Дело № 2а-4039/2020
36RS0004-01-2020-003977-21
3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Ильине В.В.,
с участием административного истца Берга О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича, Комаровой Светланы Валериевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи), государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи) Шхалаховой М.М. о признании незаконными Уведомлений о приостановлении государственной регистрации и Уведомлений о невозможности возобновления кадастрового учета и государственной регистрации,
установил:
Берг О.В., Берг Д. О., Комарова С. В. обратились Ленинский районный суд г. Воронежа с административным иском Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи), государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи) Шхалаховой М.М.о признании незаконными решений органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований, указывали в иске на то, что административные истцы были допущены к участию в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельных участков, назначенном на 30.01.2020г. и от 11.07.2019г. и по результатам которого стали победителями торгов на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных по адресам:
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №;
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
<адрес> кадастровый номер №
<адрес> кадастровый номер №
<адрес> кадастровый номер №
Для строительства были получены необходимые разрешительные документы и возведены индивидуальные жилые дома.
21.05.2020г. в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи) администрацией г. Сочи были представлены заявления о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные индивидуальные жилые дома.
Уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи) от 25.05.2020г.№ 23/999/001/2020-409052; от 25.05.2020г. № 23/999/001/2020-409057; от 26.05.2020г. № 23/20-92603; от 1.06.2020г. № 23/20-96237; от 02.06.2020г.№ 23/20-97006; от 29.06.2020г. №23/20-20-113811; от 18.06.2020г. № 23/20-107364; от 26.05.2020г.№23/20-92589; от 03.06.2020г.№ 23/20-97862; от 18.06.2020г.№ 23/20-107099; от 18.06.2020г. № 23/20-107091; от 02.06.2020г. №23/20-97019 приостановлена государственная регистрация права собственности на индивидуальные жилые дома, расположенные по адресам:
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №;
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
<адрес> кадастровый номер №
<адрес> кадастровый номер №;
<адрес> кадастровый номер №
Административные истцы считают основания отказа (в иске истцы ссылаются на Уведомление от 25.05.2020г.№ 23/999/001/2020-409052) незаконными такие как: «…форма декларации об объекте недвижимости не соответствует установленными требованиям к форме декларации на бумажном носителе. Необходимо привести в соответствие с установленными Требованиями оформление декларации на бумажном носителе утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015г. № 953..», указывая на то, что административный ответчик не указал, в чем именно заключается несоответствие требований к форме декларации, потому, по мнению административных истцов, Уведомление является немотивированным и подлежит отмене.
Истцы считают незаконным ссылку в уведомлении : «… в нарушение требований в представлено техническом плане отсутствуют сведения о наименовании, номере и дате документа, на основании которого выполняются кадастровые работа…».
При этом административные истцы настаивают на том, что, что в техническом плане (п.3) указан номер и дата договора о выполнении кадастровых работ, на основании которого выполняются кадастровые работы.
На заявления о возобновлении кадастрового учета и государственной регистрации прав на индивидуальные жилые дома на вышеуказанных земельных участках административные ответчики ответили Уведомлениями о невозможности возобновления кадастрового учета и государственной регистрации от 10.06.2020г. № 23/20-10244; от 10.06.2020г. №23/20-102602; от 16.06.2020г. № 23/20-105029; от 10.06.2020г. № 102938;от 10.06.2020г. № 23/20-102443; от 10.06.2020г. № 23/20-102615; от 18.06.2020г. № 23/20-107364; от 10.06.2020г. № 23/20-102599; от 10.06.2020г.№ 23/20-102433 от 7.07.2020г. № 23/20-119539.
Административные истцы указывают на то, что в оспариваемых Уведомлениях о невозможности возобновления кадастрового учета указывается на три основания отказа в возобновлении кадастрового учета и государственной регистрации, при этом истцы цитируют Уведомление от 10.06.2020г.
Истцы считают незаконным ссылку в уведомлении : «…в соответствии с п.11 Требований № 953Декларации в строке «Вид разрешенного использования объекта недвижимости» указывается вид (виды) разрешенного использования здания, сооружения, помещения, в том числе выбранный ( выбранные) из числа установленных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен соответствующий объект недвижимости… В предоставленной декларации об объекте недвижимости в реквизите 1.9 «вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости» указано «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью)», однако видом разрешенного использования для Жилого дома могут быть «Индивидуальный жилой дом» или «Жилой дом». При этом истцы указывают, что вид разрешенного использования истцами указан в соответствии Правилами землепользования и застройки г. Сочи.
По мнению административных истцов незаконно и основание: «…Однако в предоставленном техническом плане отсутствуют сведения о «Виде разрешенного использования объекта недвижимости». Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с письмом Росреестра от 22.12.2016г. № 14-исх./17905-ВА/16( вх. № 23874 от 23.12.2016г.) до ввода в действие новых XML –схем технический план представляется в виде XML- документа, подготовленного с использованием действующих XML –схем при этом сведения, предусмотренные статьей 8 Закона о регистрации, Требованиями № 953,но отсутствующие в соответствующих элементах XML –схемах, кадастровым инженерам следует указывать в разделе «Заключение кадастрового инженера» поскольку в техническом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» прямо указан вид разрешенного использования.
Истцы считают незаконным и основание : «…При внесении в ЕГРН координат характерных точек контура здания, указанных в разделе «Описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке» технического плана в форме электронного документа, местоположение здания относительно границ земельного участка, отобразившегося в ЕГРН, не соответствует местоположению здания относительно границ земельного участка, отображенному в разделах графической части представленного плана», полагая его не мотивированным, ссылаясь на то, что на чертеже в графической части технического плана местоположение здания указано без приведения расстояния до границ земельного участка, поэтому наличие противоречия с координатами их угловых точек не доказано.
Оспариваемые Уведомления нарушают права административных истцов на устранение недостатков и снятие приостановки, поскольку его немотивированный характер не позволяет понять, в чем именно заключаются недостатки технического плана и устранить их, а также на пользование земельными участками по назначению, указанному в договоре аренды для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома.
Со ссылками на требования 4 КАС РФ, административные истцы просят признать незаконными Уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи):
от 25.05.2020г. № 23/999/001/2020-409057;от 25.05.2020г. №23/20-92059; от 26.05.2020г. № 23/20-92603; от 1.06.2020г. № 23/20-96237; от 02.06.2020г.№ 23/20-97006; от 29.06.2020г. №23/20-20-113811; от 18.06.2020г. № 23/20-107364; от 26.05.2020г.№23/20-92589; от 03.06.2020г.№ 23/20-97862; от 18.06.2020г.№ 23/20-107099; от 18.06.2020г. № 23/20-107091; от 02.06.2020г. №23/20-97019;
от 10.06.2020г. №23/20-102602; от 16.06.2020г. № 23/20-105029; от 10.06.2020г. № 102938;от 10.06.2020г. № 23/20-102443; от 10.06.2020г. № 23/20-102615; от 18.06.2020г. № 23/20-107364; от 10.06.2020г. № 23/20-102599; от 10.06.2020г.№ 23/20-102433 от 7.07.2020г. № 23/20-119539.
Между административными истцами заключены договоры о совместной деятельности от 12.02.2020г. и от 14.08.2019г.
В судебном заседании административный истец Берг О.В.требования поддержал в полном объеме.
В судебное заседание административные истцы Берг Д.О., Комарова С.В. не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом, о чём в деле имеются сведения.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи), государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи) Шхалахова М.М.в судебное заседание не явились, о времени и месте извещались надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу положений п.п. 7, 8 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
С учетом изложенных правовых норм, а также имеющихся в материалах дела надлежащих сведений об извещении участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу, что не явившиеся в судебное заседание лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в установленном законом порядке, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в данном судебном заседании в их отсутствие в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В тоже время согласно разъяснений, данных в абз. 2 п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
С учетом изложенных правовых норм и разъяснений, суд проводит оценку оспариваемых решений по указанным в них доводам.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Предъявление своего административного иска административные истцы мотивируют тем, что они были допущены к участию в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельных участков, назначенном на 30.01.2020г. и от 11.07.2019г.
По результатам аукциона победителем торгов на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных по адресам:
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №;
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №
г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», кадастровый номер №, стал Берг Д.О.
По результатам аукциона победителем торгов на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных по адресам:
<адрес> кадастровый номер №
<адрес> кадастровый номер №
<адрес> кадастровый номер №, стала Комарова С.В.
Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости свидетельствуют, что правообладателем на праве собственности вышеуказанных земельных участков является муниципальное образование город-курорт Сочи.
Между административными истцами заключены договоры о совместной деятельности от 12.02.2020г. и от 14.08.2019г.
Истцы утверждают, что для строительства были получены необходимые разрешительные документы и возведены индивидуальные жилые дома.
Данное обстоятельство не опровергается и административными ответчиками.
В соответствии с ч. 16.ст. 55 ГрК РФ, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: 1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно статье 1 Федерального закона Федерального закона от 13.07.2015г. № №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке (часть 1 статьи 14 ЗаконаN218-ФЗ).
В части 4 статьи 18 Закона N 218 определено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Во исполнение определения судьи Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи) в адрес суда направлены копии реестровых дел по заявлениям о государственном кадастровом учете и государственной регистрации.
Как усматривается из реестровых дел, Комарова С.В. по окончании строительства направила в Администрацию г. Сочи уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома:
31.03.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке: <адрес> кадастровый номер №
31.03.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке: <адрес> кадастровый номер №
31.03.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке: <адрес> кадастровый номер №
К Уведомлениям был приложен технический план на CD диске.
Из Реестровых дел также усматривается, что Берг Д.О. по окончании строительства направил в Администрацию г. Сочи уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома:
08.04.2020г.Уведомление об окончании строительства на земельном участке г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> кадастровый номер №
20.04.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> кадастровый номер №
08.04.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> кадастровый номер №
08.04.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> кадастровый номер №
30.04.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> кадастровый номер №
18.05.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> кадастровый номер №
06.04.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> кадастровый номер №
06.04.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> кадастровый номер №;
06.04.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> кадастровый номер №;
06.04.2020г. Уведомление об окончании строительства на земельном участке г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> кадастровый номер №.
К Уведомлениям был приложен технический план на CD диске.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащимся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» были утверждены: форма технического плана (приложение N 1); требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений (приложение N 2); форма декларации об объекте недвижимости (приложение N 3);требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений (приложение N 4).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007г № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»».
Согласно части 4 статьи 1 данного закона кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 данного федерального закона (далее - кадастровый инженер).
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Согласно ч.1.2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015г. № №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Статья 26 вышеупомянутого Федерального закона от 13.07.2015г. № №218-ФЗ предусматривает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В частности согласно п. п.5,7 ч.1 данной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 26 Закона N 218-ФЗ решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
По результатам рассмотрения Уведомления об окончании строительства Комаровой С.В. в ее адрес были направлены: Уведомления о приостановлении государственной регистрации от 18.06.2020г № 23/999/001/2020-430937 и 18.06.2020г. № 23/999/001/2020-430936. В качестве основания для приостановления указывается : форма и содержание документа представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. «…в соответствии с п.11 Требований № 953Декларации в строке «Вид разрешенного использования объекта недвижимости» указывается вид (виды) разрешенного использования здания, сооружения, помещения, в том числе выбранный (выбранные) из числа установленных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен соответствующий объект недвижимости с учетом ограничений использования земельного участка, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В предоставленной декларации об объекте недвижимости, на основании которого подготовлен технический план в реквизите 1.9 «вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости» указано «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью)», при этом в техническом плане в форме электронного документа отсутствуют сведения о виде разрешенного использования объекты недвижимости.
02.06.2020г. направлено Уведомление № 23/999/001/2020-412968, в качестве основания для приостановления указывается: в представленном Техническом плане в форме электронного документа отсутствует документ, на основании которого подготовлена графическая часть Технического плана; в нарушение вышеуказанных требований в состав приложения представленного технического плана включен раздел «План этажа», который не соответствует требованиям. Технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, при этом данный документ не соответствует форме и содержанию Декларации об объекте недвижимости, изложенном в Требованиях № 953 Приказа МЭР от 18.12.2015г.с 10.01.2020г.»
По результатам рассмотрения Уведомлений об окончании строительства Берга Д.О., административным ответчиком были вынесены Уведомления о приостановлении государственной регистрации:
от 25.05.2020г. № 23/999/001/2020-409057;
от 01.06.2020г. № 23/999/001/2020-412834;
от 02.06.2020г. № 23/999/001/2020-412883;
от 25.05.2020г. №23/999/001/2020-408943;
от 29.06.2020г. №23/999/001/2020-436243;
от 18.06.2020г. №23/999/001/2020-430960;
от 26.05.2020г.№23/999/001/2020-409018;
от 25.05.2020г. №23/999/001/2020-409054;
от 03.06.2020г. №23/999/001/2020-412836;
от 25.05.2020г. №23/999/001/2020-409052.
В Уведомлениях от 25.05.2020г. № 23/999/001/2020-409057, от 26.05.2020г.№23/999/001/2020-409018,, от 02.06.2020г. № 23/999/001/2020-412883 в качестве основания для приостановления государственной регистрации указывается: «…в представленном Техническом плане в форме электронного документа отсутствует документ, на основании которого подготовлена графическая часть Технического плана, а именно Чертеж. Технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, при этом данный документ не соответствует форме и содержании Декларации об объекте недвижимости, изложенном в Требованиях № 953 Приказа МЭР от 18.12.2015г., с 10.01.2020г. Представленная в приложении технического плана декларация об объекте недвижимости не соответствует Требованиям к подготовке декларации об объекте недвижимости…Форма Декларации об объекте недвижимости не соответствует установленным требованиям к Форме декларации на бумажном носителе…».
В Уведомлении от 29.06.2020г.№23/999/001/2020-436243 причина приостановления указана: «…в представленной декларации об объекте недвижимости, на основании которой подготовлен технический план и которая включена в состав Приложения технического плана, содержатся сведения о виде разрешенного использования «отдельно стоящи жилой дом на одну семью; в представленном Техническом плане в форме электронного документа в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствуют сведения о виде разрешенного использования объекта недвижимости. В представленном техническом плане в форме электронного документа в разделе графической части «План этажа» отсутствует указание номера этажа.
В Уведомлениях от 03.06.2020г. №23/999/001/2020-412836, от 25.05.2020г. №23/999/001/2020-409052 в качестве основания для приостановления государственной регистрации указывается: «.. несоответствие представленной Декларации об объекте недвижимости Требованиям к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015г. Несоответствие представленного технического плана Требованиям к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015г.№ 953. В техническом плане в форме электронного документа отсутствует документ, на основании которого подготовлена графическая часть Технического плана.»
В Уведомлении от 25.05.2020г. №23/999/001/2020-408943 в качестве основания для приостановления государственной регистрации указывается «…несоответствие представленной Декларации об объекте недвижимости Требованиям к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015г.№953, а именно представленная декларация подготовлена по старой неактуальной форме…».
В Уведомлении от 18.06.2020г. №23/999/001/2020-430960 причина приостановления указана : «…в представленном техническом плане форма электронного документа в составе Приложения включена Декларация об объекте недвижимости. При этом в представленном документе содержатся сведения о Виде разрешенного использования объекта недвижимости-«Отдельно стоящий жилой дом на одну семью».При этом в представленном техническом плане отсутствуют данные сведения. При этом кадастровый инженер может указать в заключении сведения, предусмотренные Требованиями, но отсутствующие в соответствующих элементах размещенных на официальном сайте Росреестра XML-схем.
В Уведомлении от 01.06.2020г. № 23/999/001/2020-412834 причина приостановления указана: «…в представленном Техническом плане в форме электронного документа отсутствует документ, на основании которого подготовлена графическая часть Технического плана. В нарушение вышеуказанных требовании в состав приложения представленного технического плана включен раздел « План этажа», который не соответствует требованиям. Технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, при этом данный документ не соответствует форме и содержании Декларации об объекте недвижимости, изложенном в Требованиях № 953 Приказа МЭР от 18.12.2015г., с 10.01.2020г.».
Исходя из требований, предъявляемых к содержанию Уведомления о приостановлении, Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
При этом административный ответчик в своем отзыве на исковое заявление, не признавая требовании истцов, указывает, что основаниями для принятия решений о приостановлении послужили ошибки кадастрового инженера, допущенные при подготовке технических планов. С целью устранения причин приостановления, указанным в оспариваемых Уведомлениях о приостановлении заявителям неоднократно совместно с заявлениями о предоставлении дополнительных документов предоставлялись технические планы здания, подготовленные кадастровым инженером с приобщением уведомлений застройщика о планируемом строительстве объекта индивидуально жилищного строительства, в результате рассмотрения которых, государственным регистратором принимались решения об отказе в снятии с приостановления с указанием причин, препятствующих возобновлении регистрационных действий. После предоставления заявителями дополнительных документов, доработанных технических планов, устраняющих причины приостановления органом регистрации прав по всем заявкам, были приняты положительные решения, в ЕГРН были осуществлены действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на заявленные объекты индивидуального жилищного строительства.
При этом содержание всех имеющихся документов, представленных ответчиком 26.11.2020г., истцам известно, поскольку их заполнение и представление ответчику осуществлялось лично истцами.
Исследовав вышеуказанные уведомления, суд отмечает, что в них административным ответчиком указаны причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, приведено многообразие норм права, несоблюдение которых привело к приостановлению государственной регистрации, содержатся указания на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, во многих из них содержатся рекомендации по вопросам устранения тех или иных недостатков.
Доказательством обоснованности и законности приятых Уведомлений о приостановлении свидетельствуют и действия самих административных истцов, которые, как указывает представитель административного ответчика, предоставляли доработанные технические планы.
При этом доводы административного ответчика в судебном заседании не были опровергнуты административными истцами.
Наоборот в письменных возражениях к отзыву на административное исковое заявление, датированных 25.11.2020г., административный истец Берг О.В. указывает: « …исправление административными истцами замечаний административных ответчиков сделаны для ускорения кадастрового учета и государственной регистрации и не означает, что административные истцы с ними согласны и не вправе их оспаривать», т.е. административный истец сам подтверждает, что представленные на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию объектов недвижимости документы имели недостатки, в связи с чем административными истцами принимались меры по их устранению.
А как свидетельствуют оспариваемые Уведомления, объем недостатков и замечаний был значительным, на устранение которых потребовалось значительное время (с 31 марта 2020г. по день регистрации прав – 06.07.2020г.)
Суд отмечает, что в ряде реестровых дел по заявлениям о государственном кадастровом учете и государственной регистрации неоднократно принимались Уведомления об отказе в снятии с приостановления, что само по себе свидетельствует о наличии недостатков в оформлении технических планов и Деклараций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вышеуказанные Уведомления о приостановлении были приняты в соответствии с требованиями закона в пределах полномочий органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и потому суд не находит оснований для признания их незаконными, а потому полагает, что в удовлетворении иска в этой части следует отказать.
Вместе с тем, в уведомлении от 25.05.2020г. №23/999/001/2020-409054 указана причина приостановления: «В представленном Техническом плане в форме электронного документа отсутствует документ, на основании которого подготовлена графическая часть Технического плана…», т.е. в оспариваемом Уведомлении не конкретизировано какие конкретно документы не представлены заявителем и чему конкретно не соответствует тот или иной документ, отсутствие котоогох препятствует совершению регистрационных действий. Доказательством немотивированности данного Уведомления служит Уведомление об отказе в снятии с приостановления от 16.06.2020г., в котором уже конкретно указывается: «…как изначально поданные документы на регистрацию прав, так впоследствии дополнительно поданные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В представленном техническом плане в форме электронного документа в состав Приложения включена Декларация об объекте недвижимости. При этом в представленном документе содержатся сведения о виде разрешенного использования объекта недвижимости - «Отдельно стоящий жилой дом на одну семью», однако видом разрешенного использования для жилого дома могут быть « Индивидуальный жило дом» либо «Жилой дом».
В связи с чем, суд приходит к выводу о немотивированности вышеупомянутого Уведомления, потому оно не может быть признанно законным и обоснованным.
Согласно ст. 26.1. Федерального закона от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Материалы дела свидетельствуют, что административные истцы обращались в апелляционную комиссию с заявлениями об отмене решений о приостановлении кадастрового учета объектов недвижимости. Так, Берг Д.О. 07.07.2020г. - 08.07.2020г. обратился в апелляционную комиссию с заявлением 23/20-184 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-412883, с заявлением 23/20-185 от обмене Уведомления 23/999/001/2020-412834; с заявлением 23/20-182 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-408943; с заявлением 23/20-181 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-436243; с заявлением 23/20-180 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020, с заявлением 23/20-179 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-409054; с заявлением 23/20-178 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-412836; с заявлением 23/20-177 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-409052; с заявлением 23/20-175 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-412836; с заявлением 23/20-174 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-409054; с заявлением 23/20-172 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-430960; с заявлением 23/20-171 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-408943; с заявлением 23/20-170 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-409057;
Комарова С.В. обратилась с заявлением № 23/20-165 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-430937; с заявлением № 23/20-166 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-430936; с заявлением №23/20-167 об отмене Уведомления № 23/999/001/2020-412968.
Решением апелляционной комиссии от 28.07.2020г. Бергу Д.О.и Комаровой С.В. было отказано в принятии к рассмотрению заявлений №23/20-185, №23/20-184, №23/20-183,№ 23/20-179,№23/20-177,№23/20-172,№23/20-166,№23/20-165,23/20-176,№23/20-174,№23/20-170,№23/20-169,№23/20-168, №23/20-167 об обжаловании решения о приостановлении, т.к. на момент заседания комиссии было принято решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.
Решением апелляционной комиссии от 28.07.2020г. Бергу Д.О. было отказано в принятии к рассмотрению заявлений 23/20-175, 23/20-173, 23/20-171, с указанием на то, что обжалуемое решение не является решением о приостановлении государственного кадастрового учета и подготовлено в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета заявителем в апелляционную комиссию
Не признавая требований истцов, административный ответчик в своем отзыве на исковое заявление указывает на то, что за административными истцами зарегистрировано право собственности на жилые дома на земельных участках, которые у них находятся в пользовании по договорам аренды.
При этом административные истцы в объяснениях на иск подтвердили данное обстоятельство
Выписки из Единого государственного реестра недвижимости свидетельствуют, что 06.07.2020г. индивидуальные жилые дома:
- по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
по адресу :<адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № и за Комаровой С.В. зарегистрировано право собственности на указанные жилые дома.
Выписки из Единого государственного реестра недвижимости также свидетельствуют, что 24.08.2020г. индивидуальный жилой дом по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №;
24.08.2020г. индивидуальный жилой дом - по адресу : г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
09.07.2020г. индивидуальный жилой дом - по адресу : г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
11.09.2020г. индивидуальный жилой дом - по адресу : г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
06.07.2020г. индивидуальный жилой дом - по адресу : г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №;
06.07.2020г. индивидуальный жилой дом - по адресу : г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
06.07.2020г. индивидуальный жилой дом - по адресу : г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
06.07.2020г. индивидуальный жилой дом - по адресу : г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
06.07.2020г. индивидуальный жилой дом - по адресу : г. Сочи, Лазаревский район, в районе Жилищно-садоводческого товарищества «Сосновый Бор», <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
Далее административные истцы поставили вопрос о признании незаконными Уведомлений о невозможности возобновления кадастрового учета и государственной регистрации прав.
По утверждению административных истцов они обращались к административному ответчику о возобновлении кадастрового учета и государственной регистрации.
На заявления о возобновлении кадастрового учета и государственной регистрации прав на индивидуальные жилые дома на вышеуказанных земельных участках административные ответчики ответили Уведомлениями о невозможности возобновления кадастрового учета и государственной регистрации прав от 10.06.2020г. № 23/20-102944; от 10.06.2020г. №23/20-102602; от 16.06.2020г. № 23/20-105029; от 10.06.2020г. № 102938;от 10.06.2020г. № 23/20-102443; от 10.06.2020г. № 23/20-102615; от 18.06.2020г. № 23/20-107364; от 10.06.2020г. № 23/20-102599; от 10.06.2020г.№ 23/20-102433 от 7.07.2020г. № 23/20-119539, которые истцы и просят признать незаконными.
Материалы дела свидетельствуют, что административным ответчиком были приняты решения 10.06.2020г. № 23/20-102944; от 10.06.2020г. №23/20-102602; от 16.06.2020г. № 23/20-105029; от 10.06.2020г. № 102938;от 10.06.2020г. № 23/20-102443; от 10.06.2020г. № 23/20-102615; от 18.06.2020г. № 23/20-107364; от 10.06.2020г. № 23/20-102599; от 10.06.2020г.№ 23/20-102433 от 7.07.2020г. № 23/20-119539 о вынесении Уведомления о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. При этом в качестве основания для принятия Уведомлений о невозможности указывается, что административными истцами были представлены документы вместе с заявлением для государственной регистрации прав на индивидуальные жилые дома, с учетом представленных дополнительных документов, выявлено, что форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, при этом приводятся ссылки на нормы права, указываются недостатки, в связи с чем принимается решение о дальнейшем приостановлении действий по государственному кадастровому учету.
Несмотря на то, что в июле 2020г. возведенные истцами жилые дома были поставлены на кадастровый учет и за истцами зарегистрировано право собственности на жилые дома, административные истцы обжаловали действия административных ответчиков, выразившиеся в принятии Уведомлений о невозможности возобновления кадастрового учета и государственной регистрации, предъявив иск 26.08.2020г.
Суд находит, что эти требования предъявлены по надуманным основаниям, поскольку административные истцы заведомо знали, что представленные ими документы на государственную регистрацию прав не соответствовали установленным законом требованиям, что явилось основанием для приостановления регистрационных действий, при этом административные истцы принимали меры по исправлению замечаний административных ответчиков, что само по себе исключало возможность возобновления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для признания указанных Уведомлений незаконными, поскольку Уведомления о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав принимались административным ответчиками в рамках рассмотрения Уведомления об окончании строительства и изучения представленных к данному уведомлению документов, а также в рамках проверки обоснованности принятия Уведомления о приостановлении.
Установление административными ответчиками в ходе проверки того обстоятельства, что как изначально поданные документы на регистрацию прав, так и впоследствии дополнительно поданные документы не соответствовали по содержанию действующему законодательству, потому административными ответчиками и были приняты Уведомления о невозможности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В силу ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является в том числезащита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав изаконных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется правона обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законныхинтересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия косуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконновозложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лицили в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другимифедеральными законами.
В силу п. 1 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного суд также не усматривает нарушения прав административного истца Берга О.В., поскольку он стороной договоров аренды не является, потому у административных ответчиков отсутствуют перед ним обязательства, вытекающие из рассматриваемых арендных обязательств, более того, он не обращался к административным ответчикам по вопросу регистрации прав на объекты недвижимости в связи с окончанием строительства, соответственно административными ответчиками в отношении Берга О.В. не принималось какого-либо решения, в связи с чем, в удовлетворении требований Берга О.В. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Берг Дмитрия Олеговича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи), государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи) Шхалаховой М.М. о признании незаконными Уведомлений о приостановлении государственной регистрации и Уведомлений о невозможности возобновления кадастрового учета и государственной регистрации удовлетворить частично.
Признать незаконным Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи) о приостановлении государственной регистрации от 25.05.2020г. №23/999/001/2020-409054.
В удовлетворении остальной части требований Берг Дмитрия Олеговича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи), государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи) Шхалаховой М.М. о признании незаконными Уведомлений о приостановлении государственной регистрации и Уведомлений о невозможности возобновления кадастрового учета и государственной регистрации отказать.
В удовлетворении административных исковых требований Комаровой Светланы Валериевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи), государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г.Сочи) Шхалаховой М.М. о признании незаконными Уведомлений о приостановлении государственной регистрации и Уведомлений о невозможности возобновления кадастрового учета и государственной регистрации отказать.
В удовлетворении административных исковых требований Берга Олега Викторовича о признании незаконными Уведомлений о приостановлении государственной регистрации и Уведомлений о невозможности возобновления кадастрового учета и государственной регистрации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пономарева Е.В.
Решение в окончательной форме принято 14.12.2020г.