57RS0013-01-2021-000216-36 Дело № 2а-134/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2021 года г. Малоархангельск
Малоархангельский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Соколова Р.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савриловой О.В.,
с участием административного ответчика Курочкина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Малоархангельского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Орловской области к Курочкину Сергею Александровичу о взыскании задолженности по штрафу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Орловской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России №3 по Орловской области) обратилась в районный суд с административным исковым заявлением к Курочкину С.А. о взыскании задолженности по штрафу.
В обоснование заявления указано, что Курочкин С.А. в соответствии с положениями пункта 1 статьи 228, пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом Федерального закона от 01.04.2020 года №102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» обязан был предоставить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 30.07.2020 года.
Однако декларация с данными о сумме налога к оплате 71500 рублей была представлена налогоплательщиком 07.08.2020 года, то есть с нарушением срока ее предоставления, предусмотренного пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, что образует состав налогового правонарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также при предоставлении ДД.ММ.ГГГГ уточненной декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год с данными о сумме налога к оплате 71500 рублей Курочкиным С.А. не был уплачен налог и сумма пени, чем нарушены нормы законодательства, закрепляющие своевременность уплаты налога и пени по уточненной декларации, которые следовало уплатить до ДД.ММ.ГГГГ, при этом оплата налога была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, оплата пени ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым Курочкиным С.А. совершено налоговое правонарушение по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым органом в связи с совершением налогоплательщиком налоговых правонарушений вынесено решение о привлечении к ответственности № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Курочкин С.А. привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафу в размере 7150 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафу в размере 14300 рублей.
Штраф в добровольном порядке не был уплачен.
Руководствуясь положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 45, статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган выставил и направил в адрес должника требование от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате штрафа в сумме 21450 рублей.
Налогоплательщик в установленный срок данное требование налогового органа не исполнил.
В связи с наличием непогашенных сумм задолженности Межрайонная ИФНС России № 3 по Орловской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании сумм задолженности по налоговым обязательствам с Курочкина С.А. Вынесенный мировым судьей судебного участка Малоархангельского района Орловской области судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ по причине поступления возражений от должника определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, Межрайонная ИФНС России № 3 по Орловской области просит взыскать с Курочкина С.А. задолженность по штрафу в сумме 21450 рублей.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №3 по Орловской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Административный ответчик Курочкин С.А. в судебном заседании административные исковые требования признал частично. Пояснил, что не отрицает тех фактов, что несвоевременно подал декларацию и оплатил суммы налога и пени, однако допустил незначительную просрочку предоставления декларации и оплаты, не уклонялся от оплаты, суммы штрафа являются чрезмерно значительными. Налог в сумме 71500 рублей образовался в связи с продажей им квартиры, принадлежащей его тете, и полученной им в наследство после ее смерти. ДД.ММ.ГГГГ им было получено письмо о необходимости подачи декларации путем ее заполнения в личном кабинете, для создания которого он был вынужден обратиться в МФЦ. ДД.ММ.ГГГГ им в налоговый орган посредством личного кабинета была подана декларация, которая была возвращена по причине наличия ошибок. После их исправления и повторного направления декларация была принята налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ. На следующий день им были оплачены суммы налога и пени, а ДД.ММ.ГГГГ также еще раз оплачена сумма пени. ДД.ММ.ГГГГ им было получено решение №, в соответствии с которым за ним значилась задолженность в размере 21450 рублей. Данная сумма не была указана в личном кабинете, сотрудники Управления федеральной налоговой службы России по Орловской области при его обращении пояснили, что задолженность у него отсутствует. Также пояснил, что получал требование налогового органа об оплате штрафа. Кроме того, добровольно оплатил суммы штрафа и пени, ранее к налоговой ответственности не привлекался, имеет на иждивении малолетнего ребенка, помогает старшему ребенку, который в настоящее время обучается, его жена с ДД.ММ.ГГГГ была уволена с места работы в связи с сокращением штата, в настоящее время не трудоустроена.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя административного истца.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по правилам, предусмотренным статьей 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 названного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (пункт 1 статьи 48 НК РФ).
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, налоговым законодательством установлена последовательная процедура принудительного взыскания с налогоплательщика налога, пени и штрафов, которая заключается в осуществлении налоговым органом установленных данными нормами действий в определенные законом сроки.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» продлен на 3 месяца - установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 г.
Как следует из пункта 1 статьи 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета но страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административным ответчиком в Межрайонную ИФНС России №3 по Орловской области 07.08.2020 года (последний день предоставления налоговой декларации - ДД.ММ.ГГГГ) была представлена уточненная декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2019 год, в которой была указана сумма налога в размере 71500 рублей, при этом указанная сумма налога при подаче налогоплательщиком уточненной декларации не была уплачена, а оплата налога в указанной сумме и суммы начисленной пени в связи с несвоевременной оплатой налога (239,53 рублей и 10,13 рублей) произведена ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Курочкина С.А. проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой установлено, что Курочкин С.А. представил налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ с пропуском установленного законом срока (представлена ДД.ММ.ГГГГ, следовало представить в срок – не позднее ДД.ММ.ГГГГ), чем совершил налоговое правонарушение по пункту 1 статьи 119 НК РФ, а также не уплатил на момент предоставления декларации (ДД.ММ.ГГГГ) суммы налога на доходы физических лиц и пени, оплатив налог в сумме 71500 рублей ДД.ММ.ГГГГ, суммы пени ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, чем совершил налоговое правонарушение по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Результаты проверки отражены в акте налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Копия акта была направлена в адрес Курочкина С.А., что подтверждается реестром полученной корреспонденции для отправки.
По результатам камеральной налоговой проверки решением № от ДД.ММ.ГГГГ Курочкин С.А. привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 7150рублей, а также к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 14300рублей, общая сумма 21450рублей. Копия решения была направлена в адрес Курочкина С.А. и получена им, что подтверждено административным ответчиком в судебном заседании.
Порядок образования и начисления штрафов по пункту 1 статьи 119 НК РФ и пункту 1 статьи 122 НК РФ отражен в решении, проверен судом. Решение налогового органа о привлечении ответчика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений вынесено законно и обоснованно.
Неисполнение административным ответчиком возложенной на него в силу закона обязанности по предоставлению налоговой декларации в установленный срок и уплате сумм налога на доходы физических лиц и пени подтверждено материалами дела.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком обжаловано не было.
Также установлено и подтверждается материалами дела, что Межрайонной ИФНС России № по Орловской области соблюден досудебный порядок взыскания исчисленной задолженности по штрафу.
Так, в соответствии с положениями статей 45, 69, 70 НК РФ налоговый орган выставил и направил в адрес Курочкина С.А. требование об уплате сумм штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании штрафа в сумме 21450 рублей.
Требование было направлено в адрес Курочкина С.А. в установленные налоговым законодательством сроки, что подтверждается реестром полученной корреспонденции для отправки.
Курочкину С.А. было предложено в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить исчисленные суммы штрафа, однако налогоплательщик в установленный срок требование налогового органа не исполнил, суммы задолженности не погасил.
Ввиду неисполнения административным ответчиком требования об уплате задолженности, налоговый орган, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
На основании заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> мировым судьей судебного участка <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № о взыскании с Курочкина С.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженности на общую сумму 21450 рублей. В связи с поступлением возражений от Курочкина С.А. определением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
При этом настоящее административное исковое заявление налоговым органом направлено в районный суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением срока, предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ.
Вместе с тем суд полагает подлежащими уменьшению суммы штрафа по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются, в том числе, иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. В силу пункта 4 указанной статьи обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом или судом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей кодекса (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
Обязанность суда снизить размер штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства не менее, чем в два раза разъяснена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 года №14-П, от 15.07.1999 года №11-П, от 30.07.2001 года №13-П и в определении от 14.12.2000 года №244-О, санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Судом установлено, что административным ответчиком Курочкиным С.А. допущен незначительный пропуск срока подачи налоговой декларации и уплаты налога, на момент вынесения решения о привлечении его к налоговой ответственности суммы налога и пени были оплачены в добровольном порядке, налоговое правонарушение совершено административным ответчиком впервые. Также суд учитывает нахождение на иждивении у ответчика малолетней дочери Курочкиной В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая неосторожную форму вины, нахождение у ответчика на иждивении малолетнего ребенка, суд приходит к выводу о возможности уменьшения суммы штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по форме 3-НДФЛ до 1 000 рублей, по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на доходы физических лиц до 2 000 рублей.
Административное исковое заявление на основании вышеизложенного подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку налоговый орган при подаче административного искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины в силу действующего законодательства, с Курочкина С.А. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования в размере 400 рублей в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Орловской области к Курочкину Сергею Александровичу о взыскании задолженности по штрафу удовлетворить частично.
Взыскать с Курочкина Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> проживающего по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области задолженность по штрафу в размере 3000 (три тысячи) рублей, из которых: 1000 (одна тысяча) рублей – штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, 2000 (две тысячи) рублей – штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц.
Взыскать с Курочкина Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования «Малоархангельский район Орловской области» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Малоархангельский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 20.09.2021 года.
Судья Р.Ю. Соколов