НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мамадышского районного суда (Республика Татарстан) от 06.07.2020 № 2А-376/20

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> РТ

Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гатиной Г.Р.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения Уголовно -исполнительная инспекция УФСИН России по <адрес> к исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности определить организации и предприятия, в которых осужденные смогут отбывать наказание в виде исправительных и обязательных работ,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ Уголовно - исполнительная инспекция УФСИН России по <адрес> (далее – ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес>) обратилось в суд с административным иском к исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и определить организации и предприятия, в которых осужденные смогут отбывать наказание в виде исправительных и обязательных работ. В обоснование требований указано, что согласно действующему законодательству органы местного самоуправления обязаны составлять списки конкретных учреждений и организаций для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ, по согласованию с уголовно – исполнительными инспекциями. Постановлением исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении видов работ и перечня объектов, в которых отбываются уголовные наказания в виде обязательных и исправительных работ» определены виды обязательных и исправительных работ, а также перечень объектов для обязательных и исправительных работ. Однако данным постановлением места отбывания наказания не определены. Таким образом исполнительный комитет Мамадышского муниципального района РТ отказывается от исполнения полномочий, возложенных на него, как на органа местного самоуправления, Уголовным и Уголовно-исполнительными кодексами Российской Федерации, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данное обстоятельство подтверждается письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом уточненных требований, административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать определить организации и предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, в которых возможно трудоустройство осужденных и отбывание ими уголовного наказания в соответствии с требованиями уголовного законодательства Российской Федерации, путем внесения изменений в постановление исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении видов работ и перечня объектов, в которых отбываются уголовные наказания в виде обязательных и исправительных работ».

Представитель административного истца - ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес>ФИО3 в судебном заседании административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика – исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ ФИО4 в судебном заседании иск не признал по доводам, изложенным в возражении на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица – прокуратуры <адрес> РТ ФИО5 в судебном заседании с административным иском не согласилась.

Представитель заинтересованного лица - Елабужского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по РТ ФИО6 в судебном заседании с административным иском согласилась.

Выслушав в судебном заседании участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2).

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Согласно Конституции Российской Федерации уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71); трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72).

В силу части 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций в исправлении осужденных.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Уголовно-исполнительные инспекции согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени (части 1 и 3 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Аналогичные предписания предусмотрены частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение вида обязательных и исправительных работ и объекты, на которых они отбываются, то есть фактически данными органами определяются организации и предприятия, в которых возможно трудоустройство осужденных и отбывание ими уголовного наказания.

Из материалов дела следует, что постановлением исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ определены виды обязательных и исправительных работ (для осужденных, не имеющих основного места работы) на территории муниципального образования <адрес>, выполняемых осужденными в соответствии с приложением ; и перечень объектов для обязательных и исправительных работ на территории муниципального образования <адрес>, для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ, по согласованию с филиалом по Мамадышскому ФКУ УИИ УФСИН России по РТ (приложение ) (л.д. 15).

В приложении к данному постановлению указаны виды обязательных и исправительных работ (для осужденных, не имеющих основное место работы) на территории муниципального образования <адрес> (по согласованию) - уборка, озеленение дворовых территорий, улиц города; уборка, озеленение и благоустройство парков, зон отдыха; очистка дорожных покрытий от грязи и снега в местах, недоступных для дорожной техники; очистка пляжей, набережных, погрузочно – разгрузочные работы; земельные работы; санитарное содержание жилищного фонда; подсобные работы при строительстве; слесарь, автослесарь, электрик, газоэлекстросварщик, монтажник (при наличии соответствующего образования); сельскохозяйственные работы.Приложением к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ определен перечень объектов на территории муниципального образования <адрес>, на которых выполняются виды обязательных и исправительных работ, по согласованию указаны виды обязательных и исправительных работ (для осужденных, не имеющих основное место работы) (по согласованию): объекты сельскохозяйственного назначения; объекты жилищно-коммунального хозяйства и транспорта; объекты санитарного содержания жилищного фонда; объекты озеленения и благоустройства; объекты благоустройства исполнительных комитетов г,Мамадыш и сельских поселений Мамадышского муниципального района РТ (л.д. 16).

Таким образом, исполнительным комитетом Мамадышского муниципального района РТ в данном постановлении по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией не определены конкретные учреждения, организации и места, на которых осужденные должны отбывать наказание в виде обязательных и исправительных работ.

Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проект постановления исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ, в котором был указан перечень мест отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, не имеющими основное место работы, с указанием конкретных наименований организаций и предприятий, был направлен в прокуратуру <адрес> РТ для проведения антикоррупционной экспертизы.

<адрес> РТ ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение о несоответствии проекта нормативно-правового акта действующему законодательству, а именно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В 2019 году после соответствующего обращения административного истца исполнительный комитет Мамадышского муниципального района РТ также обратился прокурору <адрес> РТ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> РТ разъяснил, что оснований для внесения изменений и дополнений в постановление исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении видов работ и перечня объектов, в которых отбываются уголовное наказание в виде обязательных и исправительных работ» не имеется, указав, что право органов местного самоуправления на установление квот и возложение на работодателей обязанности по созданию и предоставлению рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ, действующим законодательством не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в адрес ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> направлены письма, согласно которым исполнительный комитет Мамадышского муниципального района РТ возражает против исполнения возложенных на нее федеральным законодательством обязанностей по определению мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ на территории <адрес> Республики Татарстан.

Суд, руководствуясь положениями приведенных выше норм права, исходит из того, что Российской Федерацией органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Федеральным законодательством органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов определены как органы, уполномоченные осуществлять отдельные государственные полномочия, в том числе определять в районе места жительства осужденного к исправительным работам, места работы по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Определение вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, а также мест отбывания осужденными исправительных работ, в настоящем случае, отнесено к компетенции исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ.

Неисполнение исполнительным комитетом района обязанности по определению конкретных учреждений, организаций и мест для отбывания осужденными лицами наказания в виде обязательных и исправительных работ в данном случае нарушает интересы государства на исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, лишает Федеральную службу исполнения наказаний возможности надлежащим образом осуществлять свои полномочия, нарушает цели уголовного законодательства и задачи уголовно - исполнительного законодательства, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказания.

Учитывая все обстоятельства, у суда имеются все основания для признания бездействия исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ, выразившегося в не определении мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ на территории <адрес> РТ.

Также суд считает необходимым обязать исполнительный комитет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан определить организации и предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, в которых возможно трудоустройство осужденных и отбывание ими уголовного наказания в соответствии с требованиями уголовного законодательства Российской Федерации, путем внесения соответствующих изменений в постановление исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении видов работ и перечня объектов, в которых отбываются уголовные наказания в виде обязательных и исправительных работ».

Административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Для квалификации действий (бездействия) как предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции нарушения антимонопольного законодательства обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий (пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").

В данном случае нормами действующего законодательства не закреплено какого-либо иного порядка, в том числе проведения торгов, по определению организаций и предприятий для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ, чем это установлено нормами статьями 25 и 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также нормами ст. ст. 49, 50 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что действия органа местного самоуправления по определению конкретных мест и объектов, на которых должны отбываться обязательные и исправительные работы имеет целью исполнение полномочий возложенных на орган местного самоуправления федеральным законодательством и не преследует цель создания преимущественных условий хозяйственной деятельности организациям, включенным в перечень.

Доводы представителя административного ответчика о том, что исполнительный комитет района не вправе вмешиваться деятельность организаций, расположенных на территории района и принуждать их руководителей к приему на работу осужденных к исправительным и обязательным работам, суд находит несостоятельными, поскольку в силу закона обязанность по определению конкретного места исправительных работ возложена на органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не определении мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

Обязать исполнительный комитет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан определить организации и предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, в которых возможно трудоустройство осужденных и отбывание ими уголовного наказания в соответствии с требованиями уголовного законодательства Российской Федерации, путем внесения изменений в постановление исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении видов работ и перечня объектов, в которых отбываются уголовные наказания в виде обязательных и исправительных работ».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.

Судья