Дело № 2а-130/19 Мотивированное решение составлено 18 июня 2018 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2019 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кувшинова И.Л.,
при секретаре Скакалиной Т.А.,
с участием представителя административного истца Цыпышева Э.Ю.,
представителя административных ответчиков Агалаковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Ловозерского района Мурманской области к Совету депутатов Ловозерского района, в лице главы Ловозерского района и Совету депутатов муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, в лице главы муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, о признании незаконным бездействия Совета депутатов Ловозерского района и Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района выразившееся в нерассмотрении представлений прокурора Ловозерского района от ДД.ММ.ГГГГ№ и № и понуждении безотлагательно рассмотреть указанные выше представления прокурора Ловозерского района указанными Советами депутатов с извещением прокурора о времени и месте рассмотрения и информировании о результатах рассмотрения представлений,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор обратился в суд с двумя административными исковыми заявлениями к указанным административным ответчикам с требованием признать незаконным бездействие Совета депутатов Ловозерского района и Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района, выразившееся в нерассмотрении представлений прокурора Ловозерского района от ДД.ММ.ГГГГ№ и № соответственно "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и инициировании депутатами представительного органа муниципального образования удаления главы муниципального образования в отставку" и понуждении безотлагательно рассмотреть указанные выше представления прокурора Ловозерского района соответствующими Советами депутатов с извещением прокурора о времени и месте рассмотрения и информировании о результатах рассмотрения представлений. Указывает, что прокуратурой Ловозерского района в результате проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Ловозерского района выявлены нарушения действующего законодательства. В частности, проведена проверка законности предоставления субсидии в целях возмещения затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами индивидуальному предпринимателю ФИО2, который ДД.ММ.ГГГГ обратился в конкурсную комиссию по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения субсидии в целях возмещения затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района и данная заявка рассмотрена ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № о предоставлении из бюджета муниципального образования городское поселение Ревда субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно лизинговыми обязательствами в размере 592000 рублей, которые перечислены индивидуальному предпринимателю ФИО2 Однако, субсидия индивидуальному предпринимателю ФИО2 на возмещение затрат, связанных с кредитно лизинговыми обязательствами, по мнению прокурора, предоставлена в нарушение требований бюджетного законодательства и муниципальных нормативных правовых актов. При этом, в состав конкурсной комиссии была включена глава муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Агалакова В.В. как глава Ловозерского района, которая приходится родственником индивидуальному предпринимателю ФИО2, то есть родной сестрой его матери, что предполагает наличие конфликта интересов - ситуацию, при которой личная заинтересованность лица, замещающего муниципальную должность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), что по мнению прокурора имело место быть. Данные действия при организации и проведении конкурсных процедур, по мнению прокурора свидетельствуют как о несоблюдении бюджетного законодательства, так и законодательства о противодействии коррупции, нарушения которого причиняют ущерб интересам общества и государства, препятствуют деятельности государственных и муниципальных органов по повышению эффективности противодействия коррупции закрепленных в п. 13 ст. 7 закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в части устранения необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности. Несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в силу п. 4 части 1 ст. 74.1. Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является основанием для удаления главы муниципального образования Ловозерского района и городского поселения Ревда Ловозерского района в отставку. Помимо этого, главе муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Агалаковой В.В. в ноябре 2017 года произведена выплата компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 131 календарного дня в сумме 457 003 рублей 98 коп, что по мнению прокурора так же незаконно.
Поскольку принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку в соответствии с п. 10 части 10 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, то в представительные органы местного самоуправления: муниципального образования Ловозерский район - Совет депутатов Ловозерского района и муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района - Совет депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района были внесены представления №, 13-253/1-2018 соответственно, "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и инициировании депутатами представительного органа муниципального образования удаления главы муниципального образования в отставку", которые фактически поступили в указанные Советы депутатов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно и, которые подлежат безусловному рассмотрению в течении месяца. Несмотря на это, по истечении месяца с момента поступления в Советы депутатов, главой района по первому и председателем Совета депутатов по второму является Агалакова В.В., указанных представлений прокурора Ловозерского района, эти представления до сведения депутатов соответствующих Советов не доведено, на повестку заседания Советов депутатов не выносились. В нарушение статьи 24 Закона "О прокуратуре РФ" указанные представления не рассмотрены, требования прокурора в части своевременного рассмотрения представительными органами местного самоуправления представлений прокурора и принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не исполнены, что свидетельствует о бездействии Советов депутатов и необходимости понуждения их в судебном порядке к выполнению требований закона.
Административный истец – заместитель прокурора Ловозерского района Цыпышев Э.Ю. в судебном заседании требования поддержал по основаниям указанным в иске.
Опрошенный в судебном заседании представитель административных ответчиков Агалакова В.В. – глава муниципального образования Ловозерский район, действующая на основании решения Совета депутатов Ловозерского района № от ДД.ММ.ГГГГ, она же глава муниципального образования городское поселение Ревда, действующая на основании решения Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района № от ДД.ММ.ГГГГ, иски не признала и пояснила, что хотя истец и считает, что ею как главой Ловозерского района и главой муниципального образования городского поселения Ревда Ловозерского района не соблюдены требования, которые установленные законом "О противодействии коррупции", то есть не исполнена обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, который возник при участии ее в составе конкурсной комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения субсидии в целях возмещения затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами, сформированной администрацией муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района однако, решениями комиссий по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов Совета депутатов Ловозерского района от ДД.ММ.ГГГГ и аналогичной комиссии Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района от ДД.ММ.ГГГГ, которые инициируют рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность для рассмотрения соответствующими Советами депутатов признано, что главой указанных представительных органов местного самоуправления Агалаковой В.В., соблюдены ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №-Ф3 "О противодействии коррупции", поэтому не имелось законны оснований рассмотрения указанных представлений соответствующими Советами депутатов, поскольку указанные комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов и ее члены утверждены депутатами соответствующих Советов депутатов. Таким образом, депутаты, учредившие указанные комиссии и утвердившие порядок их работы, через утвержденных членов комиссий, фактически рассмотрели представления прокурора и не найдя соответствующий оснований, не инициировали вопрос об удалении главы района и городского поселения Ревда в отставку, о чем прокуратура была уведомлена при рассмотрении представления с участием председателя данной комиссии, прокурора Ловозерского района и его заместителя в установленные законом сроки.
Заслушав стороны, огласив и исследовав материалы дела в их совокупности суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В рамках указанных полномочий, прокуратурой Ловозерского района в результате проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Ловозерского района выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ в конкурсную комиссию по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения субсидии в целях возмещения затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района поступило единственное заявление от индивидуального предпринимателя ФИО2, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ указанной комиссией и, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключено соглашение №, о предоставлении из бюджета муниципального образования городское поселение Ревда субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно лизинговыми обязательствами в размере 592000 рублей 00 копеек, которые были перечислены индивидуальному предпринимателю ФИО2
Однако, соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Мурманской области от 27 мая 2008 года № 977-01-ЗМО "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области", постановлением администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района от 04 апреля 2017 года № 111 утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами, которым определено, что финансовая поддержка не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП которых содержатся такие виды деятельности как производство и реализация подакцизных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, нефтепродуктов и т.д.), а также добыча и реализация полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Несмотря на указанные ограничения, индивидуальному предпринимателю ФИО2, в дополнительных видах деятельности которого значатся, в числе прочих, оптовая и розничная торговля товарами, реализация подакцизных товаров (табачных изделий), выделена из бюджета указанная субсидия.
Кроме того, хотя пунктом 5.3 - 5.6 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами, организатор конкурса в течение 10 рабочих дней после окончания приема заявок, проводит предварительную экспертизу заявок на соответствие заявителя и его документов требованиям настоящего Порядка и отсутствие оснований для отказа в предоставлении Субсидии в соответствии с разделом 6 Порядка и, в течение 22 рабочих дней после окончания приема заявок готовит информацию и документы для проведения заседания Комиссии, направляет приглашения на заседание членам Комиссии. Приглашение на заседание Комиссии и материалы к заседанию направляются членам комиссии не позднее чем за 3 рабочих дня до его начала, а перед началом заседания Комиссии все члены по результатам ознакомления со списком заявителей подписывают протокол об отсутствии конфликта интересов. В случае если конфликт интересов имеется, такой член Комиссии не может принимать участие в заседании Комиссии однако, предварительная экспертиза заявки на соответствие заявителя ФИО2 и его документов требованиям настоящего Порядка, отсутствие оснований для отказа в предоставлении субсидии, не проводилась, вопрос об отсутствии конфликта интересов не обсуждался. Заявка индивидуального предпринимателя ФИО2 была рассмотрена в течении суток.
При этом, в рассмотрении заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения субсидии в целях возмещения затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами приняла участие в качестве члена конкурсной комиссии Агалакова В.В. - как глава Ловозерского района, одновременно занимающая должность главы муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, которая приходится родственником индивидуальному предпринимателю ФИО2, то есть родной сестрой его матери, что предполагает наличие конфликта интересов, то есть ситуацию, при которой личная заинтересованность лица, замещающего муниципальную должность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Кроме того, прокуратурой района установлено, что в бюджете муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района на 2017 год дополнительно включены расходы на компенсационные выплаты, производимые выборным должностным лицам местного самоуправления, высвобождаемым в связи с выходом на трудовую пенсию, уволенным в связи с истечением срока полномочий в сумме 526 925 рублей 58 коп., которые при злоупотреблении трудовым правом со стороны Агалаковой В.В. выплачены ей.
Данные действия как при организации и проведении указанных выше конкурсных процедур, так и по получению главой муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района из бюджета городского поселения Ревда компенсационных выплат содержат признаки несоблюдения бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции. Поэтому, прокурор Ловозерского района, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, руководствуясь ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", законно и обоснованно вынес два представления от ДД.ММ.ГГГГ№ и № "Об устранении причин и условий нарушений законодательства о противодействии коррупции и инициировании депутатами Совета депутатов Ловозерского района и муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района удаления главы Ловозерского района и главы муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района в отставку", которые направил в соответствующие Советы депутатов.
В соответствии со ст. 6 указанного выше закона "О прокуратуре Российской Федерации", требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии со ст. 24 закона "О прокуратуре Российской Федерации", представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии со ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку, в частности являются: несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
Согласно ст. 30 Устава Ловозерского района представительным органом Ловозерского района является Совет депутатов Ловозерского района. Совет депутатов Ловозерского района принимает решения в коллегиальном порядке.
Статьей 32 Устава Ловозерского района предусмотрен порядок рассмотрения и принятия Советом депутатов Ловозерского района правовых актов. Решения Совета депутатов Ловозерского района принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов (если иное не установлено настоящим Уставом и законодательством). Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих.
Согласно статьи 26 Устава Ловозерского района высшим должностным лицом Ловозерского района, является Глава Ловозерского района.
В соответствии со статьей 27 Устава Ловозерского района глава Ловозерского района в пределах своих полномочий: представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; созывает заседания Совета депутатов Ловозерского района (кроме первого), доводит до сведения депутатов Совета депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня; созывает внеочередные заседания Совета депутатов Ловозерского района; осуществляет руководство подготовкой заседаний Совета депутатов Ловозерского района; председательствует на заседаниях Совета депутатов Ловозерского района; осуществляет общее руководство работой Совета депутатов Ловозерского района; оказывает содействие депутатам Совета депутатов Ловозерского района в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией.
Согласно ст. 21, 22 Устава городского поселения Ревда Ловозерского района представительным органом городского поселения Ревда Ловозерского района является Совет депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района. Основной формой работы Совета депутатов городского поселения Ревда является — заседание. Заседание Совета депутатов городского поселения Ревда проводится не реже одного раза в три месяца. Совет депутатов городского поселения Ревда принимает Регламент, регулирующий вопросы подготовки и проведения заседаний Совета депутатов городского поселения, а также порядок подготовки решений.
Статьей 23 Устава городского поселения Ревда Ловозерского района определено, что глава городского поселения Ревда исполняет полномочия председателя Совета депутатов городского поселения Ревда и осуществляет организацию деятельности Совета депутатов городского поселения.
В соответствии со статьей 30 Устава городского поселения Ревда Ловозерского района глава городского поселения Ревда обладает, в числе прочих, следующими полномочиями: созывает заседания Совета депутатов городского поселения Ревда, сообщает депутатам и доводит до сведения населения информацию о времени и месте проведения заседаний Совета депутатов городского поселения, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение Совета депутатов городского поселения Ревда и принятых им решениях; организует подготовку заседаний Совета депутатов городского поселения, предварительную проработку вопросов, вносимых на их рассмотрение, подготовку проекта повестки дня заседания Совета депутатов городского поселения; предлагает вопросы для рассмотрения на заседании Совета депутатов городского поселения Ревда; ведет заседания Совета депутатов городского поселения Ревда, ведает его внутренним распорядком; оказывает содействие депутатам Совета депутатов городского поселения Ревда в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией.
Согласно ст. 34 указанного выше Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, прокурор действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а так же Российской Федерации, правомерно обратился в Совет депутатов Ловозерского района и в Совет депутатов муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского, то есть в органы местного самоуправления, наделенные исключительными полномочиями по удалению главы муниципального образования в отставку по основанию нарушения последним закона "О противодействии коррупции", с представлением об инициировании процедуры удаления главы в отставку, которые получены главой Ловозерского района и главой муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно и которые подлежат рассмотрению в указанные выше сроки.
Несмотря на это, ни на ближайших от даты получения представлений прокурора, с учетом срока рассмотрения представления, заседаниях Совета депутатов Ловозерского района и Совета депутатов муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, ни последующих заседаниях Советов депутатов, указанные представления не рассмотрены, решения по ним не приняты.
При этом, истец обоснованно действует в отношении неопределенного круга лиц и Российской Федерации, ибо противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. (статьи 3, 5 закона "О противодействии коррупции").
В соответствии со ст. 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы местного самоуправления, должностные лица, муниципальные служащие.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в частности решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку Агалакова В.В. одновременно являясь главой Ловозерского района и главой муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района организует работу указанных Советов депутатов, формирует рабочую повестку вопросов, оказывает содействие в работе Совета депутатов, то она, как соответствующий глава органа местного самоуправления является надлежащим ответчиком по делу и несет ответственность за работу данных Советов депутатов. Следовательно, главы Ловозерского района и муниципального образования городское поселение Ревда обязаны устранить допущенное нарушение закона в виде бездействия соответствующих Советов депутатов по нерассмотрению указанных актов прокурорского реагирования.
Оценивая доводы представителя ответчиков о том, что представления прокурора рассмотрены комиссиями по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов Совета депутатов Ловозерского района от 05 февраля 2019 года и Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района от 04 февраля 2019 года, которые не нашли нарушений в области ограничений, запретов и обязанностей, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" и, соответственно, отсутствуют основания для рассмотрения указанных актов прокурорского реагирования на заседаниях соответствующих Советов депутатов, суд находит указанные доводы основаными на неверном толковании права и отвергает их поскольку, во-первых, как указывалось выше, решения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку относится к исключительной компетенции Советов депутатов этих муниципальных образований, а не указанных комиссий. Во-вторых, прокурор наделен полномочиями обратится непосредственно в органы местного самоуправления, к которым указанные комиссии не относятся и которые, то есть органы местного самоуправления, обязаны рассмотреть указанные акты прокурорского реагирования.
Кроме того, в соответствии с п. 6 "Положений о комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов, утвержденных решением Совета депутатов Ловозерского района № 65 от 07 июня 2018 года и решением Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района № 237-03 от 30 мая 2018 года, основными задачами Комиссий является содействие в обеспечении соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в соответствующих муниципальных образованиях, главами администраций муниципального образования ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а так же в обеспечении исполнения ими обязанностей, в частности установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Таким образом, к основной задаче указанных комиссий не относится рассмотрение вопросов о соблюдении указанных запретов и ограничений главами муниципальных образований Ловозерский район и городское поселение Ревда.
Более того, из положения указанных комиссий по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов не следует, что в случае признания данной комиссией соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность в соответствующем муниципальном образовании, установленных ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных законом "О противодействии коррупции", прокурор, как специальный субъект, вынесший предусмотренный законом акт реагирования, лишается права рассмотрения данного акта тем органом местного самоуправления, которому адресован этот прокурорский акт. Напротив, приведенные выше правовые нормы при любом решении указанной комиссии, обязывают органы местного самоуправления рассмотреть представление прокурора.
Не основанными на верном толковании права являются доводы представителя ответчика о том, что поскольку положение указанных комиссий, как и сами комиссии утверждены решениями соответствующий Советов депутатов, а так же Советами депутатов утверждены их члены, то фактически решение, о соответствии соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность в соответствующем муниципальном образовании, установленных ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных законом "О противодействии коррупции", принято соответствующим Советом депутатов, поскольку указанная комиссия не является депутатской, так как некоторые ее члены, принявшие участие в рассмотрении указанных представлений прокурора, не являются депутатами Советов депутатов соответствующих муниципальных образований и, следовательно, данные комиссии не могут подменять собой решения Советов депутатов Ловозерского района и городского поселения Ревда Ловозерского района.
Не находит суд основанным на фактических обстоятельствах дела довод представителя ответчиков о том, что представления прокурора фактически рассмотрены депутатами соответствующих Советов с участием прокурора Ловозерского района и его заместителя ДД.ММ.ГГГГ, в первом случае при главе Ловозерского района, во втором случае при главе муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Агалаковой В.В. и депутата обоих советов ФИО5, поскольку протоколы рассмотрения представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ не являются решениями заседания Советов депутатов, так как для заседания Советов депутатов требуется как минимум численный кворум и секретарь Совета депутатов. Из указанных протоколов не следует, что был достигнут кворум Советов депутатов, был избран секретарь из числа депутатов и было голосование по акту прокурорского реагирования.
Таким образом, приведенный выше анализ доказательств и доводов сторон свидетельствует о незаконном бездействии Советов депутатов Ловозерского района и городского поселения Ревда Ловозерского района в лице главы Ловозерского района и главы муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района по нерасмотрению актов прокурорского реагирования на выявленные факты, подпадающие под признаки несоблюдения главой Ловозерского района и главой муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Агалаковой В.В. ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены законом "О противодействии коррупции", влекущие инициирование перед депутатами указанных представительных органов местного самоуправления вопроса удаления глав муниципальных образований в отставку.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Ловозерского района Мурманской области к Совету депутатов Ловозерского района, в лице главы Ловозерского района и Совету депутатов муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, в лице главы муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, о признании незаконным бездействия Совета депутатов Ловозерского района и Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района выразившееся в не рассмотрении представлений прокурора Ловозерского района от ДД.ММ.ГГГГ№ и № и понуждении безотлагательно рассмотреть указанные выше представления прокурора Ловозерского района указанными Советами депутатов с извещением прокурора о времени и месте рассмотрения и информировании о результатах рассмотрения представлений, удовлетворить.
Признать бездействие Совета депутатов Ловозерского района и Совета депутатов муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района по нерассмотрению представлений прокурора Ловозерского района от ДД.ММ.ГГГГ№ и № года незаконным.
Обязать Совет депутатов Ловозерского района, в лице главы Ловозерского района и Совет депутатов муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, в лице главы муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, безотлагательно рассмотреть представления прокурора Ловозерского района от ДД.ММ.ГГГГ№ и №, известив прокурора о времени и месте рассмотрения представлений и сообщить ему результаты рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья И.Л. Кувшинов.