НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Липецкого районного суда (Липецкая область) от 10.09.2020 № 2А-А832/20

Дело № 2а-А832/2020

УИД 48RS0005-02-2020-000793-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2020г. с. Доброе

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Панченко Т.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области к Швецову Р.И. о взыскании задолженности по пени по налогам и взносам,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 5 по Липецкой области обратилась в суд с иском к Швецову Р.И. о взыскании задолженности по пени по налогам и взносам, мотивируя тем, что ответчик являлся в 2014-2017гг. владельцем транспортного средства, а также недвижимого имущества – земельного участка и жилого дома, и плательщиком транспортного налога, налога на имущество физический лиц и земельного налога. В соответствии со ст. ст. 362, 396, 408 НК РФ, исходя из налоговых ставок, Швецову Р.И. были начислены за 2014г. земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц и направлено налоговое уведомление. Однако, данные налоги уплачены им в установленный срок не были. За неуплату в срок налогов Швецову Р.И. были начислены пени: по транспортному налогу – 27 руб. 13 коп., по земельному налогу – 2 руб. 55 коп., по налогу на имущество физических лиц – 1 руб. 23 коп. Также в налоговый орган была предоставлена информация о получении ответчиком дохода в сумме 800 руб., с которого не был удержан НДФЛ, в связи с чем, ему был начислен НДФЛ в сумме 104 руб., который был оплачен несвоевременно. Ответчику были начислены пени по НДФЛ в сумме 36 коп. Кроме того, ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, а также ЕНВД. За неуплату в срок страховых взносов и ЕНВД Швецову Р.И. были начислены пени: по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 810 руб. 33 коп., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 977 руб. 11 коп., по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 134 руб. 36 коп., по страховым взносам на ОМС работающего населения, зачисляемым в ФФОМС, за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 49 руб. 14 коп., по ЕНВД – 3 813 руб. 45 коп. В соответствии со ст. 69 НК РФ в связи с неоплатой ответчиком пени по указанным налогам и взносам ему были направлены требования в 2015-2019гг. Однако, пени на налогам и взносам уплачены им в установленный срок не были. В связи с чем, просит взыскать с Швецова Р.И. задолженность по пени по налогам и взносам в размере 5 815 руб. 66 коп.

В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действующего до 01.01.2017 года, (далее – Закон) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (ст. 18 Закона).

Федеральным законом от 03.07.2016г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам с 01.01.2017г. переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату физическими лицами налога в установленный срок подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом установлено, что Швецов Р.И. в 2014г. являлся собственником транспортного средства, земельного участка и жилого дома.

В связи с чем, исходя из налоговых ставок, налоговым органом Швецову Р.И. были начислены: за 2014г. транспортный налог в сумме 2295 руб., земельный налог в сумме 703 руб. 56 коп., налог на имущество физических лиц – 103 руб. 54 коп.

Ответчик Швецов Р.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 26.03.2004г. по 30.12.2015г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

В связи с чем, за указанный период он обязан был уплатить страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование в фиксированном размере, а также ЕНВД.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Однако, указанные налоги и взносы Швецовым Р.И. в установленный срок в уплачены не были.

Так, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2014г. были уплачены 14.12.2015г.

На основании ст. 75 НК РФ налоговым органом ответчику за несвоевременную уплату указанных налогов были начислены пени, в том числе:

по транспортному налогу в сумме 27 руб. 13 коп. по состоянию на 13.12.2015г.;

по земельному налогу в сумме 2 руб. 55 коп. по состоянию на 13.12.2015г.;

по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 руб. 23 коп. по состоянию на 13.12.2015г.;

по ЕНВД в сумме 3 813 руб. 45 коп. за 2016-2018гг.;

по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г., в сумме 810 руб. 33 коп. за 2017г.;

по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. в сумме 4 128 руб. 72 коп. за 2017-2018гг.;

по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды, истекшие до 01.01.2017г., в сумме 134 руб. 36 коп. за 2017-2018гг.;

по НДФЛ в сумме 36 коп.;

по страховым взносам на ОМС работающего населения, зачисляемым в ФФОМС, за периоды, истекшие до 01.01.2017г. в сумме 89 руб. 93 коп. по состоянию на 23.12.2015г.

Согласно ст. 69 НК РФ налоговым органом по состоянию на 24.12.2015г. Швецову Р.И. было выставлено требование об уплате налогов, по требованию следует уплатить пени по страховым взносам на ОМС в ФФОМС за 2014г. в сумме 89 руб. 93 коп.

Данное требование было направлено ответчику заказной корреспонденцией.

Кроме того, налоговым органом по состоянию на 25.07.2019г. Швецову Р.И. было выставлено требование об уплате налогов № 47900, срок уплаты – до 23.08.2019г., по требованию следует уплатить пени: по транспортному налогу – 27 руб. 13 коп., по НДФЛ – 36 коп., по земельному налогу – 2 руб. 55 коп., по налогу на имущество физических - 1 руб. 23 коп., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 810 руб. 33 коп., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 4 128 руб. 72 коп., по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 134 руб. 36 коп., по ЕНВД – 3 813 руб. 45 коп.

Данное требование было направлено ответчику через его личный кабинет налогоплательщика.

В настоящее время за Швецовым Р.И. числится задолженность по пени по налогам и взносам в сумме 5 815 руб. 66 коп., в том числе: по транспортному налогу – 27 руб. 13 коп., по земельному налогу – 2 руб. 55 коп., по налогу на имущество физических лиц – 1 руб. 23 коп., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 810 руб. 33 коп., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 977 руб. 11 коп., по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 134 руб. 36 коп., по страховым взносам на ОМС работающего населения, зачисляемым в ФФОМС, за периоды, истекшие до 01.01.2017г. – 49 руб. 14 коп., по ЕНВД – 3 813 руб. 45 коп., по НДФЛ – 36 коп.

По заявлению налогового органа (направлено 20.01.2020г.) мировым судьей Добровского судебного участка Липецкого районного судебного района Липецкой области 25.02.2020г. был вынесен судебный приказ о взыскании со Швецова Р.И. задолженности по пени по налогам и взносам в сумме 9 944 руб. 38 коп. Определением того же мирового судьи от 10.03.2020г. данный судебный приказ был отменен по заявлению Швецова Р.И.

Вместе с тем, учитывая, что указанная выше сумма задолженности по пени образовалась за периоды до 01.01.2019г., в силу положений ст.ст. 70, 48 НК РФ налоговый орган должен был обратиться в суд за взысканием со Швецова Р.И. данной задолженности не позднее 01.11.2019г. (01.01.2019г. – налоговый орган должен был выявить недоимку по пени, не позднее 01.04.2019г. он должен был направить требование об уплате пени, срок исполнения требования – не позднее 01.05.2019г. (исходя из срока в требовании от 25.07.2019г.)).

Однако, с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании указанной задолженности со Швецова Р.И. налоговый орган обратился к мировому судьей только в 20.01.2020г., т.е. с пропуском установленного срока.

Таким образом, на момент обращения МИНФС России № 5 по Липецкой области в суд (как и к мировому судье) за взысканием с ответчика Швецова Р.И. задолженности по пени по налогам и взносам в сумме 5 815 руб. 66 коп. срок для подачи такого заявления истек, уважительных причин пропуска установленного срока судом не установлено.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований МИФНС России № 5 по Липецкой области о взыскании со Швецова Р.И. указанной задолженности по пени.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области к Швецову Р.И. о взыскании задолженности по пени по налогам и взносам в общей сумме 5 815 рублей 66 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 15 дней со дня его получения.

Судья Т.В. Панченко