НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область) от 08.11.2019 № 2А-1844/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2019 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Моисеевой Г.Ю.,

при секретаре Рукосуеве Л.В.,

помощник судьи Фоминых В.В.,

с участием административного ответчика Рыбак Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Томску к Рыбак Т.Д. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Томску (далее по тексту – ИФНС России по г. Томску) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рыбак Т.Д. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 3862 руб. и пени в размере 67,68 руб.

В обоснование заявленного требования указано, что в 2016 году Рыбак Т.Д. являлась налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. Исчисленный административному ответчику налог в размере 3795 руб., подлежащий уплате за 2016 год со сроком уплаты не позднее 01.12.2017, ею уплачен не был. В соответствии со ст.75 НК РФ Рыбак Т.Д. начислены пени в размере 67,68 руб. По заявлению административного истца 28.02.2019 мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании указанной недоимки, однако по заявлению административного ответчика 09.04.2019 судебный приказ отменен. До настоящего времени основная сумма задолженности не погашена. Поскольку задолженность до настоящего времени не погашена, просит признать пропуск срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа уважительной, взыскать указанную задолженность с административного ответчика.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, считает возможным продолжить рассмотрение в отсутствие истца.

В судебном заседании административный ответчик Рыбак Т.Д. исковые требования не признала и просила отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что является пенсионером по возрасту с июля 2015 года, задолженности на этот период времени не имеет, в собственности находится единственное жилье квартира, как объект налогообложения, в которой проживает одна. Кроме того указала, что истцом пропущен срок обращения о взыскании задолженности, уважительных причин пропуска срока не представлено.

Заслушав пояснения административного ответчика, изучив представленные материалы, судья приходит к следующему.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как установлено ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

На основании пункта 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, если этим законодательство не предусмотрено иное. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).

Как следует из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Пунктом 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

На основании пункта 3 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

В соответствии со ст. 407, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в пункте 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, квартиру или комнату; при этом в соответствии с пп.10 п.1 указанной статьи получателем льгот являются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

Согласно пункту 6 статьи 407 Налогового кодекса, в случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами.

Как следует из пояснений административного истца в исковом заявлении Рыбак Т.Д. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц за 2016 год, рассчитанного ей налоговым органом с учетом того, что в собственности налогоплательщика находится объект недвижимости: квартира №242 по пр. Мира, 31 в городе Томске.

Однако, с данным пояснением суд согласиться не может, поскольку как следует из материалов дела Рыбак Т.Д., 31.07.1960 года рождения, на момент 01.01.2016 года являлась лицом достигшим 55 летнего возраста – пенсионером по старости, располагала одним объектом недвижимости - квартирой№242 по пр. Мира, 31 в городе Томске, соответственно являлась получателем налоговой льготы (по налогу на имущество физических лиц) и налог не подлежал начислению. Доказательств, того, что Рыбак Т.Д. использовала объект недвижимости в предпринимательских целях или отказалась от льготы, в материалах представленных суду, не имеется.

Кроме того, истцом пропущен срок на подачу заявления о выдачи судебного приказа, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Так, ИФНС России по г. Томску за 2016 год Рыбак Т.Д. была определена сумма налога на имущество физических лиц в размере 3795 руб., пени по указанному налогу 67,68 руб.

Административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование №8564 об уплате налога, в котором отражен размер задолженности по состоянию на 08.02.2018, предоставлен срок для исполнения требования – до 03.04.2018, исполнено не было.

По заявлению ИФНС России по г. Томску мировым судьей судебного участка №6 Ленинского судебного района г. Томска, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г. Томска вынесен судебный приказ от 28.02.2019 2а-483-4Л/19 о взыскании с Рыбак Т.Д. в пользу ИФНС г. Томска налога на имущество физических лиц в размере 3795 руб., пени по указанному налогу 67,68 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г.Томска, от 09.04.2019 по заявлению административного ответчика судебный приказ отменен, взыскателю разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства.

В п.2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании страховых взносов, пеней подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С настоящим административным исковым заявлением ИФНС России по г. Томску обратилась в Ленинский районный суд г. Томска, согласно штампу почтового направления 08.10.2019, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа (10.10.2019).

Однако, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился несвоевременно. Так, как указано выше, срок для исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней, установлен административному ответчику налоговым органом до 03.04.2018, в связи с чем суд приходит к выводу, что с заявлением о взыскании страховых взносов в порядке приказного производства административный истец мог обратиться в срок до 04.10.2018.

Согласно отметке на конверте, заявление о взыскании задолженности с Рыбак Т.Д., поступившее мировому судье 23.08.2018, направлено ИФНС России по г. Томску в адрес мирового судьи, как следует из телефонограммы мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г. Томска, 21.02.2018, то есть за пределами предусмотренного п.2 ст.48 НК РФ срока.

Суд учитывает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 №479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.

В соответствии с положениями ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О и от 18 июля 2006 года N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Изложенные в иске причины пропуска –факт неуплаты налогоплательщика обязанности по уплате налога, которые не поступят в бюджетную систему, суд не может признать уважительными. Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по налогу и пени.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску к Рыбак Т.Д. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Моисеева Г.Ю.

Мотивированный текст решения изготовлен 20 ноября 2019 года

УИД 70RS0002-01-2019-003522-44