НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 16.03.2016 № 2-5585/2015

Дело № 2-881/16г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2016г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи) Шевцовой Н.Г.

при секретаре Шилиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконными действий, связанных с отказом начисления ему денежного эквивалента 50% скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в части, касающейся компенсации расходов по взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома; возложении на ответчика обязанности по начислению данной компенсации, с учетом уже выплаченных взносов с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время; взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.

В обоснование иска указал, что является ветераном труда и ветераном военной службы, ввиду чего в соответствии с ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5 и законом Смоленской области от 14.12.2004г. №95-з «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области» имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, однако, несмотря на то, что он осуществляет оплату взносов на капитальный ремонт, ответчик отказывает ему в выплате компенсации данных взносов, ссылаясь на то, что он (истец) не является собственником квартиры в доме по <адрес>, лицевой счет в НО «<данные изъяты>» открыт на имя его супруги С. Н.В. Данный отказ считает незаконным, поскольку квартира в доме по <адрес> приобретена в браке с С. Н.В., и в силу ст. 256 ГК РФ является их совместной собственностью. Ни Федеральный закон «О ветеранах», ни областной закон «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области» не ставят предоставление выплаты ветеранам компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в зависимость от того, на кого из членов семьи, проживающих в квартире с ветераном, оформлено право собственности или заведен лицевой счет в организациях предоставляющих коммунальные услуги. Незаконными действиями ответчика ему (истцу) причинен моральный вред.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования по вышеизложенным доводам, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО2 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что ст.169 ЖК РФ обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возложена на собственников помещений в многоквартирном доме, тогда как истец, собственником жилого помещения в многоквартирном доме не является, право собственности в силу норм действующего законодательства возникает с момента государственной регистрации такого права. Поскольку Департамент действует в соответствии с нормами ЖК РФ и областного закона, и не нарушает права истца, оснований для компенсации морального вреда не имеется.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.22 Федерального закона от 12.01.1995г. «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.


Меры социальной поддержки проживающих на территории Смоленской области ветеранов труда, ветеранов военной службы, установлены Законом Смоленской области от 14.12.2004г. «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области».

В соответствии со ст. 3 указанного закона, в редакции от 26.11.2015г. №149-з, ветеранам труда после установления им в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсии независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%, в том числе компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной областным законом, в том числе нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с июля 2014 года предоставляются ветеранам труда в денежной форме путем начисления и выплаты ежемесячно их денежного эквивалента (Постановление Администрации Смоленской области от 28.05.2014г. №395 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы на территории Смоленской области»).

По делу установлено, что ФИО1 является ветераном труда, что подтверждается соответствующим удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ., состоит на учете в Департаменте Смоленской области по социальному развитию как ветеран труда; с ДД.ММ.ГГГГ. является получателем мер социальной поддержки в виде начисления денежного эквивалента 50-процентной скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг в пределах социальных норм, предоставляемой путем перечисления денежного эквивалента на его расчетный счет.

Как следует из объяснений истца, и не оспаривалось ответчиком, с ДД.ММ.ГГГГ. истец и члены его семьи ежемесячно осуществляют оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, однако ответчик не производит начисление денежного эквивалента 50% скидки на оплату данного взноса, в связи с чем он (истец) неоднократно обращался по данному вопросу в Департамент Смоленской области по социальному развитию.

Письменным отношением Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в предоставлении денежного эквивалента по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме со ссылкой на то, что по информации, поступившей от НО «<данные изъяты>» ему не производится начисление по оплате взноса на капитальный ремонт, т.к. он не является собственником квартиры (части квартиры), расположенной по <адрес>, тогда как согласно Постановления Администрации Смоленской области от 16.04.2015г. №189 «О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы на территории Смоленской области» денежный эквивалент по оплате взноса на капитальный ремонт предоставляется ветеранам труда – собственникам жилых помещений.

Данный отказ Департамента в предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, суд находит незаконным ввиду следующего.

Согласно Постановления Администрации Смоленской области от 16.04.2015г. №189 «О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы на территории Смоленской области» (действовавшим в период спорных правоотношений), которым внесены изменения в раздел 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы на территории Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 28.05.2014 N 395 (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), получатель мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома представляет, в том числе документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, кроме собственников жилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия органом исполнительной власти Смоленской области или органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Смоленской области или муниципальному образованию Смоленской области, либо в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по достижении минимального размера фонда капитального ремонта), в случае, если указанные документы не находятся в распоряжении органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; платежные документы об уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, кроме собственников жилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия органом исполнительной власти Смоленской области или органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Смоленской области или муниципальному образованию Смоленской области, либо в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по достижении минимального размера фонда капитального ремонта).

В силу требований ст.210 ГК РФ, ч.3 ст.30, ст.ст.44, 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Размер взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома может устанавливаться по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Положениями ст.154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован и проживает в квартире в доме по <адрес>. Данная квартира приобретена в ДД.ММ.ГГГГ в период брака (брак заключен ДД.ММ.ГГГГ) с С. Н.В. (добрачная фамилия З.); право собственности на квартиру зарегистрировано за С. Н.В., что подтверждается регистрационным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст.256 ГК РФ, ст.34 СК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Таким образом, приобретенная в ДД.ММ.ГГГГ квартира в доме по <адрес>, где истец с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время зарегистрирован и проживает, в силу прямого указания закона, учитывая отсутствие установленного иного режима имущества, является их совестной с супругой собственностью. Независимо от того, что документы, подтверждающие право собственности оформлены на супругу, ФИО1 также является собственником указанного жилого помещения, что дает ему право на получение денежного эквивалента по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

При установленных обстоятельствах, требования истца о признании действий Департамента Смоленской области по социальному развитию по отказу ему в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, незаконными и возложении на Департамент обязанности по осуществлению ему начисления компенсации расходов в размере 50% на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с учетом выплаченных взносов, подлежат удовлетворению. Однако, основания для начисления такой компенсации с ДД.ММ.ГГГГ. отсутствуют, поскольку возможность предоставления такой меры социальной поддержки ветеранам труда на территории Смоленской области была предоставлена Постановлением Администрации Смоленской области от 16.04.2015г. №189 «О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы на территории Смоленской области», действие которого распространяется на правоотношения возникшие с 01.03.2015г., соответственно, и истцу начисление денежного эквивалента по оплате взноса на капитальный ремонт возможно только с ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку при рассмотрении данного дела, действиями ответчика затрагиваются личные имущественные права истца, в соответствии со ст. 151 ГК РФ не имеется правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать действия Департамента Смоленской области по социальному развитию, связанные с отказом в предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, незаконными.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию осуществлять ФИО1 начисление компенсации расходов в размере 50% на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с учетом выплаченных взносов с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий Н.Г.Шевцова

Мотивированное решение суда изготовлено 18.03.2016г.