НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 16.07.2019 № 2А-2672/19

№2а-2672/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2019 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Давыдовой Т.Н., при секретарях Гисматуллиной Г.Ф., Камаевой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Старомайнского района Ульяновской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области и Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности» о возложении обязанности обеспечить пожарно-химическую станцию в Старомайнском районе необходимой техникой, инвентарем и оборудованием,

установил:

прокурор Старомайнского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав неопределённого круга лиц, обратился к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» с уточненным административным иском о возложении обязанности по обеспечению пожарно-химической станции в Старомайнском районе необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, в соответствии с требования приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, а именно: автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т., 1 шт.; тяжелый мотоцикл с коляской 22-32 л.с., 1 шт.; лодка моторная на 4-5 человек с подвесным мотором грузоподъемностью 400 – 500 кг. 1 шт.; стационарная радиостанция (в здании ПХС или конторе лесничества), 1 шт.; возимая радиостанция (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения), 3 шт.; звуковещательное устройство, передвижное или переносное, 1 шт.; напорный пожарный рукав диаметром 26, 600 м.; ствол торфяной, 1 шт.; смесительный агрегат с емкостью для хранения огнегасящей жидкости, 1 шт.; универсальный и корсетный зажим, 30 шт.; пожарная топор-мотыга типа «Пуласки», 5 шт.; топор, 4 шт.; прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомер, психрометр, 1 шт.; съемный контейнер (нестандартный) 1 шт.; набор аптечки, разработанный для «Авиалесоохраны», 3 шт.; спецобувь, 5 шт.; спальный мешок, 5 шт.; палатка на 8 – 12 чел., 1 шт.; игла, 5 шт.; волосяная или капроновая щетка, 2 шт.; клей (резиновый и др.), 3 шт.; бинокль (полевой), 2 шт.; компас Андриянова, 2 шт.; огнетушащий состав, 1,0 т.; смачиватель 40 кг. (ДБ, сульфанол, НГП-1 и др. моющие средства).

В обоснование требований указывается, что в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 24.01.2019 № 4 «Об утверждении лесного плана Ульяновской области на 2019 - 2028 годы» в рамках осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений на территории Ульяновской области в конце 2009 года в соответствии с требованиями ст. 53.8 ЛК РФ при Минприроды Ульяновской области создано специализированное областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» (далее - ОГБУ «Пожарная безопасность») для осуществления функций по тушению лесных пожаров и выполнения отдельных мер пожарной безопасности в лесах на территории Ульяновской области в соответствии с доведенным государственным заданием.

ОГБУ «Пожарная безопасность» имеет 19 структурных подразделений - пожарно-химические станции (далее также - ПХС) на территориях 17 лесничеств Ульяновской области, в том числе одно подразделение на территории Старомайнского района. Пожарно-химическая станция 1 типа, находящееся в ведении Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - ПХС).

Данное подразделение создано 01.07.2014 и расположено по адресу: ул. Горького, д.67, р.п. Старая Майна, Ульяновская область.

Деятельность ПХС заключается в выполнении работ, оказании услуг в сфере лесного хозяйства, природопользования и экологии, а так же для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

При этом проверка показала, что в пожарно-химической станции в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 № 167, отсутствуют следующие средства пожаротушения: лесопожарный вездеход грузоподъемностью до 6 т., лесопожарный катер с комплектом противопожарного оборудования водоизмещением до 7,5 т., автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т.; тяжелый мотоцикл с коляской 22-32 л.с.; лодка моторная на 4-5 чел., с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг; переносная мотопомпа или навесной шестеренчатый насос производительностью 600-800 л/мин., малогабаритная переносная мотопомпа производительностью 60-120 л/мин, колесный или гусеничный трактор класса 1,5 – 6 т.; стационарная радиостанция (в здании ПХС или конторе лесхоза, лесничества), звуковещательное устройство, передвижное или переносное; из 30 необходимых на станции имеются 5 головок соединительных напорных (рукавных); смесительный агрегат с емкостью для хранения огнегасящей жидкости; универсальный и корсетный зажим; прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомер, психометр и др.; съемный контейнер (нестандартный), набор аптечки, разработанной для «Авиалесоохраны»; индивидуальный перевязочный пакет; защитные очки; спальные мешки; палатки на 8-12 чел.; иглы (для ремонта рукавов); химический карандаш или фломастер; волосяная или капроновая щетка; клей (для ремонта рукавов); бинокль (полевой); компас Андрианова; огнетушитель; из 50 необходимых на станции имеются 9 смачивателей (др. моющие средства).

Ранее по данному факту прокуратурой района в адрес начальника ОГБУ «Пожарная безопасность» вносилось представление об устранении нарушений закона, однако, как показала проверка, нарушения не были устранены.

Таким образом, не укомплектование ПХС необходимым инвентарем может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий в виде поражения и гибели людей, уничтожения растительности, гибели диких и сельскохозяйственных животных, уничтожения прилегающих к лесному массиву населенных пунктов, задымленности и загазованности атмосферы, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на заявленных исковых требованиях, приведя доводы, аналогичные исковому заявлению.

Представители административного ответчика ОГБУ «Пожарная безопасность» иск признали частично, относительно иска представили следующие возражения.

Перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС формируется на основании положения о пожарно-химических станциях, утвержденных Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях». В Приложении № 2 Положения о ПХС приведён примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, т.е. данное положение носит рекомендательный характер.

Законодательством не закреплена обязанность ОГБУ «Пожарная безопасность» обеспечить ПХС Старая Майна техникой, инвентарем и оборудованием в четком соответствии с Приложением № 2 Положения о ПХС. Так как в силу прямого указания п.1 раздела VI Положения о ПХС определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от
лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закреплённой территории.

Кроме того, в соответствии с Положением о ПХС устаревшая и снятая с производства техника и оборудование могут быть заменены иными типами и марками нового серийного производства.

Считают необходимым, исключить из списка, указанном в заявлении об уточнении исковых требований по доукомплектации следующие позиции:

- автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъёмностью до 6 т, так как в ПХС I типа Старая Майна в наличии имеется 2 единицы малых лесопатрульных комплексов на базе УАЗ, которыми осуществляется доставка рабочих и средств пожаротушения на места пожаров, что в свою очередь совпадает с целевым назначением бортового автомобиля повышенной проходимости грузоподъёмностью до 6 т, указанным в Положении о ПХС;

- тяжелый мотоцикл с коляской 22-32 л.с., так как в ПХС I типа Старая Майна в наличии имеется 2 единицы малых лесопатрульных комплексов на базе УАЗ. которыми осуществляется патрулирование лесных массивов и обслуживание на тушении пожаров;

- лодка моторная на 4-5 человек, так как на территории Старомайнского лесничества отсутствуют лесные участки на островах, куда можно добраться только водным транспортом, то приобретение лодки моторной нецелесообразно;

- возимая радиостанция;

- прибор для измерения пожарной опасности УСГ1-1 или осадкомер, психрометр, так как в настоящее время для определения класса пожарной опасности используется информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз). В частности форма «1-МЕТЕО» содержит в себе информацию, которую получает с метеостанций, о количестве осадков, влажности напочвенного покрова, температуре воздуха, классе пожарной опасности, рассчитанном по определенным методикам. Данную информацию диспетчер региональной диспетчерской службы ОГБУ «Пожарная безопасность» ежедневно передаёт начальникам ПХС в районах в течение пожароопасного сезона. В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 28 мая 2012 г. № 218 «Об утверждении Методических указаний по вопросам организации и функционирования специальных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений» информационно-аналитическое обеспечение работ в области охраны лесов, осуществляется посредством разработанных функциональных блоков Информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз);

- съёмный контейнеры для перевозки пожарного инвентаря, по количеству лесопожарных бригад, так как съёмные контейнеры уже оборудованы на малых лесопатрульных комплексах на базе УАЗ (в ПХС Старая Майна в наличии имеется 2 ед.), а также на лесопожарных автоцистернах на базе ГАЗ-66 (в ПХС Старая Майна в наличии имеется 1 ед.). В соответствии со Сводным планом тушения лесных пожаров на территории Ульяновской области на пожароопасный период 2019 года предусмотрена 1 лесопожарная бригада в ПХС Старая Майна.

- спальные мешки и палатки, так как в соответствии с Правилами тушения лесных пожаров, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 июля 2014 г. № 313"Об утверждении Правил тушения лесных пожаров" в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара. Так как тушение лесных пожаров в ночное время небезопасно и при условии искусственного освещения тушение пожаров в ночное время не проводится, в связи с этим нет необходимости в спальных мешках и палатке.

- огнетушащий состав и смачиватель.

В связи с вышеуказанным, ОГБУ «Пожарная безопасность» просит частично отказать.

Представитель административного ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области иск не признал, по аналогичным доводам Дополнительно в письменном отзыве на административное исковое заявление, указал, что тушение лесных пожаров на территории лесничества осуществляется в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 № 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 № 578 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации».

План тушения лесных пожаров на территории Старомайнского лесничества утвержден 11.02.2019. В приложении № 6 к плану тушения указан Состав лесопожарного формирования – ПХС привлекаемый к тушению лесных пожаров.

Кроме того, в приложении №8 к плану тушения указаны силы и средства, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами на территории Старомайнского лесничества Ульяновской области на пожароопасный сезон 2019 года, в том числе арендаторы лесных участков.

Сведения об оснащении данного лесопожарного формирования, а также силы и средства, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами отражены в разделе 3 п.2 и п.4 сводного плана тушения лесных пожаров на территории Ульяновской области в 2019 году, который в свою очередь прошёл процедуру согласования в порядке установленным с законодательством с Департаментом лесного хозяйства по ПФО, с ФБУ «Авиалесоохрана», с Федеральным агентством лесного хозяйства и утверждён Губернатором Ульяновской области 19.02.2019.

Таким образом, на территории Старомайнского лесничества создана достаточная группировка сил и средств для обеспечения пожарной безопасности и своевременном обнаружении и тушении лесных пожаров.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.

В соответствии ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров (ч. 1).

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 4).

Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ч. 5).

Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7).

Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (ч. 1).

В силу ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (ч. 5).

Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6).

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 7).

В соответствии со ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3).

В соответствии с п. 3 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 08.07.2014 N 313 работы по тушению лесных пожаров выполняются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, иными организациями в соответствии с частями 2, 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - лесопожарные организации).

Уполномоченным органом исполнительной власти в Ульяновской области по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществлению государственного пожарного надзора в лесах согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П является Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, которое в свою очередь является учредителем ОГБУ «Пожарная безопасность», которое создано для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий учредителя и является специализированным учреждением, созданным для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» установлен примерный перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС.

В соответствии с п.1 раздела VI Положения ПХС оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

В приложении 2 к п.1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.

Положение о ПХС утверждено Федеральной службой лесного хозяйства России приказом №167 от 19.12.1997 во исполнение Лесного кодекса РФ, Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в лесах РФ, а также в целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров.

Буквальное толкование Положения о ПХС свидетельствует о том, что обозначение законодателем Перечня в качестве примерного связано с зависимостью определенного вида и количества пожарной техники, оборудования, закрепляемых за ПХС, от лесопирологических условий региона и числа лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории, но не может толковаться как рекомендательная норма, исключающая ее общеобязательность.

Принимая во внимание, что ответчиками не оспаривалось необходимость в доукомплектовании пожарно-химической станции в Старомайнском районе следующей техникой, инвентарем и оборудованием: стационарная радиостанция 1 шт.; звуковещательное устройство, передвижное или переносное, 1 шт.; напорный пожарный рукав диаметром 26, 600 м.; универсальный и корсетный зажим, 30 шт.; пожарная топор-мотыга типа «Пуласки», 5 шт.; топор, 4 шт.; набор аптечки, разработанный для «Авиалесоохраны», 3 шт.; спецобувь, 5 пар.; игла, 5 шт.; волосяная или капроновая щетка, 2 шт.; клей (резиновый и др.), 3 шт.; бинокль (полевой), 2 шт.; компас Андриянова, 2 шт. суд считает необходимым удовлетворить иск в части возложения на ответчиков обязанности обеспечить пожарно-химическую станцию в Старомайнском районе указанными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Оснований для удовлетворения требований прокурора в остальной части не имеется, поскольку какого-либо объективного обоснования необходимости обеспечения пожарно-химической станции в Старомайнском районе автомобилем бортовым повышенной проходимости, тяжелым мотоциклом с коляской, лодкой моторной, возимой радиостанцией, стволом торфяным, используемом для тушения торфяных пожаров, прибором для измерения пожарной опасности погоды или осадкомером, психрометром, съемным контейнером, спальными мешками, палаткой, смесительным агрегатом с емкостью для хранения огнегасящей жидкости, огнетушащим составом, смачивателем, административным истцом не указано.

Как следует из инвентарного списка нефинансовых активов ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» на балансе организации в структурном подразделении ПХС Старая Майна имеются: автомобиль АЦ30(66) 184 Ш ГАЗ66, автомобиль ГАЗ-66, автомобиль УАЗ-390945, малый лесопатрульный комплекс на базе грузо-пассажирского автомобиля, портативные радиостанции, резервуар для воды РДВ-1000, тубус смешивающий.

Приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 утверждены Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров. В Приложении 1 указаны малые лесопатрульные комплексы или легковые автомобили повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения, в качестве огнетушащего вещества также указана вода, из объяснений представителя ОГБУ «Пожарная безопасность следует, что необходимости в применении смесительного агрегата с емкостью для хранения огнегасящей жидкости, огнетушащих составов, смачивателя, не имеется, поскольку практической пользы от этих составов нет, тушат водой, также нет необходимости в использовании ствола торфяного.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области и областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» обязанность в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить пожарно-химическую станцию в Старомайнской районе Ульяновской области следующей техникой, инвентарем и оборудованием: стационарная радиостанция 1 шт.; звуковещательное устройство, передвижное или переносное, 1 шт.; напорный пожарный рукав диаметром 26, 600 м.; универсальный и корсетный зажим, 30 шт.; пожарная топор-мотыга типа «Пуласки», 5 шт.; топор, 4 шт.; набор аптечки, разработанный для «Авиалесоохраны», 3 шт.; спецобувь, 5 пар.; игла, 5 шт.; волосяная или капроновая щетка, 2 шт.; клей (резиновый и др.), 3 шт.; бинокль (полевой), 2 шт.; компас Андриянова, 2 шт.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Н. Давыдова