Дело № 2–328/2018 08 февраля 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Романчук Н.К.,
при секретаре Рычиной Е.В.,
с участием:
прокурора Горбачевой М.П.,
представителя ответчика Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области Яковлевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области к Департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки с отходами производства и потребления на земельном участке, расположенном в 90 метрах северо-восточнее от километрового столба «184 км» автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан»,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области обратился в Магаданский городской суд Магаданской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (далее – Департамент лесного хозяйства) о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки с отходами производства и потребления на земельном участке, расположенном в 90 метрах северо-восточнее от километрового столба «184 км» автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование указал, что прокуратурой Тенькинского района в связи с поступившей информацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области проведена проверка исполнения на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ» законодательства об охране окружающей среды и законодательства, регулирующего вопросы сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления.
В результате проверки установлено, что на земельном участке, расположенном на расстоянии 90 метров северо-восточнее от километрового столба «184 км» автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан» расположена несанкционированная свалка твердых отходов производства и потребления площадью 1177 кв.м.
Земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, имеет географические координаты по навигации: <данные изъяты> Как следует из акта обследования территории от 01 сентября 2016 года, составленного специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, в ходе обследования территории в районе 184 км автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан» на расстоянии 90 метров северо-восточнее от километрового столба «184 км» на землях населенных пунктов, расположенных на территории Тенькинского городского округа, выявлена несанкционированная свалка твердых отходов производства и потребления.
Отходы производства и потребления в основном представляют собой пустые железные и стеклянные банки, стеклянные и пластиковые бутылки емкостью от 0,5 до 1,5 л, битое стекло, строительный мусор (куски бетонных плит, битые кирпичи и шлакоблоки, деревянные рамы), автомобильные покрышки, старые холодильники, металлические двухсотлитровые бочки, деревянные поддоны, металлические мусорные баки, угольный шлак, картонные коробки.
Согласно сведениям, размещенным в онлайн-сервисе «Публичная кадастровая карта Магаданской области» в сети Интернет, указанный земельный участок является учтенным в Государственном кадастре недвижимости с присвоением ему кадастрового номера №, отнесен к категории земель: земли лесного фонда, расположен по адресу: Магаданская область, муниципальное образование Тенькинский район, Тенькинское лесничество, Детринское участковое лесничество, кв. 7.
Актом обследования от 11 декабря 2017 года, проведенного прокуратурой района, установлено, что до настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, статей 42, 13, 42 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8, статьи 50.7, статьи 51, статьи 55, части 4 статьи 60.1, пунктов 4, 6 части 1, пункта 3 части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статью 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», просил возложить на ответчика Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки с отходами производства и потребления на земельном участке, расположенном в 90 метрах северо-восточнее от километрового столба «184 км» автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании предъявленные прокурором исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. В обоснование указала, что ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда не регламентирована лесным законодательством, и не относится к полномочиям Департамента лесного хозяйства. Также обратила внимание, что правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837 (в редакции от 13 января 2017 года), расходование средств субвенций из федерального бюджета на осуществление мероприятий по уборке несанкционированных свалок на землях лесного фонда не предусмотрено, что подтверждается протоколом заседания комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период от 30 ноября 2017 года № ИВ-13/589-пр.
Выслушав доводы прокурора, возражения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, по смыслу приведенного положения Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-П, от 7 июня 2000 года № 10-П, от 2 июня 2015 года № 12-П).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу положений части 1 статьи 51 вышеуказанного Федерального закона, а также части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на земельном участке, расположенном на расстоянии 90 метров северо-восточнее от километрового столба «184 км» автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан», имеющим географические координаты по навигации: GPS<данные изъяты>, расположена несанкционированная свалка твердых отходов производства и потребления площадью 1177 кв.м.
В соответствии с актом обследования территории от 01 сентября 2016 года, составленном специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, в ходе обследования территории в районе 184 км автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан» на расстоянии 90 метров северо-восточнее от километрового столба «184 км» на землях населенных пунктов, расположенных на территории Тенькинского городского округа, выявлена несанкционированная свалка твердых отходов производства и потребления.
Отходы производства и потребления в основном представляют собой пустые железные и стеклянные банки, стеклянные и пластиковые бутылки емкостью от 0,5 до 1,5 л, битое стекло, строительный мусор (куски бетонных плит, битые кирпичи и шлакоблоки, деревянные рамы), автомобильные покрышки, старые холодильники, металлические двухсотлитровые бочки, деревянные поддоны, металлические мусорные баки, угольный шлак, картонные коробки.
Согласно сведениям, размещенным в онлайн-сервисе «Публичная кадастровая карта Магаданской области» в сети Интернет, указанный земельный участок является учтенным в Государственном кадастре недвижимости с присвоением ему кадастрового номера №, отнесен к категории земель: земли лесного фонда, расположен по адресу: Магаданская <адрес>.
Актом обследования от 11 декабря 2017 года, проведенного прокуратурой района, установлено, что до настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых отходов производства и потребления, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относится к землям лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
При этом в силу статей 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (пункт 2 Правил).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
а) лесозащитное районирование;
б) государственный лесопатологический мониторинг;
в) проведение лесопатологических обследований;
г) предупреждение распространения вредных организмов;
д) иные меры санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктами 1.1., 3.8., 3.23. Положения о Департаменте лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09 января 2014 года № 7-пп, Департамент лесного хозяйства является исполнительным органом власти Магаданской области, реализующим государственную политику в сфере устойчивого управления лесами; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов; обеспечения охраны и защиты лесов.
Департамент лесного хозяйства в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия: по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; проводит мероприятия по охране лесов от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также мероприятий по их воспроизводству.
Таким образом, применительно к данному делу именно Департамент лесного хозяйства является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации передано полномочие по осуществлению мероприятий в сфере защиты лесов.
Поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Магаданской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Магаданской области.
Доводы ответчика об отсутствии возможности получения субвенций из федерального бюджета на указанные цели судом во внимание не принимаются, поскольку ответчик вправе самостоятельно предусматривать бюджетное финансирование на осуществление переданных ему полномочий в соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837.
Ссылка представителя ответчика на разъяснение Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного суда Российской Федерации является несостоятельной, поскольку указанное разъяснение носит рекомендательный характер и обязательным для суда не является.
Кроме того, из положений Правил санитарной безопасности в лесах (пункт 14), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, следует, что не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Таким образом, доводы ответчика о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий, не основаны на требованиях закона.
На дату рассмотрения настоящего иска судом несанкционированная свалка с отходами производства и потребления на земельном участке, расположенном в 90 метрах северо-восточнее от километрового столба «184 км» автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан» не ликвидирована. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела судом.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда, безусловно, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни.
При изложенных обстоятельствах суд считает исковые требования и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства о возложении обязанности организовать ликвидацию свалки с отходами производства и потребления законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос об установлении срока, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенную на него судебным решением обязанность, суд считает разумным и достаточным установление ответчику срока не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области к Департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки с отходами производства и потребления на земельном участке, расположенном в 90 метрах северо-восточнее от километрового столба «184 км» автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан» удовлетворить.
Обязать Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки с отходами производства и потребления на земельном участке, расположенном в 90 метрах северо-восточнее от километрового столба «184 км» автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан», в срок не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Установить дату составления мотивированного решения суда – 13 февраля 2018 года.
Судья Н.К. Романчук