К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации «23» октября 2012г. г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Богус Ю.А.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием:
представителя истцов - адвоката Демидовой ФИО14
представителя ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея – Гудзь ФИО15.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бондаренко ФИО16, Бондаренко ФИО17 и Бондаренко ФИО18 к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы недоначисленной и невыплаченной пенсии
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании сумм недоначисленной и невыплаченной пенсии. В обоснование своих требований указали, что Бондаренко ФИО19. и Бондаренко ФИО20. являются, а Бондаренко ФИО21 являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца – погибшего в феврале ДД.ММ.ГГГГ года при выполнении задач по наведению конституционного порядка в Чеченской Республике майора Бондаренко ФИО22.
В обоснование своих требований указали следующее:
- Отцу погибшего майора Бондаренко ФИО23. – Бондаренко ФИО24, как уже уволенному к 1996 году с военной службы из министерства обороны РФ в военном комиссариате РА была назначена пенсия по выслуге лет, на основании п. «а» ч.1 ст.5 и ст.13 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Базовый закон). 1 января 2000 года вступил в законную силу Федеральный Закон от 1 июня 1999 года № 110-ФЗ, который внес изменения в статью 7 названного Базового Закона № 4468-1и регламентировал, что родители погибших военнослужащих имеют право получать две пенсии, в том числе - и пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 Закона)". Однако Бондаренко ФИО25. - отцу погибшего в ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего – майора Бондаренко ФИО26 в нарушение требований вступившей в силу с 1 января 2000 года реакции части третьей ст. 7 Закона РФ № 4468-1 и действовавшей на то же время части второй ст. 30 этого же Закона РФ, начиная с названного времени и в период до 1 августа 2008 года работниками военного комиссариата РА не была назначена, начислена и не выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца в размере, установленном ч.1 ст. 36 Закона РФ.
Считает, что военный комиссариат, вопреки пенсионному законодательству, своевременно не назначил отцу погибшего военнослужащего Бондаренко ФИО27. - Бондаренко ФИО28. вторую пенсию -пенсию по случаю потери этого кормильца. Также указал, что согласно ст. 35 Базового Закона - пенсия по случаю потери кормильца устанавливается семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи. …-, достигшим возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, - пожизненно. В соответствии с действующей на начало 2000 года ст. 44 Закона РФ № 4468-1 "Семьям пенсионеров пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца (ст. 43 той же нормы), из которого для этого кормильца подлежала перерасчету пенсия». В результате ошибочного применения положений и требований Законодательства по Государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации и бездействия должностных лиц военного Комиссариата РА по выполнению ст.3 и 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части обеспечения Государственных гарантий в области социального обеспечения членов семей военнослужащих отцу погибшего в бою военнослужащего Бондаренко ФИО29. не была назначена и выплачена пенсия по случаю потери кормильца за период с 1 января 2000 года до 31 декабря 2007 года и денежная компенсация по Указу РФ Президента РФ за период с 1 марта 2005 года, а всего – за 34 месяца. Общий размер недоначисленной истцу Бондаренко ФИО30. по указанному основанию пенсии составил 175 161руб. 15коп., которую просил взыскать с ответчика.
- В 2001 году сын погибшего майора Бондаренко ФИО31 – Бондаренко ФИО32. поступил в Московское Суворовское военное училище МО РФ и с ДД.ММ.ГГГГ до июня 2004 года проходил там обучение, то есть с 13 лет 9 мес. до возраста 16 лет 7 мес., в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, предусматривающими военную подготовку обучающихся и обеспечивающими их поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся училища, окончив там 11 классов.
Получив эти сведения, соответствующий отдел военного комиссариата РА подготовил документ, которым сделал перерасчет размера пенсии на Бондаренко ФИО33 по случаю потери им кормильца в сторону ее уменьшения на 75 процентов, мотивировав эти свои действия исполнением требований ст. 32 Закона №4468-1(дословно - «назначается 25 процентов назначаемой пенсии).
С первого января 2002 года вступил в законную силу Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Этим Законом ФЗ установлено, что " пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом, котором используются следующие основные понятия:
пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам.. в случае потери кормильца… нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;
нетрудоспособные граждане - дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы,за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного.. из родителей.
Статья 4 Базового Закона гарантирует, что право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие и нетрудоспособные граждане.
При этом названная норма права однозначно устанавливает, что "члены семей граждан имеют право на пенсию (пенсию по случаю потери кормильца) по государственному пенсионному обеспечению.
Таким образом, приведенный выше Федеральный Закон однозначно установил, что именно в соответствии с его требованиями назначаются все виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе – пенсии по случаю потери кормильца. Этот закон отсылает к закону № 4468-1, передавая ему полномочия по установлению порядка определения условий назначения военнослужащим и членам их семей пенсий и их размеров.
В этом же нормативном акте законодатель не счел возможным в принципе оставлять в прежнем виде правопорядок, установленный ранее ст. 73 Закона №340-1, в том числе – ее первой частью, которая полностью была воспроизведена в 1995 года в ст.32 Закона № 4468-1. В результате, существо норм, касающихся выплат начисленных по случаю потери кормильца пенсий детям, потерявшим родителей и находящихся на полном государственном обеспечении, в названных законодательных актах с 1 января 2002 года вступили в противоречие друг с другом.
С учетом вышеизложенного и в соответствии требованиями ст.50 Закона №4468-1 и п.п.3 и 4 ст. 3 и ст.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" должностные лица военного комиссариата РА обязаны были выполнять этот закон только в той части, в какой она не противоречила Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и не ущемляла права лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В результате ошибочного применения положений и требований Законодательства по Государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации и бездействия должностных лиц военного Комиссариата РА ст.3 и 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части по обеспечению государственных гарантий в области социального обеспечения членов семей военнослужащих на малолетнего сына, погибшего в бою военнослужащего Бондаренко ФИО34., необоснованно была назначена и с нарушением Закона №4468-1 выплачена пенсия по случаю потери кормильца за период с 1 сентября 2001 года по 30 июня 2004 года в размере 25 процентов от установленного названным Законом, а также за период с первого до 31 июля 2004 года, то есть удержания составили 41 177, 32 руб. + 1534, 48 руб.. А всего истцу Бондаренко ФИО35 по указанному основания был причинен ущерб в размере 42 711 руб. 80 коп..
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко ФИО36. (в возрасте 16 лет 8 мес.) был зачислен курсантом в Краснодарское высшее военной училище (приказ Начальника училища № ).
Как сформулировано в пенсионном деле, должностные лица ВК РА приняли решение по этому делу: "назначить 25 процентов назначаемой пенсии". При этом, как было сформулировано, должностные лица руководствовались ст. 32 Закона №4468-1, поскольку во время обучения в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования якобы стал находиться на "полном государственном обеспечении".
ДД.ММ.ГГГГ соответствующими решениями и действиями, должностные лица военкомата РА организовали и добились прекращения выплаты Бондаренко ФИО37 пенсии по случаю потери кормильца "на основании ст. 29 п. "а" Закона № 4468-1" в связи с достижением им возраста 18 лет."
Однако, Краснодарское высшее военное училище (Затем – военный институт), в соответствии с Законом "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ), входило в систему высшего профессионального образования, курсанты которого проходили военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.
Следовательно, к определению правового положения сына погибшего военнослужащего – Бондаренко ФИО38 статья 32 Закона № 4468-1 изначально неприменима.
Согласно положениям ранее названного Федерального закона № 53-ФЗ:
статьи второй - Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту) и являются военнослужащими.
В соответствии с ч.2 ст. 35, граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет. Но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанном образовательном учреждении.
Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.
По данным из военного билета и учетно-послужной карточки военнослужащего по призыву Бондаренко ФИО39 1987 года рождения в 2001 году был зачислен и с 1 сентября стал обучаться в Московском Суворовском военном училище МО РФ, где получил среднее (полное) общее образование - 11 классов и в возрасте полных 16 лет 5 мес. окончил названное учебное учреждение в 2004 году. Следовательно до 1-го августа того же года Бондаренко ФИО40. военную службу не проходил и военнослужащим не являлся.
ДД.ММ.ГГГГ курсант Краснодарского высшего военного института им. Штеменко Бондаренко ФИО41 1987 года рождения был приведен к военной присяге, но в последующем – контракта о прохождении военной службы (ст.32 Закона № 53-ФЗ) не заключал, и ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы на основании п.4 ст.51 того же Закона по приказу начальнику военного института от ДД.ММ.ГГГГ №.
Часть четвертая ст. 35 Закона 53-ФЗ регламентирует, что «Военнослужащие.., отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования.., а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет…
В соответствии с ч.4 ст. 51 того же Закона военнослужащий, не имеющих воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных п.п. «б» п. 2 ст. 23.
Названная статья 23 регламентирует, что право на освобождение от призыва на военную службу имеют также граждане, "являющиеся сыновьями … военнослужащих, погибших в связи с исполнением ими обязанностей военной службы".
С учетом правового положения военнослужащего - курсанта военного училища явно ошибочной была позиция должностных лиц военкомата, применявших к Бондаренко ФИО42. при начислении пенсии по случаю потери кормильца положения ст. 32 названного закона со времени зачисления его в военный институт. Эта подтверждается фактом исключения исследованной ст. 32 из Закона № 4468-1 и правовой позицией, выраженной после этого Конституционным судом России.
27 ноября 2009 года № Конституционный суд РФ в своем постановлении 18-П сформулировал правовую позицию «По делу о проверке конституционности пункта «а» части третьей ст. 29 Закона РФ «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу,.. , и их семей».. в связи с жалобой гражданина Н.С. Лаппы». Как постановила названная судебная инстанция, указанная норма материального права не противоречит Конституции РФ и подлежит исполнению, только со времени, когда обучающиеся в учебном заведении военнослужащие (приравниваемые ст.35 Федерального закона №53-ФЗ к военнослужащим по призыву) заключили контракт о прохождении военной службы с вытекающими для этого случая правовыми последствиями и получают денежное довольствие, а также продовольственное и иное обеспечение в соответствии с действующим законодательством..
В результате ошибочного применения положений и требований Законодательства по Государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации и бездействия должностных лиц военного Комиссариата РА ст.3 и 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части по обеспечению государственных гарантий в области социального обеспечения членов семей военнослужащих на малолетнего сына погибшего в бою военнослужащего Бондаренко ФИО43. необоснованно была назначена и с нарушением Закона №4468-1 выплачена пенсия по случаю потери кормильца его сыну Бондаренко ФИО44:
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 25 процентов от установленного названным Законом,
- а с ДД.ММ.ГГГГ и до отчисления из военного образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ высшего профессионального образования - пенсия по случаю потери кормильца - вообще не назначалась и не выплачивалась.
Таким образом, размер недоплаты составил:
- по пенсии 26 086, 16 руб. + (27 796,44 руб. + 7 571,67руб.) = 62 454, 27 руб.;
- по денежной компенсации – 240 р. за 15 мес. = 3 600 руб.,
которую просил взыскать с ответчика.
- Также истцы Бондаренко ФИО45. и Бондаренко ФИО46 указали, что согласно справок отдела социально обеспечения Военного комиссариата РА за период января- апреля 2012 года при исчисленном там размере денежного содержания (влияющего на исчисление пенсии –ст.43 Закона №) погибшего кормильца – майора Бондаренко ФИО47 в размере 41400 рублей, к фактической выплате ими назначена пенсия не 40 процентов от названной суммы, как это однозначно определено в п. "а" ч.1 ст. 36 того же Закона – в размере 16560 рублей, а только в размере 8942 руб. 40 коп., то есть всего в размере 21, 6 процента. Таким образом, пенсия матери и отцу погибшего военнослужащего назначена в размере, меньшем на (16560, 0 руб. – 8942, 4 руб.) = 7 617 руб. 60 коп. ежемесячно.
Следовательно, полагают, что каждому из истцов без законных оснований недоплачено за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ ( 7 617, 6 руб. * 4 ) по 30 470 руб. 40 коп., каждому.
- Кроме того, все истцы указали, что Бондаренко ФИО48, являющийся сыном истцов Бондаренко ФИО49 и Бондаренко ФИО50 и отцом Бондаренко ФИО51, ДД.ММ.ГГГГ в составе войсковой части 03841 и на основании распоряжения НШ СКВО от ДД.ММ.ГГГГ № убыл для выполнения служебных задач в зону "чрезвычайного положения в республику Чечня".
Свидетельством о смерти 1-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ констатировано, что Бондаренко ФИО52 ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ того же года "от пулевого огнестрельного ранения".
Согласно извещения, направленного командиром войсковой части 09332 от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес военных комиссаров Республики Адыгея и <адрес>, "начальник штаба воинской части МО РФ майор Бондаренко ФИО53 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выполняя боевой задание, верный воинской присяге, проявив стойкость и мужество, погиб ДД.ММ.ГГГГ".
Согласно выписке из приказа командира Соединения МО РФ, военнослужащий войсковой части 03841 майор Бондаренко ФИО54., погибший 21 мая 1996 года на территории Чеченской Республики, был исключен из списков офицерского состава ВС РФ. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.
Таким образом, в военкоматах <адрес> и Республики Адыгея к первому июня 1996 года имелись документы, объективно подтверждающие, что Бондаренко ФИО55 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь военнослужащим по контракту МО РФ, имея воинское звание "майор" и занимая должность заместителя командира батальона, в составе этого подразделения и по распоряжению командовании СКВО ДД.ММ.ГГГГ был направлен в служебную командировку в зону боевых действий на территории Чеченской Республики. 21 мая того же года при выполнении боевого задания на территории этого субъекта Российской Федерации Бондаренко ФИО56. был смертельно ранен и погиб.
Таким образом, в силу положений Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах" погибший Бондаренко ФИО57. был отнесен к категории "ветерана боевых действий, а следовательно родители Бондаренко ФИО58 приобрели права на "льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством", то есть в соответствии со ст.45 п.»г» закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, право на повышение размера пенсии в связи с тем, что умерший кормилец являлся ветераном боевых действий.
Полагают отказ ответчика в начислении указанного повышения пенсии необоснованным и просили взыскать задолженность по выплате пенсии в связи с ее повышением на основании ст.45 Закона РФ №4468-1:
Бондаренко ФИО59 в сумме 27030, 90 руб.,
Бондаренко ФИО60. в сумме112565 руб. 08 коп.,
Бондаренко ФИО61 в сумме 112565 руб. 08 коп.
В судебном заседании представитель истцов поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал и просил в его удовлетворении отказать полностью и в обоснование своих возражений указал, что истцами заявлено несколько самостоятельных требований.
По первому требованию о не получении второй пенсии истцом Бондаренко ФИО62. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указал, что пенсии по случаю потери кормильца в связи с гибелью военнослужащего Бондаренко ФИО63 были назначены с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту Базовый закон).
Пенсия по случаю потери кормильца была назначена:
- матери - Бондаренко ФИО64
- сыну – Бондаренко ФИО65
Получателем пенсии, назначенной Бондаренко ФИО66. являлась его мать – Бондаренко ФИО67
Отец погибшего – Бондаренко ФИО68 получал пенсию по выслуге лет по Базовому закону с 1996 года, как военнослужащий, уволенный с военной службы.
Статья 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривала, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР").
Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.
Федеральным законом РФ от 01.06.1999 г. №110-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2000 года, в ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 были внесены изменения и добавлена часть 3 следующего содержания:
«Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона).
Федеральным законом РФ от 22.04.2004 г. №122-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005 года, в ст. 7 Базового закона были внесены изменения и данная часть стала звучать следующим образом:
«Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона)».
Истец Бондаренко ФИО69. в период с 01.01.2000 года по 31.12.2007 года не получал пенсии ни по Закону РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", ни по Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Таким образом, в период с 01.01.2000 года по 31.12.2007 года у истца Бондаренко ФИО70 не было права на получение второй пенсии по Базовому закону.
Федеральным законом РФ от 03.12.2007 г. №319-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2008 года, в ст. 7 Базового закона были внесены изменения и данная часть стала звучать следующим образом:
Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) независимо от получения другой пенсии (за исключением пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
У истца Бондаренко ФИО71. только с ДД.ММ.ГГГГ возникло право на получение двух пенсий по Базовому закону. Военный комиссариат Республики Адыгея установил пенсию по случаю потери кормильца (вторую пенсию) Бондаренко ФИО72. с ДД.ММ.ГГГГ.
В иске представитель истцов ошибочно обосновывает свою позицию, исходя из норм Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Однако, поскольку в статье 7 Базового закона ссылок на этот Федеральный закон никогда не было, то и применять его в данном случае незаконно.
Таким образом, требования истца Бондаренко ФИО73. о взыскании материального ущерба из-за того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12 2007 года ему не выплачивалась вторая пенсия (пенсия по случаю потери кормильца помимо пенсии за выслугу лет по Базовому закону) считает необоснованными.
По второму требованию о взыскании пенсии истцу Бондаренко ФИО74. за время его нахождения в Московском Суворовском военном училище МО РФ и военном институте за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.07 2004 года.
В соответствие со ст. 32 Базового закона, «детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери в период нахождения их на полном государственном обеспечении выплачивается 50 процентов назначенной пенсии, а другим детям, находящимся на полном государственном обеспечении, - 25 процентов назначенной пенсии».
С ДД.ММ.ГГГГ истец Бондаренко ФИО75 был зачислен в Московское Суворовское военное училище МО РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 696, которым было утверждено «Положение о Суворовских военных, Нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах» воспитанники суворовских военных, нахимовских военно-морских и кадетских (морских кадетских) корпусов находятся на полном государственном обеспечении (п.5 Положения);
Истец Бондаренко ФИО76. являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца по Базовому закону.
Применение, каких либо иных законов, противоречит самому Базовому закону.
Так, часть 1 ст. 7 Базового закона, в редакции, на день поступления истца в Суворовское училище гласила: «Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключений, установленных частями второй и третьей настоящей статьи).
У истца или его законного представителя было право выбора государственной пенсии. Поскольку была выбрана пенсия по случаю потери кормильца, установленная Базовым законом, то применение иных Законов, помимо Базового закона не могло быть осуществлено. Пенсионный орган Министерства обороны в лице военного комиссариата Республики Адыгея вправе был выполнять только те положения Базового закона, которые были в нем установлены.
Таким образом, истцу Бондаренко ФИО79 военным комиссариатом Республики Адыгея правомерно выплачивалась пенсия в размере 25 процентов от назначенной пенсии.
Истец Бондаренко ФИО80 приказом начальника Краснодарского военного института № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ был зачислен в Краснодарский военный институт МО РФ, с назначением на должность КУРСАНТА и присвоением воинского звания «рядовой».
Таким образом, в соответствии с ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Бондаренко ФИО81. стал военнослужащим с ДД.ММ.ГГГГ, и с этой даты у него началась военная служба.
В соответствие со ст.35 данного Закона «Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
18 лет Бондаренко ФИО82 исполнилось ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 29 названного Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц, состоявшие на их иждивении. Исходя из того, что нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица пункт "а" части третьей данной статьи признает, в частности, его детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет; нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица считаются также его дети, проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста».
Поскольку, Бондаренко ФИО83., проходя обучение в военном институте, состоял с ДД.ММ.ГГГГ на военной службе, на полном государственном обеспечении, то до достижения им 18-летнего возраста пенсия выплачивалась в размере 25 процентов исчисленной пенсии, а по достижении им 18-летнего возраста военный комиссариат Республики Адыгея на законных основаниях прекратил выплату пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, полагает исковые требования Бондаренко ФИО84. незаконными и необоснованными.
По третьему требованию о выплате пенсии по случаю потери кормильца истцам Бондаренко ФИО85 и Бондаренко ФИО86 с ДД.ММ.ГГГГ в иных размерах, чем установлены Базовым законом.
Ответчик считает, что истцы Бондаренко ФИО87. и Бондаренко ФИО88 необоснованно считают, что военный комиссариат Республики Адыгея не в полном размере выплачивает им пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 36 Базового закона «Размеры пенсии» гласит: «Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:
а) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери…».
Статья 43 Базового закона «Денежное довольствие для исчисления пенсий» гласит: «Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающим 2 процента».
Таким образом, расчет пенсии по случаю потери кормильца истцам с 1 января 2012 года производится следующим образом:
Начальник штаба - заместитель командира батальона – 16 тарифный разряд. ДО (должностной оклад)– 23000 руб.
Воинское звание «майор». ОВЗ (оклад по воинскому званию) – 11500 руб.
Выслуга лет – 14 лет – 20 % от ДО +ОВЗ = (23000+11500)*1,2=6900
Итого 41400 руб.
Применяем коэффициент 2012 года равный 0,54.
41400 руб.*0,54 = 22355 руб. Это сумма для исчисления пенсии. В соответствие со ст. 36 Базового закона пенсия по случаю потери кормильца составляет 40 процентов от данной суммы.
22355 руб.* 0,4 = 8942 руб. 40 коп.
Именно такой размер пенсии установлен истцам с 01.01.2012 года.
Таким образом, считает требования о выплате пенсии в иных размерах, чем это установлено действующим законодательством, незаконным и необоснованным.
По четвертому требованию о повышении пенсии по п. «г» ст. 45 Базового закона, указал, что пенсия по случаю потери кормильца назначена истцам:
- Бондаренко ФИО89 (сыну погибшего военнослужащего) – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. получателем пенсии была Бондаренко ФИО90 мать несовершеннолетнего.
- Бондаренко ФИО91. с ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку до этого являлась получателем пенсии по линии Пенсионного фонда.
- Бондаренко ФИО92 – с ДД.ММ.ГГГГ. ( с ДД.ММ.ГГГГ получал пенсию по выслуге лет по Базовому закону, как бывший военнослужащий)
Пенсия им была назначена в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел … и их семей» №4468-1 от 12.02.1993 г. (далее по тексту Базовый закон).
В соответствии с п. «а» ст. 36 Базового закона пенсия истцам была назначена в размере 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Базового закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Ст. 45 Закона №4468-1 «Повышение пенсий отдельным категориям пенсионеров» этого закона гласит: «Пенсия за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размера), повышаются:
…г) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона».
В ст. 46 Базового закона «Расчетный размер пенсии и правила начисления надбавок к пенсиям, установления увеличений и повышений пенсий» определены правила установления повышений к пенсии. В ней в частности указывается: «… При назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии…».
Таким образом, в Базовом законе однозначно указывается, что повышение получающим пенсию по случаю потери кормильца устанавливаются индивидуально каждому нетрудоспособному, которые имеют свое индивидуальное право на получение данного повышения, установленного ст. 45 Базового закона, Истцы такого индивидуального права на получение повышения к пенсии не имеют, поскольку не причислены ни к одной из категорий, указанных в ст. 45 Базового закона.
Пенсия с учетом ее повышения, предусмотренного вышеназванной статьей Базового закона повышается лицам, имеющим статус «ветеран боевых действий». Статусом «ветеран боевых действий» обладает непосредственно лицо, которому этот статус установлен и неразрывно связан с личностью его обладателя.
Согласно ст. 1112 Части 3 ГК РФ, права, неразрывно связанные с личностью наследователя, в состав наследства не входят.
Исходя из вышеуказанного, статус «ветеран боевых действий» не передается по наследству и не может распространяться на его иждивенцев, а следовательно, считает, что за весь период получения пенсии по потере кормильца исчисление пенсии было произведено верно. Никакой задолженности по выплате пенсии перед истцами военный комиссариат РА не имеет. Также представитель ответчика заявил о пропуске срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ.
Третье лицо – министерство обороны РФ в своем письменном возражении изложила доводы, аналогичные доводам ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Бондаренко ФИО93, являющийся сыном истцов Бондаренко ФИО94 и Бондаренко ФИО95 и отцом Бондаренко ФИО96, являясь военнослужащим по контракту Министерства обороны РФ, имея воинское звание "майор" и занимая должность заместителя командира батальона ДД.ММ.ГГГГ в составе войсковой части 03841 и на основании распоряжения НШ СКВО от ДД.ММ.ГГГГ № убыл для выполнения служебных задач в зону "чрезвычайного положения в республику Чечня", где 21 мая того же года при выполнении боевого задания на территории этого субъекта Российской Федерации был смертельно ранен и погиб.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, письменными доказательствами и признаются ответчиком.
Требования истца Бондаренко ФИО97. о взыскании ему невыплаченной второй пенсии по потере кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из пенсионного удостоверения истца Бондаренко ФИО98 усматривается, что он с февраля 1987 года является получателем пенсии по выслуге лет на основании Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ст.7 Закона РФ №4468-1 в редакции, действовавшей по состоянию до 1 января 2000 г. предусматривала, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР").
Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.
Федеральным законом РФ от 01.06.1999 г. №110-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2000 года, в ст. 7 были внесены изменения и добавлена часть 3 следующего содержания:
«Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона).
Федеральным законом РФ от 22.04.2004 г. №122-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005 года, в ст. 7 Базового закона были внесены изменения и данная часть стала звучать следующим образом:
«Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона)».
Таким образом, редакция Закона №4468-1 в период с 01.01.2000 г. по 31.12.2007 г. прямо указывала на возможность назначения двух пенсий (в т.ч. пенсии по потере кормильца), только получателям пенсии по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Истец Бондаренко ФИО99 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не получал пенсии ни по Закону РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", ни по Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.к. был получателем пенсии по Закону РФ №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел … и их семей»
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у истца Бондаренко ФИО100. не было права на получение второй пенсии по Базовому закону.
Федеральным законом РФ от 03.12.2007 г. №319-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2008 года, в ст. 7 Базового закона были внесены изменения и данная часть стала звучать следующим образом:
Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) независимо от получения другой пенсии (за исключением пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
У истца Бондаренко ФИО101. только с ДД.ММ.ГГГГ возникло право на получение двух пенсий по Базовому закону. Военный комиссариат Республики Адыгея установил пенсию по случаю потери кормильца (вторую пенсию) Бондаренко ФИО102. с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в удовлетворении данных исковых требований Бондаренко ФИО103 следует отказать.
Требования истца Бондаренко ФИО104 о взыскании недоначисленной пенсии за время его нахождения в Московском Суворовском военном училище МО РФ и военном институте, также, по мнению суда, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 32 Закона РФ №4468-1 «детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери в период нахождения их на полном государственном обеспечении выплачивается 50 процентов назначенной пенсии, а другим детям, находящимся на полном государственном обеспечении, - 25 процентов назначенной пенсии».
С ДД.ММ.ГГГГ истец Бондаренко ФИО105. был зачислен в Московское Суворовское военное училище МО РФ.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 696, которым было утверждено «Положение о Суворовских военных, Нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах» воспитанники суворовских военных, нахимовских военно-морских и кадетских (морских кадетских) корпусов находятся на полном государственном обеспечении (п.5 Положения);
Истец Бондаренко ФИО106. являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца по Закону РФ №4468-1.
Так, часть 1 ст. 7 указанного Закона, в редакции, на день поступления истца в Суворовское училище гласила: «Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключений, установленных частями второй и третьей настоящей статьи).
У законного представителя истца в период его несовершенолетия было право выбора государственной пенсии. Поскольку им была выбрана пенсия по случаю потери кормильца, установленная Законом РФ №4468-1, то применение иных Законов, помимо данного закона не могло быть осуществлено.
Таким образом, истцу Бондаренко ФИО107 военным комиссариатом Республики Адыгея правомерно выплачивалась пенсия в размере 25 процентов от назначенной пенсии.
Приказом начальника Краснодарского военного института № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ истец Бондаренко ФИО108 был зачислен в Краснодарский военный институт МО РФ, с назначением на должность курсанта и присвоением воинского звания «рядовой».
ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен контракт о прохождении военной службы, а ДД.ММ.ГГГГ в связи досрочным отчислением Бондаренко ФИО109 из военного института, контракт был досрочно расторгнут.
Согласно ст.29 Закона РФ №4468-1 право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел ), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;
Согласно ч.2 ст.35 Федерального закона №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
18 лет Бондаренко ФИО110. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Бондаренко ФИО111., проходя обучение в военном институте, состоял с ДД.ММ.ГГГГ на военной службе, на полном государственном обеспечении, и до достижения им 18-летнего возраста пенсия выплачивалась в размере 25 процентов исчисленной пенсии, а по достижении им 18-летнего возраста военный комиссариат Республики Адыгея на законных основаниях прекратил выплату пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем исковые требования Бондаренко ФИО112 необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Требования истцов Бондаренко ФИО113 и Бондаренко ФИО114 о взыскании задолженности по выплате пенсии по потере кормильца за период января- апреля 2012 года в связи с увеличением размера денежного содержания (влияющего на исчисление пенсии –ст.43 Закона № 4468-1) погибшего кормильца – майора Бондаренко ФИО115 суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. по мнению суда, основаны на неправильном толковании закона.
Согласно ст.36 Закона РФ №4468-1 пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:
а) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;
Согласно ст.43 данного закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Согласно материалам пенсионного дела размер денежного довольствия погибшего Бондаренко ФИО116 на ДД.ММ.ГГГГ составлял:
- Должностной оклад начальник штаба - заместитель командира батальона – 16 тарифный разряд. – 23000 руб.
- Оклад по воинскому званию «майор» – 11500 руб.
- Надбавка за выслугу лет – 14 лет (23000+11500)*1,2=6900
Итого 41400 руб.
С учетом коэффициента 2012 года равного 0,54, размер суммы применяемой для исчисления пенсии составит : 41400 руб.*0,54 = 22355 руб.
В соответствии со ст. 36 Базового закона пенсия по случаю потери кормильца составляет 40 процентов от данной суммы.
22355 руб.* 0,4 = 8942 руб. 40 коп.
Именно такой размер пенсии установлен истцам с ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается представителем истцом и подтверждается материалами пенсионного дела Бондаренко ФИО117 и Бондаренко ФИО118
В тоже время требования истцов Бондаренко ФИО119 Бондаренко ФИО120. и Бондаренко ФИО121. о взыскании задолженности по недоначисленной пенсии, подлежавшей повышению на основании п. «г» ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года N4468-1, в связи с тем, что умерший кормилец являлся ветераном боевых действий, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
Согласно разделу №3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону "О ветеранах" к боевым действиям на территории РФ отнесены:
"Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года
Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года".
Таким образом, суд приходит к выводу, что погибший ФИО3 в силу положений Федерального закона №5-ФЗ «О ВЕТЕРАНАХ» является ветераном боевых действий.
Согласно пункту "г" статьи45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии) назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 3 декабря 2007года N319-ФЗ в вышеуказанную норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи46 настоящего Закона.
В соответствии со статьей46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Таким образом, истцы имели право на повышение пенсий по случаю потери кормильца, в связи с чем вывод ответчика о том, что льгота по повышению пенсии может предоставляться только лицам, непосредственно названным в пункте "г" части 1 статьи45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года N4468-1, но не их супругам, детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Следовательно, с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию недоначисленная пенсия за период:
В пользу истца Бондаренко ФИО122. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 53705,31 руб., В пользу истца Бондаренко ФИО123. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 40595,29 руб. В пользу истца Бондаренко ФИО124 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1496,15 руб. При расчете размера указанной задолженности суд руководствовался расчетами, представленными ответчиком, так как указанный расчет произведен исходя из расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи46 РФ №4468-1, в то время как в расчете задолженности, представленном истцами, расчет произведен исходя из размера назначенной им пенсии по потере кормильца, что не соответствует требования ст.45 Закона РФ №4468-1
Доводы ответчика о необходимости применения срока исковой давности к заявленным требования, по мнению суда, являются необоснованными и не подлежат применению, т.к. согласно ст.58 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Бондаренко ФИО125, Бондаренко ФИО126 и Бондаренко ФИО127 к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы недоначисленной и невыплаченной пенсии, удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея сумму недоначисленной по основанию, предусмотренному п. «г» ст.45 Закона РФ №4468-1«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии:
В пользу истца Бондаренко ФИО128 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 53705,31 руб., В пользу истца Бондаренко ФИО129 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 40595,29 руб. В пользу истца Бондаренко ФИО130 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1496,15 руб. В удовлетворении остальной части заявленных истцами требований, отказать ввиду их необоснованности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ю.А. Богус