НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край) от 01.12.2023 № 2-5072/2023

Дело

25RS0-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01.12.2023 <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Синицына К.В., при секретаре Пахомовой С.И., с участием представителя ответчика Костициной Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карповой Н. О. к Дальневосточному таможенному управлению о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

истец обратилась в суд с иском, в обоснование требований, указав, что проходила службу в Читинской таможне, ДД.ММ.ГГГГ уволена со службы в таможенных органах по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Как до увольнения, так и в настоящее время постоянно работает и проживает в г.Чита Забайкальского края. На момент увольнения не имела постоянной регистрации, проживала по договору найма по адресу: <адрес>, без регистрации по месту жительства. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периодически пенсия ей начислялась и выплачивалась ответчиком без учета районного коэффициента по причине «отсутствия подтверждения трудоустройства на территории Забайкальского края». В ответе 19.07.2023 на ее обращение в перерасчете пенсии отказано (повторно). Полагала, что ответчиком необоснованно не приняты во внимание копии договоров найма истцом жилого помещения по указанному адресу в период с 01.08.2018, подтверждающие факт ее постоянного проживания в г.Чита Забайкальского края.

Просит обязать Дальневосточное таможенное управление ФТС России произвести перерасчет и расчет пенсии Карповой Н.О. за выслугу лет с применением районного коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ года по дату рассмотрения судом иска с учетом индексации, в дальнейшем производить расчет и выплату пенсии с применением районного коэффициента по фактическому месту проживания: <адрес>.

В судебном заседании истец настаивала на требованиях, представитель ответчика Костицина Д.В. просила в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей» (далее по тексту решения – Закон №4468-1).

В соответствии с п.1 ст.48 Закона №4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные ст.ст.17, 24, и 38, и увеличения, предусмотренные ст.16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.

В период возникновения права на пенсию за выслугу лет истца коэффициенты к пенсии исчислялись исходя из постановления Правительства РФ от 30.12.2011 №1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» (утратило силу с 01.04.2023).

С 01.04.2023 данные отношения регулируются постановлением Правительства РФ от 23.01.2023 №58 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ (далее по тексту решения - Постановление Правительства РФ №58).

В силу ч.9 ст.56 Закона №4468-1 при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории РФ выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории РФ на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории РФ - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.

В силу ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регламентирован Законом РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (далее по тексту решения – Закон №5242-1) и, разработанными в его развитие, Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713.

Согласно ч.1 ст.1 Закона №5242-1, в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии с ч.2 ст.3 Закона РФ №5242-1 граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.02 1998 №4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами, не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что Карпова Н.О. является гражданином Российской Федерации, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась сотрудником учетно-регистрационного отделения Читинской таможни Дальневосточного таможенного управления ФТС России.

Согласно приказу Читинской таможни Дальневосточного таможенного управления ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ-КС капитан таможенной службы старший инспектор учетно-регистрационного отдела Карпова Н.О. уволена со службы в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

Согласно сведениям о трудовой деятельности истца, предоставленным из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования РФ после увольнения из таможенных органов (после ДД.ММ.ГГГГ) истец работала в Государственной инспекции труда в Забайкальском крае (ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) и ООО «Автолидер» (ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно решению Комиссии Читинской таможни от ДД.ММ.ГГГГКарпова Н.О. поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по п.1 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что подтверждается выпиской из протокола заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данному протоколу, Карпова Н.О. постоянно пребывала по месту жительства (пребывания) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, либо <адрес>, то есть на территории одного субъекта РФ – Забайкальского края (ранее <адрес>), с ДД.ММ.ГГГГ включенного в состав Дальневосточного региона, согласно указу Президента РФ от 03.11.2018 №632.

Истец с ДД.ММ.ГГГГ регистрации по месту жительства не имеет, ранее была зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленных истцом договоров найма помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес>, последовательно заключаемых с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, в пользовании истца находится данное жилое помещение без предоставления собственником жилого помещения регистрации по месту жительства (пребывания). Как следует из пояснений истца, своего жилого помещения не имеет, состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако в спорный период проживает и работает в <адрес>.

Указанные обстоятельства дают основания для установления факта постоянного проживания истца в жилом помещении, предоставленном на условиях найма, для начисления истцу пенсии с учетом районного коэффициента для данной местности, для возложения обязанности произвести перерасчет пенсии с применением районного коэффициента.

Вместе с тем, в соответствии с ч.4 ст.55 Закона №4468-1, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

По общему правилу, установленному п.а ч.1 ст.53 Закона №4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона, пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой данной статьи (ч.1 ст.54 Закона № 4468-I).

По смыслу приведенных норм права перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы.

Первично обращение истца на имя начальника Дальневосточного таможенного управления о перерасчете пенсии в сторону увеличения подано ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справочному расчету ответчика, размер пенсии Карповой Н.О. рассчитан без применения районного коэффициента за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и разница в сумме пенсии, начисленной с учетом районного коэффициента в размере 1,2, и суммы пенсии, фактически выплаченной без его учета районного коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за 13 месяцев), составила 58 922,89 рублей.

Таким образом, учитывая ч.4 ст.55 Закона №4468-1, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии подлежат частичному удовлетворению - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Требование истца производить расчет и выплату пенсии с применением районного коэффициента на будущее время удовлетворению не подлежит, поскольку взыскание пенсии на будущее время не предусмотрено законом, и для расчета пенсии с применением районного коэффициента в дальнейшем в повышенном размере требуется выполнение перечисленных требований Закона № 4468-I, в том числе о подаче заявления и предоставлении подтверждающих документов, при рассмотрении которых ответчиком необходимо учитывать установленные данным решением правовые основания.

Не подлежат удовлетворению требования истца об индексации выплат пенсии, полагающихся истцу по результатам перерасчета, поскольку истцом не указаны, а судом не установлены к тому материально-правовые основания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Карповой Н. О. к Дальневосточному таможенному управлению о возложении обязанности удовлетворить в части.

Обязать Дальневосточное таможенное управление (ИНН 2540015492) произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Карповой Н. О. (паспорт гражданина РФ ) с применением районного коэффициента по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.В. Синицын

Решение суда в окончательной

форме изготовлено 08.12.2023