НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Левашинского районного суда (Республика Дагестан) от 16.04.2020 № 2А-130/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2020 года <адрес>

Судья Левашинского районного суда Республики Дагестан Магомедов Т.М., рассмотрев в упрощенном порядке административное дело а-130/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к МРИ ФНС по <адрес> о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Левашинский районный суд РД с административным исковым заявлением к МРИ ФНС по <адрес> о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В своем административном исковом заявлении ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом ему была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, в которой отражена его задолженность - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в виде недоимки на сумму 48945,99 руб. и пени 5174,53 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования , в виде недоимки на сумму 5620,22 рублей и пени 1167,30 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования , в виде недоимки на сумму 21114,59 рублей и пени 11963,78 рублей; транспортный налог с физических лиц, в виде недоимки на сумму 1676,00 рублей и пени 154,72 рублей; по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Федерального фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в виде недоимки на сумму 9715,00 рублей и пени 5199,30 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в виде пени на сумму 132,13 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в виде недоимки на сумму 38287,92 рублей и пени 30805,66 рублей.

Итого по состоянию на 2019 год за истцом числится общая задолженность 179 957,14 рублей, в том числе по налогам 125 359,72 рублей, образовавшаяся до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец просит признать невозможной к взысканию налоговым органом вышеназванную недоимку с пеней в связи с тем, что поскольку спорная сумма недоимки по налогам и сборам образовалась до ДД.ММ.ГГГГ, то срок на принудительное взыскание спорной суммы истек. Ответчик в установленные статьями 46,70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика, а также в справке о состоянии расчетов с ДД.ММ.ГГГГ задолженность на общую сумму 179 957,14 рублей является безнадежной к взысканию

Административный ответчик МРИ ФНС по <адрес> представил суду отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах.

В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Инспекцией проведены все мероприятия по взысканию транспортного налога и страховых взносов, образовавшихся с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют направленные требования , , решения о взыскании денежных средств со счетов налогоплательщика №, 14451,11039 и заявление о вынесении судебного приказа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Налоговый орган не обладает информацией, за какой именно период образовалась оспариваемая задолженность в суммы по страховым взносам, которая была передана налоговому органу Пенсионным фондом. Учитывая вышеизложенное, межрайонная ИФНС России по <адрес> просит Левашинский районный суд в иске в части о признании безнадежной ко взысканию задолженности истца по транспортному налогу в размере 1676,00 руб., пене 154,72 руб. и страховых взносов, образовавшихся с 01.01.2017г. в размере 48 945,99 руб., пене 5 174,53 руб. - отказать в удовлетворении требований, а в иске в части задолженности истца, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ принять законное и обоснованное решение без участия их представителя.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, также о согласии на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.

Представитель административного ответчика представителя МРИ ФНС по <адрес>ФИО3 в суд не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в своем отзыве на исковое заявление просит рассмотреть данное дело без его участия.

Согласно части 7 статьи 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

В виду изложенных обстоятельств настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Административный ответчик в своем отзыве ссылается на подпункт 2 п. 2 ст. 59 НК РФ, где указано, что органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 статьи.

Между тем, подпункт 2 пункта 2 ст. 59 НК РФ утратил силу в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №325-ФЗ, новая редакция пункта 2 ст.59 НК РФ действует с ДД.ММ.ГГГГ и имеет следующее содержание: «Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются: 1) налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта); 2) утратил силу; 3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Как следует из материалов дела, в частности из справки , за налогоплательщиком ФИО1 числится недоимка, задолженность по пеням, штрафам, процентам:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 48945,99 руб. и пени 5174,53 рублей;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 5620,22 рублей и пени 1167,30 рублей;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 21114,59 рублей и пени 11963,78 рублей;

- транспортный налог с физических лиц (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603000), в виде недоимки на сумму 1676,00 рублей и пени 154,72 рублей;

- по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Федерального фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 9715,00 рублей и пени 5199,30 рублей; - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде пени на сумму 132,13 рублей;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 38287,92 рублей и пени 30805,66 рублей.

Итого следует, что по состоянию на 2019 год за административным истцом числится общая задолженность в размере 179 957,14 рублей.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом абзацем 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Каких-либо уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению инспекции в суд с иском, представитель административного истца не привел, несоблюдение же сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога, пени является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении таких требований. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Из указанной выше общей задолженности, согласно той же справке , следует, что задолженность истца по транспортному налогу в размере 1676,00 руб., пени 154,72 руб. и страховых взносов в размере 48 945,99 руб., пени 5 174,53 руб., образовалась с ДД.ММ.ГГГГ и, следовательно, не является задолженностью налогоплательщика, являющейся безнадежной к взысканию.

Остальная же задолженность административного истца по налогам, сборам и пене исходя из материалов дела образована до ДД.ММ.ГГГГ, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, в материалах административного дела отсутствуют доказательства тому, что налоговый орган когда-либо обращался за взысканием с налогоплательщика ФИО1 по образовавшимся за период до ДД.ММ.ГГГГ страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в виде недоимки на сумму 5620,22 рублей и пени 1167,30 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в виде недоимки на сумму 21114,59 рублей и пени 11963,78 рублей; по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Федерального фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в виде недоимки на сумму 9715,00 рублей и пени 5199,30 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в виде пени на сумму 132,13 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в виде недоимки на сумму 38287,92 рублей и пени 30805,66 рублей.

Такие сведения не имеются и в письменном отзыве административного ответчика.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска ФИО1 частично, признав следующую задолженность ФИО1 безнадежной к взысканию:

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 5620,22 рублей и пени 1167,30 рублей;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 21114,59 рублей и пени 11963,78 рублей;

- по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Федерального фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 9715,00 рублей и пени 5199,30 рублей;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде пени на сумму 132,13 рублей;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 38287,92 рублей и пени 30805,66 рублей,

поскольку доказательств принятия мер принудительного взыскания вышеназванных налогов, сборов и пени на указанную сумму в пределах сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом не представлено, возможность принудительного взыскания указанной суммы утрачена.

В остальной части административного иска следует в удовлетворении отказать в связи с тем, что как было указано выше, задолженность истца по транспортному налогу в размере 1676,00 руб., пене 154,72 руб. и страховых взносов в размере 48 945,99 руб., пене 5 174,53 руб., образовалась с ДД.ММ.ГГГГ и, следовательно, не является задолженностью налогоплательщика, являющейся безнадежной к взысканию.

Руководствуясь ст. 59 НК РФ, ст.150 ч.7 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к МИ ФНС по <адрес> о признании невозможной (безнадежной) к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, удовлетворить частично.

Признать в связи с истечением установленного срока взыскания

следующую задолженность ФИО1 по налогам и пеням безнадежной к взысканию:

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 5620 рублей 22 копейки и пени 1167 рублей 30 копеек;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 21114 рублей 59 копеек и пени 11963 рублей 78 копеек;

- по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Федерального фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 9715 рублей и пени 5199 рублей 30 копеек;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448) в виде пени на сумму 132 рубля 13 копеек;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (код бюджетной классификации: 18, ОКАТО: 82603448), в виде недоимки на сумму 38287 рублей 92 копейки и пени 30805 рублей 66 копеек.

В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Левашинский районный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Т.М. Магомедов