Дело № 2а-4384/2023
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Денискина О.В., при секретаре Тереховой Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску инспекции Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Саратовской области к Мамунц И.Ю. взыскании задолженности по обязательным платежам и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (далее – МИФНС) России № 23 по Саратовской области обратилась в суд с административным иском к Мамунц И.Ю. о взыскании задолженности по налогу на имуществу физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 31821 руб. 95 коп. и пени по налогу на имущество за 2019 год в сумме 812 руб. 39 коп., обосновывая требования тем, что согласно сведениям налогового органа, полученным в соответствии со ст. 85 НК РФ, Мамунц И.Ю. являлась владельцем с 2017 г.: иного строения, помещения, сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; иного строения, помещения, сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. На основании главы 32 НК РФ, ФИО2 думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налоге на имущество физических лиц», начисляется налог на имущество. Статьей 404 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ В адрес налогоплательщика инспекцией по почте направлено налогоплательщику налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 73115 руб. После получения налогового уведомления, налоги в установленный законом срок оплачены не были. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начисляется пеня. Пени по налогу на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 818 руб. 28 коп. (73115 * 79 дней * 4,25 (1/300 ставка рефинансирования ЦБ РФ). В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, налоговым органом, в соответствии со ст.69 НК РФ, сформировано требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 г. в сумме 73115 руб., соответствующие пени в сумме 818 руб. 28 коп. (срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ). Ранее вынесенный в отношении Мамунц И.Ю. судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Однако определение об отмене судебного приказа поступило в налоговый орган только ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем просили восстановить срок на обращение с административным иском.
Согласно письменным пояснениям административного истца на возражения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщику инспекцией было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год. Расчет налога на имущество физических лиц согласно данному налоговому уведомлению осуществлялось за 8 месяцев владения. Налог на имущество физических лиц за 2019 г. рассчитывается по формуле: Налоговая база (кадастровая стоимость, руб.) * налоговая ставка (%) * количество месяцев владения, 12/12 * доля в праве* на коэффициент к налоговому периоду (при наличии) = сумма налога. В соответствии с п. 8 ст. 408 НК РФ, налог на имущество физических лиц за 2019 г. рассчитывается по следующей формуле: Н= (HI - Н2) * К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате; Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, без учета положений пунктов 4-6 статьи 408 НК РФ, то есть без учета коэффициента; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4-6 статьи 408 НК РФ) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 НК РФ, то есть сумма налога на имущество физических лиц за 2017 г. (налог за 2017 год равен 2704 руб., то Н2 =2704); К - коэффициент, равный: 0,2 применительно к первому налоговому периоду, 0,4 применительно ко второму, 0,6 применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения. За 2017 г. за иное строение, помещение, сооружение 64:48:020336:1496 по адресу: 410001, <адрес> = 4079494* 1*0,50%* 12/12=20397 руб. Расчет налога на имущество физических лиц за 2019 г.: (68272-20397)*0,4+20397*8/12=26365 руб. За 2017 г. за иное строение, помещение, сооружение 64:48:020301:27 по адресу: 410039, <адрес> = 9396123*1 *0,50%* 12/12=46981 руб. Расчет налога на имущество физических лиц за 2019 г.: (104839-46981)*0,4+46981*8/12=46750 руб. Также согласно п. 5 ст. 213.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством РФ. Под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Согласно сведениям с официального сайта Арбитражного суда ФИО3<адрес> заявление о признании ФИО1 банкротом было принято ДД.ММ.ГГГГ (дело - А57- 3400/2017). Таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 г., относится к текущим платежам, возникшим после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Задолженность по административному исковому заявлению является актуальной в полном объеме, инспекция полностью поддерживает заявленные требования. Кроме того, по исполнительному производству № в рамках взыскано 81687,40 руб. из которых: платежное поручение в размере 2 927,85 руб.(ДД.ММ.ГГГГ) учтено в счет погашения задолженности по налогу на профессиональный доход за декабрь 2020 г.; платежные поручения в размере 380,64 руб. (ДД.ММ.ГГГГ), в размере 1 165,38 руб.(ДД.ММ.ГГГГ), в размере 1 628,08 руб. (ДД.ММ.ГГГГ), в размере 1 628,08 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); в размере 1421,43 руб. (ДД.ММ.ГГГГ), 211,48 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 19,44 руб. (ДД.ММ.ГГГГ) учтены в счет погашения задолженности по налогу на профессиональный доход за январь 2021 г.; платежное поручение размере 1 628,08 руб. (ДД.ММ.ГГГГ) учтено в счет погашения задолженности по налогу на профессиональный доход январь 2020 г.; платежное поручение в размере 6 347,99 руб.(ДД.ММ.ГГГГ), в размере 23 583,21 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 1 949,28 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 464,10 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); размере 5 245,49 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 2 553,11 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); в размере 10,00 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); размере 1 114,87 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); в размере 25,0 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); учтены в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год; платежное поручение в размере 0,74 руб. (ДД.ММ.ГГГГ) учтено в счет погашения пени по налогу на имущество физических лиц 2019 г., ДД.ММ.ГГГГ по пени по налогу на имущество физических лиц было произведено уменьшение в размере 5,15 руб. В связи с вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ», предусматривающего введение института Единого налогового счета (далее - ЕНС), проведены конвертационные мероприятия по переходу на ЕНС. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ каждому налогоплательщику сформировано вводящее сальдо ЕНС по правилам, которые прописаны в ст. 4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ. Сальдо ЕНС представляет собой разницу между неисполненными обязанностями перед бюджетом и излишне перечисленными суммами. Неисполненные обязанности - это все долги по налогам, сборам, штрафам, пеням. Излишне перечисленные суммы - это все переплаты и излишне взысканные суммы. В соответствии со ст. 45 НК РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 действует единый налоговый платеж (далее - ЕНП). ЕНП - это сумма денежных средств, перечисляемая налогоплательщиком на соответствующий счет (ЕНС), в счет исполнения обязанности перед бюджетом РФ. ЕНС - это форма учета совокупной обязанности налогоплательщика и перечисленных денежных средств в качестве ЕНП, распределение которого осуществляется ФНС России. В соответствии с п.8 ст. 45 НК РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 зачет денежных средств, признаваемых в качестве ЕНП, осуществляется в следующей последовательности: 1. недоимки - начиная с наиболее ранней даты ее выявления; 2. налогов, авансовых платежей по налогам, сборам, страховым взносам - с даты, возникновения обязанности по их уплате; 3. задолженности по пеням; 4. задолженности по процентам; 5. задолженности по штрафам. На каждом этапе зачет осуществляется с суммы, имеющей самую раннюю дату выявления недоимки или уплаты налога. Если суммы ЕНП недостаточно, а сроки уплаты налогов и взносов совпадают, то платеж зачтется пропорционально сумме, подлежащей погашению (п.10 ст.45 НК РФ). На основании вышеизложенного, представленная справка о движении денежных средств по ИП № № с п. 8 ст.45 НК РФ учтены в недоимку по более раннему сроку уплаты, а именно: перечисленные судебными приставами после ДД.ММ.ГГГГ платежи в сумме 32634.34 руб., в т.ч. ДД.ММ.ГГГГ - 111.84 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 532.27 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 2141.81руб, ДД.ММ.ГГГГ - 174.27 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 7186,69 руб., ДД.ММ.ГГГГ 15 933.13 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 6554.33 руб. зачтены в ЕНС в погашение задолженности по налогу на профессиональный доход.
Согласно письменному отзыву административного ответчика Мамунц И.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, она просит в удовлетворении требований отказать, поскольку истцом неверно произведен расчет налога на имущество за 2019 г.: иного строения, помещения, по адресу: Саратов, <адрес>, иного строения, помещения по адресу: Саратов, Новоастраханская, так как указанные объекты недвижимости находились в собственности ответчика до ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ФИО2 Арбитражного суда ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, Мамунц И.Ю. признана несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина, Финансовым управляющим утвержден ФИО6 В силу ст. 213.25 Закона о банкротстве все имущество должника составляет конкурсную массу. В свою очередь, здание (ресторан), назначение: нежилое, общая площадь 990,4 кв. м (в т.ч. 1 этаж - 808,6 кв. м, 2 этаж - 51,5 кв. м, 3 этаж - 84,9 кв. м, цоколь - 45,4 кв. м), основная (полезная) площадь 553,1 кв. м, инвентарный №Г, литер Г, 3-этажный, кадастровый (или условный) №, год постройки - 2001. Адрес объекта: ФИО3<адрес>, Ново-Астраханское Шоссе, <адрес>; здание, назначение: нежилое здание, общая площадь 901,5 кв. м (в т.ч. 1 этаж - 574,4 кв. м, цоколь - 327,1 кв. м), инвентарный номер отсутствует, литер Е, 2-этажный, кадастровый (или условный) №, год постройки - 2012. Адрес объекта: <адрес>, Ново-Астраханское Шоссе, б/н, реализованы финансовым управляющим посредством открытых торгов. Дата протокола торгов ДД.ММ.ГГГГ В заявлении налогового органа отсутствует расчет задолженности за 2019 г., период, в течение которого объекты налогообложения находились в собственности должника, с учетом даты состоявшихся торгов ДД.ММ.ГГГГ, когда имущество фактически перестало принадлежать должнику. Налоговый орган с заявлением о взыскании соответствующей суммы задолженности к финансовому управляющему не обращался. Следовательно, у налогового органа отсутствуют основания для взыскания соответствующих сумм в рамках административного (искового) производства. Налоговый орган ходатайствует о восстановлении срока на подачу заявления в порядке искового производства. В обоснование своей позиции указывает на несвоевременное направление судом копии определения об отмене судебного приказа. Так, согласно сведениям заявителя, копия судебного акта поступила в адрес налогового органа спустя 6 месяцев с момента его вынесения. Вместе с тем ходатайство о восстановлении пропущенного срока подлежит отклонению в связи со следующим. Участники судебного разбирательства должны осуществлять свои процессуальные права добросовестно. Они наделены всеми правами, позволяющими своевременно получать необходимую информацию о движении дела. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии и т.д. В свою очередь, налоговый орган соответствующими правами не воспользовался. При этом сведения о движении дела размещены на официальном портале судебного участка № <адрес>.
Представитель административного истца МИФНС России № 23 по Саратовской области и административный ответчик Мамунц И.Ю. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, заявлений об отложении дня и времени судебного заседания в суд не представили, Мамунц И.Ю. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 48 ГК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно сведениям налогового органа, полученным в соответствии со ст. 85 НК РФ, Мамунц И.Ю. являлась владельцем с ДД.ММ.ГГГГ г.: иного строения, помещения, сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; иного строения, помещения, сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании главы 32 НК РФ, Решения Саратовской Городской думы от 27 ноября 2014 г. № 41-465 «О налоге на имущество физических лиц», Решения Саратовской Городской думы от 23 ноября 2017 г. № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц» начисляется налог на имущество.
Статьей 404 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.
Физические лица уплачивают налоги на основании налогового уведомления (п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц рассчитывается по следующей формуле: Налоговая база (кадастровая стоимость, руб.) * налоговая ставка, (%) * количество месяцев владения, 12/12 * доля в праве = сумма налога.
В соответствии с п. 8 ст. 408 НК РФ, налог на имущество физических лиц за 2018 г. рассчитывается по следующей формуле: Н= (HI - Н2) * К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате; Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, без учета положений пунктов 4-6 статьи 408 НК РФ, то есть без учета коэффициента; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4-6 статьи 408 НК РФ) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 НК РФ, то есть сумма налога на имущество физических лиц за 2017 г. (налог за 2017 год равен 2704 руб., то Н2 =2704); К - коэффициент, равный: 0,2 применительно к первому налоговому периоду, 0,4 применительно ко второму, 0,6 применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2019 г. рассчитывается следующим образом:
За 2017 год за иное строение, помещение, сооружение № по адресу: <адрес> = 4079494* 1*0,50%* 12/12= 20397 руб.
Расчет налога на имущество физических лиц за 2019 г.: (68272-20397)*0,4+20397*8/12 = 26365 руб.
За 2017 год за иное строение, помещение, сооружение № по адресу: 410039, <адрес> = 9396123*1 *0,50%* 12/12 = 46981 руб.
Расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год: (104839-46981)*0,4+46981*8/12 = 46750 руб.
Итого = 46 750 руб. + 26 365 руб. 73 115 руб.
В адрес налогоплательщика инспекцией направлено по почте налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2019 г. в сумме 73115 руб., которое получено Мамунц И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ
После получения налогового уведомления, налоги в установленный законом срок, оплачены не были.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начисляется пеня.
На основании п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В отношении налогоплательщика были начислены пени в сумме 818 руб. 28 коп. за период 2019 г.
Пени – сумма задолженности * 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ * количество дней просрочки по уплате налога.
Пени по налогу на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 818 руб. 28 коп. (73115 * 79 дней * 4,25 (1/300 ставка рефинансирования ЦБ РФ).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, налоговым органом, в соответствии со ст.69 НК РФ, сформировано требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 г. в сумме 73 115 руб., соответствующие пени в сумме 818 руб. 28 коп. (срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ).
Сведений об уплате указанных выше обязательных платежей административным ответчиком суду не представлено. Расчет задолженности обоснован административным истцом, проверен судом и является верным.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №а-6429/2021 о взыскании задолженности по налогам и сборам.
На основании ст. 123.7 КАС РФ Мамунц И.Ю. обратилась в суд с заявлением об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.
Однако определение об отмене судебного приказа направлено в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ (ШПИ №), получено налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией конверта, отчетом об отслеживании ШПИ № (л.д. <данные изъяты>).
В судебном заседании установлено, что налоговым органом были учтены следующие платежи ответчика согласно справки о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству №-ИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с Мамунц И.Ю. взыскана сумма 81687,40 руб.: платежное поручение в размере 2 927,85 руб. (ДД.ММ.ГГГГ) учтено в счет погашения задолженности по налогу на профессиональный доход за декабрь 2020 г.; платежные поручения в размере 380,64 руб. (ДД.ММ.ГГГГ), в размере 1 165,38 руб.(ДД.ММ.ГГГГ), в размере 1 628,08 руб. (ДД.ММ.ГГГГ), в размере 1 628,08 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); в размере 1421,43 руб. (ДД.ММ.ГГГГ), 211,48 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 19,44 руб. (ДД.ММ.ГГГГ) учтены в счет погашения задолженности по налогу на профессиональный доход за январь 2021 г.; платежное поручение размере 1 628,08 руб. (ДД.ММ.ГГГГ) учтено в счет погашения задолженности по налогу на профессиональный доход январь 2020 г; платежное поручение в размере 6 347,99 руб.(ДД.ММ.ГГГГ), в размере 23 583,21 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 1 949,28 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 464,10 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); размере 5 245,49 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 2 553,11 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); в размере 10,00 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); размере 1 114,87 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); в размере 25,0 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); учтены в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год; платежное поручение в размере 0,74 руб. (ДД.ММ.ГГГГ) учтено в счет погашения пени по налогу на имущество физических лиц 2019 г., ДД.ММ.ГГГГ по пени по налогу на имущество физических лиц было произведено уменьшение в размере 5,15 руб.
В связи с вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ», предусматривающего введение института Единого налогового счета (далее - ЕНС), проведены конвертационные мероприятия по переходу на ЕНС. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ каждому налогоплательщику сформировано вводящее сальдо ЕНС по правилам, которые прописаны в ст. 4 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ.
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между неисполненными обязанностями перед бюджетом и излишне перечисленными суммами.
Неисполненные обязанности - это все долги по налогам, сборам, штрафам, пеням.
Излишне перечисленные суммы - это все переплаты и излишне взысканные суммы.
В соответствии со ст. 45 НК РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 действует единый налоговый платеж (далее - ЕНП).
ЕНП - это сумма денежных средств, перечисляемая налогоплательщиком на соответствующий счет (ЕНС), в счет исполнения обязанности перед бюджетом РФ.
ЕНС - это форма учета совокупной обязанности налогоплательщика и перечисленных денежных средств в качестве ЕНП, распределение которого осуществляется ФНС России.
В соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 № 263-Ф3 зачет денежных средств, признаваемых в качестве ЕНП, осуществляется в следующей последовательности: 1. недоимки - начиная с наиболее ранней даты ее выявления; 2. налогов, авансовых платежей по налогам, сборам, страховым взносам - с даты, возникновения обязанности по их уплате; 3. задолженности по пеням; 4. задолженности по процентам; 5. задолженности по штрафам.
На каждом этапе зачет осуществляется с суммы, имеющей самую раннюю дату выявления недоимки или уплаты налога. Если суммы ЕНП недостаточно, а сроки уплаты налогов и взносов совпадают, то платеж зачтется пропорционально сумме, подлежащей погашению (п. 10 ст. 45 НК РФ).
На основании вышеизложенного, представленная справка о движении денежных средств по исполнительному производству №-ИП в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ учтены в недоимку по более раннему сроку уплаты, а именно: перечисленные судебными приставами после ДД.ММ.ГГГГ платежи в сумме 32634,34 руб., в т.ч. ДД.ММ.ГГГГ – 111,84 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 532,27 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 2141,81 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 174.27 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 7186,69 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 15 933,13 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 6554,33 руб. зачтены в ЕНС в погашение задолженности по налогу на профессиональный доход за август 2021 года в сумме 3353,97 руб., сентябрь 2021 года в суме 6771,60 руб., октябрь 2021 года в сумме 4657,33 руб., ноябрь 2021 года в сумме 5664,87 руб., январь 2022 года в сумме 3977,25 руб., февраль 2022 года в сумме 840,26 руб., март 2022 года в сумме 2535,71 руб., апрель 2022 года в сумме 3367,97 руб., май 20ДД.ММ.ГГГГ,41 руб.
В погашение рассматриваемого требования об уплате налога на общую сумму 73 115 руб. вошли следующие платежи: платежное поручение в размере 6 347,99 руб.(ДД.ММ.ГГГГ), в размере 23 583,21 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 1 949,28 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 464,10 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); размере 5 245,49 руб.(ДД.ММ.ГГГГ); в размере 2 553,11 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); в размере 10,00 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); размере 1 114,87 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); в размере 25,0 руб. (ДД.ММ.ГГГГ); учтены в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, то есть задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. составила 31 821 руб. 95 коп. (73115 руб. – 41293,05 руб.)
В погашение рассматриваемого требования об уплате пени по налогу на имущество физических лиц 2019 г. вошли следующие платежи: платежное поручение в размере 0,74 руб. (ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ по пени по налогу на имущество физических лиц было произведено уменьшение в размере 5,15 руб., то есть задолженность по пени составила 812 руб. 39 коп. (818,28 руб. – 0,74 руб., - 5,15 руб.)
После отмены судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском о взыскании с Мамунц И.Ю. недоимки, также налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования по причине того, что копия определения об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ направлена лишь ДД.ММ.ГГГГ, поступила в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный этим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В данном случае административным истцом в суде первой инстанции заявлено ходатайство о его восстановлении, в обоснование которого указано, что срок пропущен по уважительным причинам в связи с поздним получением копии определения об отмене судебного приказа.
Рассматривая требование о восстановлении срока, суд основывается на следующем.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 31 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 1237 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений глав 111 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 1234 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (пункт 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании установлено, что копия определения от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа о взыскании с Мамунц И.Ю. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 31 821 руб. 95 коп. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 812 руб. 39 коп. была направлена судебным участком только ДД.ММ.ГГГГ, получена представителем налоговой инспекции ДД.ММ.ГГГГ, ранее даты ее вручения представителю налоговой инспекции в адрес налогового органа посредством почтовой связи не направлялась, каким либо иным образом не вручалось. Несвоевременное направление определения об отмене судебного приказа взыскателю препятствовало своевременному обращению налогового органа в суд, так как не позволило ему вовремя узнать об отмене судебного приказа и необходимости совершения последующих действий по принудительному взысканию задолженности по уплате страховых взносов. То есть, в данном конкретном случае несвоевременность подачи административного искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ) обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими и исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом, а именно несвоевременным получением определения мирового судьи об отмене судебного приказа, действия налогового органа не связано с их бездействием и недобросовестным поведением, который последовательно принимал меры по принудительному взысканию задолженности по уплате страховых взносов с административного ответчика и не имел возможности обратиться в суд до момента фактического получения определения об отмене судебного приказа.
С учетом, установленных по административному делу обстоятельств, свидетельствующих о своевременном принятии налоговым органом мер по взысканию с ФИО1 задолженности в установленном законом порядке, суд расценивает причину пропуска срока на обращение в суд, обусловленную несвоевременным направлением определения об отмене судебного приказа, уважительной, усматривает основания для восстановления срока.
Доводы Мамунц И.Ю. о том, что административным истцом неверно произведен расчет налога на имущество за 2019 г., поскольку имущество на которое рассчитан налог находилось в собственности ответчика до ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает, поскольку расчет административным истцом произведен с учетом данного довода, что также подтверждается налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в графе количество месяцев владения в году/12 указано 8/12, то есть расчет налога произведен по август 2019 г. включительно.
Доводы административного ответчика Мамунц И.Ю. о том, что налоговый орган с заявлением о взыскании соответствующей суммы задолженности к финансовому управляющему не обращался, следовательно, у налогового органа отсутствуют основания для взыскания соответствующих сумм в рамках административного искового производства, суд не принимает на основании следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям с официального сайта Арбитражного суда Саратовской области заявление о признании Мамунц И.Ю. банкротом было принято ДД.ММ.ГГГГ (дело - А57- 3400/2017), следовательно, поскольку в налоговом периоде с января 2019 г. по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик имел в собственности имущество, являющееся объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц, налоговая обязанность в установленном порядке не исполнена, является текущими платежами, поскольку задолженность возникла после возбуждения дела о банкротстве и не включена в реестр требований кредиторов.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку имеет место отказ административного ответчика от исполнения обязательств по уплате налога на имущество физических лиц и пени, требования административного истца являются законными и обоснованными, в связи, с чем с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию указанная недоимка.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, в соответствии с под. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1179 руб.
Руководствуясь статьями 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административному истцу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Саратовской области восстановить срок на обращение с административным иском Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Саратовской области к Мамунц И.Ю. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкций.
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Саратовской области к Мамунц И.Ю. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкций – удовлетворить.
Взыскать с Мамунц И.Ю. (ИНН № в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Саратовской области задолженность по налогу на имуществу физических лиц за 2019 г. в размере 31 821 руб. 95 коп. и пени по налогу на имущество за 2019 г. в сумме 812 руб. 39 коп., а всего 32 634 руб. 34 коп.
Взыскать с Мамунц И.Ю. (ИНН № в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1179 руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления мотивированного решения, через Ленинский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2023 г.
Судья О.В. Денискина