Дело № 2а-А766/2020
УИД 48RS0005-02-2020-000699-43
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
01 октября 2020 года село Доброе
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Королевой С.Е.
рассмотрев единолично административное дело по административному иску МИФНС России №5 по Липецкой области к Холодкову В.В. о взыскании недоимки по налогу,
у с т а н о в и л :
МИФНС России №5 по Липецкой области обратилась в суд с административным иском к Холодкову В.В. о взыскании недоимки по налогу, указывая, что административный ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. Ответчик свою обязанность по уплате налогов не выполняет, имеет просрочку уплаты налога за 2015 и 2016 гг. Ответчику выставлено требование о погашении числящейся за ним задолженности, однако до настоящего времени недоимка не погашена. В связи с просрочкой уплаты налогов ответчику начислена пеня за просрочку уплаты налогов. Остаток задолженности по состоянию на 28.09.2020 с учетом уточненных исковых требований составляет 3391,83 руб., в том числе: транспортный налог за 2015 и 2016 гг. в размере 3262 руб., пени в размере 129,83 руб. В связи с чем, административный истец просит взыскать недоимку по транспортному налогу в общей сумме 3391,83 руб. в судебном порядке.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Холодков В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что не согласен с исковыми требованиями, просил применить срок исковой давности.
В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, их явка не является обязательной, то суд рассматривает настоящее дело в порядке упрощенного производства, без проведения устного разбирательства, аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы…
Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги…
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодека Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Статья 58 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.
Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).
Начиная с 2015 г., в том числе при уплате налогов за налоговый период 2014 г. вводится новый единый срок уплаты имущественных налогов, предусмотренный Федеральным законом N 334-ФЗ, применяемый для физических лиц. У налогоплательщиков - физических лиц в 2015 г. возникнет обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за налоговый период 2014 г.
В соответствии со ст. 14 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Согласно ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в установленных настоящим Законом с 1 января 2010 г. в следующих размерах: на грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 20 руб.; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 32 руб.; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 40 руб.; свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 52 руб.; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 68 руб.; Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) – 20 руб.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из предоставленных административным истцом сведений следует, что административный ответчик Холодков В.В. являлся собственником транспортного средства:
- Трактор, гос. рег. знак №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет транспортного итога за налоговый период 2016 год: 81.57 (итоговая база) * 1 (доля в праве)* 20 (итоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 1 631 руб.
Расчет транспортного налога за налоговый период 2015 год: 81.57 (налоговая база) * 1 (доля в праве)* 20 (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения в году/12) - 1 651 руб.
В соответствии с предоставленными административным истцом сведениями административному ответчику налоговым органом направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, транспортного налога за трактор, гос. рег. знак №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ за 2015 год в сумме 1631 руб., налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за трактор, гос. рег. знак №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ за 2016 год в сумме 1631 руб.
Ответчику направлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по транспортному налогу в сумме 3262 руб. и пени в сумме 129,83 руб.
Определением и.о. мирового судьи Добровского судебного участка Липецкого районного судебного района Липецкой области от 09.01.2020 отменен судебный приказ от 10.12.2019 о взыскании с Холодкова В.В. задолженности по транспортному налогам на общую сумму 3391,83 руб. и госпошлины в размере 200 руб.
Исковые требования заявлены о взыскании недоимки по транспортному налогу на общую сумму 3391,83 руб., в том числе: транспортный налог за трактор, гос. рег. знак №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ за 2015 год в размере 1631 руб., транспортный налог за трактор, гос. рег. знак №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ за 2016 год в размере 1631 руб., пени в размере 129,83 руб.
Исходя из вышеуказанных норм права, заявление о взыскании недоимки МИФНС России №5 по Липецкой области должно было быть подано в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно уточненному исковому заявлению остаток задолженности ответчика по состоянию на 28.09.2020 составляет 3391,83 руб., в том числе транспортный налог за трактор, гос. рег. знак №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ за 2015 год в размере 1631 руб., транспортный налог за трактор, гос. рег. знак №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ за 2016 год в размере 1631 руб., пени в размере 129,83 руб.
В подтверждение задолженности по транспортному налогу, административный истец представил налоговое уведомление с расчетом транспортного налога за 2016 год.
В подтверждение направления налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику Холодкову В.В. административным истцом представлен список № заказных писем.
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ направлялась по адресу: <адрес>.
В соответствии с отчетом об отслеживании отправления по списку № заказных писем корреспонденция, адресованная Холодкову В.В., направлена ДД.ММ.ГГГГФИО2, вручена адресату ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Представитель административного истца иных доказательств направления налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГХолодкову В.В. не представил.
Поскольку дополнительных доказательств не было представлено, а имеющиеся в деле данные не позволяют с достоверностью подтвердить направление в адрес Холодкова В.В. налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, на которые ссылается налоговый орган, то суд приходит к выводу об отсутствии доказательств соблюдения предусмотренного Налоговым кодексом РФ порядка взыскания транспортного налога за трактор, гос. рег. знак №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ за 2016 год в размере 1631 руб.
Не соблюдение налоговым органом порядка взыскания налога, установленного налоговым законодательством, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании транспортного налога за 2016 год, поскольку в силу ст.52 НК РФ не представлено доказательств возникновения у Холодкова В.В. обязанности по уплате налога.
Поскольку не предоставлено доказательств вручения ответчику налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за трактор, гос. рег. знак №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ за 2016 год, то оснований для обращения в суд у налогового органа не имелось, в связи с чем, заявленное исковое требование в части взыскании транспортного налога за 2016 год удовлетворению не подлежит.
Административным ответчиком не предоставлено доказательств об исполнении обязанности по уплате транспортного налога за трактор, гос. рег. знак №, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ за 2015 год, в установленный срок требование об уплате налога и пени не исполнено. Поскольку налоговые обязательства административным ответчиком не исполнены, то имеются основания для взыскания транспортного налога за 2015 год в судебном порядке.
В силу положений 2 статьи 117 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям, в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Взыскать с Холодкова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, проживающего в <адрес>, недоимку по налогу в общей сумме 1760,83 руб., в том числе транспортный налог за 2015 г. в размере 1631 руб., пени в размере 129,83 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Холодкова В.В. государственную пошлину в доход местного бюджета Добровского муниципального района Липецкой области – 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд Липецкой области в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Председательствующий <данные изъяты> С.Е. Королева
Мотивированное решение изготовлено в силу ст. 177 КАС РФ: 15.10.2020.