НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область) от 29.10.2019 № 2А-8204/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2019 г. г.Тюмень

Ленинский районный суд г. Тюмени в составе: председательствующего судьи Савельевой Л.А., при секретаре Коровиной В.Д., с участием административного ответчика Балабанова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8204/2019 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №1 к Балабанову Вадиму Андреевичу о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ. ИФНС России по г.Тюмени №1 обратилась в суд с иском к Балабанову В.А. о взыскании задолженности в размере 23 581,87., в том числе: пени по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 22 996,38 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до ДД.ММ.ГГГГ. в размере 585,49 руб.

Свои требования мотивирует тем, что Балабанов В.А. состоял на учете в ИФНС России по г.Тюмени №1 в качестве физического лица.

ДД.ММ.ГГГГ. Балабановым В.А. в ИФНС России по г.Тюмени №1 предоставлена налоговая декларация по форме ., согласно которой уплате в бюджет подлежит налог в размере 0 руб.

В представленной налоговой декларации отражен доход от отчуждения доли в уставном капитале ООО «<данные изъяты>» в размере 5000 руб., и заявлены фактические расходы, принимаемые к вычету при продаже доли в уставном капитале организации, в размере 5000 руб.

В отчетный период, согласно справке о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ представленной налоговым агентом <данные изъяты> налогоплательщиком получен доход в размере 607 912,05 руб. по коду 4800 «Иные доходы», сумма исчисленного налога по ставке 13% составила 79 029 руб., сумма налога, не удержанная налоговым агентом составила 79 029 руб.

Указанный доход и неуплаченная сумма налога налогоплательщиком в налоговой декларации не отражены.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, подлежащие налогообложению в соответствии со ст.217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговым агентом.

По итогу проведения камеральной проверки доход, полученный в ОАО «<данные изъяты> в размере 607 912,05 руб. включен налоговым органом в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению по ставке 13%.

По данным налогоплательщика сумма уплате в бюджет отсутствует, по данным налогового органа сумма, подлежащая уплате, составила 79 029 руб. (607 912,05 *13%).

Балабановым В.А. документы и уточненная налоговая декларация не представлены.

ДД.ММ.ГГГГ. ИФНС России по г.Тюмени №1 было направлено на судебный участок Ленинского судебного района г.Тюмени заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Балабанова В.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ Сведения о вынесении судебного приказа и его отмене отсутствуют.

В связи с несвоевременной оплатой начисленного налога налогоплательщику начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 22 996,38 руб.

Кроме того, Балабанов В.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ

Управление ПФ РФ в г.Тюмени в отношении Балабанова В.А. передана недоимка по страховым взносам: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до ДД.ММ.ГГГГ. в размере 603,82 руб.

ИФНС России по г.Тюмени №1 было произведено уменьшение расчета пени в размере 18,33 руб., итого задолженность составила 585,49 руб.

Задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 603,82 руб. была передана в ИФНС России по г.Тюмени №1 без указания недоимки, на которую начислены пени, а также периода образования задолженности. В связи с чем предоставить расчет пени не представляется возможным

Налогоплательщику заказным письмом были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ

Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №12 Ленинского судебного района г.Тюмени с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с Балабанова В.А.

ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка №12 Ленинского судебного района г.Тюмени был вынесен судебный приказ отношении Балабанова В.А.

ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка №12 Ленинского судебного района г.Тюмени вынесено определение об отмене судебного приказа в отношении Балабанова В.А. в связи с поступлением от него возражений.

В настоящее время обязанность по уплате предъявленного налога налогоплательщиком не выполнена.

В судебное заседание представитель административного истца, представитель заинтересованного лица не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

От Управления Пенсионного фонда в РФ в г.Тюмени поступил отзыв, в котором указано, что Балабанов В.А. осуществлял предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Состоял на учете в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Уплата страховых взносов в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ гг. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не произведена, задолженность составила 40 294,32 руб.: за ДД.ММ.ГГГГ – 5 584,91 руб. (в том числе 4669,06 руб. – страховая часть, 915,85 руб. – ФФОМС); за ДД.ММ.ГГГГ в размере 22261,38 руб. (в то числе 18610,80 руб. – страховая часть, 3650,58 руб. - ФФОМС); за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 12448,03 руб. (в том числе 10406,71 руб. – страховая часть, 2041,32 руб. - ФФОМС). Пени за несвоевременную уплату страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ.г. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляют 4814,09 руб., в том числе 4024,64 руб. – страховая часть, 789,45 руб. – ФФОМС.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании административный ответчик Балабанов В.А. административное исковое заявление не признал, суду пояснил, что не получал указанный доход, сведения о получении дохода предоставл Сбербанк, судебный приказ о взыскании налога на доходы физических в отношении него выносился.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Балабанов В.А. состоял на учете в ИФНС России по г.Тюмени №1 в качестве физического лица.

ДД.ММ.ГГГГ. Балабановым В.А. в ИФНС России по г.Тюмени №1 предоставлена налоговая декларация по форме ., согласно которой уплате в бюджет подлежит налог в размере 0 руб.

В представленной налоговой декларации отражен доход от отчуждения доли в уставном капитале ООО «<данные изъяты>» в размере 5000 руб., и заявлены фактические расходы, принимаемые к вычету при продаже доли в уставном капитале организации, в размере 5000 руб.

В отчетный период, согласно справке о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ представленной налоговым агентом <данные изъяты> налогоплательщиком получен доход в размере 607 912,05 руб. по коду 4800 «Иные доходы», сумма исчисленного налога по ставке 13% составила 79 029 руб., сумма налога, не удержанная налоговым агентом составила 79 029 руб.

Указанный доход и неуплаченная сумма налога налогоплательщиком в налоговой декларации не отражены.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, подлежащие налогообложению в соответствии со ст.217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговым агентом.

По итогу проведения камеральной проверки доход, полученный в ОАО «<данные изъяты>» в размере 607 912,05 руб. включен налоговым органом в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению по ставке 13%.

По данным налогоплательщика сумма уплате в бюджет отсутствует, по данным налогового органа сумма, подлежащая уплате, составила 79 029 руб. (607 912,05 *13%).

Балабановым В.А. документы и уточненная налоговая декларация не представлены.

ДД.ММ.ГГГГ. ИФНС России по г.Тюмени №1 было направлено на судебный участок №13 Ленинского судебного района г.Тюмени заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Балабанова В.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ г. мировым судьей судебного участка № 12 Ленинского судебного района г.Тюмени вынесен судебный приказ о взыскании с Балабанова В.А. недоимки за ДД.ММ.ГГГГ по налогу на доходы физических лиц в размере 79 029 руб., пени в размере 2 629, 69 руб., штраф в размере 15 805, 80 руб.

В связи с несвоевременной оплатой начисленного налога налогоплательщику начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 22 996,38 руб.

Кроме того, Балабанов В.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ

Управление ПФ РФ в г.Тюмени в отношении Балабанова В.А. передана недоимка по страховым взносам: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до ДД.ММ.ГГГГ. в размере 603,82 руб.

ИФНС России по г.Тюмени №1 было произведено уменьшение расчета пени в размере 18,33 руб., итого задолженность составила 585,49 руб.

Задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 603,82 руб. была передана в ИФНС России по г.Тюмени №1 без указания недоимки, на которую начислены пени, а также периода образования задолженности, в связи с чем расчет пени административным истцом не представлен.

Налогоплательщику заказным письмом были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ г. Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №12 Ленинского судебного района г.Тюмени с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с Балабанова В.А.

ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка №12 Ленинского судебного района г.Тюмени был вынесен судебный приказ в отношении Балабанова В.А.

ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка №12 Ленинского судебного района г.Тюмени вынесено определение об отмене судебного приказа в отношении Балабанова В.А. в связи с поступлением от него возражений.

В соответствии с п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно требования от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты задолженности по налогам установлен – ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Следовательно, ИФНС России по г.Тюмени №1 вправе была обратиться с заявлением о взыскании с Балабанова В.А. задолженности по страховым взносам до ДД.ММ.ГГГГ. Однако налоговый орган направил в суд заявление о выдаче судебного приказа в отношении Балабанова В.А. только ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечении установленного законодательством срока.

Ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления административным истцом не заявлено, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока налоговым органом не представлено и судом не установлено.

В силу ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе, по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Также суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до <данные изъяты> г. в размере 585, 49 руб.

Согласно п.1 ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п.1, 2 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п.3, 5 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения п.5 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Порядок уплаты страховых взносов до 01 января 2017г. был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Часть 1 ст.3 Закон №212-ФЗ, утратившего силу с 1 января 2017г. в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусматривала, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст.25 Закона №212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в своих определениях (определение от 08 февраля 2007г. №381-О-П, определение от 17 февраля 2015г. №422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пени подлежат уплате плательщиком страховых взносов в случае возникновения у него недоимки по страховым взносам и могут взыскиваться только в том случае, если органом контроля за уплатой страховых взносов были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы взноса.

В силу пп.2 и 5 ч.1, ч.2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.

Как следует из административного искового заявления, расчет пени административным истцом не может быть представлен, поскольку задолженность по пени передана в Инспекцию без указания недоимки, на которую начислены пени, а также периода образования задолженности.

Сам по себе факт указания в требовании налогового органа суммы пени не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности ее начисления.

Доказательств принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, на которую начислены пени, либо добровольной уплаты суммы этой недоимки административным ответчиком с нарушением установленного законом срока, административным истцом ИФНС России по г.Тюмени №1 в материалы дела представлено не было, что исключает возможность взыскания с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до <данные изъяты> г. в размере 585, 49 руб.

Руководствуясь ст.ст. 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №1 в удовлетворении административного искового заявления к Балабанову Вадиму Андреевичу о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – 05.11.2019г.

Председательствующий подпись Л.А.Савельева