НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лискинского районного суда (Воронежская область) от 21.04.2016 № 2-А95/2016

Дело № 2- а 95/2016

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Каменка 21 апреля 2016 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Шпак В.А., единолично,

при секретаре ФИО4,

с участием представителя административного истца – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Каменскому району Воронежской области – ФИО5,

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда административное дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Каменскому району Воронежской области к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пеней,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 прекратил свою деятельность.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Каменскому району Воронежской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование, и пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам, обосновывая свои требования тем, что ФИО1, являясь плательщиком страховых взносов обязан был своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Вместе с тем, ответчик допустил образование задолженности по уплате страховых взносов и пени в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе по:

1)страховым взносам на страховую часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

2)страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

3) пеням на страховую часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

по коду бюджетной классификации39 в сумме <данные изъяты>;

4) пеням на накопительную часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

5) пеням в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

6) пеням в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ответчику были направлены требования о добровольной уплате недоимки по страховым взносам и пеням в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которые оставлены ФИО1 без удовлетворения.

Административный истец просил взыскать с ФИО1 недоимку по страховым взносам и пеням в сумме <данные изъяты> рублей, а так же понесенные судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО5, действующая на основании доверенности, ссылаясь на основания, указанные в исковом заявлении, исковые требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, не известив суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.

Ввиду того, что явка административного ответчика ФИО1 не признана судом обязательной, дело на основании ст.150 КАС РФ рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснение представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование (страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются настоящим Федеральным законом (далее Федеральный Закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, Закон).

Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В силу ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 года индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с вышеуказанными нормами индивидуальный предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве.

Согласно п. 1 ст. 18 названного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов определены в ст. 16 Закона.

Пунктом 8 ст.16 Закона установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года вышеперечисленная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1. и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона доход учитывается следующим образом:

1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) для плательщиков страховых взносов, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации;

3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации;

4) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации;

5) для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, - в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации;

6) для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.

Согласно ч. 9 ст. 14 Закона налоговые органы направляют в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период.

Частью 2 статьи 12 Закона для плательщиков страховых взносов предусмотрены следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации – 26,0%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Федеральным законом от 02.12.2013 года № 336-ФЗ "О внесении изменений в статью Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года в сумме 5 554 рублей в месяц. Федеральным законом от 01.12.2014 года №408-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального Закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года – 5 965 рублей.

Таким образом, в 2014-2015 годах плательщик страховых взносов обязан уплатить:

страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере:

если величина его дохода за расчетный период не превышает 300 000 рублей – МРОТ х26,0%х12 (за 2014 года – 17328,48 рублей, за 2015 год – 18 610,80 рублей);

если величина его дохода за расчетный период превышает 300 000 рублей – (МРОТх 26,0% х 12)+1% от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей, но не более 138 627,84 рублей (за 2014 год – 17328,48 +1% от суммы дохода, но не более 138627,84 рублей, за 2015 год – 18610,80+1% от суммы дохода, но не более 138627,84 рублей).

3)страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере: МРОТ х 5,1% х 12 (за 2014 год – 3 399,05 рублей; за 2015 год – 3 650,58 рублей).

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 3 ст. 14 Закона).

Согласно ч. 4.1 ст. 14 Закона, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

При рассмотрении спора судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. На основании решения о прекращении деятельности ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 утратил статус индивидуального предпринимателя (л.д. ).

Из реестра поступления платежей следует, что возложенная обязанность по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страхователем ФИО1 не исполнена своевременно (л.д. ).

Согласно сведениям о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, представленных налоговым органом за 2014-2015 года доход составил 0,00 рублей.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 имелась задолженность по страховым взносам:

-на страховую часть пенсии:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

-на накопительную часть пенсии:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты>;

-в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

- в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2008 года понимается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов; начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

За несвоевременно произведенные выплаты истцом ответчику в соответствии с указанной статьей начислены пени на недоимку по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе:

- на страховую часть пенсии:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

- на накопительную часть пенсии:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

- в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес административного ответчика ФИО1 были направлены требования о добровольной уплате задолженности по страховым взносам и пеням на недоимку по страховым взносам (л.д.).

В силу части 5 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Согласно ч. 6, 7 ст. 22 Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

В соответствии со ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Административный ответчик ФИО1 не предоставил суду доказательств о надлежащем исполнении своих обязательств по уплате страховых взносов и пеней на недоимку по страховым взносам, произведенный административным истцом расчет не оспорил.

В силу ч.1, ч.5, ч.15 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов, пеней в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов и пеней исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам, Управление Пенсионного фонда обратилось ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в пределах срока подачи искового заявления, установленного указанными нормами.

При таких обстоятельствах, у суда имеется достаточно правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Административный истец заявил требование о возмещении ему административным ответчиком судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, в сумме <данные изъяты> рублей.

Сумма понесенных расходов истцом подтверждена представленным в суд платежным поручением.

С учетом удовлетворения исковых требований истца в полном объеме, понесенные истцом судебные расходы подлежат возмещению ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> недоимку по страховым взносам и пеням в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе по:

1)страховым взносам на страховую часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

2)страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

3) пеням на страховую часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

по коду бюджетной в сумме <данные изъяты> рублей;

4) пеням на накопительную часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты>;

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

5) пеням в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей;

6) пеням в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

по коду бюджетной классификации в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья В.А. Шпак

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.