НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мелекесского районного суда (Ульяновская область) от 28.12.2020 № 2А-1-639/20

Дело №2а-1-639/2020

УИД 73RS0012-01-2020-000843-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Рыбакова И.А., при секретаре Колесовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании незаконными действий и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании незаконными действий и понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указывает, что прокурорской проверкой выявлены нарушения, допускаемые органами местного самоуправления МО «Рязановское сельское поселение» при формировании организационно-штатных структур.

Решением Совета депутатов поселения от 13.02.2020 №33/76 утверждена структура и предельная штатная численность работников администрации МО «Рязановское сельское поселение», согласно которой предусмотрено четыре должности муниципальной службы (Глава администрации, начальник финансового отдела, главный специалист по управлению муниципальной собственность и земельным отношениям, главный специалист по делопроизводству и муниципальной службе), остальные работники замещают должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы. Однако в приложении № 2 к данному решению «Предельная штатная численность» предусмотрено лишь две должности муниципальной службы – глава администрации и специалист по делопроизводству и муниципальной службе.

Соответствующие изменения в штатное расписание, Положение о муниципальной службе в МО «Рязановское сельское поселение» не внесены, вследствие чего начальник финансового отдела, специалист по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям до настоящего времени трудоустроены на «технических должностях».

В соответствии с распоряжением администрации поселения от 05.05.2014 № 12-р к должностным обязанностям начальника и главного специалиста финансового отдела отнесены «прогноз и разработка проекта бюджета поселения на очередной финансовый год, исполнение бюджета поселения, составление отчета об исполнении бюджета поселения, осуществление взаимных расчетов бюджета поселения с бюджетом Мелекесского района, организация казначейского исполнения местного бюджета, организация и осуществление казначейского исполнения местного бюджета, организация и осуществление краткосрочного прогнозирования и кассового планирования финансовых расчетов, определение и утверждение лимитов бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств».

В подобной ситуации лица, не замещающие должность муниципальной службы, фактически выполняют функции, отнесенные к исключительной компетенции органов местного самоуправления сельского поселения, осуществление которых должно быть возложено на лиц, замещающих должности муниципальной службы.

В указанном случае обязанности, ограничения и запреты, установленные ст.ст. 12, 13, 14 Закона №25-ФЗ, на лиц, замещающих «технические» должности и обеспечивающих при этом исполнение полномочий администрации поселения, не распространяются.

Помимо этого, изучение должностных инструкций сотрудников органов местного самоуправления и подведомственных учреждений показало, что из категории должностей муниципальной службы безосновательно исключена должность – специалист по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям, которая переведена в разряд «технических должностей».

Так, к должностным обязанностям специалиста по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям отнесены осуществление правой экспертизы документов и подготовка проектов постановлений о передаче гражданам земельных участков в собственность или в аренду, об ограничении прав на земельные участки (сервитуты), подготовка для граждан и юридических лиц выписок из постановлений о передаче земельных участков в собственность, аренду, постоянное пользование, участие в проведении проверок по использованию и охране земель и другие обязанности.

Данные функции также выполняются в связи с реализацией вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, предусмотренных п.3 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Исключив рассматриваемую должность из категорий должностей муниципальной службы с переводом в категорию «технических должностей», органы местного самоуправления муниципального образования создали возможность незаконного освобождения от ответственности лиц, замещающих «технические должности» и нарушающих антикоррупционные запреты и ограничения. Более того, специалист по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям администрации поселения Деметьева Е.В., фактически замещающая должность муниципальной службы, в нарушение установленного запрета одновременно является директором созданного МО МКУ «Административно-хозяйственный центр» МО «Рязановское сельское поселение».

Таким образом, намеренный вывод лиц, не занимающих должности муниципальной службы, но являющимися таковыми по своему функционалу, из-под действия запретов и ограничений Закона № 25-ФЗ создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны указанных сотрудников, что противоречит принципу обеспечения законности при прохождении муниципальной службы, установленному ст.ст. 3,7 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

По данному факту в адрес Главы администрации МО «Рязановское сельское поселение» 29.03.2019 года вносилось представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени никаких мер к исполнению требований прокурора не принято.

Просит признать незаконными действия администрации МО «Рязановское сельское поселение» по возложению должностных обязанностей по вопросам составления и рассмотрении бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения на начальника финансового отдела, не замещающего должность муниципальной службы, а также обязанностей по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на главного специалиста по муниципальной собственности и земельным отношениям, не замещающего должность муниципальной службы. Обязать администрацию МО «Рязановское сельское поселение» направить в представительный орган МО «Рязановское сельское поселение» для утверждения структуру и штатную численность работников, внести изменения в штатное расписание, возложив исполнение обязанностей по составлению и рассмотрению бюджета поселения, утверждению и исполнению бюджета поселения, осуществлению контроля за его исполнением, составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета поселения, а также по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на работников, замещающих должности муниципальной службы.

В судебном заседании прокурор Буркин К.Е. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации МО «Рязановское поселение» в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении данного дела в свое отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав прокурора и исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ) в целях обеспечения исполнения, в том числе, полномочий органа местного самоуправления, а также лиц, замещающих муниципальные должности, учреждаются должности муниципальной службы.

При этом п. 2 ст. 10 указанного Закона допускает формирование в органе местного самоуправления должностей, не относящихся к должностям муниципальной службы, наличие которых обусловлено необходимостью технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Из представленного решения совета депутатов МО «Рязановское сельское поселение» «Об утверждении структуры и предельной штатной численности работников администрации муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области» № 33/76 от 13.02.2020 года следует, что в структуре администрации предусмотрены 4 должности муниципальной службы – глава администрации, начальник финансового отдела, главный специалист по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям и главный специалист по делопроизводству и муниципальной службе (приложение №№1,2).

Распоряжением администрации муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 09.01.2020 г. № 1-р утверждены штатные расписания исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления; работников, осуществляющих техническое обеспечение, рабочих и младшего технического персонала исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.

Согласно представленным штатным расписаниям начальник финансового отдела и специалист по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям относятся к техническому персоналу.

Согласно должностной инструкции начальника отдела администрации МО «Рязановское сельское поселение», утвержденной распоряжением администрации МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области № 12-р от 05.05.2014 начальник финансового отдела прогнозирует и разрабатывает проект бюджета поселения на очередной финансовый год в порядке и сроки, установленные федеральным, областным законодательством и нормативными правовыми актами Мелекесского района, исполняет бюджет поселения, составляет отчет об исполнении бюджета поселения, осуществляет взаимные расчеты бюджета поселения с бюджетом Мелекесского района в установленном законодательством порядке, организует казначейское исполнение местного бюджета и др. (раздел 4 должностной инструкции).

Из должностной инструкции специалиста по управлению муниципальной собственности и земельным отношениям администрации МО «Рязановское сельское поселение», утвержденной распоряжением администрации МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области № 12-р от 05.05.2014 следует, что в его обязанности входит осуществление правовой экспертизы документов и подготовка проектов постановлений о передаче гражданам земельных участков в собственность или аренду, об ограничении прав на земельные участки (сервитуты), подготовка материалов и оформление документов к заседанию комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды и др. (раздел 4 должностной инструкции).

Как установлено в судебном заседании, 29.03.2019 года в адрес главы администрации МО «Рязановское сельское поселение» прокурором Мелекесского района Ульяновской области вынесено представление об устранении нарушений закона. О результатах рассмотрения представления прокурора рекомендовано сообщить в месячный срок.

В ответе на представление прокурора от 08.05.2019 года указано, что в целях указанных нарушений администрацией был подготовлен проект решения Совета депутатов МО «Рязановское сельское поселение» «Об утверждении структуры администрации МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области».

Из письма администрации МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области» от 27.10.2020 усматривается, что подготовлен проект решения Совета депутатов МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 27.08.2014 № 14/52 «Об утверждении положения о муниципальной службе в муниципальном образовании «Рязановское сельское поселении» Мелекесского района Ульяновской области в части изменений реестра должностей муниципальной службы в муниципальном образовании «Рязановское сельское поселении» Мелекесского района Ульяновской области с утверждением должностных окладов. После принятия внесенных изменений в положение сотрудники (начальник финансового отдела, главный специалист по управлению муниципальной собственности и земельным отношениям) будут приняты на должность муниципальной службы.

Таким образом, судом установлено, что лица, не замещающие должности муниципальной службы, фактически выполняют функции, отнесенные ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к исключительной компетенции органов местного самоуправления сельского поселения, осуществление которых должно быть возложено на лиц, замещающих должности муниципальной службы.

В связи с чем, в указанном случае обязанности, ограничения и запреты, установленные ст.ст. 12, 13, 14 Закона № 25-ФЗ, на лицо, замещающее «техническую» должность и обеспечивающее при этом исполнение полномочий администрации поселения не распространяются.

Таким образом, разрешая исковые требования прокурора о признании незаконными действий администрации МО «Рязановское сельское поселение» по возложению должностных обязанностей по вопросам составления и рассмотрении бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения на начальника финансового отдела, а также должностных обязанностей по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на главного специалиста по управлению муниципальной собственности и земельным отношениям, не замещающих должность муниципальной службы, суд находит их обоснованными и законными, так как намеренный вывод лиц, не занимающих должности муниципальной службы, но являющихся таковыми по своему функционалу, в период действия запретов и ограничений Закона № 25-ФЗ создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны указанных сотрудников, что противоречит принципу обеспечения законности при прохождении муниципальной службы, установленному ст.ст. 3,7 Федерального закона от 25.12.20087 № 273 «О противодействии коррупции».

Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Суд также полагает необходимым обязать администрацию МО «Рязановское сельское поселение» направить в представительный орган указанного муниципального образования для утверждения структуру и штатную численность работников местной администрации, внести изменения в штатное расписание, возложив исполнение обязанностей по вопросам составления и рассмотрении бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения, а также по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на работников, замещающих должности муниципальной службы.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177 и 178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании незаконными действий и понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области по возложению должностных обязанностей по вопросам составления и рассмотрении бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения на начальника финансового отдела, не замещающего должность муниципальной службы.

Признать незаконными действия администрации МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области по возложению должностных обязанностей по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на главного специалиста по управлению муниципальной собственности и земельным отношениям, не замещающего должность муниципальной службы.

Обязать администрацию МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области направить в представительный орган МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области для утверждения структуру и штатную численность работников, внести изменения в штатное расписание, возложив исполнение обязанностей по вопросам составления и рассмотрении бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения и по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на работников, замещающих должности муниципальной службы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 11.01.2021.

Судья И.А Рыбаков