НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Магаданского областного суда (Магаданская область) от 21.01.2022 № 49О0000-01-2021-000011-13

УИД № 49OS0000-01-2021-000011-13

Дело № 3а-1/2022

21 января 2022 года г. Магадан

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

в составе:

председательствующего судьи Вилер А.А.,

при секретаре Кулаковой А.Н.,

с участием:

прокурора Гучановой Т.В.,

представителя административного истца – Гудкова А.В.,

представителей административного ответчика –

департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой И.В.,

Антоновой К.И.,

Бухониной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Бриченко Е.Г. о признании недействующим пункта 5.2 приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года №34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э», признании недействующими приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы» и приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года №34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э» в части неустановления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) для населения на 2020-2022 годы, возложении обязанности устранить нарушение прав путем внесения изменений в приказы,

У С Т А Н О В И Л:

департаментом цен и тарифов Магаданской области 19 декабря 2019 года издан приказ № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы».

7 декабря 2020 года департаментом цен и тарифов Магаданской области издан приказ №34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э», которым в таблице приложения № 1 в строки 2, 2.1, 2.2 и 5, 5.1, 5.2 внесены изменения, направленные на корректировку тарифа в разделе потребителям, подключенным к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией в 2021 году в период с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря, а также в разделе население в 2021 году в период с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря.

Бриченко Е.Г. обратился в Магаданский областной суд первоначально с административным иском о признании недействующим приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года №34-1/э, в части внесения изменений в пункт 5.2 Приложения № 1 к приказу департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы», которым тариф 3625 рублей 21 копейка изменен на тариф 7655 рублей 60 копеек, возложении обязанности устранить нарушение прав путем внесения изменений в пункт 5.2 Приложения к приказу департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э с учетом требований указа Губернатора Магаданской области от 15 декабря 2020 года № 222-у, возложении обязанности принять новый нормативный акт.

В обоснование требований административный истец, ссылаясь на положения части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статью 1 Закона Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций», указ Губернатора Магаданской области от 15 декабря 2020 года № 222-у (пункт 2 приложения № 1) указывает, что с 1 июля 2021 года на основании оспариваемого нормативного акта ему начисляется плата за потребленную тепловую энергию в занимаемом им служебном жилом помещении в селе Тауйск Ольского района Магаданской области, размер которой установлен с нарушением предельного максимального индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании «Ольский городской округ» в 2021 году.

Данная плата за тепловую энергию в размере 197 рублей 51 копейка за 1 кв. м. рассчитывается федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» исходя из тарифа 7655 рублей 60 копеек и норматива потребления коммунальных услуг в муниципальном образовании «Село Балаганное» Ольского района, утвержденного приказом Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 28 сентября 2012 года № 69-НКУ, поскольку данный населенный пункт является ближайшим к селу Тауйск, в котором не устанавливался такой норматив. За занимаемое им жилое помещение площадью 61 кв.м плата за тепловую энергию составляет 12 048 рублей в месяц.

Указывает, что результате издания оспариваемого нормативного акта ранее установленный тариф в разделе 5 приложения 1 приказа департамента цен и тарифов Магаданской области 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы» на период с 1 января по 30 июня 2021 года в размере 3021 рубль 03 копейки повышен по отношению к следующему периоду с 1 июля по 31 декабря 2021 года на 153,41 % и составил 7655 рублей 60 копеек.

Не оспаривая расчет экономически обоснованного тарифа, настаивает, что его увеличение с 3021 рубля 03 копейки до 7655 рублей 60 копеек не соответствует требованиям указа Губернатора Магаданской области от 15 декабря 2020 года № 222-у (пункт 2 приложения № 1), которым предельный максимальный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании «Ольский городской округ» в период с 1 июля по 31 декабря 2021 года установлен в 3,8%.

Считает, что обязанность административного ответчика по установлению льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, для населения не исполнена.

Изменив исковые требования в ходе рассмотрения дела, просил суд признать недействующим пункт 5.2 приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года №34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э», признании недействующими приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы» и приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года №34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э» в части неустановления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) для населения на 2020-2022 годы, возложении обязанности устранить нарушение прав путем внесения изменений в приказы департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э и от 7 декабря 2020 года №34-1/э, в которых установить льготный тариф на тепловую энергию (мощность) для населения, поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району в период с 1 июля по 31 декабря 2021 года.

В возражении на административное исковое заявление департамент цен и тарифов Магаданской области указывает, что процедура принятия оспариваемых нормативных актов соблюдена, корректировка экономически обоснованного тарифа произведена в пределах полномочий и компетенции регулирующего органа. Настаивает, что ошибок при расчете экономически обоснованного тарифа не допущено и административный истец данные обстоятельства не указывает.

Со ссылкой на положения части 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статью 1 Закона Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций» полагает, что установление льготного тарифа (ниже экономически обоснованного) для физических лиц потребителей услуг отопления в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области является правом органов публичной власти, на которых одновременно с установлением такого тарифа возложена обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Полагает, что в силу запрета на предоставление субсидий государственным учреждениям на возмещение недополученных доходов из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, установленного частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, компенсация выпадающих доходов Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району, финансируемого из федерального бюджета, невозможна.

Считает, что Бриченко Е.Г. имеет право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.

Полагает, что положения указа губернатора Магаданской области от 15 декабря 2020 года № 222-у не применяются к потребителям Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району.

Кроме того, указывает на несоответствие платежного документа по оплате коммунальной услуги, выставляемого административному истцу, требованиям пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, приказа Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Не согласен с представленным истцом расчетом платы за коммунальные услуги и доводами о превышении максимального индекса изменения размера платы за коммунальные услуги.

Ссылается, что федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» не обращалось в департамент цен и тарифов Магаданской области за установлением норматива для потребления коммунальной услуги по отоплению в селе Тауйск Ольского района Магаданской области, поэтому произвести расчет максимального индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании «Ольский городской округ» невозможно.

Определениями от 14 октября и 10 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» (далее – ПУ ФСБ РФ по восточному арктическому району) и Правительство Магаданской области.

В возражении на административное исковое заявление заинтересованное лицо на стороне административного ответчика ПУ ФСБ РФ по восточному арктическому району полагает требования Бриченко Е.Г. как потребителя коммунальной услуги обоснованными.

В возражении на административное исковое заявление заинтересованное лицо на стороне административного ответчика Правительство Магаданской области полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушений законодательства не допущено, процедура его принятия соблюдена.

Со ссылкой на положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Магаданской области от 16 мая 2019 года № 339-пп настаивает на отсутствии у Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району права на получение выпадающих доходов при установлении льготного тарифа и получении субсидии.

Считает, что Бриченко Е.Г. имеет право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также жилищной субсидии как военнослужащему из федерального бюджета в соответствии с пунктом 67 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.

Полагает, что положения указа губернатора Магаданской области от 15 декабря 2020 года № 222-у не могут применяться к потребителям Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району.

В судебное заседание не явился административный истец Бриченко Е.Г., представитель заинтересованного лица Правительства Магаданской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Учитывая, что явка административного истца, заинтересованного лица в судебное заседание обязательной судом не признавалась, суд, на основании статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца, заинтересованного лица ПУ ФСБ РФ по восточному арктическому району Гудков А.В. поддержал административный иск по основаниям, изложенным в нем и письменных дополнениях.

Представители административного ответчика, возражали относительно заявленных требований, полагали административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на иск и дополнениях к ним.

Настаивали на неверном расчете административного истца платы за коммунальные услуги с 1 января по 30 ноября 2021 года с использованием при расчете платы за отопление (тепловую энергию) норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении не утвержденного в установленном законом порядке для потребителей в поселке Тауйск.

По заключению участвовавшего в деле прокурора исковые требования Бриченко Е.Г. подлежат удовлетворению в частично, признании недействующим приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года №34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э» в части неустановления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) для населения в 2021 году, возложении обязанности принять в данной части соответствующий нормативный правовой акт.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно частям 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверив в соответствии с частями 7, 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение департаментом цен и тарифов Магаданской области компетенции и полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон «О теплоснабжении»).

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Статья 8 указанного закона предусматривает несколько видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Согласно статье 10 Федерального закона «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть первая); срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть вторая).

В соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2018 года № 834/18 (далее – Регламент от 19 июня 2018 года № 834/18) установления цен (тарифов), установлена форма принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Как следует из пункта 2 приказа Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2018 года № 834/18 и приложения № 2 к данному приказу, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установление цен (тарифов) принимается в форме решения.

Пунктом 1 постановления Правительства Магаданской области от 25 сентября 2014 года № 787-пп «О регулировании цен (тарифов) в Магаданской области», пунктом 1.1 положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 3-пп, установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области по государственному регулированию цен (тарифов, платы, надбавок) на продукцию, товары (работы, услуги) и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за их применением на территории Магаданской области является департамент цен и тарифов Магаданской области.

Департамент в области государственного регулирования в сфере теплоснабжения устанавливает (за исключением ценовых зон) тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячую воду, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 3.15.1 Положения о департаменте цен и тарифов).

В силу пункта 30 Правил регулирования решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).

Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (пункт 31 Правил регулирования).

Состав правления утверждался приказами департамента цен и тарифов Магаданской области от 20 ноября 2015 года № 110, в дальнейшем состав правления утверждался приказом от 28 марта 2017 года № 14 и приказом от 10 февраля 2020 года № 18. При утверждении состава правления в количестве 9 человек установлено, что представитель Управления Федеральной антимонопольной службы в Магаданской области обладает правом совещательного голоса и участия в голосовании не принимает.

Из протокола заседания правления департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 26-П, следует, что правлением составе 6 проголосовавших членов принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020 - 2022 годы (том 2 л.д. 63-69).

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы в Магаданской области участия в голосовании не принимал.

На основании данного протокола правления приказом департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы» для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией, а также населения утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность) (приложение 1) и долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования, для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов для ПУ ФСБ России по восточному арктическому району на 2020-2022 годы (приложение 2) (далее - приказ от 19 декабря 2019 года № 42-1/э).

Из протокола заседания правления департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года № 25-П следует, что правлением составе 6 членов принято решение по инициативе регулирующего органа о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей ПУ ФСБ России по восточному арктическому району согласно таблице 4 с последующим внесением соответствующих изменений в приказ от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы».

На основании данного протокола заседания правления приказом департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года №34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э» в таблице приложения № 1 в строки 2, 2.1, 2.2 и 5, 5.1, 5.2 внесены изменения, направленные на корректировку тарифа в разделе потребителям, подключенным к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией в 2021 году в период с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря, а также в разделе население в 2021 году в период с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря.

Таким образом, установлено, что решения об установлении тарифов были приняты на заседании правления с соблюдение необходимого кворума.

Орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 35 Правил регулирования).

Судом установлено, что приказ от 19 декабря 2019 года № 42-1/э с приложениями 1 и 2 опубликован в издании приложения к газете «Магаданская правда» от 31 декабря 2019 года № 101 (21263).

Приказ от 7 декабря 2020 года №34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э»(далее - приказ от 7 декабря 2020 года №34-1/э) размещен в сетевом издании областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда» (https://magadanpravda.ru) – 14 декабря 2020 года.

Административным ответчиком представлены сведения о размещении на сайте регулирующего органа (https://deptarif.49gov.ru) вышеуказанных приказов, а также протокола заседания правления департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года № 25-П.

Из положений пункта 32 Правил регулирования следует, что протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов), поэтому процедура введения в действие нормативного правового акта об установлении тарифов на теплоснабжение, предусмотренную пунктом 35 Правил регулирования нельзя признать соблюденной в полном объеме.

Согласно абзацам 4, 5 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Учитывая, приведенные разъяснения отсутствие сведений о своевременной публикации на сайте регулирующего органа протокола заседания правления департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 26-П не опровергает факт доведения оспариваемых нормативных правовых актов до всеобщего сведения и не является достаточным основанием для признания недействующим приказа от 19 декабря 2019 года № 42-1/э в связи с нарушением порядка его введения в действие.

В соответствии с пунктами 8, 12 Правил регулирования установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел на основании предложений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (заявления об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).

Пунктом «б» 12 Правил регулирования также предусмотрено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по инициативе органа регулирования: в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами; в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

Согласно пунктам 8 и 9 Правил регулирования в случае изменения предельных уровней тарифов федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов менее чем за 1 календарный месяц до начала очередного расчетного периода регулирования или в течение периода их действия органы регулирования в срок не позднее 1 календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми изменяются предельные уровни тарифов, приводят свои решения об установлении цен (тарифов) в соответствие с решениями об изменении предельных уровней тарифов.

В случае изменения предельных уровней тарифов федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов более чем за 1 календарный месяц до начала очередного расчетного периода регулирования органы регулирования в сроки, предусмотренные настоящими Правилами, принимают решения об установлении цен (тарифов) в соответствии с измененными предельными уровнями тарифов или приводят свои ранее принятые решения об установлении цен (тарифов) в соответствие с решениями об изменении предельных уровней тарифов.

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (пункт 13 Правил регулирования).

Согласно пункту 15 Правил регулирования предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

Документы и материалы, которые необходимо приобщить к заявлению об установлении цен (тарифов), указаны в пункте 16 Правил регулирования.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, является исчерпывающим, однако по инициативе регулируемой организации помимо указанных в данном пункте Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение (п. 17 Правил регулирования).

Пунктом 20 Правил регулирования установлено, что в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.

Согласно пункту 24 Правил регулирования в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, расчета цен (тарифов) для организации, у которой договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключены по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), если в течение расчетного периода регулирования указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам), в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 5(2) Основ ценообразования (при отсутствии у организации установленных на расчетный период регулирования соответствующих цен (тарифов), тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.

Как следует из материалов дела ПУ ФСБ России по восточному арктическому району владеет на праве оперативного управления двумя жилыми домами, расположенными в Магаданской области, Ольский район, с. Тауйск, <адрес № 1> и <адрес № 2> (том 2 л.д. 209, 210).

Указанные жилые дома на основании приказа ФСБ России от 1 ноября 2012 года № 551 включены в специализированный жилищный фонд и отнесены к служебным жилым помещениям (том 2 л.д. 211).

Приказом департамента цен и тарифов Магаданской области от 11 ноября 2019 года № 39-ОРЭ на основании пунктов 12, 24 Правил регулирования, в связи с непредставлением ПУ ФСБ России по восточному арктическому району предложения об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) и материалов, предусмотренных Правилами регулирования, открыто дело № 30/1-Д от 11 ноября 2019 года об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ПУ ФСБ России по восточному арктическому району методом долгосрочной индексации на 2020-2022 годы.

ПУ ФСБ России по восточному арктическому району 26 ноября 2019 года обратилось в департамент цен и тарифов Магаданской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей в 2020 году, приложив материалы для установления тарифа на 161 листе, в том числе сведения о составе жилого фонда и используемого стационарного оборудования для теплоснабжения жилых домов и затрат, оперативной схемы теплосети (том 1 л.д. 128 -131).

Тарифный орган принимает решение об установлении цен (тарифов) на заседании коллегиального органа, в ходе которого ведется протокол. В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования), а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункты 26 и 28 Правил регулирования).

В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое наряду с заключением, представленным по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

Экспертное заключение департамента цен и тарифов Магаданской области по представленным ПУ ФСБ России по восточному арктическому материалам соответствует требованиям пункта 29 Правил регулирования (том 2 л.д. 54-62).

В экспертном заключении приняты объемы полезного отпуска тепловой энергии (мощности) потребителям в соответствии с пунктами 9 и 21 приказа ФСТ от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 325 «Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя» и расчетом, выполненным в соответствии с Методическими указаниями по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий. Сводные расчеты полезного отпуска тепловой энергии приведены в таблице 1 и включают отпуск тепловой энергии населению (жилой фонд) и собственным подразделениям (цехам) (том 2 л.д. 57-57).

Также в экспертном заключении определен размер необходимой валовой выручки и произведен расчет тарифов.

Пунктом 51 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на дату возникновения правоотношений по установлению тарифа) предусмотрено, что долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» - «л» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).

На заседании правления департамента цен и тарифов Магаданской области с учетом экспертного заключения принято решение установить тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы, расчет которого приведен в приложении 1 к протоколу от 19 декабря 2019 года № 26-П.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Долгосрочные тарифы устанавливаются на срок более 1 финансового года с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Приказом департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы» для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией, а также населения утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность) (приложение 1).

Тарифы для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией, (пункты с 1 по 3.2) установлены:

на 2020 год

с 01 января по 30 июня - 3014 рублей 16 копеек за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3021 рубль 03 копейки за Гкал,

на 2021 год

с 01 января по 30 июня - 3021 рублей 01 копеек за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3021 рубль 01 копейки за Гкал,

на 2022 год

с 01 января по 30 июня - 3021 рублей 01 копеек за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3052 рубля 54 копейки за Гкал.

Тарифы для населения (с учетом НДС) (пункты с 4 по 6.2)

на 2020 год

с 01 января по 30 июня - 3616 рублей 99 копеек за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3625 рублей 24 копейки за Гкал,

на 2021 год

с 01 января по 30 июня - 3625 рублей 21 копейка за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3625 рублей 21 копейка за Гкал,

на 2022 год

с 01 января по 30 июня - 3625 рублей 21 копейка за Гкал,

с 01 июля по 31 декабря – 3663 рубля 05 копеек за Гкал.

В приложении № 2 установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов для ПУ ФСБ России по восточному арктическому району на 2020-2022 годы в виде индекса эффективности операционных расходов на 2020 год – 1% и 2021 год – 1%.

По инициативе регулирующего органа на основании приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 30 июня 2020 года № 36-ОРЭ открыто дело № 36/1-Д от 30 июня 2020 года о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей ПУ ФСБ России по восточному арктическому району на 2021 год.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Пунктом 39 Правил регулирования установлено, что решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 Правил регулирования.

В экспертном заключении от 30 июня - 27 ноября 2020 года об установлении (корректировки) тарифов на тепловую энергию для потребителей ПУ ФСБ по восточному арктическому району на 2021 год эксперты на основании представленных учреждением материалов и расчетов произведена корректировка долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на 2021 год, методом долгосрочной индексации с календарной разбивкой согласно таблице 5.

В таблице 5 приведены тарифы на 1 полугодие 2020 года в размере 3014 рублей 16 копеек за Гкал с динамикой роста к 1 полугодию 2021 года – 100% в размере 3021 рубль 03 копейки и тариф на 2 полугодие 2020 года в размере 3021 рубль 03 копейки с динамикой роста ко 2 полугодию 2021 года – 211,18% в размере 6 379 рублей 67 копеек, а всего за год рост 139,43%.

На заседании правления департамента цен и тарифов Магаданской области (протокол от 7 декабря 2020 года №25-П) с учетом экспертного заключения принято решение скорректировать долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей ПУ ФСБ России по восточному арктическому району согласно таблице 4 с последующим внесением соответствующих изменений в приказ от 19 декабря 2019 года № 42-1/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы.

Согласно показателям, приведенным в таблице, корректировка долгосрочных тарифов на 2021 год составила с 1 января по 30 июня – 3021 рубль 03 копейки, с 01 июля по 31 декабря – 6379 рублей 67 копеек.

В приложении к проколу заседания правления также приведена динамика тарифов по полугодиям, рассчитанная аналогично вышеуказанному экспертному заключению.

Приказом департамента цен и тарифов от 7 декабря 2020 года № 34-1/Э в таблице приложения № 1 внесены изменения, направленные на корректировку тарифа в разделе потребителям, подключенным к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией в 2021 году в период с 01 января по 30 июня – 3021 рубль 03 копейки, с 01 июля по 31 декабря – 6379 рублей 67 копеек (строки (пункты) 2, 2.1, 2.2 ).

В разделе население в 2021 году одноставочный тариф изменен в период с 1 января по 30 июня – до 3625 рублей 23 копейки и с 1 июля по 31 декабря до 7655 рублей 60 копеек (строки (пункты) 5, 5.1, 5.2).

Экономическая обоснованность тарифов и применяемые показатели, подтвержденные экспертными заключениями департамента цен и тарифов Магаданской области, административным истцом не оспаривались.

Оснований признания экономической обоснованности тарифов и применяемых показатели неверными, определенными с нарушением вышеприведенных положений законодательства у суда не имеется.

Из пояснений представителя истца следует, что при утверждении тарифов приказом департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э необходимо было установить льготные тарифы, поскольку в дальнейшем при индексации на 2021 год возникла необходимость их принятия в связи превышением предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Ольский городской округ на 2021 год.

Согласно статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований (часть 1).

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов) (часть 2).

Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации и устанавливают: 1) порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов; 2) основания и порядок изменения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в течение периода их действия, а также основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями индексов по субъектам Российской Федерации и (или) предельных индексов; 3) порядок мониторинга и контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов; 4) основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований; 5) порядок опубликования решений об установлении индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в области применения предельных индексов (часть3).

Пунктами 3, 14, 15 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для других потребителей не допускается.

Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации), основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований - определены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400).

В соответствии с пунктами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой.

Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов накопления твердых коммунальных отходов и нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 года, обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.

Пунктами 58, 59 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 установлено, что предельные индексы не могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных разделом IV настоящего документа.

Изменение (прирост) размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации.

При этом не учитывается изменение размера платы граждан, более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации превышающее индекс по субъекту Российской Федерации (в части такого превышения), в муниципальных образованиях, представительными органами которых приняты соответствующие решения в соответствии с пунктом 43 настоящего документа. Для целей этого расчета предельные индексы принимаются равными индексу по субъекту Российской Федерации, увеличенному на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, а при наличии оснований, предусмотренных подпунктами «д» и (или) «е» пункта 46 настоящего документа, а также в случае, указанном в пункте 35(1) настоящего документа, предельные индексы принимаются равными индексу по субъекту Российской Федерации.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 2827-Р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Магаданской области на 1 полугодие 2021 года определен 0%, 2 полугодие 2021 года определен в размере 3,8%.

По отдельным муниципальным образованиям Магаданской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р, которым утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы допускается отклонение от утвержденного индекса на 2021 год не более чем на величину предельно допустимого отклонения 2,4%.

Постановлением губернатора Магаданской области от 13 декабря 2018 года № 235-п установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Магаданской области на период 2019 - 2023 годы.

Указом губернатора Магаданской области от 15 декабря 2020 года № 222-у вышеуказанное постановление дополнено предельными (максимальными) индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Магаданской области на 2021 год, которые в муниципальном образовании «Ольский городской округ» в 2021 году в первом полугодии составили – 0,00%, во втором полугодии - 3,8%.

Таким образом, положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поэтому принятые административным ответчиком нормативные правовые акты в сфере установления тарифов не могут противоречить указанной норме закона.

Пунктом 52 Правил регулирования предусмотрено, что установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов).

При установлении для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов повышение регулируемых тарифов для других потребителей не допускается.

Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В соответствии со статьей 1 Закона Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций» (далее - Закон Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ) льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ основанием для предоставления льгот лицам, указанным в части первой, абзаце втором и третьем части второй статьи 1 настоящего Закона, является превышение изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании, рассчитанного с учетом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденным губернатором Магаданской области для соответствующего муниципального образования.

Статьей 3 Закона Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанным законом Магаданской области при превышении изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании, рассчитанного с учетом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденным губернатором Магаданской области для соответствующего муниципального образования предусмотрено право на установление льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), для физических лиц - потребителей услуг отопления в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.

В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика Варфоломеева И.В. утверждала, что тарифы на тепловую энергию впервые установлены ПУ ФСБ России по восточному арктическому району оспариваемыми приказами методом долгосрочной индексации.

Приказом департамента цен и тарифов Магаданской области 7 декабря 2020 года №34-1/Э произведена их корректировка на 2021 год:

с 1 января по 30 июня – с 3625 рублей 21 копейки на 3625 рублей 23 копейки.

с 1 июля по 31 декабря на 7655 рублей 60 копеек.

В приложении к протоколу заседании правления департамента цен и тарифов Магаданской области (протокол от 7 декабря 2020 года №25-П), который является частью решения об установлении тарифов приведена динамика роста тарифа ко 2 полугодию 2021 года – 211,18%, а всего за 2021 год рост 139,43%.

Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Издание нормативного правового акта, направленного на корректировку тарифа, необходимого для расчета платы за тепловую энергию, предусматривает необходимость учета положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации с целью исключения факта нарушения данного положения федерального закона и недопущения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Пунктом 3 части 8 статьи 213 КАКС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАКС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Таким образом, обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых приказов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закону Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ с учетом постановления губернатора Магаданской области от 13 декабря 2018 года № 235-п возлагается на административного ответчика.

Учитывая основания исковых требований обстоятельством подлежащим доказыванию административным ответчиком являлось, то что установление административным ответчиком в оспариваемых нормативных правовых актах, тарифов не привело к повышению размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Поскольку тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, на 2020-2022 годы установлены методом долгосрочной индексации впервые приказом от 19 декабря 2019 года № 42-1/э, то при их корректировке и принятии приказа 7 декабря 2020 года №34-1/Э, изменяющего тарифы, административному ответчику необходимо было проверить их на соответствие требованиям статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Административный ответчик не представил расчет, свидетельствующий о том, что в результате корректировки тарифов для населения на 2021 год и принятия приказа от 7 декабря 2020 года №34-1/Э не было допущено повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Ссылки административного ответчика на невозможность расчета, при котором отношение размера платы граждан за коммунальные услуги в каждом месяце текущего 2021 года к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного 2020 года не превышает установленный предельный индекс, в связи с отсутствием утвержденного в установленном порядке норматива потребления коммунальной услуги за тепловую энергию, поставляемую ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, не могут быть приняты во внимание.

Согласно положениям пункта 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила установления и определения нормативов № 306), установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса.

Уполномоченный орган, которым является департамент цен и тарифов Магаданской области в соответствии с положениями пункта 9 Правила установления и определения нормативов № 306 установление такого тарифа не инициировал.

При принятии приказа от 7 декабря 2020 года №34-1/Э, корректирующего тариф на тепловую энергию на населения на 2021 год, его проверка департаментом цен и тарифов Магаданской области на соответствие требованиям статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не проводилась, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Ссылки административного ответчика на применение неверного тарифа в расчете, произведенном административным истцом, необходимого соотношения размера платы Бриченко Е.Г. за коммунальные услуги в каждом месяце текущего 2021 года к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного 2020 года учитывая недоказанность административным ответчиком соблюдения положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии приказа от 7 декабря 2020 года №34-1/Э неубедительны.

Предметом рассматриваемого спора является соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую силу, а не действия заинтересованного лица по расчету коммунальных услуг.

Согласно договору найма служебного жилого помещения от 1 марта 2019 года №... Бриченко Е.Г. в связи с прохождение военной службы предоставлено служебное жилое помещение, расположенное в с. Тауйск Ольского района Магаданской области, <адрес № 1> (том 1 л.д. 16-19).

Административный истец является потребителем услуги отопления, поставляемой ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, в жилое помещение, расположенное на территории Магаданской области, и в соответствии со статьей 1 Закона Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций» и при условии превышения изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании, рассчитанного с учетом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденным губернатором Магаданской области для соответствующего муниципального образования обладает правом на установление льготного тарифа на тепловую энергию (мощность).

Кроме того, принятие нормативного правого акта, регулирующего корректировку тарифа на тепловую энергию для населения, поставляемую потребителям ПУ ФСБ России по восточному арктическому району на 2021 год, без учета положения статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации нарушает права административного истца.

Вопреки возражениям административного ответчика и заинтересованного лица правительства Магаданской области каких-либо ограничений в связи со статусом жилого помещения или прохождением Бриченко Е.Г. воинской службы положения статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации либо Закон Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ не устанавливают.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица правительства Магаданской области о возможности получения Бриченко Е.Г. в соответствии с положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 не могут быть приняты во внимание, поскольку данные гарантии не подменяют и не отменяют установленное статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации положение о недопустимости повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, а также права физического лица - потребителя услуг отопления в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области, гарантированного Законом Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ, на установление льготного тарифа при превышении изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании, рассчитанного с учетом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденным губернатором Магаданской области.

Ссылки административного ответчика о невозможности компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют об отсутствии оснований для применения положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и права физического лица - потребителя услуг отопления в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области, на установление льготного тарифа, гарантированного Законом Магаданской области от 11 марта 2012 года № 1474-ОЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 2, пункту 1 части 4 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоответствии приказа от 7 декабря 2020 года №34-1/Э требованиям статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и наличии правовых оснований для удовлетворения требований Бриченко Е.Г. и признания приказа от 7 декабря 2020 года №34-1/Э в части не установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям – населению на 2021 год, ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, недействующим со дня его приятия.

При этом суд учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, и признание его не действующим в оспариваемой части с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

В утвержденной уполномоченным органом форме решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (приложение № 2 к Регламенту от 19 июня 2018 года № 834/18 указано, что при наличии льготных групп потребителей, в отношении которых законодательно установлено право на льготы, льготные тарифы устанавливаются отдельно согласно приложениям к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения органа со ссылкой на закон.

Учитывая, что льготный тариф подлежит установлению регулирующим органом отдельно, оснований для признания недействующим пункта 5.2 в приказе департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года №34-1/Э, приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э установившего экономически обоснованный тариф, не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в данной части.

В соответствии с разъяснениями пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта недействующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ).

Поскольку в связи с признанием судом приказа от 7 декабря 2020 года №34-1/Э в части не установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям – населению на 2021 год, ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, недействующим со дня его приятия, возникает недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений в области установления тарифов для населения, имеющего право на установление льготного тарифа, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям – населению на 2021 год ПУ ФСБ России по восточному арктическому району.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании - газете «Магаданская правда».

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Бриченко Е.Г. согласно чеку-ордеру от 5 октября 2021 года уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что соответствует размеру государственной пошлины, установленному подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения административного иска в части признания приказа от 7 декабря 2020 года №34-1/Э в части не установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям – населению на 2021 год, ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, недействующим со дня его приятия, понесенные административным истцом судебные издержки в размере 300 рублей подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Бриченко Е.Г. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 7 декабря 2020 года №34-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 19 декабря 2019 года № 42-1/э» в части не установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям – населению на 2021 год федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району».

Обязать департамент цен и тарифов Магаданской области принять нормативный правовой акт, устанавливающий льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям – населению на 2021 год федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району», отказав в удовлетворении административного иска в остальной части.

Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Магаданская правда».

Взыскать в пользу Бриченко Е.Г. с департамента цен и тарифов Магаданской области расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (город Новосибирск) через Магаданский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 27 января 2022 года.

Судья А.А. Вилер