НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Медвежьегорского районного суда (Республика Карелия) от 18.06.2020 № 2-257/20

10RS0008-01-2020-000252-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2020 года г. Медвежьегорск

Республика Карелия

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-257/2020 по иску Карельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» об обязании выполнить определенные действия,

установил:

Иск мотивирован тем, что Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что закрепленные за ФБУ «Администрация «Беломорканал» на праве оперативного управления эксплуатируемые объекты, расположенные на гидроузлах № 2, № 14, № 16, № 18, № 19, имеют несоответствующие нормативным требованиям дефекты.

В состав гидроузла № 2 входят шлюз № 2, дамба № 43, дамба канала № 152, водоспуск № 152. Декларация безопасности данного гидроузла утверждена 23.03.2017 на срок до 23.03.2020. Основными дефектами, влияющими на ухудшение технического состояния шлюза № 2, являются повреждения бетона средней и нижней голов шлюза; шлюз № 2 находится в предаварийном техническом состоянии, имеет неудовлетворительный уровень безопасности.

В состав гидроузла № 14 входят шлюз № 14, дамба, плотина № 27, плотина № 28, дамба № 70, дамба № 71, дамба № 72 (а), дамба № 72 (б). Декларация безопасности гидроузла № 14 утверждена 01.11.2019 на срок до 01.11.2021. Шлюз № 14 находится в предаварийном состоянии, имеет опасный уровень безопасности, плотина № 27 находится в ограниченно-работоспособном состоянии и имеет пониженный уровень безопасности.

В состав гидроузла № 16 входит шлюз № 16. Декларация безопасности утверждена 23.07.2018 на срок до 23.07.2021; на средней и нижней головах шлюза № 16 имеются повреждения бетона; шлюз № 16 находится в предаварийном техническом состоянии, имеет неудовлетворительный уровень безопасности.

В состав гидроузла № 18 входят шлюз № 18, плотина № 32, водоспуск № 139. Декларация безопасности утверждена 13.03.2017 на срок до 13.03.2020. Проверкой выявлена струйчатая фильтрация на штрабном бетоне закладных частей опорно-ходовых элементов основных двустворчатых ворот верхней и нижней голов, разрушение бетона верхней головы, трещины в штрабном бетоне закладных частей цилиндрических затворов; шлюз № 18 находится в предаварийном техническом состоянии, имеет неудовлетворительный уровень безопасности.

В состав гидроузла № 19 входят шлюз № 19, плотина № 33, водоспуск № 140. Декларация безопасности утверждена 26.02.2018 на срок до 26.02.2021. Элементы голов и стен камеры шлюза № 19 имеют повреждения бетона; шлюз № 19 находится в предаварийном техническом состоянии, имеет неудовлетворительный уровень безопасности.

Потребность устранения указанных дефектов до нормативных отражена в декларациях безопасности. Безопасность гидротехнических сооружений ответчиком надлежаще не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, в случае разрушения отдельных гидротехнических сооружений возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.

С учетом уточненных исковых требований Карельский транспортный прокурор просит обязать ФБУ «Администрация «Беломорканал» не позднее 1 года с даты вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение надежности и безопасности гидротехнических сооружений: 1) устранить повреждения бетона средней и нижней голов шлюза № 2 гидроузла № 2; 2) устранить повреждения и трещины в бетоне элементов голов, струйчатой фильтрации по контуру штрабного бетона западного устоя средней головы шлюза № 14 гидроузла № 14; 3) выполнить обследование технического состояния ледосбросной части плотины № 27 гидроузла № 14 специализированной организацией; 4) выполнить капитальный ремонт аварийно-ремонтных ворот шлюза № 14 гидроузла № 14; 5) устранить повреждения поверхности бетона элементов голов и стен камер шлюза № 16 гидроузла № 16; 6) устранить повреждения бетона верхней головы, трещины в штрабном бетоне закладных частей цилиндрических затворов, а также струйчатую фильтрацию на штрабном бетоне закладных частей опорно-ходовых элементов основных двухстворчатых ворот верхней и нижней голов, разрушение шлюза № 18 гидроузла № 18; 7) устранить повреждения бетона элементов голов и стен камеры шлюза № 19 гидроузла № 19.

В судебном заседании старший помощник Карельского транспортного прокурора Шабалина Е.Л. исковые требования с учетом их уточнения по изложенным основаниям поддержала. Отметила, что необходимость выполнения заявленных в иске ремонтных работ подтверждена декларациями безопасности. О нарушении ответчиком требований безопасности гидротехнических сооружений свидетельствует сам факт невыполнения работ, указанных в Декларациях безопасности. По большинству работ указанные в Декларациях безопасности сроки выполнения истекают в 2021 году. Принимаемые ответчиком меры по планированию ремонтных работ являются явно недостаточными.

Представители ответчика ФБУ «Администрация Беломорканал» по доверенностям Румаков О.А. и Шишкина Е.А. в судебном заседании возражали против исковых требований, указав, что Учреждением приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Указанные прокурором сроки выполнения работ не учитывают необходимость соблюдения Учреждением положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», прохождения согласований с Росморречфлотом, необходимость составления проектов работ, объемы работ, продолжительность навигации на ББК, возможность выполнения основной части работ только в межнавигационный период. Не оспаривали необходимость выполнения заявленных в иске работ. Вместе с тем полагали, что иск заявлен необоснованно, поскольку обязанность по проведению ремонта СГТС указана в Декларациях безопасности и Учреждением проводятся соответствующие мероприятия. Так, реконструкция шлюзов № 2 и № 14 включена в федеральный проект «Внутренние водные пути» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р. В 2020-2021 г.г. предусмотрено выполнение проектных и изыскательских работ по реконструкции шлюзов № 2 и № 14, в 2023-2024 –выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции механического оборудования, бетонных конструкций голов и плит королей, электротехнического оборудования и средств связи, контрольно-измерительной аппаратуры с её восстановлением и дооснащением, реконструкция зданий механизмов, пришлюзовых площадок. Учреждение прошло согласование в Росморречфлоте конкурсной документации на право заключения Государственного контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по разработке комплексного проекта реконструкции шлюзов № 2 и № 14; провело анализ рынка, получило коммерческие предложения; 16.06.2020 заключен контракт на выполнение проектных работ сроком выполнения до 10.11.2021. В феврале 2019 года проведено комиссионное преддекларационное обследование гидроузла № 2, по итогам которого составлен акт, в котором рекомендовано выполнить реконструкцию шлюза № 2 в срок до 2030 года. В марте 2020 года утверждена Декларация безопасности гидроузла № 2, п. 13 которой предусмотрен перечень мероприятий для обеспечения безопасной эксплуатации, подлежащих выполнению в период 2022-2024 г.г. Для поддержания технического состояния бетонных конструкций голов шлюза № 2 в период с марта 2017 по март 2020 проводились работы по устранению повреждений бетона голов шлюза. В феврале 2019 года проведено комиссионное преддекларационное обследование гидроузла № 14, 22.02.2019 составлен акт преддекларационного обследования, согласно которому рекомендовано выполнить реконструкцию шлюза № 14 сроком до 2030 года. Декларация безопасности гидроузла № 14, утвержденная 01.11.2019, предусматривает сроки выполнения работ по реконструкции шлюза № 14 до 2024 года. В период действия предыдущей Декларации безопасности с 2016 по 2020 годы для поддержания технического состояния бетонных конструкций голов шлюза № 14 выполнялись работы по устранению повреждений бетона голов шлюза. Указанные в иске повреждения шлюзов № 2 и № 14 не являются серьезными и не влекут возникновения чрезвычайных ситуаций. Относительно обследования ледосбросной плотины № 27 пояснили, что её техническое состояние оценивается как ограниченно-работоспособное, уровень безопасности пониженный. Опасность внезапного разрушения отсутствует. Актом преддекларационного обследования гидроузла № 14 от 22.02.2019 рекомендовано выполнить обследование технического состояния ледосбросной части плотины № 27 специализированной организацией в 2022 году. Обследование плотины требует выполнения очистки водосливной грани от наросшей биомассы с привлечением подрядной организации. В Плане финансово-хозяйственной деятельности на период 2020-2022 запланировано выполнение работ согласно срокам, установленным Декларацией безопасности. В отношении аварийно-ремонтных ворот шлюза № 14 гидроузла № 14 пояснили, что проектно-сметная документация прошла негосударственную экспертизу 28.11.2018; 08.04.2019 получено положительное заключение в Главгосэкспертизе. Росморечфлотом разработан Прогнозный план капитального ремонта объектов на 2019-2024. После проведения конкурсных процедур заключен контракт от 01.10.2019, начата реализация выполнения комплекса работ по капитальному ремонту аварийно-ремонтных ворот шлюза № 14, завершение запланировано на 15.06.2021. По устранению повреждений поверхности бетона элементов голов и стен камер шлюза № 16 гидроузла № 16 пояснили, что реконструкция шлюза № 16 также включена в федеральный проект «Внутренние водные пути». Согласно Плану-графику, проектные и изыскательские работы по реконструкции шлюза № 16 предусмотрено выполнить в 2021 году, а строительно-монтажные работы в срок до 12.11.2024. Актом преддекларационного обследования от 23.06.2017 рекомендовано выполнить предпроектное обследование голов шлюза № 16 в срок до 2021 года. Декларацией безопасности гидроузла № 16 от 23.07.2018 указан тот же срок. В период 2016-2020 для поддержания технического состояния бетонных конструкций голов шлюза № 16 Учреждением выполнялись работы по устранению повреждений бетона, в настоящее время выполняется ремонт верхней камеры шлюза по контракту от 16.03.2020. Указанные прокурором повреждения шлюза № 16 не являются серьезными дефектами, которые могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций. Реконструкция шлюза № 18 также включена в федеральный проект «Внутренние водные пути», на согласовании в Росморечфлоте находится конкурная документация на право заключения Государственного контракта на строительно-монтажные работы шлюза № 18, заключение контракта запланировано на июль 2020, срок выполнения работ запланирован до 30.09.2023. Актом преддекларационного обследования от 22.09.2019 рекомендовано выполнить реконструкцию шлюза № 18 сроком 2030 г. Декларация безопасности гидроузла № 18 утверждена в марте 2020. В период 2017-2020 для поддержания технического состояния бетонных конструкций голов шлюза № 18 Учреждением проводились работы по устранению повреждений бетона голов шлюза. Имеющиеся повреждения бетона верхней головы, трещины в штрабном бетоне закладных частей цилиндрических затворов, струйчатая фильтрация на штрабном бетоне закладных частей опорно-ходовых элементов основных двустворчатых ворот верхней и нижней голов шлюза № 18 не являются серьезными дефектами, которые могли бы повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций. Реконструкция шлюза № 19 включена в федеральный проект «Внутренние водные пути», проектно-изыскательские работы по реконструкции шлюза № 19 запланированы на 2021 год, а строительно-монтажные на 2022-2024 г.г. Актом преддекларационного обследования гидроузла № 19 от 23.06.2017 рекомендовано разработать проектно-сметную документацию по капитальному ремонту голов шлюза № 19 со сроком 2022 год, этот же срок указан в п. 13 Декларации безопасности гидроузла № 19 от 26.02.2018. Учреждение в период 2017-2020 поддерживало техническое состояние бетонных конструкций голов шлюза № 19, проводило устранение повреждений бетона голов шлюза. В настоящее время на основании контракта от 13.03.2020 выполняется ремонт бетонных конструкций верхней головы и ниши аварийно-ремонтных ворот шлюза. Актом внеплановой проверки Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 2020/01 (СВ) от 23.01.2020 подтверждается полное устранение разрушения бетона лицевых поверхностей стен камеры № 19. Отметили, что эксплуатируемые СГТС полностью выполняют свои функции по осуществлению пропуска судов и составов, поддержанию подпорного уровня воды и критических дефектов, влияющих на безопасность. Опасность внезапного разрушения СГТС отсутствует. Учреждением осуществляется должный контроль за техническим состоянием СГТС. Планируемые сроки выполнения работ разработаны на основании проведенных обследований, заключений экспертиз, с учетом технологических особенностей ремонта.

Представитель ответчика Росморречфлот не явился, извещен. В представленном письменном отзыве против иска возражает по тем основаниям, что ФБУ «Администрация «Беломорканал» обладает достаточным временем для проведения заявленных в иске работ, сроки выполнения которых определены Декларациями безопасности. Указанные прокурором дефекты СГТС не являются серьезными и не могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий. Ответчик осуществляет комплекс мероприятий по поддержанию технического состояния СГТС.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица Росморречфлот.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что учредителем ФБУ «Администрация «Беломорканал» является Российская Федерация, функции учредителя осуществляет Росморречфлот.

В силу Устава ФБУ «Администрация «Беломорканал» призвана осуществлять государственные работы и оказание услуг в сфере внутреннего водного транспорта. Целями деятельности ФБУ являются эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений; обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Для достижения указанных целей на ФБУ возложено, в том числе, содержание судоходных гидротехнических сооружений, осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, находящихся в оперативном управлении.

На праве оперативного управления за ФБУ «Администрация «Беломорканал» закреплены гидроузлы №№ 2, 14, 16, 18, 19.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что в состав гидроузла № 2 входят шлюз № 2, дамба № 43, дамба канала № 152, водоспуск № 152. Действующая декларация безопасности гидроузла № 2 утверждена 20.03.2020 сроком действия до 20.03.2023. Основными дефектами, влияющими на ухудшение технического состояния шлюза № 2, являются повреждения бетона средней и нижней голов шлюза; шлюз № 2 находится в предаварийном техническом состоянии, имеет неудовлетворительный уровень безопасности.

В состав гидроузла № 14 входят шлюз № 14, дамба, плотина № 27, плотина № 28, дамба № 70, дамба № 71, дамба № 72 (а), дамба № 72 (б). Декларация безопасности гидроузла № 14 утверждена 01.11.2019 на срок до 01.11.2021. Шлюз № 14 находится в предаварийном состоянии, имеет опасный уровень безопасности, плотина № 27 находится в ограниченно-работоспособном состоянии и имеет пониженный уровень безопасности.

В состав гидроузла № 16 входит шлюз № 16. Декларация безопасности утверждена 23.07.2018 на срок до 23.07.2021; на средней и нижней головах шлюза № 16 имеются повреждения бетона; шлюз № 16 находится в предаварийном техническом состоянии, имеет неудовлетворительный уровень безопасности.

В состав гидроузла № 18 входят шлюз № 18, плотина № 32, водоспуск № 139. Декларация безопасности утверждена 12.03.2020 на срок до 12.03.2023. Проверкой выявлена струйчатая фильтрация на штрабном бетоне закладных частей опорно-ходовых элементов основных двустворчатых ворот верхней и нижней голов, разрушение бетона верхней головы, трещины в штрабном бетоне закладных частей цилиндрических затворов; шлюз № 18 находится в предаварийном техническом состоянии, имеет неудовлетворительный уровень безопасности.

В состав гидроузла № 19 входят шлюз № 19, плотина № 33, водоспуск № 140. Декларация безопасности утверждена 26.02.2018 на срок до 26.02.2021. Элементы голов и стен камеры шлюза № 19 имеют повреждения бетона; шлюз № 19 находится в предаварийном техническом состоянии, имеет неудовлетворительный уровень безопасности.

Необходимость выполнения ответчиком заявленных в иске мероприятий подтверждена исследованными Декларациями безопасности.

Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации. В частности, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Согласно статье 3 указанного Федерального закона, эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Суд принимает во внимание представленные ФБУ «Администрация «Беломорканал» доказательства включения работ по реконструкции СГТС в федеральный проект «Внутренние водные пути», проведенные обследования, выполненные работы по содержанию гидротехнических сооружений, а также обеспечение ответчиком технического состояния бетонных конструкций и подпорного уровня воды в состоянии, пригодном для нормальной эксплуатации ББК и осуществления пропуска судов и составов. Суд также учитывает правовой статус ФБУ «Администрация «Беломорканал», а также зависимость Учреждения от выделяемых субсидий.

Между тем, исследованные доказательства свидетельствуют о неисполнении ФБУ «Администрация «Беломорканал» указанных прокурором требований к безопасности гидротехнических сооружений.

В силу ст. 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Указание в действующих Декларациях безопасности сроков проведения мероприятий по устранению дефектов СГТС не гарантирует их выполнение, о чем свидетельствует утвержденные в марте 2020 года Декларации безопасности гидроузлов № 2 и № 18, в которых нашли отражение невыполненные ответчиком мероприятия в рамках исполнения требований Деклараций безопасности 2017 года. Сроки реализации мероприятий по обеспечению технического исправного состояния гидроузлов № 2, № 14, № 16, № 18, № 19 являются плановыми и также не свидетельствуют о том, что запланированные мероприятия по приведению СГТС в надлежащее техническое состояние действительно будут выполнены в эти сроки.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

Учитывая установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, суд находит обоснованным иск Карельского транспортного прокурора и считает необходимым обязать ФБУ «Администрация «Беломорканал» как эксплуатирующую организацию устранить выявленные нарушения, поскольку неисполнение требований безопасности, может повлечь возникновение аварийных ситуаций и иных тяжких последствий, чем будут нарушены права и интересы как собственника данного гидротехнического сооружения – Российской Федерации, так и неопределенного круга лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого данное действие должно быть исполнено. В соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства, установление срока исполнения решения суда является правом суда, при этом установление данного срока не зависит от волеизъявления сторон по делу.

Устанавливая ответчику срок исполнения обязанности, суд принимает во внимание правовой статус ФБУ «Администрация «Беломорканал», порядок финансирования Учреждения, принимаемые ответчиком меры по разработке проектно-сметной документации и заключению контрактов, объем подлежащих выполнению работ для устранения выявленных нарушений, принципы разумности и справедливости.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» в срок до 01 января 2022 года

устранить повреждения бетона средней и нижней голов шлюза № 2 гидроузла № 2;

устранить повреждения и трещины в бетоне элементов голов, струйчатой фильтрации по контуру штрабного бетона западного устоя средней головы шлюза № 14 гидроузла № 14;

выполнить обследование технического состояния ледосбросной части плотины № 27 гидроузла № 14 специализированной организацией;

выполнить капитальный ремонт аварийно-ремонтных ворот шлюза № 14 гидроузла № 14;

устранить повреждения поверхности бетона элементов голов и стен камер шлюза № 16 гидроузла № 16;

в срок до 01 января 2023 года

устранить повреждения бетона верхней головы, трещины в штрабном бетоне закладных частей цилиндрических затворов, а также струйчатую фильтрацию на штрабном бетоне закладных частей опорно-ходовых элементов основных двухстворчатых ворот верхней и нижней голов, разрушение шлюза № 18 гидроузла № 18;

устранить повреждения бетона элементов голов и стен камеры шлюза № 19 гидроузла № 19.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Л.А. Ерохова

Решение в окончательной форме составлено 23 июня 2020 года.