрес>, разрешенное использование: «многоквартирные жилые дома разных типов со встроенными помещениями делового, культурного и обслуживающего назначения». Дата регистрации права 29.07.2011. Дата прекращения права – отсутствует. Согласно решению ПГД № 187 и виду разрешенного использования «многоквартирные жилые дома разных типов со встроенными помещениями делового, культурного и обслуживающего назначения» - налоговая ставка в отношении земельного участка при расчете земельного налога за 2015-2017 годы должна применяться в размере 0,3%, с применением коэффициента 4. В результате проведенного анализа расчета земельного налога за 2015-2017 годы 17.09.2018 Инспекцией произведен перерасчет указанного налога за земельный участок с кадастровым номером: за 2015-2016 годы, в связи с тем, что при расчете налога за 2015-2016 годы должна применяться ставка в размере 0,3% с применением коэффициента 4. В результате перерасчета земельного налога за 2015 год, сумма налога составляет 1 164 309 рублей, за 2016 год – 881 656 рублей (налоговое уведомление от 17.09.2018 ). Сумма земельного налога за 2017 год составляет 881 656 рублей по сроку уплаты 03.12.2018 (налоговое уведомление от 26.06.2018 ). Таким образом, расчет земельного налога за 2015-2017 годы произведен Инспекцией правомерно. При рассмотрении заявления Чернова А.В. от 07.11.2018 Инспекцией, при исчислении налога на имущество за 2013-2014 годы за вышеуказанные объекты недвижимости выявлено неверное применение инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 01.01.2013, в связи с чем, произведен перерасчет налога на имущество. За 2013 год налог на имущество физических лиц первоначально исчислен в сумме 368 680 рублей (налоговое уведомление от 05.11.2014 ). В результате неверного применения инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в налоговом уведомлении от 05.11.2014 произведено исчисление в сумме 203 636 рублей. В ходе проведенного перерасчета сумма налога на имущество физических лиц за 2013 год скорректирована и составила 165 044 рубля, что и отражено в налоговом уведомлении от 06.08.2015 со сроком уплаты 01.10.2015. Начисления налога на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 165 044 рубля со сроком уплаты 01.10.2015 и за 2014 год в сумме 165 044 рубля со сроком уплаты 01.10.2015 не подлежат списанию, так как период образования задолженности возник после 01.01.2015. Просят отказать в удовлетворении требований Чернова А.В.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Пермскому краю – ФИО6 (по доверенности, представлен диплом) в судебном заседании поддержал доводы ответчика, указав, что действия налогового органа являются правомерными.

Заинтересованное лицо ИФНС России по Индустриальному району г. Перми в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом, в письменных пояснениях на исковое заявление указали, что Чернов А.В. мигригует из одного налогового органа в другой, 21.09.1999 поставлен на регистрационный учет в ИФНС России по Индустриальному району г. Перми, с 17.10.2018 в связи с переменой места жительства поставлен на регистрационный учет в ИФНС по Свердловскому району г. Перми. Чернов А.В. имеет в собственности земельные участки и объекты недвижимого имущества, расположенные в Мотовилихинском районе г. Перми. ФНС России, являясь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 №257 полномочным органом, представляющих в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также на основании Федерального закона от 26.10.2012 №127-ФЗ «О несостоятельности и (банкротстве)» 04.07.2018 обратилась с заявлением в Арбитражный суд о признании Чернова А.В. банкротом, обосновывая свои требования наличием не уплаченной свыше трех месяцев задолженности в размере 3 181 740 рублей 21 копейка, направленной из ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми. Определением Арбитражного суда Пермского края от 15.10.2018 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу №А50-21574/2018 о банкротстве должника. Определением от 01.05.2019 производство по делу приостановлено. В отношении объектов недвижимости и земельных участков, расположенных на территории Мотовилихинского района г. Перми, принадлежащих Чернову А.В., в соответствии с действующим законодательством ежегодно исчисляет и предъявляет налог на имущество физических лиц и земельный налог ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми. ИФНС по Индустриальному району г. Перми не обладает полномочиями на корректировку спорной налоговой задолженности.

Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ установлено, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ч. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ определены понятия жалобы и апелляционной жалобы.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.В соответствии с ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу ч. 3 ст. 138 Налогового кодекса РФ срок для обращения в суд для обжалования актов налоговых органов ненормативного характера исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе.

Согласно ч. 4 ст. 318 Налогового кодекса РФ обжалование в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Из обстоятельств дела следует, что 23.01.2019 и 28.02.2019 Чернов А.В. обращался в Управление Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю с заявлениями, в которых содержались просьбы о признании незаконными действий ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми, выразившиеся в не списании имущественного налога за 2013, 2014 годы в отношении Чернова А.В., признании незаконными действий ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми по перерасчету земельного налога за 2015-2017 годы в отношении земельного участка, принадлежащего Чернову А.В., о признании незаконными действий по обращению в Арбитражный суд Пермского края о признании Чернова А.В. несостоятельным (банкротом).

Управлением Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю на заявление Чернова А.В. от 23.01.2019 какой-либо ответ не давался, иных сведений предоставленные материалы не содержат, на заявление от 28.02.2019 дан ответ от 26.03.2019 в форме письма по результатам рассмотрения обращения гражданина, в котором указано на законность действий налогового органа по расчету земельного налога и налогу на имущество.

Соответственно, суд приходит к выводу, что о нарушении своего права Чернову А.В. стало известно 26.03.2019, обращение в суд иском последовало 01.04.2019, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.

Рассматривая дело по существу, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Таким образом, ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми исчисляет и предъявляет налог на имущество физических лиц на основании сведений, поступивших из регистрирующих органов.

При рассмотрении заявления Чернова А.В. от 07.11.2018 ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми 04.12.2018 установлено неправомерное применение инвентаризационной стоимости по состоянию на 01.01.2013 при исчислении налога на имущество, в связи с чем, произведен перерасчет налога на имущество за 2015-2016 годы.

Так, за 2013 год налог на имущество физических лиц первоначально исчислен в сумме 368 680 рублей, что отражено в налоговом уведомлении от 05.11.2014 .

В результате неверного применения инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в налоговом уведомлении от 05.11.2014 произведено исчисление в сумме 203 636 рублей.

В ходе проведенного перерасчета сумма налога на имущество физических лиц за 2013 год скорректирована и составила 165 044 рубля, что и отражено в налоговом уведомлении от 06.08.2015 со сроком уплаты 01.10.2015.

Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены поправки, устанавливающие правила проведения налоговой амнистии для индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Статьей 12 Закона № 436-ФЗ установлены правила проведения налоговой амнистии для физических лиц. Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

При этом, Законом № 436-ФЗ определена дата (1 января 2015 года), по состоянию на которую образовывавшиеся недоимка и задолженность по пеням и штрафам подлежат признанию безнадежными к взысканию и списанию вне зависимости от налоговых периодов, истекших до указанной даты.

В соответствии со статьей 12 Закона №436-ФЗ Инспекцией принято решение о списании задолженности по налогу на имущество в сумме 468 132,79 рублей по налогу, в сумме 187 137,04 рублей по пени.

Начисления по налогу на имущество за 2013 год в размере 165 044 рубля и за 2014 год в размере 165 044 рубля со сроком уплаты 01.10.2015 (расчет отражен в налоговом уведомлении от 06.08.2015 ) не подлежат списанию в соответствии с Законом №436-ФЗ, так как период образования задолженности после 01.01.2015 года.

С учетом изложенного, оснований для признания незаконными действий ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми, выразившихся в несписании имущественного налога за 2013, 2014 годы в размере 165 044 рубля и 165 044 рубля, соответственно, судом не установлено.

В силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом.

В соответствии со ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Следовательно, если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то она не является плательщиком земельного налога. Следовательно, земельный налог уплачивает собственник земельного участка или лицо, обладающее право постоянного (бессрочного) пользования указанного участка, если участок признается объектов налогообложения.

В соответствии со сведениями, поступившими из регистрирующих органов, с 29.07.2011 по настоящее время за Черновым А.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , вид разрешенного использования – «многоквартирные жилые дома разных типов со встроенно-пристроенными помещениями делового, культурного и обслуживающего назначения».

Согласно п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных муниципальных органов муниципальных образований в размерах, определенных статьей 394 Кодекса. При этом представительным органом муниципальных образований предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).

В соответствии с п. 2 Решения Пермского городской Думы от 08.11.2015 №187 «О земельном налоге на территории г. Перми» в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства налоговая ставка установлена в размере 0,3 процента.

В п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии с действующим налоговым законодательством при расчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:43111913:20 за период 2015-2017 годы налоговая ставка должна применяться в размере 0,3% с применением повышающего коэффициента – 4.

В силу п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации (в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога) уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Данные положения не противоречат положениям п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В целях устранения допущенного нарушения, а также исключения недоимки по земельному налогу и необоснованного освобождения Чернова А.В. от конституционной обязанности платить налоги в полном объеме, руководствуясь положениями абз. 2 п. 6 ст. 58 и п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, которые допускают соответствующее действие, ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми 17.09.2018 произведен перерасчет по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером за 2015-2016 годы. В результате перерасчета сумма земельного налога за 2015 год составила 1 165 107 рублей, за 2016 год составила 881 656 рублей, сформировано сводное налоговое уведомление от 17.09.2018 , с применением налоговой ставки в размере 0,3% и повышающего коэффициента – 4.

Налоговые обязательства по уплате земельного налога за указанные периоды по сроку уплаты 03.12.2018 не исполнены.

Перерасчет налоговым органом был произведен в соответствии с действующим налоговым законодательством, на основании сведений, полученных в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации из уполномоченных органов (в частности, из Росреестра) за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При этом в налоговых уведомлениях была указана подлежащая уплате сумма налога с учетом перерасчета.

Таким образом, оснований для признания незаконными действий ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми по перерасчету земельного налога за 2015-2017 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Чернову А.В., с применением повышающего коэффициента 4, у суда не имеется. ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми действовала в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы об отсутствии оснований для применения налоговой ставки 0,3% и повышающего коэффициента 4, поскольку фактически строительство жилого дома на земельном участке осуществляется не Черновым А.В., а силами застройщика (ООО «Сириус»), задержка сроков строительства связана с обстоятельствами, не зависящими от собственника и застройщика, а также то, что срок действия разрешения на строительство не истек, судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Плательщиком налога в любом случае является собственник земельного участка.

Наличие судебного акта о взыскании задолженности по налогу, и его фактическая оплата, не препятствует налоговому органу в пределах установленного законом срока произвести перерасчет налога.

С учетом изложенного выше, оснований для удовлетворения исковых требований не установлено.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Чернова Александра Витальевича к ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми о признании незаконными действий, выразившихся в несписании имущественного налога за 2013, 2014 годы в размере 165 044 рубля и 165 044 рубля соответственно, о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога за 2015-2017 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером , с применением повышающего коэффициента 4, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) И.С. Пепеляева

Копия верна.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь: