НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 20.01.2020 № 2А-506/2021

Дело № 2а-506/2021

УИД 36RS0004-01-2020-005908-48

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2020 года г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Быстрянцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени на общую сумму 37 015 руб. 64 коп,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени на общую сумму 37 015 руб. 64 коп. Мотивируя заявленные административные исковые требования, поясняли в иске о том, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Так, ФИО1, имеющий статус адвоката с ДД.ММ.ГГГГ г., и зарегистрированный в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, обязан в соответствии с положениями действующего законодательства, самостоятельно исчислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в следующем порядке:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.

На основании подп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ для самозанятых граждан (в том числе адвокатов), уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со ст. 210 НК РФ (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 11 280 руб. в месяц.

Таким образом, с учетом уплаты недоимки за 2019 г. плательщик страховых взносов обязан уплатить:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 29 354,00 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 6 884,00 руб.;

Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени от ДД.ММ.ГГГГ

До настоящего времени данная сумма задолженности в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловал.

Ввиду неуплаты в установленный законом срок обязательных платежей, налогоплательщику налоговым органом было направлено:

- требование от ДД.ММ.ГГГГ в котором содержатся сведения о неуплаченной сумме страховых взносов на ОПС в размере 29 354 руб., сумме страховых взносов на ФФОМС в размере 6 884 руб., пени по страховым взносам на ОПС в размере 171,23 руб., пени по страховым взносам на ФФОМС в размере 40,16 руб., а также об обязанности уплатить в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ неуплаченную сумму налога и пени;

- требование от ДД.ММ.ГГГГ в котором содержатся сведения о неуплаченной сумме пени по страховым взносам на ОПС в размере 470,93 руб., пени по страховым взносам на ФФОМС в размере 95,32 руб., а так же об обязанности уплатить в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ неуплаченную сумму пени.

До настоящего времени сумма задолженности в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловал.

В отношении ФИО1 мировым судьей судебного участка в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу а - 684/20, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ Копия определения об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу а - 684/20 поступила в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ

Указывая на соблюдение сроков, установленных для обращения в суд о взыскании с налогоплательщика обязательных платежей, ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с требованиям о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. в размере 29354 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 г. в размере 6884 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 171,23 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 г. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40,16 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 г. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 470,93 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 г. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 95,32 руб., а всего на общую сумму 37 015,64 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст. 44 КАС РФ, произведена процессуальная замена ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа её правопреемником Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области, административный ответчик в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела в порядке, установленном действующим законодательством. Об уважительных причинах неявки в суд, не сообщали.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

С учетом изложенного и в силу положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц по делу.

Изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа № 2а - 684/20 мирового судьи судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 28 мая 2020 г., суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления, и последними получено.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что адвокаты являются плательщиками страховых взносов.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, в силу пункта 2 которой адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

Исходя из положений части 1 статьи 430 Налогового кодекса, данные плательщики уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за себя.

При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом № 63-Ф3 порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность (пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 63-Ф3).

Уплата страховых взносов адвокатом осуществляется с момента присвоения ему статуса адвоката и до момента прекращения статуса адвоката.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом N 63-ФЗ, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Согласно п. 2 ст. 1 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Пунктом 1 ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" определено, что адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, который представляет собой гражданско-правовой договор на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Соглашение об оказании юридической помощи является возмездным.

Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, согласно п. 6 ст. 25 Федерального закона № 63- ФЗ подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. № 86н, БГ-3-04/430, распространяется также и на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (Письмо Минфина РФ от 14 апреля 2008 г. № 03-04-05-01/111).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), а также положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты являются самостоятельными плательщиками страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.

Согласно ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации, постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

В соответствии с ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации, при постановке на учет в налоговом органе адвоката и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, первым расчетным периодом для таких лиц является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до конца календарного года, в котором осуществлена постановка на учет в налоговом органе таких лиц.

Пунктом 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Таким образом, доходы адвоката, учредившего адвокатский кабинет, формируются по итогам налогового периода.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации в обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) входит представление в налоговый орган по месту жительства адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года,

Согласно разъяснений Минфина России (Письмо Минфина России от 21.08.2017 № 03-15- 06/53487), в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты самостоятельно исчисляют и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в следующем порядке:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.

На основании подп. 1 п. 9 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации для самозанятых граждан (в том числе адвокатов), уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со ст. 210 НК РФ (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности).

Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 года в сумме 11 280 рублей в месяц.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Праву налогоплательщиков получать налоговые уведомления и налоговые требования об уплате налога и сбора (подпункт 9 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации) корреспондирует, предусмотренная подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 этого же Кодекса обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что административный ответчик имеет статус адвоката с 21 октября 2014 г. Зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации 21 октября 2014 г. ФИО1 является действующим адвокатом и в соответствии с названными положениями Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин - пенсионер, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.

И своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у физического лица - адвоката сохраняется до момента снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката.

Обязанность по уплате за 2019 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в сумме ответчиком не исполнена.

Таким образом, с учетом уплаты недоимки за 2019 г. плательщик страховых взносовобязан уплатить:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере вПенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 29 354,00руб.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере вфедеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 6 884,00 руб.;

В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В установленный законом срок и в соответствующем размере административным ответчиком обязанность по оплате обязательный платежей произведена не была.

Общий размер задолженности административного ответчика в связи с неуплатой налога за 2019 г. составляет 37 015 руб. 64 коп.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налога не уплатил, налоговой инспекцией на сумму недоимки за 2019 г. в порядке положений статьи 75 НК РФ была начислена пени.

В соответствии с п. 1,2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику налоговым органом заказным письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ г. об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в котором содержатся сведения о неуплаченной сумме страховых взносов на ОПС в размере 29 354 руб., сумме страховых взносов на ФФОМС в размере 6 884 руб., пени по страховым взносам на ОПС в размере 171,23 руб., пени по страховым взносам на ФФОМС в размере 40,16 руб., а так же об обязанности уплатить в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ неуплаченную сумму налога. Кроме того в налоговом требовании содержались сведения о начисленной пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 171,23 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 40,16 руб. Всего размер пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ составил к оплате 211,39 руб.

В соответствии с п. 1,2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику налоговым органом заказным письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22) было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в котором содержались сведения о неуплаченной сумме пени по страховым взносам на ОПС в размере 470,93 руб., пени по страховым взносам на ФФОМС в размере 95,32 руб., а так же предложение об обязанности уплатить в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ неуплаченную сумму пени.

Налоговым органом был произведен расчет пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 470,93 руб. и расчет пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 95,32 руб. Всего пени, предложенная к оплате по требованию от ДД.ММ.ГГГГ составила 566,25 руб.

Суд находит представленный стороной административного истца расчет пени арифметически верным и нормативно обоснованным.

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П Конституционный Суд РФ указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).

С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено или не приобретено.

Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации").

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и соблюдена процедура их взыскания.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 22.09.2020 г., вынесенным по административному делу № 2а-3039/20 по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, было постановлено взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 г. в размере 26 545 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 г. в размере 5 840 руб., а всего – 32 385 руб.

Поскольку налоговым органом представлены доказательства соблюдения установленных законом процедуры и сроков взыскания недоимки по страховым взносам за 2018, 2019 г.г. в отношении которых произведен расчет неустойки, а равно, как и имеется судебный акт, подтверждающий установление суммы недоимки в отношении данных платежей, административные исковые требования в этой части необходимо удовлетворить.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Руководствуясь указанным положением закона, а также положениями статей 69,70НК РФ, налоговая инспекция выставила и направила в адрес должника ранее поименованные требования об уплате недоимок по налогу и образовавшихся пени, в которых сообщалось о наличии у должника задолженности по налогу и по пени, а также предлагалось в сроки указанные в требованиях, погасить указанную сумму задолженности. Факт направления требований в адрес налогоплательщика подтверждается реестром отправлений.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Налогоплательщик в установленный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) в полном объеме не исполнил вышеуказанные требования.

Доказательств обратного, административным ответчиком суду не представлено.

При этом, как выше указывалось судом, в соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Как установлено судом, судебным приказом № 2а - 684/20 мирового судьи судебного участка № 6 в Ленинском судебном районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с должника ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца: <адрес>, адрес регистрации: <адрес> А, <адрес>, место работы: не известно, ИНН <***> в пользу взыскателя: ИФНС России по <адрес> была взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 154,99 руб. за 2018 г., пени в размере 1,86 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб. за 2019 г., пени в размере 642,16 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб. за 2019 г., пени в размере 135,48 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, государственная пошлина в размере 658 руб., а всего 37 830 руб. 49 коп.

Определением мирового судьи судебного участка в Ленинском судебном районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был отменён судебный приказ а - 684/20 от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ копия определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа была направлена в адрес ИФНС России по <адрес>.

Копия определения об отмене судебного приказа поступила в адрес налоговой инспекции ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8)

В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 479-О-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

С настоящим иском ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд 23 ноября 2020 г. (л.д. 33), в связи с чем, суд считает, что административным истцом не пропущен срок на обращение в суд с указанными требованиями, поскольку налоговый орган вправе обратиться с иском о взыскании задолженности по обязательным платежам в течение шести месяцев с даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Проверив представленный налоговым органом расчет недоимки по обязательным платежам, пени, суд находит его арифметически верным, произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства, нормативно обоснованным. Административный ответчик в судебное заседание не явился, доказательств в опровержение заявленных требований суду не представил.

В силу п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Пункт 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ предусматривает, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Материалами дела подтверждено, что налоговые уведомления и требования были направлены ответчику по адресу его регистрации по месту жительства, что подтверждается реестрами с почтовыми отметками.

Таким образом, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд с учетом норм действующего законодательства приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца: <адрес>,адрес регистрации: <адрес> А, <адрес>, ИНН в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. в размере 29354 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 г. в размере 6884 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 171,23 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 г. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40,16 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 г. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 470,93 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 г. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 95,32 руб., а всего в общей сумме 37 015 руб. 64 коп.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца: <адрес>,адрес регистрации: <адрес> А, <адрес>, ИНН , в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 1310 руб. 47 коп.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ.

Дело № 2а-506/2021

УИД 36RS0004-01-2020-005908-48

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов