УИД: 50OS0<данные изъяты>-36
Дело <данные изъяты>а-806/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2023 года <данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Палагиной А.А.,
при ведении протокола секретарем Григорьевой М.С.,
с участием прокурора Коростелевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-806/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании недействующими в части распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2457 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,
установил:
распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 2948 Приложения <данные изъяты>) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1483,4 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 3067 Приложения <данные изъяты>) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1483,4 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 3224 Приложения <данные изъяты>) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером 50:40:<данные изъяты>:<данные изъяты>, общей площадью 1483,4 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2457 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 3255 Приложения <данные изъяты>) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1483,4 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.
Распоряжения опубликованы в официальном печатном издании – газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», а также на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Административный истец ФИО1, являющийся индивидуальным предпринимателем, обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений <данные изъяты>, в котором просит признать недействующими со дня принятия пункт 2948 Приложения <данные изъяты> к распоряжению Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункт 3067 Приложения <данные изъяты> к Распоряжению Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункт 3224 приложения <данные изъяты> к Распоряжению Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункт 3255 Приложения <данные изъяты> к Распоряжению Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2457 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером 50:40:0020105:402, площадью 1483,4 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, который включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022, 2023 годы.
По мнению административного истца, в соответствии с пп.2 п.10 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, он является лицом, освобожденным от уплаты налога на имущество.
Кроме того, спорное здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) признаками объекта, в отношении которого налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение объекта в оспариваемые Перечни неправомерно налагает на административного истца обязанность по уплате налоговых платежей в завышенном размере.
Административный истец указал, что принадлежащее ему нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:40:020105:20 с видом разрешенного использования – «магазины, объекты дорожного сервиса», который не предусматривает с очевидностью размещение на нем исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в отсутствие фактического обследования здания.
Так, исходя из сведений, содержащихся в Техническом плане здания, торговая площадь в нем составляет всего лишь 49,8 кв.м. (3,35% от общей площади здания). Обследование нежилого здания с целью установления обстоятельств его фактического использования перед принятием оспариваемых нормативных актов не проводилось.
Таким образом, согласно позиции административного истца, доказательств того, что на момент утверждения оспариваемых Перечней, под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания использовалось 20 и более процентов от общей площади здания, не имеется, а потому основания для включения данного здания в Перечни, отсутствуют.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на основании доверенности ФИО2 заявленные административные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений <данные изъяты> по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, полагая требования необоснованными и незаконными.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Коростелевой А.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <данные изъяты> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно предписаниям статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Решением Совета депутатов <данные изъяты> от <данные изъяты> № РС-5-24/6 «О налоге на имущество физических лиц» на территории <данные изъяты> установлена налоговая ставка от кадастровой стоимости объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст.378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 ч.10 ст.378.2 НК РФ, в 2021 году - 1,8 процента, в 2022 году - 1,9 процента, в 2023 году и последующие годы - 2 процента.
Пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений <данные изъяты>, утвержденного Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 842/27 Министерство имущественных отношений <данные изъяты> (далее - министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <данные изъяты> в сфере имущественно-земельных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>, государственных органов <данные изъяты> и государственных учреждений <данные изъяты>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления <данные изъяты> (далее Положение).
В силу пункта 13.5.1 Положения, в <данные изъяты> уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений <данные изъяты>.
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит особенности установления кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества.
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Материалами дела установлено, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером 50:40:0020105:402, общей площадью 1483,4 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 2948 Приложения <данные изъяты>) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1483,4 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Текст данного Распоряжения опубликован на сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты>, в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» от <данные изъяты><данные изъяты>.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 3067 Приложения <данные изъяты>) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1483,4 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Текст данного Распоряжения опубликован на сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты>, в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» от <данные изъяты><данные изъяты>.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 3224 Приложения <данные изъяты>) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1483,4 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Текст данного Распоряжения опубликован на сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты>, в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» от <данные изъяты><данные изъяты>.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2457 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 3255 Приложения <данные изъяты>) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1483,4 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.
Данное распоряжение опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> https://mio.mosreg.ru, <данные изъяты>, «Ежедневные Новости. Подмосковье», <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции органа государственной власти, процедура их принятия и опубликования не оспаривается.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, согласно сведениям ЕГРН спорный объект недвижимости имеет наименование «здание», назначение «нежилое».
В период включения объекта в Перечни указанное здание располагалось на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, с видом разрешенного использования - «магазины, объекты придорожного сервиса».
Указанный вид разрешенного использования земельного участка и назначение объекта недвижимости не являются конкретно определенными, а потому не позволяют сделать однозначный вывод о том, что спорное здание используется для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания.
Таким образом, обстоятельства фактического использования здания для размещения офисного или торгового объекта являются юридически значимыми.
При разрешении настоящего спора судом установлено, что на даты формирования Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020-2022 годы, обследование спорного объекта не проводилось.
Согласно части 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», согласно пунктам 8 и 9 которого по результатам обследования объекта недвижимости составляется акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения с целью определения вида их фактического использования для целей налогообложения (далее – акт), включающий сведения о фактическом использовании объекта недвижимости, в том числе площади, используемой для размещения офиса, торгового объекта, объекта общественного питания и объекта бытового обслуживания; об отношении площади фактического использования объекта недвижимости для размещения офиса, торгового объекта, объекта общественного питания и объекта бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в соответствии с главой 26.5 НК РФ в отношении ИП ФИО1: патентом <данные изъяты> от <данные изъяты> удостоверено право в отношении осуществляемого им вида предпринимательской деятельности «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв.м. по каждому объекту организации» на период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, в том числе в отношении вида объекта: Магазин, площадью 49,8 кв.м. по адресу: <данные изъяты>; патентом <данные изъяты> от <данные изъяты> удостоверено право в отношении осуществляемого им вида предпринимательской деятельности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования» на период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, в том числе с адресом места осуществления предпринимательской деятельности: <данные изъяты>; патентом <данные изъяты> от <данные изъяты> удостоверено право в отношении осуществляемого им вида предпринимательской деятельности «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы» на период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, в том числе в отношении вида объекта: Магазин, площадью 49,8 кв.м., по адресу: <данные изъяты>; патентом <данные изъяты> от <данные изъяты> удостоверено право в отношении осуществляемого им вида предпринимательской деятельности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования» на период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, в том числе с адресом места осуществления предпринимательской деятельности: <данные изъяты>; патентом <данные изъяты> от <данные изъяты> удостоверено право в отношении осуществляемого им вида предпринимательской деятельности «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы» на период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, в том числе в отношении вида объекта: Магазин, площадью 45 кв.м., по адресу: <данные изъяты>; патентом <данные изъяты> от <данные изъяты> удостоверено право в отношении осуществляемого им вида предпринимательской деятельности «Ремонт, техническое обслуживание автотранспортных, мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойка автотранспортных средств, полирование и представление аналогичных услуг»» на период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, в том числе с адресом места осуществления предпринимательской деятельности: <данные изъяты>.
Согласно информации, предоставленной УФНС по <данные изъяты> в ответе на запрос от <данные изъяты><данные изъяты>@, в спорном здании зарегистрирована контрольно-кассовая техника в отношении ИП ФИО1 (ИНН <***>), модель ККТ Меркурий-185ф, дата регистрации <данные изъяты> (торгово-сервисный центр «Шина-Лидер»).
Из экспликации к поэтажному плану здания в составе технического плана, составленного <данные изъяты>, следует, что в данном здании расположены помещения с наименованиями «тамбур» - 14,1 кв.м., «лестничная площадка» - 20,5 кв.м., «кладовая» - 13,7 кв.м., «торговый зал» - 49,8 кв.м., «склад колесных дисков» - 352,5 кв.м., «мастерская шиномонтажа» - 155,7 кв.м., «склад» - 41,2 кв.м., «кабинет» - 39,2 кв.м., «эл.щитовая» - 2,2 кв.м., «коридор» - 66,3 кв.м., «санузел» - 6 кв.м., «склад автомобильных шин» - 691,4 кв.м., «лестница» - 34,6 кв.м., «коридор» - 44,6 кв.м., «котельная» - 19,8 кв.м., «кладовка» - 2 кв.м.
Согласно Акту осмотра территории от <данные изъяты>, проведенного Комитетом по управлению имуществом <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером 50:40:0020105:20, имеющем вид разрешенного использования «магазины, объекты придорожного сервиса», расположено двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером 50:40:0020105:402, 1 этаж которого используется под магазин для продажи шин и колесных дисков, имеются места для персонала, комната отдыха, санузел; 2 этаж используется под склад шин, расположена газовая котельная, места для персонала (санузел).
Исходя из Акта <данные изъяты> обследования здания и помещений с целью определения вида их фактического использования от <данные изъяты>, проведенного представителями администрации городского округа <данные изъяты> и Комитета по управлению имуществом <данные изъяты>, первый этаж здания используется под торговый зал, мастерскую шиномонтажа, склад колесных дисков, автомобильных шин и прочих вспомогательных деталей. На первом этаже расположены места для персонала (санузлы, кабинеты), технические помещения (электрощитовая, кладовые), места общего пользования (коридор, лестница, тамбур). Второй этаж используется под склад автомобильных шин. Также на втором этаже расположены котельная, санузлы, кладовая.
Из акта <данные изъяты>-П от <данные изъяты>, составленного Министерством имущественных отношений <данные изъяты> по результатам обследования здания, следует, что под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания используется 205,5 кв.м., то есть 13,85 % общей площади здания. Представителем административного ответчика даны пояснения в судебном заседании, согласно которым, при обследовании здания не учитывалась фактическая площадь помещений, используемых в качестве складских.
Приведенные выше доказательства подлежат оценке судом в совокупности и взаимосвязи.
Как видно из фотоматериалов, выполненных в ходе проведения указанных обследований, в помещениях, поименованных в техническом плане как «склад колесных дисков», «склад автомобильных шин» и «склад», фактически хранится маркированная продукция (шины, колесные диски и иные сопутствующие товары), реализуемые в магазине, расположенном в этом же здании.
Данные обстоятельства подтверждены в ходе судебного разбирательства объяснениями представителя административного истца, который пояснил, что поименованные в техническом плане помещения: <данные изъяты> «Склад колесных дисков», площадью 254,6 кв.м., <данные изъяты> «Склад», площадью 35,2 кв.м., <данные изъяты> «Склад автомобильных шин», площадью 436,8 кв.м., <данные изъяты> «Склад автомобильных шин», площадью 254,6 кв.м., используются исключительно в целях хранения продукции (шин, автомобильных дисков и иных сопутствующих товаров), реализуемой магазином на первом этаже здания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.
Понятия «торговый объект» и «склад» раскрыты в статье 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <данные изъяты> N 582-ст.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Магазин - стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Склад - это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения операции по их приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску и отгрузке.
Из данных понятий следует вывод, что не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть признаны предназначенными или используемыми для размещения торговых объектов. Для того, чтобы включить склад в торговый объект, он согласно указанным актам должен находиться в одном здании с помещениями, предназначенными для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, и в нем должна храниться продукция, которая реализуется в помещениях для обслуживания покупателей. Если склад не соответствует указанным требованиям, а представляет собой специальное здание или помещение, то его площадь не может быть включена в площадь торгового объекта в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. Такой состав площадей магазина (торговые залы и складские помещения) следует из позиции 38 названного национального стандарта.
Под складским помещением понимается специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (позиция 91 названного национального стандарта), а под торговым залом предприятия розничной торговли понимается специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (позиция 112 названного национального стандарта).
При этом в соответствии с примечанием к позиции 112 данного национального стандарта часть торгового зала торгового предприятия (торгового объекта) может использоваться для создания необходимого торгового запаса (складирования запаса), предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли.
Как установлено при рассмотрении настоящего дела, реализация покупателям шин и колесных дисков с использованием кассового аппарата производится в помещении торгового зала, площадью 49,8 кв.м., а в складских помещениях данного торгового объекта находятся данные товары, которые впоследствии реализовываются в помещении зала, то есть склад предназначен для расположения в нем товаров, которые реализуются непосредственно в торговом зале.
Таким образом, суд приходит к выводу, что часть спорного здания, где находятся реализуемые в магазине товары, не отвечает требованиям понятия «склада», поскольку данная часть здания используется не для выполнения складских операций (хранение товаров, операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке), а фактически также выполняет роль торгового зала с учетом примечания к позиции 112 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения».
С учетом изложенного, при исчислении площади под размещение торгового объекта в здании с кадастровым номером 50:40:0020105:402 подлежит учету не только площадь торгового зала, где непосредственно обслуживаются покупатели, но и площадь помещений, где находится реализуемый в магазине товар.
При данных обстоятельствах, с учетом наличия достоверных сведений о фактическом использовании 1128,6 кв.м. от общей площади здания, составляющей 1483,4 кв.м., то есть 76,1 %, под размещение торгового объекта - магазина для продажи шин и колесных дисков, которое имеет торговый зал и складские помещения в целях хранения, продажи и демонстрации товара, на момент утверждения Перечней, что подтверждается техническим планом, актами фактического использования объекта и объяснениями представителя административного истца, позиция административного искового заявления о том, что на момент принятия оспариваемых Перечней на 2020 – 2023 годы здание фактически не использовалось в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ, является несостоятельной, опровергается исследованными по делу доказательствами в их совокупности и взаимосвязи.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании недействующими пункта 2948 Приложения <данные изъяты> к распоряжению Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункта 3067 Приложения <данные изъяты> к Распоряжению Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункта 3224 приложения <данные изъяты> к Распоряжению Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункта 3255 Приложения <данные изъяты> к Распоряжению Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2457 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Палагина
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>.