НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Майкопского районного суда (Республика Адыгея) от 08.06.2018 № 2-162/18

К делу № 2 – 162/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Тульский08июня 2018 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - Панеш Х.А.

при секретаре - Курижевой А.В.,

с участием: представителя истца Солдатенко В.А. согласно доверенности Соколова О.В., представителя ответчика ООО «Коммунсервис» - Марченко А.В., Михайленко Е.В., представителей третьего лица Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, согласно доверенности Цыганковой А.Ю., представителя третьего лица администрации муниципального образования «Майкопский район» согласно доверенности Петинова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Солдатенко Виктора Александровича к ООО «Коммунсервис» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Майкопский районный суд с иском к ответчикуо взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что истец работал в ООО «Коммунсервис» с 15 октября 2016 года по 16 апреля 2017г. и работает с 15 октября по настоящее время (на время отопительного сезона), в должности оператора котельной.

За период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017г. истцу ежемесячно недоплачивалась заработная плата.

Узнав об этом, истец 14.11.2017 года обратился (совместно с другими истцами) с коллективной жалобой в государственную трудовую инспекцию в Республике Адыгея о нарушении трудового законодательства.

14.12.2017г. Государственная трудовая инспекция в РА направила истцам ответ за №7- 364-17-ОБ/14/1, в котором сообщала, что у ответчика проведена внеплановая проверка и в результате данной проверки установлено:

В соответствии с нормами Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы для работников организаций коммунального теплоснабжения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01.01.2017г. составляет 9526 рублей. Согласно приложению №3 к данному тарифному соглашению тарифный коэффициент для определения тарифных ставок работников 3 квалификационного уровня (операторы котельных) равен 2,05, тарифный коэффициент для определения тарифных ставок работников 5 квалификационного уровня (начальник газовых котельных) равен 3,70 ( на самом деле 6 квалификационного уровня коэффициент составляет 4,75, согласно п.3.2 Приказа Минтруда РФ от 11.04.2014г. №237н «Об утверждении профессионального стандарта « Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве»).

В нарушении вышеуказанных требований месячные тарифные ставки работников ответчика на 01.01.2017 года не соответствуют указанным размерам.

В нарушении требований Положения об оплате труда и штатного расписания на 2017г. основному персоналу цеха отопления не выплачивалась ежемесячная премия в размере 30% от должностного оклада.

Для женщин, работающих в сельской местности, установлена 36 часовая рабочая неделя, в соответствии с п.1.3 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990г.за № 298/3-1 «СИ неотложных мерах по улучшению женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе». Ответчиком не выплачивалось зарплата женщинам в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы.

В связи с вышеизложенным, ответчику директору ООО «Коммунсервис» Марченко А.В выдано предписание в срок до 29.12.2017г. о приведении в соответствии месячных тарифных ставок на 01.01.2017г. в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, произвести перерасчёт зарплаты работников за 2017г. с уплатой денежной компенсация выплатить премию в размере 30% с уплатой денежной компенсации, произвести перерасчёт женщинам-операторам котельных, для которых установлена 36 часовая рабочая неделя, в размере как за полную продолжительность еженедельной работы, суплатой денежной компенсации.

Предписание Гострудинспекции ответчик не исполнил в установленный срок.

Всего за период с 01.01. 2017 г. пo31.12.2017г. задолженность ответчика по выплатам перед истцом составила 141512 рублей.

Таким образом, работодатель не выполняет одну из своих основных обязанностей предусмотренных законодательством и условиями трудового договора.

Просил взыскать с ответчика в пользу истца недоплату по зарплате 124988 рублей, компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки с 04 февраля 2017 года по 28 января 2018 года в размере 15524 рубля и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца уточнил требования и просил взыскать с ответчика за период с 01.01. 2017 г. пo31.12.2017г. задолженность по выплате заработной платы в размере 135 066 рублей 63 копейки из следующего расчета.

Операторы котельной согласно штатному расписанию ООО «Коммунсервис» на 2017г. и Приказа «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов и трубопроводов пара» от 24.12.2015 г. №1129н были приняты по 3 квалификационному уровню (разряду).

Расчёт тарифной ставки оператора 3 квалификационного уровня (разряда) согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (ОТС), определяется умножением минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда 9526 рублей (см. приложение № 1 ОТС) на тарифный коэффициент 3 квалификационного уровня (разряда) 2.05 (см. для определения тарифных ставок приложение №3(ОТС)).

Следовательно тарифная ставка оператора определяется следующим образом: 9526 рублей х 2.05 (тарифный коэффициент) = 19528 руб./ месяц или 19528 руб./месяц : 161 часов = 121.29 руб./час в иске указано (166 часов и 117,63 руб./часов, а нужно 161 часов и 121.29 руб./часов (смотри производственный календарь за 2017 год), а в нарушение Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы в ООО «Коммунсервис» использовался тариф 51.99 руб./час.

Тем самым, ответчиком производилась недоплата в размере 121.29 руб./час минус 51.99 руб./час (согласно трудового договора от 15.10.2016г.) = 69.3 рублей за каждый час отработанного оператором времени за период с 01 января 2017 г. по 16 апреля 2017 за отопительный сезон 2016-2017гг., а за период с 15.10.2017г. по 31.12.2017г. 121.29 руб./час минус 60.03 руб./час (согласно трудового договора от 1510.2017г.) = 60.99 рублей за каждый час отработанного оператором времени в отопительный период 2017-2018гг.

Используя выше приведённые расчёты истец рассчитал недоплату заработной платы ему как оператору котельной за период с 1 января 2017 г. по 16 апреля 2017 г.: за январь: по тарифу 192 часов х 69.3 руб./час = 13305 руб., ночные доплаты 64 часов х 69.3 руб./час х 0.4 (40%) = 1774 руб. (п.п. а п.2.8.2.1 ОТС), сверх урочные часы отработанные мужчинами (при 40 часовой неделе в соответствии с производственным календарём) составляют 56 часов (фактически отработанное время отнять нормальную продолжительность рабочего времени, при 40 часовой неделе 192-136=56) - 56 часов х 121.29 руб./час = 6792 руб. (п.п.а п.2.8.2.1 ОТС), премия 30% : 192 часов х 121.29 руб./час х 0.3 (30%) = 6986 руб. (п.п. а п. 2.8.2.1 ОТС, п. 3.3. Положения «Об оплате труда работников ООО «Коммунсервис», и штатное расписание за 2017г.), итого за январь 2017 г. 28857 рублей.Компенсация за задержку выплат за январь 6472 руб. (использован калькулятор компенсации за задержку заработной платы-2017).В связи с тем, что истцу была задержана оплата труда в сумме 28857 рублей, ему начислена компенсация за период:с 4 февраля 2017 г. по 26 марта 2017 г. (51 дн.) в сумме 98 руб. 14 коп. (28857.00 руб. х 10% х 1/150 х 51 дн.);

-с27 марта 2017 г. по 1 мая 2017 г. (36 дн.) в сумме 675 руб. 25 коп. (28857.00 руб. х9.75% х 1/150 х 36 дн.);

-с 2 мая 2017 г. по 18 июня 2017 г. (48 дн.) в сумме 854 руб. 17 коп. (28857.00 руб. х 9.25% х 1/150x48 дн.);

-с 19 июня 2017 г. по 17 сентября 2017 г. (91 дн.) в сумме 1 575 руб. 59 коп. (28857.00 руб. х 9% х 1/150x91 дн.);

-с 18 сентября 2017 г. по 29 октября 2017 г. (42 дн.) в сумме 686 руб. 80 коп. (28857.00 руб. х 8.5% х 1/150 х 42 дн.);

-с 30 октября 2017 г. по 17 декабря 2017 г. (49 дн.) в сумме 777 руб. 70 коп. (28857.00 руб. х 8.25% х 1/150 х 49 дн.);

-с 18 декабря 2017 г. по 11 февраля 2018 г. (56 дн.) в сумме 834 руб. 93 коп. (28857.00 руб. х 7.75% х 1/150 х 56 дн.);

-с 12 февраля 2018 г, по 17 февраля 2018 г. (6 дн.) в сумме 86 руб. 57 коп. (28857.00 руб. х 7.5% х 1/150 х 6 да.), итого 6472 рублей 14 копеек.

В том числе за февраль:по тарифу 168 х 69.3 = 11642 рублей;

-ночные доплаты 56 х 69.30х 0.4 = 1552 рублей,

-сверх урочные часы отработанные мужчинами (При 40часовой неделе в соответствии с производственным календарём) составляют 25 часов (фактически отработанное время отнять нормальную продолжительность рабочего времени, при 40часовой неделе 168-143= 25)- 25 х 121.29 = 3032 рубля, премия 30 % - 168 х 121.29 х 0.3 = 6113 рублей, итого за февраль 2017 г. 22339 рублей, компенсация за задержку выплат за февраль 4798 рублей, (использован калькулятор компенсации за задержку заработной платы2017).

В связи с тем, что работнику была задержана оплата труда в сумме 23339.00 руб., ему начислена компенсация за период:с 4 марта 2017 г. по 26 марта 2017 г. (23 дн.) в сумме 357 руб. 86 кои. (23339.00 руб. х 10% х 1/150 х 23 дн.), с 27 марта 2017 г. по 1 мая 2017 г. (36 дн.) всумме 546 руб. 13 коп. (23339.00 руб. х 9.75% х 1/150 х 36 дн.), с 2 мая 2017 г. по 18 июня 2017 г. (48 дн.) в сумме 690 руб. 83 кои. (23339.00 руб. х 9.25% х 1/150 х 48 дн.), с 19 июня 2017 г. по 17 сентября 2017 г. (91 дн.) в сумме 1 274 руб. 31 коп. (23339.00 руб. х 9% х 1/150 х 91 дн.), с 18 сентября 2017 г. по 29 октября 2017 г. (42 дн.) в сумме 555 руб. 47 коп. (23339.00 руб. х 8.5% х 1/150 х 42 дн.), с 30 октября 2017 г. по 17 декабря 2017 г. (49 дн.) в сумме 628 руб. 99 коп. (23339.00 руб. х 8.25% х 1/150 х 49 дн.), с 18 декабря 2017 г. по 11 февраля 2018 г. (56 дн.) в сумме 675 руб. 28 коп. (23339.00 руб. х 7.75% х 1/150 х 56 дн.), с 12 февраля 2018 г. по 17 февраля 2018 г. (6 дн.) в сумме 70 руб. 02 коп. (23339.00 руб. х 7.5% х 1/150 х 6 дн.), итого 4798 рублей 89 копеек.

В том числе за март 2017 г.:

по тарифу 184 х 69.3 = 12751 руб.

-ночные доплаты 58 х 69.3 х 0.4 = 1607 руб.

-сверх урочные часы отработанные мужчинами (При 40-час.неделе в соответствии с производственным календарём) составляют 9 часа (Фактически отработанное время отнять нормальную продолжительность рабочего времени, при 40-час.неделе 184-175= 9);- 9 х 121.29 = 1091 рублей,

- премия 30% - 184 х 121.29 х 0.3 = 6695рублей итого: за март 2017 г. 22144 руб.

-компенсация за задержку выплат за март 4069 руб. (использован калькулятор компенсации за задержку заработной платы-2017).

В связи с тем, что работнику была задержана оплата труда в сумме 22144.00 руб., ему начислена компенсация за период:

-с 6 апреля 2017 г. по 1 мая 2017 г. (26 дн,) в сумме 374 руб. 23 коп. (22144.00 руб. х 9.75% х 1/150 х 26 дн.),

-с 2 мая 2017 г. по 18 июня 2017 г. (48 дн.) в сумме 655 руб. 46 коп. (22144.00 руб. х 9.25% х 1/150x48 дн.),

-с 19 июня 2017 г. по 17 сентября 2017 г. (91 дн.) в сумме 1 209 руб. 06 коп. (22144.00 руб. х 9% х 1/150 х 91 дн),

-с 18 сентября 2017 г. по 29 октября 2017 г. (42 дн.) в сумме 527 руб. 03 коп. (22144.00 руб. х 8.5% х 1/150 х 42 дн.),

-с 30 октября 2017 г. по 17 декабря 2017 г. (49 дн.) в сумме 596 руб. 78 коп. (22144.00 руб. х й.25% х 1/150 х 49 дн.),

-с 18 декабря 2017 г. по 11 февраля 2018 г. (56 дн.) в сумме 640 руб. 70 коп. (22144.00 руб. к 7.75% х 1/150 х 56 дн.),

-с 12 февраля 2018 г. по 17 февраля 2018 г. (6 дн.) в сумме 66 руб. 43 коп. (22144.00 руб. х 7.5% х 1/150 х 6 дн.), итого 4069 рублей 70 копеек.

В том числе за апрель:

по тарифу 104 х 69.3 = 7207 рублей.

-ночные доплаты 38 х 69.3 х 0.4 = 1053 руб.

-сверх урочные часы отработанные мужчинами (при 40часовой неделе в соответствии с производственным календарём) составляют 24часа (фактически отработанное время отнять нормальную продолжительность рабочего времени, при 40часовой неделе 104-80-24)- 24 х 121.29 = 2910 рублей, премия 30% - 104 х 121.29 х 0.3 = 3784 рубля, итого за февраль 2017 г. 14954 рубля.

-компенсация за задержку выплат за апрель 2017 г. 2621 рубль (использован калькулятор компенсации за задержку заработной платы-2017).

В связи с тем, что работнику была задержана оплата труда в сумме 14954 рубля, ему начислена компенсация за период:

-с 19 апреля 2017 г. по 1 мая 2017 г. (13 дн.) в сумме 126 руб. 36 коп. (14954.00 руб. х 9.75% х 1/150 х 13 дн.),

-с 2 мая 2017 г. по 18 июня 2017 г. (48 дн.) в сумме 442 руб. 64 коп. (14954.00 руб. х 9.25% х 1/150 x48 дн.),

-с 19 июня 2017 г. по 17 сентября 2017 г. (91 дн.) в сумме 816 руб. 49 коп. (14954.00 руб. х 9% х 1/150x91 дн.),

-с 18 сентября 2017 г. по 29 октября 2017 г. (42 дн.) в сумме 355 руб. 91 коп. (14954.00 руб. х 8.5% х 1/150 х 42 дн.),

-с 30 октября 2017 г. по 17 декабря 2017 г. (49 дн.) в сумме 403 руб. 01 коп. (14954.00 руб. х 8.25% х 1/150 х 49 дн.),

-с 18 декабря 2017 г. но 11 февраля 2018 г. (56 дн.) в сумме 432 руб. 67 коп. (14954.00 руб. х 7.75% х 1/150 х 56 дн.),

-с 12 февраля 2018 г. по 17 февраля 2018 г. (6 дн.) в сумме 44 руб. 86 коп. (14954.00 руб. х 7.5% х 1/150 х 6 дн.), итого 2621 рубль 93 копейки.

Итого недоплата по заработной плате за период с 1января 2017 г. по 16 апреля 2017 г.: составляет 28857+ 23339+ 22144+14954 = 89294рубля.

-компенсация за задержку выплат 6472+4798+4069+2621=17960 рублей, итого за период с 1января 2017 г. по 16 апреля 2017 г.= 96212 рублей.

Используя выше приведённые расчёты недоплата заработной платыистцу как оператору котельной за период с 15октября 2017 г. по 31 декабря 2017 г:

В том числе за октябрь:

- по тарифу 51 х 60.99= 3110 рублей

-ночные доплаты 16 х 60.99 х 0.4 = 390 рублей

-премия 30% - 51 х 121.29 х 0.3 = 1855 руб. итого: за октябрь 2017 г. 2017 г. 5355 рублей,

-компенсация за задержку выплат за октябрь 300 руб. (использован калькулятор компенсации за задержку заработной платы-2017).

В связи с тем, что работнику была задержана оплата труда в сумме 5355 рублей, ему начислена компенсация за период:

-с 4 ноября 2017 г. по 17 декабря 2017 г. (44 дн.) в сумме 129 руб. 59 коп. (5355.00 руб. х 8.25% х 1/150x44 дн.),

-с 18 декабря 2017 г. по 11 февраля 2018 г. (56 дн.) в сумме 154 руб. 94 коп. (5355.00 руб. х 7.75% х 1/150 х 56 дн.),

-с 12 февраля 2018 г. по 17 февраля 2018 г. (6 дн.) в сумме 16 руб. 07 коп. (5355.00 руб. х 7.5% х 1/150 х 6 дн.), итого 300 рублей 59 копеек.

В том числе за ноябрь:

-по тарифу 184 х 60.99 = 11222рубля.

-ночные доплаты 58 х 60.99 х 0.4 = 1414рублей,

-сверхурочные часы отработанные мужчинами (При 40часовой неделе в соответствии с производственным календарём) составляют 17 часов (Фактически отработанное время отнять нормальную продолжительность рабочего времени, при 40часовой неделе 184-167= 17) – 17х 121.29 = 2061 рублей.

-премия 30% - 184 х 121.29 х 0.3 = 6695 рублей итого: за ноябрь 2017 г. 21392 рубля,

-компенсация за задержку выплат за ноябрь 824 рубля (использован калькулятор компенсации за задержку заработной платы-2017).

В связи с тем, что работнику была задержана оплата труда в сумме 21392 рубля, ему начислена компенсация за период:

-с 6 декабря 2017 г. по. 17 декабря 2017 г. (12 дн.) в сумме 141 руб. 19 коп. (21392.00 руб. х 8.25% х 1/150 х 12 дн.),

-с 18 декабря 2017 г. по 11 февраля 2018 г. (56 дн.) в сумме 618 руб. 94 коп. (21392.00 руб. х 7.75% х 1/150 х 56 дн.),

-с 12 февраля 2018 г. по 17 февраля 2018 г. (6 дн.) в сумме 64 руб. 18 коп. (21392.00 руб. х 7.5% х 1/150 х 6 дн.), итого 824 руб. 31 коп.

В том числе за декабрь:

-по тарифу 176 х 60.99= 10734 руб.

- ночные доплаты 62 х 60.99 х 0.4 = 1512 руб.

-сверхурочные часы отработанные мужчинами (При 40часовой неделе в соответствии с производственным календарём) составляют 8 часа (фактически отработанное время отнять нормальную продолжительность рабочего времени, при 40часовой неделе 176-168= 8);

-сверхурочные 8 х 121.29 = 970 рублей.

-премия 30% - 176 х 121.29 х 0.3 = 6404 рубля итого за декабрь 2017 г. 19 620рублей.

-компенсация за задержку выплат за декабрь 504 руб. (использован калькулятор компенсации за задержку заработной платы-2017).

В связи с тем, что работнику была задержана оплата труда в сумме 19620 рублей, ему начислена компенсация за период:

-с 30 декабря 2017 г. но 11 февраля 2018 г. (44 дн.) в сумме 446 руб. 03 коп. (19620.00 руб. х 7.75% х 1/150 х 44 дн.),

- с 12 февраля 2018 г. по 17 февраля 2018 г. (6 дн.) в сумме 58 руб. 86 коп. (19620.00 руб. х 7.5% х 1/150 х 6 дн.), итого 504 рубля 89 копеек.

Итого недоплаты заработной платы истцу как оператору котельной с 15октября 2017 г. по 31 декабря 2017 г.: составляет: 5355+21392+19620= 46367 рублей, компенсация за задержку выплат: 300+824+504 =1628 рублей, итого: 46367+1628 =47995 рублей

Общая недоплата за 2017 г. по заработной плате 89294+46367=135661 руб. (-13 % подоходного налога) =118 025 рублей 07 копеек – 4109 рублей 59 копеек (перерасчет и выплата сверхурочных ноябрь – декабрь 2017 года) – 3929 рублей 06 копеек (перерасчет и выплаты сверхурочных январь – март 2017 года) = 109986 рублей 42 копейки,

компенсация за задержку выплат 17960+1628=19588 руб. – 932 рубля 23 копейки = 18655 рублей 77 копеек, итого общая задолженность за 2017 год составляет 109986 рублей 42 копейки + 18655 рублей 77 копеек = 128 642 рубля 19 копеек.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик не признал исковые требования и просил в удовлетворении иска отказать. В возражение указал, что ссылки истцов на нарушение ответчиком норм Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве о минимальной месячной тарифной ставке рабочих считает необоснованными. Соглашение, на которое ссылается истец, на них не распространяется, поскольку ООО «Коммунсервис» не является членом объединения работодателей, заключивших соглашение, а также не является членом объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключивших соглашение. В соответствии со ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно держать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Так 17.02.2017г., в 36 номере Российской Газеты было опубликовано предложение работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N14-4/10/В-835 о присоединение к отраслевому соглашению.

Такое присоединение оформляется по решению сторон Соглашения соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком.

Соответствующий порядок присоединения (распространения ОТС) к елевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее - Порядок) регламентирует особенности присоединения к отраслевому тарифному соглашению.

В соответствии с Порядком ОООР ЖКХ формирует Реестр участников соглашения, в том числе Организаций ЖКХ, присоединившихся к Соглашению, после чего направляет уведомление в Организацию ЖКХ.

Кроме того, порядок предусматривает информирование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ о факте включения организации ЖКХ в Реестр.

Таким образом, в нарушение установленного порядка, соглашение о присоединении к федеральному ОТС не было оформлено, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ не были информированы о включении ООО «Коммунсервис» в Реестр участников Соглашения.

Так как, ООО «Коммунсервис» не включен в региональный реестр организаций, заключивших соглашение, Отраслевое соглашение на ООО «Коммунсервис» распространятся не может.

Более того, пунктом 10.9 данного Соглашения установлено, что работодатель несет ответственность за несанкционированное использование интеллектуальной собственностиПрофсоюза жизнеобеспечения и общероссийского объединения работодателей, в случае применения оглашения в не присоединившихся к нему Организациях,а также в организациях, где регулирующие органы используют и устанавливают при формировании фонда оплаты труда в тарифах на жилищно-коммунальные услуги минимальною месячную тарифную ставку.

Что касается применения минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда согласно Приложения №1 Соглашения и пользования при расчётах заработной платы Рекомендованную тарифную сетку в соответствии с Приложением №3 к данному Соглашению, то в соответствии с п. 2.3.1. того же Соглашения.. .« В случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной настоящим Соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства РФ, работодатель вправе синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов.

Так как в соответствии с пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.

Тариф на теплоснабжение для ООО «Коммунсервис» на 2017 год был утвержден 16.12.2016. Следовательно тариф ООО «Коммунсервис» рассчитан и утвержден ранее, чем вступило в силу Соглашение.

Поскольку в силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения не может быть менее чем один финансовый год. Управление не вправе его пересматривать до истечения вышеуказанного срока.

Вместе с тем, в пункте 1.9 Соглашения определено, что в случае установления регулирующими органами тарифов на тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей,предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашении, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций.

Что касается требования истца применить в расчетах коэффициенты тарифной сетки в соответствии с приложением №3 Соглашения, то данные коэффициенты не являются обязательными для применения и в соответствии с Пунктом 2.3.4, носят рекомендательный характер.В примечании к приложению №3 Соглашения также даются разъяснения о том, что нaжизнеобеспечивающих предприятиях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты трудаи соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала.

При этом оговорено, что работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате.

Поскольку на 2017 год в Республике Адыгея не заключено соглашение о минимальной заработной плате, на территории Республики Адыгея действует МРОТ, установленный федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ст. 133 ТК РФ), который составил в I полугодии 2017 года - 7500 рублей и во II полугодии 2017 года - 7800 рублей. Также ч. 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника не может быть ниже МРОТ.

Заработная плата операторов котельной, согласно расчетным ведомостям составляла 12000-13000 рублей.(приложение- Сводный реестр по заработной плате операторов котельных за 2017г.) Данные нормы закона, с учетом локальных нормативных актов организации были соблюдены работодателем.

В связи с тем, что на момент опубликования в Российской Газете «Предложения», уровень тарифа на тепловую энергию установленный для ООО «Коммунсервис» не позволял установить минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда в соответствии с Соглашением. Синхронизация даты указанной в п. 2.3.1 «Соглашения» в июле 2017 года не проводилась.

ООО «Коммунсервис» осуществлял попытки привести тариф на тепловую энергию под нормы Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.

Так, ООО «Коммунсервис» 14.11.2017 отправил Начальнику Управление Государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея запрос о возможности увеличения фонда оплаты труда, заложенного в тариф и приведение его к нормам установленным Отраслевым соглашением на 2018-2019 год. На данное обращение ООО «Коммунсервис» получил отказ, так как процент роста индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги Республике Адыгея на второе полугодие 2018 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р, составляет 3,4%. Рекомендовано оптимизировать затраты организации. Однако, Управлением Государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея не уточнило какие затраты подлежат оптимизации.

В случае включения в тариф на тепловую энергию заработной платы работников в соответствии с Отраслевым соглашением, заработная плата по предприятию будет выплачиваться в соответствии с Отраслевым соглашением с даты вступления в действие соответствующего тарифа.

Необходимо отметить, что основной деятельностью ООО «Коммунсервис» является услуга по поставке тепловой энергии населению и организациям Майкопского района. Так как данный вид деятельности является регулируемым, оплата труда работникам предприятия производится в рамках средств заложенных в утвержденный тариф, иных средств для выплат работникам на предприятии нет.

При существующем тарифе на тепловую энергию, приведение фонда оплаты труда ООО «Коммунсервис» до уровня установленного Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, фонд оплаты увеличится в 2,5 раза и превысит уровень всей выручки предприятия, что приведет к срыву отопительного сезона 2017-2018 годов, остановке производственной деятельности и, как следствие, невозможности предоставления коммунальной услуги по отоплению жителям, предприятиям и организациям социальной сферы Майкопского района. В свою очередь срыв отопительного сезона грубо нарушит жилищные интересы граждан Майкопского района и повлечет приостановку деятельности социально значимых объектов (детских садов, школ, администрации муниципального образования и т.д.), что в соответствии с действующим законодательством РФ не допустимо.

По требованию истца «о выплате премий работникам» в соответствии со штатным расписанием и положением об оплате труда, Истец необоснованно требует включить в перерасчёт премииссылаясь на пункт2.8.2 Соглашения. Однако вышеуказанным пунктом установлено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премированиеработников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами Организации.

Положением о премировании ООО «Коммунсервис» установлен порядок и основания для выплаты премии. Пунктом 1.6 Положения определено, что премирование работников по результатам их труда - право, а не обязанность администрацииизависит, в частности, от количества и качества труда работников, финансового состояния компании и иных факторов,которые могут оказать влияние на сам факт и размер премирования.

Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что премирование работников организации производится на основании приказа директора, устанавливающего размер премии каждому работнику по представлению руководителя соответствующего подразделения. То есть, основанием для выплаты премии, является приказ руководителя с указанием конкретного лица и величины премии, при условии достижения организацией высоких результатов экономической стельности.

Ссылка на штатное расписание при доказывании обязательности выплаты премии безосновательны. Штатное расписание является документом, определяющим штатную структуру и штатную численность работодателя, предназначенным для ведения внутреннего учета работодателем. Такой акт рассчитан на неоднократное применение и конкретным работникам не адресован. Форма штатного расписания носит произвольный характер. Штатное расписание предназначено для отражения сведений об имеющемся у работодателя штате, то есть о постоянном составе должностей и о количестве работников. Трудовое законодательство не связывает установление системы оплаты труда именно со штатным расписанием.

Согласно положениям статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Попытки истца доказать обязательную структуру заработной платы работников, ссылаясь на пункт 3.3. раздела «Источники средств для оплаты труда» Положении об оплате труда, не обоснованы.

Пунктом 3.3 Положения об оплате труда установлен перечень выплат для формирования фонда оплаты труда организации. Выплаты конкретным работникам, их состав и размеры определяются заключенными трудовыми договорами, а также устанавливаются приказами работодателя.

Истец пытается присвоить себе законное право руководства ООО «Коммунсервис» не только устанавливать Систему оплаты труда в организации, и распоряжаться экономией фонда оплаты труда.

Таким образом, ответчик считает, что ООО «Коммунсервис» обоснованно применил при установлении заработной платы работникам систему оплаты труда, установленную трудовым договором и локальными нормативными актами Организации.

Состояние финансовой деятельности предприятия критическое, кредиторская задолженность перед поставщиками энергоресурсов составляет более 19 млн. рублей, дебиторская задолженность (долг потребителей услуг ООО «Коммунсервис») составляет 10,5 млн. рублей. Он просит суд требования истцов оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика ООО «Коммунсервис» - Михайленко Е.В., поддержала возражения и просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Адыгея, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просил суд о рассмотрении дела в их отсутствие, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ. В отзыве представитель инспекции труда полагала требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 2.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению №1 к настоящему Соглашению и не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством. Для работников организаций коммунального теплоснабжения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших трудовые обязанности на 01.01.2017 составляет 9526 рублей. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 годы приведена в Приложении N3 к соглашению. Согласно тарифной сетке тарифный коэффициент для определения тарифных ставок работников 3 квалификационного уровня равен 2,05, тарифный коэффициент для определения тарифных ставок работников 5 квалификационного уровня равен 3,70 и т.д. В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 48 Трудового Кодекса РФ если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считаетсяраспространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения. В нарушение вышеуказанных требований ООО "Коммунсервис" месячные тарифные ставки работников на 01.01.2017 г. не соответствуют указанным размерам. Согласно требованиям п.3.3 Положения об оплате труда работников предусмотрена выплата премии по результатам работы за месяц. Указанная выплата осуществляется в случаях и порядке, предусмотренном данным Положением, Приложением к нему (Штатное расписание) и действующим законодательством. В соответствии с Штатным расписанием на 2017 г. работникам установлена ежемесячная премия в размере 30 процентов от должностного оклада. Порядок и основания снижения или невыплаты премии Положением об оплате труда работников не предусмотрены. В нарушение требований основному персоналу цеха отопления не выплачена ежемесячная премия.

Представитель третьего лица Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея - Цыганкова А.Ю., считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 Закона о теплоснабжении, к числу которых относятся тарифы на теплоснабжение. Управление является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Адыгея в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.07.2010 № 133 «О некоторых вопросах Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея».

ООО «Коммунсервис» является организацией, которая осуществляет регулируемый вид деятельности, в связи с чем, в рамках исполнения возложенных на Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (далее – Управление) полномочий издан приказ от 16.12.2016 № 173-п «Об установлении тарифа на тепловую энергию для ООО «Коммунсервис» на 2017 год».

Полагала, что заработная плата правомерно производилась ООО «Коммунсервис» без учета минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 9526 рублей, тарифного коэффициента равного 2,05, установленных Соглашением. Также считаем не обоснованным требование истца об обязательности выплаты премии в размере 30 %.

В соответствии со статьей 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Согласно пункту 1.13 Соглашение вступило в силу с 01.01.2017. Тариф на теплоснабжение для ООО «Коммунсервис» на 2017 год утвержден Управлением 16.12.2016 в соответствии с требованиями пункта 6 Правил установления тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которыми установлено, что тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. В силу п.2 ст.10 закона о теплоснабжении срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения не может быть менее чем один финансовый год, Управление не вправе его пересматривать до истечения вышеуказанного срока.

В связи с тем, что тариф для ООО «Коммунсервис» рассчитан и утвержден ранее, чем вступило в силу Соглашение, при определении расходов по статье «Оплата труда», включенных в необходимую валовую выручку, в утвержденный тариф не заложены средства на оплату труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы (далее – Соглашение).

При этом, пунктом 1.9 Соглашения определено, что в случае установления регулирующими органами тарифов на тепловую энергию без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений и локальных нормативных актов Организаций. Так же оговорено, что работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате. На территории Республики Адыгея действует минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ст. 133 ТК РФ), который составил в I полугодии 2017 года - 7500 рублей и во II полугодии 2017 года - 7800 рублей.

Нормы федерального закона, с учетом локальных нормативных актов организации были соблюдены работодателем.

В нарушение статей 131, 132 ГПК РФ истцами представлен ненадлежащий расчет, а именно в расчетах истцов ошибочно отражена минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, предусмотренная Соглашением, тогда как в пункте 2.3.1 Соглашения закреплено право работодателя синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов, в случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, предусмотренной Соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на тепловую энергию. Таким образом, предприятие правомерно не применило минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда при выплате заработной платы в соответствии с Соглашением, также истец применили в расчетах коэффициенты тарифной сетки в соответствии с приложением №3 Соглашения, однако данные коэффициенты не являются обязательными для применения и в соответствии с пунктом 2.3.4 носят рекомендательный характер. В примечании к приложению №3 Соглашения даются разъяснения о том, что на жизнеобеспечивающих предприятиях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала.

3) в расчет необоснованно включена премия. В соответствии со статьей 22 ТК РФ поощрение работников за добросовестный эффективный труд является правом работодателя. Истцы руководствовались при включении в расчет премий пунктом 2.8.2 Соглашения. Однако вышеуказанным пунктом установлено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются локальными нормативными актами Организации. В ООО «Коммунсервис» утверждено Положение о премировании, которым установлен порядок и основания для выплаты премии. Пунктом 1.6 Положения определено, что премирование работников по результатам их труда – право, а не обязанность администрации и зависит, в частности, от количества и качества труда работников, финансового состояния компании и иных факторов, которые могут оказать влияние на сам факт и размер премирования. Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что премирование работников организации производится на основании приказа директора, устанавливающего размер премии каждому работнику по представлению руководителя соответствующего подразделения. То есть основанием для выплаты премии является приказ руководителя с указанием конкретного лица и величины премии, при условии экономии фонда оплаты труда в организации.

Согласно положениям статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Таким образом, установление Системы оплаты труда в организации, распоряжение экономией фонда оплаты труда и осуществление поощрения работников является законным правом руководства ООО «Коммунсервис».

Попытки представителя истца доказать обязательную структуру заработной платы конкретных работников, ссылаясь на пункт 3.3. раздела «Источники средств для оплаты труда» Положении об оплате труда, не обоснованы.

Пунктом 3.3 Положения об оплате труда установлен перечень выплат для формирования фонда оплаты труда организации. Выплаты конкретным работникам, их состав и размеры определяются заключенными трудовыми договорами, а также устанавливаются приказами работодателя.

Считаем также необходимым учесть установленные вышеуказанным Соглашением срок вступления его в силу, а также порядок и сроки распространения Соглашением своего действия.

П. 10.4 Соглашения, определено, что после заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо Организации ЖКХ, на которые распространено действие Соглашения на основании письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2017 № 14-4/10В-835 с официальным предложением к Организациям ЖКХ присоединиться к ОТС или представить в 30-тидневный срок мотивированный отказ. Такое присоединение оформляется по решению сторон Соглашения соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком.

Соответствующий порядок присоединения (распространения ОТС) к отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее – Порядок) регламентирует особенности присоединения к отраслевому тарифному соглашению.

В соответствии с Порядком ОООР ЖКХ формирует Реестр участников Соглашения, в том числе Организаций ЖКХ, присоединившихся к Соглашению, после чего направляет уведомление в Организацию ЖКХ.

Кроме того, порядок предусматривает информирование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ о факте включения Организации ЖКХ в Реестр.

Таким образом, в нарушение установленного порядка, соглашение о присоединении к федеральному ОТС не было оформлено, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ не были проинформированы о включении ООО «Коммунсервис» в Реестр участников Соглашения.

Управление, анализируя нормы Соглашения, делает вывод о том, что ООО «Коммунсервис» обоснованно применил при установлении заработной платы работникам систему оплаты труда, установленную локальными нормативными актами Организации.

Установлен факт нарушения работодателем установленного срока выплаты заработной платы, причитающихся работнику.

Просила учесть суд тот факт, что ответчиком в добровольном порядке до вынесения решения судом полностью погашена задолженность по заработной плате и выплачена компенсация за задержку заработной платы в пользу истца в размере действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм. (в соответствии со ст. 236 ТК РФ). Денежные суммы по роспись выданы работнику. Также считаем, что сумма компенсации морального вреда определенная истцом в размере 50000 рублей, явно несоразмерна допущенным ответчиком нарушениям. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2).

Исходя из вышеизложенного, Управление просило отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной суммы, в связи с отсутствием законных оснований.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Майкопский район» - Петинов А.В. полагал заявленные требования необоснованными и истцом выбран ненадлежащий способ защиты, поскольку ими не оспорены установленные тарифы оплаты труда, а также ими пропущен срок для обращения в суд.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, доводы изложенные в исковом заявлении, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом и федеральными законами.

Согласно ст. 129 ТК заработная плата - это вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В ООО «Коммунсервис» действует тарифная система оплаты труда.

В соответствии со ст. 143 ТК РФ, тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады, тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Как следует из материалов дела, пояснений сторон, истец работал оператором котельной ООО «Коммунсервис» с 15.10.2016 по 16.04.2017 г. (на время отопительного сезона).

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года №1075 «О ценообразованиивсферетеплоснабжения», осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Данными нормативными актами утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания).

В соответствии с п.3 ст.7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 настоящего закона, к числу которых относятся тарифы на теплоснабжение.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Адыгея на основании Положения об Управлении, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.07.2010 года №133, является Управлениегосударственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.

В рамках исполнения возложенных на Управление полномочий издан приказ от 16.12.2016 №173-п «Об установлении тарифа на тепловую энергию для ООО «Коммунсервис» на 2017 год», который опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.

Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Коммунсервис» один финансовый год.

В соответствии со ст.ст. 3, 7, 9 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов. Порядок применения методов регулирования тарифов устанавливается основами ценообразования и правилами регулирования тарифов. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.

Из положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных организацией в обоснование предложений, в том числе бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Как следует из материалов тарифного дела, ООО «Коммунсервис» обращалось в Управление с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию с приложением обосновывающих документов, предложив метод экономически обоснованных расходов (затрат) установленных тарифов.

Согласно с п. 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Исходя из п.п. 32, 33 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, величины налога на прибыль, экономически обоснованных расходов организации.

Расходы, связанные с производством и реализацией услуг по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с п. 44 Основ ценообразования.

В силу п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов.

Управлением была проведена экспертиза представленных ООО «Коммунсервис» материалов, на основании которой сформировано экспертное заключение. Согласно п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.В 2017 году для расчета тарифа на 2018 год Обществом заявлен фонд оплаты труда операторов котельной в размере 4067, 08 тыс. руб. Управлением была учтена для включения в тариф на 2018 год величина фонда оплаты труда 3756,12 тыс. руб. Показатели были определены в соответствии с положениями действующего законодательства при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку. Однако, поскольку экономический подход не мог рассматриваться отдельно от вопросов социального характера, при установлении тарифов Управлением в том числе учитывался предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях в целях ограничения роста платы граждан на коммунальные услуги.

Согласно частям 1, 2 ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ. Индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденный Указом Главы Республики Адыгея от 30.11.2016 №188 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях на 2017 год» не может превышать 5,5 %. Управлением учтены в тарифе расходы, предусмотренные действующим законодательством.

Пунктом 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее - Соглашение) определено, что в случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, на электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно- коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате.

Поскольку на 2017 год в Республике Адыгея не заключено соглашение о минимальной заработной плате, на территории Республики Адыгея действует МРОТ, установленный федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ст. 133 ТК РФ), который составил в I полугодии 7500 рублей и во II полугодии 7800 рублей. Частью 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата не может быть ниже МРОТ.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях. Однако в Республике Адыгея региональное тарифное соглашение в данной отрасли не заключено.

При определении обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимо принять во внимание следующие положения Соглашения.

Согласно п. 10.4 Соглашения, которым определено, что после заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо Организации ЖКХ, на которые распространено действие Соглашения на основании письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3.02.2017 № 14-4/10В-835 с официальным предложением к Организациям ЖКХ присоединиться к ОТС или представить в 30-тидневный срок мотивированный отказ. Такое присоединение оформляется по решению сторон Соглашения соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком. Соответствующий порядок присоединения (распространения ОТС) к отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее - Порядок) регламентирует особенности присоединения к отраслевому тарифному соглашению.

В соответствии с Порядком ОООР ЖКХ формирует Реестр участников Соглашения, в том числе Организаций ЖКХ, присоединившихся к Соглашению, после чего направляет уведомление в Организацию ЖКХ. Кроме того, порядок предусматривает информирование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ о факте включения Организации ЖКХ в Реестр.

В нарушение установленного порядка, соглашение о присоединении к федеральному ОТС не было оформлено, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ не были проинформированы о включении ООО «Коммунсервис» в Реестр участников Соглашения.

В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. С учетом вышеизложенного, тариф на теплоснабжение для ООО «Коммунсервис» на 2017 год утвержден 16.12.2016. Согласно п. 1.13 Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее - Соглашение) вступило в силу с 01.01.2017. В ст. 48 ТК РФ закреплено, что Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Тариф ООО «Коммунсервис» утвержден ранее, чем вступило в силу Соглашение.

Поскольку в силу п.2 ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения не может быть менее чем один финансовый год, Управление не вправе его пересматривать до истечения вышеуказанного срока.

Нормы закона, с учетом локальных нормативных актов организации были соблюдены работодателем.

Кроме того, п. 10.9 Соглашения установлено, что работодатель несет ответственность за несанкционированное использование интеллектуальной собственности Профсоюза жизнеобеспечения и Общероссийского объединения работодателей в случае применения Соглашения в неприсоединившихся к нему Организациях.

В расчетах истца ошибочно отражены тарифные ставки ОТС, тогда как законодателем предусмотрены случаи, при которых работодателю предоставлена возможность корректировать расходы на оплату труда.

Применяемые истцом в расчетах коэффициенты тарифной сетки в соответствии с приложением №3 Соглашения не являются обязательными для применения и в соответствии с п. 2.3.4 носят рекомендательный характер.

В примечании к приложению №3 Соглашения разъяснено, что на жизнеобеспечивающих предприятиях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала.

Истцы также ссылаются на п. 2.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, где минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности устанавливается в размере 9526 руб. на 01.01.2017 г. Рекомендуемая тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда на 2017-2019 годы приведена в приложении № 3 Соглашения.

Однако, в соответствии со ст. 48 ТК РФ, соглашение, на которое ссылается истец, действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные соглашением работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Как следует из Устава ООО «Коммунсервис», утвержденного решением общего собрания участников Общества 14.08.2012 г., ООО «Коммунсервис» является коммерческой организацией.

ООО «Коммунсервис» не является членом объединения работодателей, заключившего соглашение, а также не является членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключивших соглашение, следовательно, действие Отраслевого тарифного соглашения на ООО «Коммунсервис» не распространялось.

В соответствии со ст. 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. 17.02.2017 г. в 36-м номере Российской Газеты было опубликовано предложение работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.02 2017 г. №14-4/10/В-83 5 о присоединение к Отраслевому соглашению. Вместе с тем, в соответствии с п. 2.3.1 в случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной Соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства РФ, работодатель вправе синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов. В связи с тем, что на момент опубликования в Российской Газете «Предложения», уровень тарифа на тепловую энергию установленный для ООО «Коммунсервис» не позволял установить минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда в соответствии с Соглашением. Синхронизация даты указанной в п. 2.3.1 «Соглашения» в июле 2017 года не проводилась.

ООО «Коммунсервис» 14.11.2017 г. был направлен в Управление Государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея запрос на увеличение фонда оплаты труда, заложенного в тариф, и приведение его к нормам, установленным Отраслевым соглашением. ООО «Коммунсервис» было отказано, так как процент роста индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Республике Адыгея на второе полугодие 2018 года, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26.10.2017 №2353-р, составляет 3,4%, было рекомендовано оптимизировать затраты.

Тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда на 2017-2019 годы приведенная в приложении №3 Соглашения является рекомендованной.

Пунктом 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2919 годы определено, что в случае установления регулирующими органами тарифов на жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника не ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате. Заработная плата работников ООО «Коммунсервис» в 2017 году превышала минимальный размер оплаты труда в Республике Адыгея, установленного в размере 7800 рублей Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Так как ООО «Коммунсервис» не включен в региональный реестр организаций, заключивших соглашение Отраслевое соглашение на ООО «Коммунсервис» распространятся не может.

В расчет задолженности истцом необоснованно включены премии.Истец руководствовался при включении в расчет премий п.2.8.2 Соглашения, которым установлено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера (премирование работников и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами Организации.

Положением о премировании ООО «Коммунсервис» установлен порядок и основания для выплаты премии.

Пунктом 1.6 Положения определено, что премирование работников по результатам их труда - право, а не обязанность администрации и зависит, в частности, от количества и качества труда работников, финансового состояния компании и иных факторов, которые могут оказать влияние на сам факт и размер премирования.

Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что премирование работников организации производится на основании приказа директора, устанавливающего размер премии каждому работнику по представлению руководителя соответствующего подразделения. Основанием для выплаты премии является приказ руководителя с указанием конкретного лица и величины премии, при условии экономии фонда оплаты труда в организации.

Ссылка на штатное расписание при доказывании обязательности выплаты премии не обоснована, поскольку штатное расписание является документом, определяющим структуру и численность работодателя, предназначено для ведения внутреннего учета работодателем. Трудовое законодательство не связывает установление оплаты труда со штатным расписанием.

Согласно положениям статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Пунктом 3.3 Положения об оплате труда установлен перечень выплат для формирования фонда оплаты труда организации. Выплаты конкретным работникам, их состав и размеры определяются заключенными трудовыми договорами, а также устанавливаются приказами работодателя. ООО «Коммунсервис» вправе не только устанавливать систему оплаты труда в организации, но и распоряжаться экономией фонда оплаты труда.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплатыи стимулирующие выплаты (премии).

Согласно ст. 191 ТК работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию и т.д.). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка.

По смыслу приведённых норм ТК РФ заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. Системы оплаты труда и премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, должны соответствовать трудовому законодательству. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат компенсационного характера доплаты и стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работника за добросовестный труд, применение которой относится к компетенции работодателя. При разрешении таких споров подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключённого между работником и работодателем.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ премия является одним из видов поощрения работника, размер и условия выплаты которой работодатель определяет с учётом совокупности обстоятельств, предусматривающих оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, иных условий, влияющих на размер премии, результатов экономической деятельности. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, такие выплаты входят в систему оплаты труда, условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

Трудовым договором, заключенным ООО «Коммунсервис» с истцом, выплата в обязательном порядке премии не предусмотрена.

В ООО «Коммунсервис» действуют локальные нормативные акты, такие как «Положение об оплате труда работников» и «Положение о премировании работников», где в п 3.3 «Положения об оплате труда работников» указано, что фонд оплаты труда формируется из следующих выплат: должностной оклад (тарифная ставка) - фиксированное вознаграждение; премия.

В п. 2.2 «Положения о премировании работников» указано, что текущее премирование осуществляется по итогам работы организации и работника за месяц в случае достижения им высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 3.2 данного положения решение о премировании принимается Руководителем организации премировании осуществляется по представлению руководителя подразделения. Решение работодателя поставлено в зависимость и от других факторов, в том числе состояния финансовой деятельности.

ООО «Коммунсервис» обоснованно применил при установлении заработной платы работникам систему оплаты труда, установленную локальными нормативными актами Организации.

По вышеуказанным основаниям суд полагает требования работников (истцов) в части взыскания с ответчика задолженности по заработным платам в связи с их начислениями работодателем (ответчиком) не в соответствии с требованиями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы для работников организаций коммунального теплоснабжения не подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение нарушение работодателем (ответчиком) прав работников (истцов) на получение заработной платы за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, в соответствии с требованиями ст.ст. 152-154 ТК РФ, и выплат компенсаций в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ в связи с нарушением установленного срокавыплаты, и согласно представленным квитанциям указанные доплаты и денежные компенсации за задержку выплат осуществлены ответчиком после обращения истцов в суд с исковыми требованиями, истцы имеют право на взыскание компенсации морального вреда, причиненного действиями работодателя, что не противоречит требованиям трудового законодательства.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации вреда.

При определении размеров компенсации суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Учитывая отсутствие правовых норм, определяющих материальные критерии, эквивалентные физическим и нравственным страданиям, руководствуясь принципом социальной справедливости, на основании требований ст.ст.151, 1099-1101 ГК РФ, то есть разумности и справедливости решения, обстоятельств дела, принимая во внимание экономическое положение предприятия, факт добровольной выплаты ответчиком после обращения истцов в суд имевшейся у него задолженности в части доплат за работу в ночное и сверхурочное время, суд принимает решение о частичном удовлетворении заявленных истцами требований о возмещении морального вреда, и определяет размер компенсаций морального вреда каждому из истцов по 2000 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет. Поскольку в силу ст.333.19 Налогового кодекса РФ размер госпошлины при подаче искового заявления неимущественного характера (моральный вред) составляет 300 рублей, с ответчика следует взыскать госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Солдатенко Виктора Александровича к ООО «Коммунсервис» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Коммунсервис» в пользу Солдатенко Виктора Александровича компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.

Отказать в удовлетворении исковых требований Солдатенко Виктора Александровича к ООО «Коммунсервис» о взыскании недополученной заработной платы и денежной компенсации за задержку выплат заработной платы.

Взыскать с ООО «Коммунсервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2018 года.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Х.А. Панеш