НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Липецкого районного суда (Липецкая область) от 15.06.2021 № 2А-А531/2021

Дело № 2а-А531/2021

УИД 48RS0005-02-2021-000206-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2021 года село Доброе

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Королевой С.Е.,

при секретаре Сдвижковой Н.С.,

рассмотрев административное дело по административному иску МИФНС России № 5 по Липецкой области к Ефремову К.Ф. о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 5 по Липецкой области обратилась в суд с иском Ефремову К.Ф. о взыскании недоимки по налогам, мотивируя тем, что ответчик в 2019 году получил доходы, от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности. Ефремову К.Ф. был начислен налог на доходы физических лиц и направлены налоговые уведомления. За неуплату в срок налогов Ефремову К.Ф. были начислена пеня. Однако, данные налоги уплачены им в установленный срок не были. Остаток задолженности по состоянию на 08.02.2021 составляет: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ: налог за 2019 год в размере 36339 руб., пени в размере 21,8 руб. В связи с чем, просит взыскать с Ефремова К.Ф. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 36339 руб., пени в размере 21,8 руб. 12.04.2021 Липецким районным судом было вынесено решение, которым исковые требования МИФНС № 5 по Липецкой области были удовлетворены. Ответчик обратился с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, мотивируя, что административный отвеичк определением Арбитражного суда Липецкой области от 25.10.2018 был признан банкротом. Процедура банкротства была завершена определением Арбитражного суда Липецкой области от 20.01.2021. В этот период вся финансово-хозяйственная деятельность была возложена на финансового управляющего, недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2019 год также попадают на этот период, однако в нарушение Закона о банкротстве, финансовым управляющим задолженность по налогу не погашена

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных возражениях пояснили, что в соответствии с абзацем седьмым пункта I статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте I статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

По смыслу вышеназванных разъяснений для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу. Применительно к налогу на доходы физических лиц за 2019 год таким днем является дата 31.12.2019 г.

Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) Ефремова К.Ф. возбуждено арбитражным судом 05.02.2018 г„ следовательно, недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. и пени за несвоевременную уплату налога за 2019 г. относятся к текущей задолженности по обязательным платежам. Данные требования налогового органа в реестр требований кредиторов не включались.

Административный ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, мотивируя тем, что данную задолженность по налогам должен был уплатить финансовый управляющий, поскольку ответчик в период банкротства не распоряжался денежными средствами, расчет, представленный административным истцом не оспаривал, поскольку является банкротом, то на него не может быть возложена обязанность оплачивать налоги, возникшие до признания его банкротом или в период процедуры.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой, уплачивают налог на доходы физических лиц исходя из сумм таких доходов;

В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату физическими лицами налога в установленный срок подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом установлено, что 23.03.2020 Ефремовым К.Ф. представлена налоговая декларация о налоге на доходы физических лиц за налоговый период 2019 г. на основании которой был исчислен налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ. В силу пп. 2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой, уплачивают налог на доходы физических лиц исходя из сумм таких доходов. На основании вышеизложенного был исчислен налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2019 г. в размере 36339 руб.

Согласно ст. 69 НК РФ налоговым органом в адрес Ефремова К.Ф. направлялись налоговые требования: по уплате в срок до 18.08.2020 по налогу на доходы физических лиц в сумме 36339 руб., пени в сумме 21,8 руб.

Данное требование было направлено административному ответчику заказной корреспонденцией.

Остаток задолженности по состоянию на 08.02.2021 по

- налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ составляет 36339 руб., пени в размере 21,8 руб.;

Определением мирового судьи Добровского судебного участка Липецкого районного судебного района Липецкой области от 20.11.2020 отменен судебный приказ от 28.10.2020 по гражданскому делу № 2а-5231/2020 по заявлению МИФНС России № 5 по Липецкой области о взыскании с Ефремова К.Ф. недоимки по налогам и сборам на сумму 36360,8 руб., и расходов по оплате госпошлины в сумме 645,41 руб.

В соответствии с абзацем седьмым пункта I статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте I статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Из пункта I статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

По смыслу вышеназванных разъяснений для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу. Применительно к налогу на доходы физических лиц за 2019 год таким днем является дата 31.12.2019 г.

Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) Ефремова К.Ф. возбуждено арбитражным судом 05.02.2018г. следовательно, недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. и пени за несвоевременную уплату налога за 2019 г. относятся к текущей задолженности по обязательным платежам. Данные требования налогового органа в реестр требований кредиторов не включались.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным плат ежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", кредиторы по требованиям, перечисленным в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о несостоятельности (банкротстве), по которым исполнительный лист не выдан судом, рассматривающим дело банкротстве, могут предъявить свои требования к должнику после окончания производства по делу о банкротстве в порядке, установленном процессуальным законодательством.

При таких обстоятельствах, действующим законодательством предусмотрена возможность взыскания задолженности по текущим платежам вне процедуры банкротства. При этом процедура принудительного взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц регламентирована в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом суд приходит к выводу о несостоятельности доводов ответчика об обязанности финансового управляющего по оплате задолженности по налогам.

МИФНС России № 5 по Липецкой области просит удовлетворить требования, указанное в административном исковом заявлении, в связи с их законностью и обоснованностью.

Доказательств уплаты налогов административным ответчиком в суд не представлено.

В связи с чем, с ответчика Ефремова К.Ф. подлежит взысканию недоимка по - налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 36339 руб., пени в размере 21,8 руб.

В силу положений п. 1 статьи 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям, в сумме 1 291 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Ефремова К.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 36 339 руб., пени в размере 21,8 руб., а всего в сумме 36 360,80 руб.

Взыскать с Ефремова К.Ф. государственную пошлину в доход местного бюджета Добровского муниципального района Липецкой области – 1 291 руб.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 15 дней со дня его получения.

Судья С.Е. Королева

Мотивированное решение изготовлено 21.06.2021