<данные изъяты>
Дело №2а-538/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2019 года г. Тверь
Московский районный суд г. Твери в составе:
Председательствующего судьи О.Ю. Тутукиной
при секретаре Ю.Н. Алексеенко
с участием заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СпецДорСтрой» к государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Тверской области ФИО2, Государственной инспекции труда в Тверской области о признании предписания № от 24.12.2018 года незаконным, его отмене,
установил:
ООО «СпецДорСтрой» обратилось в суд с административным иском к государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Тверской области ФИО2 о признании предписания №-И от 24.12.2018 года незаконным, его отмене.
В обоснование административного иска указано, что предписанием №-И об устранении выявленных нарушений от 24.12.2018 года ООО «СпецДорСтрой» в лице директора ФИО3 обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отраженных в акте проверки согласно перечня, а именно: в соответствии с требованиями ст.140 ТК РФ, выплатить ФИО1 все суммы, причитающиеся при прекращении трудового договора: денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска за 42 календарных дня в сумме 12571,26 рублей, пособие по временной нетрудоспособности за 9 календарных дней в размере 1798 руб., заработную плату за фактически отработанное время в размере 4846,14 рублей. Выплату всех сумм, произвести ФИО1 с учетом требований ст.236 ТК РФ, с выплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока по день фактического расчета включительно. Срок выполнения предписания установлен до 21.01.2019 года. О выполнении предписания установлено сообщить до 25.01.2019 года. Предписание получено обществом 28 декабря 2018 года. Общество считает предписание незаконным и подлежащим отмене. Общество является лицом, права которого непосредственно затрагиваются (нарушаются) оспариваемым предписанием, так как общество согласно предписанию обязано выплатить все суммы, причитающиеся при прекращении трудового договора, за пределами трехмесячного срока давности обращения работника за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного нормами статьи 386 и 392 ТК РФ. Кроме того, статьями 136 и абзацем 6 части 1 ст. 357 ТК РФ установлены полномочия федеральной государственной инспекции труда и непосредственно государственного инспектора труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Так, государственный инспектор труда имеет право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, которыми в соответствии со ст. 382 ТК РФ являются комиссии по трудовым спорам. По мнению общества, оспариваемое предписание не относится к компетенции административного ответчика. Оспариваемое предписание было вынесено по истечении срока, в течение которого работник имел возможность обратиться в суд за восстановлением своих прав и разрешением спора. В соответствии со статьей 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда. Ссылаясь на ст.355, 356, 357 ТК РФ, указано, что трудовые отношения с ФИО1 прекращены в июле 2016 года, работник был ознакомлен с локальным актом работодателя о прекращении трудовых отношений, тем самым истек срок для разрешения индивидуального трудового спора. Однако, несмотря на данное обстоятельство, предписание все же было вынесено на основании акта проверки от 24.12.20 18 года №-И, при этом оно не законно. В соответствии со ст.381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Таким образом, отличительной особенностью индивидуальных трудовых споров является неурегулированность разногласий между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за разрешением которых работник обращается в комиссию по трудовым спорам или в суд, а также индивидуальный характер спора (один или несколько конкретных работников - работодатель). Трудовым законодательством предусмотрены сроки обращения работников в комиссию по разрешению трудовых споров (статья 386 Трудового кодекса РФ - в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права) и суд (статья 392 Трудового кодекса РФ - в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права). То есть законодательством не предусмотрена обязанность работодателя безусловно произвести выплаты работнику заработной платы за определенный весь период работы и иные выплаты за прошлое время. Законом предусмотрена возможность для работодателя при рассмотрении трудового спора с работником заявить о пропуске работником срока обращения в суд за разрешением трудового спора. Суд вправе при наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд восстановить такой срок. Учитывая изложенное, общество уверено что между работником ФИО1 и ООО «СпецДорСтрой» возник индивидуальный трудовой спор о праве работника на выплату заработной платы и иных выплат на дату увольнения - 01.07.2016 года. На основании статьи 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Государственная инспекция труда не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а осуществляет, в том числе государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав работников. Общество считает, что предписания по трудовым спорам инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника. Для защиты этого права самим работником Трудовым кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок (ст. 392 ТК РФ). Таким образом, действуя в интересах работника, инспектор труда также как и сам работник должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора. При этом оспариваемое предписание вынесено по истечении установленного ТК РФ трехмесячного срока, в течение которого работник имел возможность обратиться в суд за разрешением спора о взыскании недоначисленной заработной платы и прочих выплат. ТК РФ предусматривает возможность восстановления пропущенного процессуального срока, однако данный вопрос разрешается в отношении конкретного лица, обратившегося в суд за разрешением трудового спора, с учетом представленных им доказательств уважительности причин пропуска срока. По мнению общества, в данном случае государственной инспекцией труда выдано предписание необоснованно, в нарушение требований ст. 392 ТК РФ. Общество считает, что свое решение государственному инспектору труда следовало выносить с учетом требований ст. 392 ТК РФ, и не брать на себя функции органа по разрешению индивидуальных трудовых споров. Разрешив индивидуальный трудовой спор, возникший между работником и работодателем, о праве работника на выплату заработной платы за весь период работы и других выплат, государственный инспектор труда вышел за пределы предоставленных ему полномочий, чем лишил права работодателя заявить о пропуске работником срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ. Вопрос же о пропуске срока обращения в суд и причинах пропуска срока мог быть рассмотрен только судом при разрешении им индивидуального трудового спора. Иное толкование трудового закона, по мнению общества, приведет к неравному положению участников трудовых правоотношений (работника и работодателя), а также к неравенству положения работников, которые обращаются непосредственно в суд за защитой нарушенного права и в отношении которых применяется ст. 392 ТК РФ, и работников, которые, пропустив предусмотренный ст. 392 ТК РФ срок, обращаются в инспекцию труда. Общество не может квалифицировать как законное возложение на него обязанности по выплате заработной платы и прочих выплат ФИО1 на основании оспариваемого предписания, как работнику, трудовые отношения с которым прекращены в 2016 году.
Административный истец просит признать незаконным и отменить Предписание №-И об устранении выявленных нарушений от 24.12.2018 года Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тверской области ФИО2
Определением суда от 18 февраля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Государственная инспекция труда Тверской области.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО1 с административным иском не согласилась, пояснила, что она работала в организации ИП ФИО4 не с 2014 года, а с 2006 года, организация переименовывалась и в ее трудовой книжке указано ООО «СпецДорСтрой». Она занималась продажей сыпучих материалов, работала продавцом, а не диспетчером как записано в трудовой книжке. В 2015 году организацию ликвидировали. Работала она продавцом, исполняла обязанности по учету и сбыту материалов. Заявление об увольнении по собственному желанию она не писала. У нее с работодателем был конфликт, который начался с задержки по заработной плате на 3-4 месяца, задолженность у сотрудников составляла по 50-60 тыс. рублей. Когда начались задержки, она стала спрашивать у работодателя, почему не выдают деньги, через неделю ей выдали только 10 тыс. рублей. Когда выгнали ее мужа, который проработал в этой организации 14 лет, то начали давить и на нее, в итоге из-за стрессов она попала в психбольницу, в последующем на этой почве у нее отказали руки и ноги. После того как ее выписали из лечебницы, ее муж и сын отнесли больничный лист в организацию, хотели получить ее зарплату, однако бухгалтер ФИО5 сказала, что начислено по черной кассе 30 тыс. рублей, но эти денежные средства были переданы в счет ее долга ФИО4. Из того, что указано в предписании ей ничего не выплатили. Расчеты предоставлены были по белой кассе, которую они никогда не получали, это для налоговой. Они работали по черной кассе, для которой она вела учет. Сейчас она осознает, что может быть что – то не надо было говорить, нужно было молчать, и тогда она работала бы до сих пор.
В судебное заседание административный истец Общество с ограниченной ответственностью «СпецДорСтрой» не явилось, извещены о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, предоставили суду письменные пояснения по делу, в которых указано, что срок для подачи административного искового заявления не пропущен, так как часть 1 статьи 219 КАС РФ предусматривает, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Иные части статьи 219 КАС РФ предусматривают десятидневный срок для подачи административного искового заявления по иным категориям споров (иных должностных лиц или судебных приставов-исполнителей), тем самым срок для подачи административного искового заявления не пропущен, и не требуется доказывать уважительность пропуска на подачу административного иска или восстанавливать срок на подачу иска. Административный ответчик ссылается в своих возражениях на пропуск обществом 10-ти дневного срока обращения за оспариванием предписания, предусмотренного ст.357 ТК РФ. Однако как следует из текста возражений, они направлены инспекцией, не являющейся административным ответчиком, следовательно, данное лицо не наделено правом заявлять о пропуске срока для обращения в суд, не является данное лицо также и представителем инспекции, так как доверенность от имени органа государственной власти не представлена. Кроме изложенного, статья 357 ТК РФ действительно предусматривает, что в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получении работодателем или его представителем. Из указанной нормы Трудового кодекса РФ следует, что десятидневный срок для обжалования предписания предусмотрен в случае его вынесения по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица в инспекцию по вопросу находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора. Общество считает, что в соответствии с ч. 2 ст.257 ТК РФ, государственные инспекторы труда, в случае принятия трудового спора к рассмотрению комиссией по трудовым спорам или возбуждение по нему коллективного трудового спора вправе при проведении инспекторской проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан выдавать предписания, но только в случае рассмотрении трудового спора комиссией, и именно такие предписания подлежат обжалованию в 10-тидневный срок. В силу ст.382 ТК РФ, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Общество считает мнение инспекции о нарушении обществом срока оспаривания предписания ошибочным, противоречащим указанным выше нормам материального и процессуального права. К доводам о пропуске административным истцом 10-ти дневного срока на обжалование предписания суду надлежит отнестись критически, в том числе к доводу указанному в возражениях относительно разъяснения порядка обжалования предписания. Согласно тексту предписания инспектор разъяснил право обжалования предписания в порядке предусмотренном, как ст. 357, 361 ТК РФ, так и главой 22 КАС РФ Указанные нормы права предусматривают разные сроки обжалования предписаний, в том числе предписания указанные в частях 1 и 2 ст.357 ТК РФ. Конкретных сроков обжалования инспектором не указано. В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор груда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание лишь в случае нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами. В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии с Конвенцией МОТ №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерации 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. В силу статьи 10 ТК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Из указанного следует, что нормы указанной конвенции превалируют перед нормами национального права, и нормы национального права не применимы в части противоречащей международной конвенции ратифицированной Российской Федерации. Таким образом, спор по выплате заработной платы ФИО1 в силу статьи 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом, но не инспекцией труда. Вместе с тем, возвращаясь к срокам давности обращения в суд за защитой нарушенного права, так как ФИО1 подала заявление в инспекцию вне рамок рассматриваемого в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 357 ТК РФ вопроса, находящегося на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора, то срок обжалования предписания, установленный в 10 дней исключительно для предписаний, выданных в соответствии с частью 2 статьи 357 ТК РФ не применим к оспариваемому предписанию, выданному должностным лицом инспекции, в рамках абз.6 части 1 статьи 357 ТК РФ. К данному предписанию применим срок оспаривания в три месяца, установленный статьей 219 КАС РФ.
В судебное заседание административный ответчик государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Тверской области ФИО2 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее предоставила возражения на административное исковое заявление, в которых просила о прекращении административного дела в связи с пропуском ООО «СпецДорСтрой» срока на обжалование. Порядок и сроки обжалования предписания законному представителю ООО «СпецДорСтрой» были разъяснены. В возражениях также указано, что Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач (ст. 356). Согласно статье 3 Конвенции Международной организации труда N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (Женева, 11 июля 1947 г.) в задачу системы инспекции труда входит обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений. Ссылаясь на ст.2, 22, 20, 130, 136 ТК РФ, указано, что эти требования являются обязательными для исполнения работодателем. Трудовое законодательство не предусматривает каких- либо исключений из установленного правила (письма Роструда от 30.05.2012 N ПГ/4067-6-1 и от 30.11.2009 N 3528-6-1). Ссылаясь на ст.80, 84.1, 140, 127 ТК РФ также указано, что ООО «СпецДорСтрой» заключен трудовой договор с ФИО1 от 01 апреля 2014г., предусматривающий обязанность работодателя соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудового договора; предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей; выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором; осуществлять обязательное социальное страхование работника в порядке, установленном федеральными законами; исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 01.07.2016г. ФИО1 была уволена с работы по инициативе работника - собственному желанию. Согласно представленным в ходе проверки документам, суммы, причитающиеся при увольнении ФИО1, а именно: компенсация за неиспользованный отпуск за 42 календарных дня, пособие по временной нетрудоспособности за 9 календарных дней, заработная плата за фактически отработанное время в день увольнения и на момент завершения проверки выплачена не была. В день увольнения ФИО1 на работе присутствовала, была ознакомлена с приказом об увольнении, получила трудовую книжку с записью об увольнении. Заявила нанимателю требование о выплате окончательного расчета в устной форме. Ответственность нанимателя за задержку расчета при увольнении наступает с 01.07.2016г., поскольку по вине нанимателя в день увольнения, 01.07.2016г., работнику не была выплачена причитающаяся при увольнении сумма. Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда от 24 марта 2005г. №5, длящимся является такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по обращению работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена. Согласно представленным платежным поручениям, расчетным листкам, заработная плата, причитающаяся ФИО1, ко дню увольнения была начислена, однако ни в день увольнения, ни на момент завершения проверки выплачены не была. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со тс. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового правах имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем. Порядок обжалования предписания надзорного органа урегулирован ТК РФ и в соответствии со ст. 357 ТК РФ составляет десять дней со дня его получения работодателем или его представителем. Предписание 69/12-2099-18-И от 24.12.2018 получено ООО «СпецДорСтрой» 27.12.2018, что подтверждается уведомлением о вручении, обжаловано в установленном Законом порядке не было и вступило в законную силу, а следовательно, подлежит обязательному исполнению. Таким образом, в действиях должностного лица Государственной инспекции труда в Тверской области нет нарушений требований действующего федерального законодательства. Предписание 69/12-2099-18-И от 24.12.2018 является законным и обоснованным, выдано ООО «СпецДорСтрой» в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий. В удовлетворении жалобы просили отказать, предписание оставить без изменения.
Административный ответчик Государственная инспекция труда в Тверской области, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила.
В судебное заседание заинтересованное лицо Государственное учреждение – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не явилось, просили рассмотреть административное дело в отсутствие их представителя, предоставив отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что страхователь ООО «СпецДорСтрой» в региональное отделение за возмещением расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 не обращался. По вопросу требования государственного инспектора о выплате пособия по временной нетрудоспособности, затрагивающему интересы регионального отделения, сообщают, что спор о начислении, перерасчете и выплате заработной платы, а также перерасчете пособия по временной нетрудоспособности подлежит рассмотрению либо комиссией по трудовым спорам, либо в суде в соответствии со ст. ст. 381 - 397 ТК РФ. Государственный инспектор по труду подменил собой судебный орган, наделенный полномочиями рассмотрения трудовых споров. Тем самым, предписание государственного инспектора труда, вынесенное по вопросу, не относящемуся к его компенсации, является незаконным. По смыслу вышеуказанных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами. Следовательно, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить. Спор о не выплате пособия по временной нетрудоспособности является в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Следовательно, оспариваемое предписание, в части выплаты пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 в сумме 1798 руб. вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
В судебное заседание заинтересованное лицо Отделение Фонда социального страхования в Конаковском районе Тверской области не явилось, извещены о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом.
В силу ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К обжалуемым в порядке гл.22 КАС РФ решениям, относятся акты перечисленных выше лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Статьей 353 ТК РФ установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
В силу ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в том числе осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание в случае нарушения трудового законодательства.
В силу ст. 361 Трудового кодекса РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в судебном порядке.
Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, как следует из статьи 2 ТК РФ, признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу ст.11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в частности, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Согласно ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.
На основании ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Из материалов дела следует, что в Государственную инспекцию труда в Тверской области поступило заявление от ФИО1 от 27 ноября 2018 года с просьбой принять меры к ООО «СпецДорСтрой» в лице ФИО3, по выплате заработной платы за последний месяц работы, а именно с 01.11.2015г. по 21.07.2018 год.
Согласно распоряжению (приказу) руководителя Государственной инспекции труда ФИО6 №-И от 28.11.2019 года в отношении ООО «СпецДорСтрой» назначено проведение внеплановой, документарной проверки сроком на 20 рабочих дней с 03 декабря 2018 года, проверку окончить не позднее 28 декабря 2019 года.
28 ноября 2018 года в адрес ООО «СпецДорСтрой» Государственной инспекцией труда в Тверской области направлен запрос на предоставление документов и информации.
Согласно акту проверки от 24 декабря 2018 года Государственной инспекцией труда в Тверской области выявлено, что в нарушение требований ст.127, 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику ФИО1, от работодателя не была произведена в день увольнения 01.07.2016г. Не выплачена денежная компенсация за все неиспользованные отпуска за 42 календарных дня в сумме 12571,26 рублей, не выплачено пособие по временной нетрудоспособности за 9 календарных дней в размере 1798 руб., а также заработная плата за фактически отработанное время в размере 4846,14 рублей.
24 декабря 2018 года директору ООО «СпецДорСтрой» Государственной инспекцией труда в Тверской области выдано предписание №-И об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отраженных в акте проверки, а именно предписано выплатить ФИО1 все суммы, причитающиеся при прекращении трудового договора: денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска за 42 календарных дня в сумме 12571,26 рублей, пособие по временной нетрудоспособности за 9 календарных дней в размере 1798 руб., заработную плату за фактически отработанное время в размере 4846,14 рублей. Выплату всех сумм, произвести ФИО1 с учетом требований ст.236 ТК РФ, с выплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующего в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Статьей 357 ТК РФ предусмотрено, что в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу пункта 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Из ч.5, 7 ст.219 КАС РФ следует, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд согласно частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ возложена на ООО «СпецДорСтрой».
Судом установлено, что оспариваемое предписание получено ООО «СпецДорСтрой» 27.12.2018 года, указанное подтвердил в исковом заявлении и представитель административного истца, ссылается на данное обстоятельство и административный ответчик.
Административный иск в суд подан согласно оттиску штампа на почтовом конверте 26.01.2019г., когда срок обращения в суд с административным иском об обжаловании предписания уже истек.
Обстоятельства, которые могли бы привести к невозможности подачи иска в установленный для этого срок, последним не представлены, на такие обстоятельства административный истец не ссылается, уважительных причин пропуска срока суд также не усматривает.
Суд отклоняет доводы административного истца о том, что срок обжалования предписания, установленный в 10 дней исключительно для предписаний, выданных в соответствии с частью 2 статьи 357 ТК РФ и не применим к оспариваемому предписанию, выданному должностным лицом инспекции в рамках абз.6 части 1 статьи 357 ТК РФ, что к данному предписанию применим срок оспаривания в три месяца, установленный статьей 219 КАС РФ. Данные доводы основаны на ошибочном толковании норм права.
В ч.8 ст.219 КАС РФ указано, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку, как установлено судом, административным истцом пропущен срок на подачу административного искового заявления об оспаривании предписания без уважительных причин, то в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «СпецДорСтрой» к государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Тверской области ФИО2, Государственной инспекции труда в Тверской области о признании предписания №-И от 24.12.2018 года незаконным, его отмене, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> О.Ю. Тутукина
В окончательной форме решение принято 05 апреля 2019 года