Дело № 2а-2638/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2018 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Верияловой Н.В.,
при секретаре Умаровой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» о возложении обязанности разработать и предоставить в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области материалы, необходимые для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу,
Установил:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным иском, просил возложить на ответчика обязанность разработать и предоставить в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области материалы, необходимые для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы следующим.
Прокурорской проверкой в деятельности ООО «Ульяновский областной водоканал» выявлены нарушения водного законодательства при сбросе сточных вод на участке Куйбышевского водохранилища (ФИО1 залив) на реке Волга.
Одним из видов деятельности ООО «Ульяновский областной водоканал» является сбор и очистка воды; удаление и обработка сточных вод, удаление отходов и аналогичная деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ городские очистные сооружения г.Димитровграда переданы по концессионному соглашению ООО «Ульяновский областной водоканал», государственная регистрация которого осуществлена ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время хозяйственно-бытовые сточные воды от абонентов очищаются ООО «Ульяновский областной водоканал» и после очистных сооружений сбрасываются через два выпуска сточных вод на участке Куйбышевского водохранилища (ФИО1 залив) на р. Волга.
Однако, на момент проверки (в период с ДД.ММ.ГГГГ) общество осуществляло сброс сточных вод в водный объект без проекта НДС и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).
Разрешительные документы (разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регулирования в сфере водопользования, обеспечивающими соблюдение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям, а также осуществление ответчиком деятельности по сбросу сточных вод с очистных сооружений в отсутствие необходимой документации ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, создает опасность причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Ульяновский областной водоканал» Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в водный объект. До настоящего времени нарушения закона ответчиком в полном объеме не устранены, сброс сточных вод в Куйбышевское водохранилище осуществляется без разрешительных документов.
Таким образом, устранение нарушенных прав государства может быть обеспечено только возложением в судебном порядке обязанности на водопользователя разработать всю необходимую документацию для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).
Истец просит суд обязать ответчика ООО «Ульяновский областной водоканал» разработать и предоставить в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области материалы, необходимые для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Рыбочкин ФИО6. поддержал заявленные требования.
Административный ответчик, заинтересованное лицо в судебном заседании не присутствовали, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно отзыву административного ответчика, представленному в судебное заседание, ООО «Ульяновскоблводоканал» не согласно с административным иском на основании следующего.
года между МО «Город Димитровград» Ульяновской области (концедент) и ООО «Ульяновскоблводоканал» (концессионер) было заключено концессионное соглашение №. По условиям п.2.1 указанного соглашения его объектом являются объекты водоснабжения и водоотведения, составляющие систему коммунальной инфраструктуры, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункт 1.1 настоящего соглашения. Передача объектов имущества в составе объекта соглашения осуществляется по актам приёма-передачи (п.3.2). В соответствии с п.9.1 соглашения срок его действия составляет 30 (тридцать) лет и исчисляется с момента подписания актов приёма-передачи объекта соглашения, в частности очистных сооружений.
года МО «Город Димитровград» Ульяновской области и ООО «Ульяновскоблводоканал» были подписаны акты приема-передачи объекта соглашения.
Таким образом, основания на получение проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты возникли у ООО «Ульяновскоблводоканал» только после приема объекта соглашения в пользование по акту приема-передачи.
Согласно части 2 статьи 35 Водного Кодекса Российской Федерации нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Частью 3 названной статьи установлено, что Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
Согласно пункту 12 Методики (Приказ МПР России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организации-водопользователей.
Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс. При этом фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия.
В соответствии с пунктом 7 Административного регламента (Приказ Минприроды России от 02.06.2014 № 246 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования» Территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов заявителей.
Для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты необходимо сначала разработать проект НДС и оформить решение о предоставлении водного объекта в пользование (для сброса сточных вод), что подтверждается п.2. Административного регламента.
Разрешение на сбросы выдается после утверждения проекта НДС в соответствии с Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты».
Для разработки, оформления, согласования и получения пакета разрешительных документов необходим срок от шести до двенадцати месяцев.
Таким образом, на момент вынесения Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой представления № от ДД.ММ.ГГГГ разрешительные документы не могли быть оформлены по объективным причинам. В настоящий момент заключены договоры с ООО «Институт социальной экологии» на разработку паспортов на отходы (№ от ДД.ММ.ГГГГ), на разработку проекта нормативов образования отходов - ПНООЛР (№ от ДД.ММ.ГГГГ), на разработку нормативов допустимых сбросов - НДС (№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Так же заключены договоры с ООО «Экология» на разработку дополнительной части проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (№ от ДД.ММ.ГГГГ), с ФГБУ «Приволжское УГМС» на оказание услуг по определению уровня загрязнения воды загрязняющими веществами и по определению фонового загрязнения Черемшанского залива Куйбышевского водохранилища (№ от ДД.ММ.ГГГГ).
ООО «Ульяновскоблводоканал» в добровольном порядке принимает все зависящие от него меры по разработке и представлению в уполномоченные органы материалов, необходимых для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
Также просили отказать в иске и на основании ст.129 КАС РФ, указывая, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, исчисляемый с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по Ульяновской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в отзыве на иск указал на необходимость удовлетворения исковых требований.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО «Город Димитровград» Ульяновской области, ООО «Ульяновскоблводоканал» и третьей стороной субъектом Российской Федерации «Ульяновская область» ООО «Ульяновскоблводоканал» обязалось обеспечить строительство и реконструкцию, ввод в эксплуатацию (при необходимости) имущества, входящего в объект соглашения; осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение потребителей с использованием объекта соглашения. Объектом соглашения являются объекты водоснабжения и водоотведения, составляющие систему коммунальной инфраструктуры.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН зарегистрированы ограничение прав и обременение объектов недвижимости на основании указанного концессионного соглашения.
Согласно статье 19 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (пункт 1). Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды (пункт 2). Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3).
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (статья 22 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (пункт 1).
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
В силу статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (пункт 1).
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (пункт 4).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1). Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2). Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 № 333 утверждена Методика, устанавливающая правила расчета НДС для водопользователей. При этом законодательством предусмотрено согласование самих нормативов допустимых сбросов, а не проекта НДС, содержащего такие нормативы.
В соответствии с пунктом 7 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов Заявителей.
Разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС); в пределах лимитов на сбросы (п.13 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты).
Выдача разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешений на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта (п.16 Административного регламента).
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) (статья 60 Водного кодекса РФ).
Учитывая, что государственная регистрация концессионного соглашения осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект ответчиком не получено, требования прокурора суд считает подлежащими удовлетворению.
Доводы административного ответчика основанием для отказа в иске являться не могут, поскольку договоры на разработку паспортов на отходы, проекта нормативов образования отходов, проекта нормативов допустимых сбросов заключены ответчиком лишь ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует лишь о начале проведения необходимых работ.
Поскольку ответчик занимается специальной деятельностью по очистке, сбору и сбросу сточных вод в водный объект, является коммерческой организацией, деятельность которой, в первую очередь, направлена на извлечение прибыли,, а отсутствие разрешения на сбросы в водный объект нарушает права граждан на безопасную окружающую среду, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность по устранению нарушений природоохранного законодательства.
Срок, в течение которого прокурор просит обязать ответчика исполнить требования искового заявления, является разумным, отвечает фактическим обстоятельствам дела.
На основании ст. 103, 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» разработать и предоставить в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области материалы, необходимые для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект - участок Куйбышевского водохранилища (ФИО1 залив) на реке Волга в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» в доход местного бюджета госпошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Вериялова