НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 23.10.2012 № 2-3566/12

Дело № 2-3566/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростов-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Худавердяна В.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, кадастровый номер: и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области зарегистрировать за ФИО1, прож.: <адрес>, право собственности на земельный участок, общей площадью 614 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, кадастровый номер: и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области зарегистрировать за ФИО1, прож.: <адрес>, право собственности на земельный участок, общей площадью 614 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Представители заявителя по доверенностям ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме и пояснили, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок, общей площадью 614 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации. В процессе оформления право постоянного (бессрочного пользования служебным наделом фактический трансформировалось в право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным из числа муниципальных земель с правом возведения на нем жилых строений, т.е. органами, компетентными в управлении лесами, по согласованию с органами местного самоуправления (2004 г.) приняты решения об изменении целевого назначения земельного участка. Однако, изменение разрешенного использования данных земельных участков было возможно только при условии их перевода в другой категорию - земли населенных пунктов. В 2005 г. спорные участки были переданы в состав городских лесов Администрации Г. Ростов­а-на-Дону в лице МУ «Департамент ЖКХ и Энергетики», а впоследствии, исключены из состава городских лесов. В связи с допущенной технической ошибкой, устранённой только в 2011 году, до этого времени отсутствовала фактическая возможность оформить свои права на земельные участки. Изменение категории и вида разрешенного использования земельных участков, позволяет рассматривать их в настоящее время в качестве земельных участков, предоставленных из числа муниципальных земель для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования. Просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, кадастровый номер: и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области зарегистрировать за ФИО1, проживающей: <адрес>, право собственности на земельный участок, общей площадью 614 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы свидетельствуют о невозможности применения в отношении спорного земельного участка положений ст. 25.2 Закона о регистрации, предусматривающей государственную регистрацию права «в упрощенном порядке, поскольку разрешенное использование земельного участка обозначено как «городские леса». Представленный в качестве правоустанавливающего документа договор безвозмездного пользования не зарегистрирован, то есть не заключен, а следовательно, не основании такого документа не может возникнуть право на земельный участок. Кроме того, заявителем не представлено документов, подтверждающих полномочия директора лесничества на подписание договора безвозмездного пользования и выдачу лесного билета. не представляется возможным идентифицировать земельный участок, в отношении которого подано заявление на государственную регистрацию, поскольку сведения об изменении адреса, а также площади земельного участка в Управлении отсутствуют, а документы, подтверждающие соответствующие изменения, заявителем не представлены. В материалах дела также отсутствуют документы, подтверждающие право ФИО5 на осуществление действий в отношении спорного земельного участка, тогда как доверенность выдана в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, а также документы, подтверждающие, что указанные земельные участки являются одним и тем же объектом недвижимого имущества. таким образом, Управлением не были нарушены действующие нормы закона при отказе в государственной регистрации права на спорный земельный участок. Просит суд в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области по доверенности ФИО6 просила суд в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации г.Ростова-на-Дону, а также пояснения по заявленным требованиям, согласно которым при вынесении решении полагаются на усмотрение суда.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок, общей площадью 614 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ приостановлена государственная регистрация прав на срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения следующих недостатков: нет данных о государственной регистрации договора безвозмездного (бессрочного) пользования земельным участком; в кадастровом паспорте указано разрешенное использование земельного участка – «городские леса»; не представлено разрешение о разделе земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок за муниципальным образованием <адрес>, и оно не прекращено до настоящего времени; данные кадастрового паспорта на содержат информации, позволяющей идентифицировать земельный участок, подлежащий государственной регистрации; в доверенности, выданной на имя представителя указан адрес объекта, не соответствующий данным кадастрового паспорта, то есть обратилось ненадлежащее лицо.

ДД.ММ.ГГГГ заявителем получено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью устранения причин, препятствующих государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации.

Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственной регистрации послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.02.1998 г. №173 «Об утверждении положения о федеральной службе лесного хозяйства России» (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 25.09.2000 г. №726 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ») Федеральная служба лесного хозяйства России в соответствии с возложенными на нее задачами: обеспечивает подготовку предложений по предоставлению в установленном порядке участков лесного фонда в пользование, аренду и концессию (пп. 8 ч. 7).

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1998 г. №850 «Об утверждении Положения о государственной лесной охране Российской Федерации» установлено, что должностным лицам государственной лесной охраны РФ на время работы в лесной охране выделяются служебные земельные наделы (пахотная земля и сенокосы) в порядке, на условиях и в размерах, устанавливаемых законодательством соответствующего субъекта РФ (п. 24). Служебные земельные наделы, предоставленные в соответствии с пунктом 24 указанного Положения, сохраняются в прежних размерах за лицами, работавшими в государственной лесной охране РФ и вышедшими на пенсию по инвалидности (независимо от стажа работы) или по старости (при наличии общего стажа работы в государственной лесной охране РФ не менее 10 лет), пожизненно, за семьями работников государственной лесной охраны РФ, призванных на действительную срочную военную службу или поступивших на учебу, - на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за семьями работников, погибших при исполнении служебных обязанностей: для нетрудоспособных супруга и родителей - пожизненно, для детей - до их совершеннолетия (п. 27).

ГУ «Ростовский лесхоз» являлся юридическим лицом, созданным Министерством природных ресурсов РФ, действовавшим на основании Временного положения, утвержденного Руководителем Департамента природных ресурсов по Южному региону 26.07.2001 г.; согласно п.10 указанного положения лесхоз в соответствии с возложенными на него задачами в границах участков лестного фонда обеспечивает пользование и распоряжение лесным фондом в соответствии с действующим законодательством (пп. 1 п. 10), заключает договорыаренды участков лесного фонда и безвозмездного пользования (п. 6 ст. 5), выдает лесные билеты (п. 8 ст. 5), выдает, в установленном порядке, разрешения на проведение в лесном фонде строительных работ (п. 9 ст. 5); основным структурным подразделением лесхоза является лесничество, возглавляемое лесничим (ст. 13); руководитель (директор) лесхоза действует без доверенности от имени лесхоза, представляет его во всех организациях, заключает договоры во всех областях деятельности лесхоза, распоряжается имуществом и средствами лесхоза, в пределах, установленных законодательством РФ и указанным положением (пп. 2,3,8 СТ. 18); контроль за деятельностью лесхоза осуществляет Департамент природных ресурсов по Южному региону.

Письмом Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоз) от ДД.ММ.ГГГГМГ-3-20/885 в адрес Ростовского управления лесами подтверждается отсутствие возражений против закрепления в постоянное пользование земельных служебных наделов за работниками государственной лесной охраны, проработавших в лесхозах и управлении лесами более 15 лет, в <адрес> (вы<адрес>) пригородного лесничества Ростовского лесхоза на площади 2,2 га.

Администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. в ответ на ходатайство Ростовского лесхоза согласовала закрепление земельных участков в постоянное пользование за работниками лесхоза и управления лесами, про работавшим и более 15 лет в лесном хозяйстве, на основании ст. 85 Земельного Кодекса РФ и письма Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоз) от ДД.ММ.ГГГГМГ-З-20/885.

С 1999 года в качестве служебных наделов в постоянное (бессрочное) пользование предоставлялись земельные участки, находящиеся в распоряжении Ростовского лесхоза.

Списочный состав лиц, которым предоставлялись земельные участки утвержден приказом по Ростовскому лесхозу от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в постоянное бессрочное пользование работникам Государственной лесной охраны Управления лесами и Ростовского лесхоза закреплены земельные наделы в размере 0,08га в квартале 27 Пригородного лесничества Ростовского лесхоза.

На основании утвержденных списков были выданы лесные билеты, в соответствии с которыми впоследствии были заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе сотрудников Пригородного лесничества с участием представителя службы лесного хозяйства по Ростовской области был составлен акт, утвержденный Руководителем службы лесного хозяйства по РО об обследовании земель лесного питомника, используемого работниками лесного хозяйства под служебные наделы и огороды в <адрес>, литер <адрес>, на площади 22,0 га в Пригородном лесничестве Ростовского лесхоза, с выводом о том что, эти земли необходимо перевести в прочие земли.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент природных ресурсов по Южному региону в письме исх. в адрес Ростовского лесхоза сообщил о согласовании выделенных земельных служебных наделов в постоянное пользование работникам лесхоза и службы лесного хозяйства в квартале 27 выдел 8, площадью 22 га, и их присоединению к садоводческому товариществу «Березка».

ДД.ММ.ГГГГ МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству» письмом исх. в адрес Ростовского лесхоза подтвердил отсутствие возражений против закрепления служебных наделов (пахотная земля, сенокосы) и предоставления их в краткосрочное либо постоянное пользование гражданам и юридическим лицам, в части не противоречащей действующему законодательству.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по РОписьмом исх. в адрес Ростовского лесхоза дало согласиена перевод и оформление служебных наделов ­огородов на землях лесного питомника в квартале 27 литер 8, площадью 20 га, в дачные участки и присоединением к СНТ «Березка».

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Ростова-на-Дону в ответе исх. от ДД.ММ.ГГГГ на запрос о целевом использовании земельного участка со служебными наделами работников Государственной лесной охраны непригодного для лесокультурных работ в районе СНТ «БереЗКа» указала, что согласно генерального плана города и Схемы территориального развития данный земельный участок не предусматривается для строительства объектов социального и промышленного назначения, и, соответственно, может использоваться для садоводства.Аналогичная информация содержится в письме Администрации г. Ростова-на-Дону исх. от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи лесов, расположенных в границах городского округа гор. Ростова­-на-Дону - ФГУ «Ростовский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Ростовской области передаст, а МУ «Департамент ЖКХ и Энергетики принимает в управление городские леса, расположенные на площади 3440 га на территории Пригородного лесничества Ростовского лесхоза кварталы с 1-81, для осуществления полномочий органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах городского округа гор. Ростова-на-Дону.

ДНТ «Березка» против присоединения земельных участков лесхоза, используемых в садово­огороднических целях, прилагающих к ДНТ с южной стороны, не возражало, что подтверждается письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным на имя Главы Администрации гор. Ростова-на-Дону. Однако, в связи с отсутствием в действовавшем законодательстве механизма расширения утвержденных границ земельного участка дачного некоммерческого товарищества и присоединения к ним иных земель, данная процедура не была завершена.

Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ исх. №25 земельные участки городских лесов были предоставлены МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства» в постоянное (бессрочное) пользование, в число которых также был включен земельный участок (кадастровый номер 61:44:000000:0765, общей площадью 444 313 кв.м.).

В 2010 в соответствии разработанными МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростов-на-Дону» предложениями по внесению изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.06.2008 г. «О принятии Правил землепользования и застройки г. Ростов-на-Дону», на основании обращения инициативной группы работников и ветеранов лесного хозяйства, было принято решение прекратить право постоянного (бессрочного) пользования, ранее предоставленными МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства» земельными участками (Постановление Главы Администрации г. Ростов-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением Главы Администрации г. Ростов-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ» ошибочно включенный ранее в состав городских лесов земельный участок КН 61:44:000000:0765, площадью 44,43 га был исключен из состава городских лесов, в отношении него было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования МУ «Городское управление коммунального хозяйств и благоустройства». Следовательно, в настоящее время земельные участки исключены из состава городских лесов, что соответствует действующему законодательству.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент лесного хозяйства по Южному Федеральному округу направил на имя Мэра гор. Ростова-на-Дону письмо исх. с просьбой рассмотреть возможность узаконить земельные участки, расположенные в пригородном лесничестве, используемые ранее в качестве постоянных служебных наделов работниками государственной лесной охраны на основании Положения «О государственной лесной охране», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ r. .

Согласно ст. 10 ФЗ №201-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Статьей 10.2. вышеуказанного закона установлено, что лесные участки могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование гражданам в виде служебных наделов в соответствии с ЗК РФ и ЛК РФ.

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ) лесное законодательство регулирует лесные отношения, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством,а также Земельным кодексомРоссийской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2 ст. 3 ЛК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательствомо градостроительной деятельности.

Следовательно, решение органа местного самоуправления об изменении границ городских лесов, принятое в форме постановления администрации г.Ростов-на-Дону, в полном объеме отвечает требованиям действующего законодательства РФ.

В соответствии Правилами землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утвержденными в новой редакции решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГr. земельные участки расположены в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки первого типа - Ж-l/6/22, градостроительный регламент которой в числе основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков относит индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, блокированные жилые дома, садовые и дачные дома, земельные участки садоводства.

Регламент разработан для обеспечения правовых условий формирования кварталов индивидуальной жилой застройки, многоквартирной мало - и среднеэтажной застройки и реформирования садовых и дачных товариществ в зоны жилой застройки, максимальная площадь земельного участка – 1 000 кв.м., минимальная - 200 кв.м.

Таким о6разом, из вышеуказанных документов следует, что земельные участки не входили в лесной фонд, так как находились в пределах городской черты (городские леca), однaкo, до 2005г. объекты числились на балансе Ростовского лесхоза, в связи с чем им осуществлялись полномочия по распоряжению данными земельными участками. Решение о предоставлении гражданами земельных участков было одобрено вышестоящими уполномоченными органами, что подтверждается вышеуказанными документами.

В августе 2011 года инициативная группа обратились в МУ «ДАиГ г. Ростов-на-Дону» с заявлением о возможности закрепления (подтверждения) прав на земельные участки в границах территории бывших городских лесов Пригородного лесничества, квартал 27 на основании ранее выданных ФГУ «Ростовский лесхоз» документов либо предоставления разъяснений о порядке оформления прав на земельные участки.

В полученном ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх. №ДA-01-2I/700 указано, что порядок предоставления органами местного самоуправления регламентирован ст. ст. 30, 3, 32, 34 ЗК РФ, а также Постановлением Мэра г. Ростова-на-­Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории г. Ростов-на-Дону». Однако, ни один из данных правовых актов не предоставляет возможности принятия органами местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков заинтересованным лицам на основании ранее выданных органами государственной власти, государственными учреждениями документов, касающихся возникновения прав на земельные участки в границах городских лесов. В связи с чем, у органов местного самоуправления отсутствуют правовые основания подготовки и принятия решения о предоставлении земельных участков в границах территории бывших городских лесов (Пригородное лесничество, квартал 27) на основании ранее выданных Ростовским лесхозом документов. Вопрос об оформлении прав граждан на данные участки может быть решен исключительно в судебном порядке.

Согласно ст. 5 ЛК РФ лесное законодательство РФ регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения). Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, регулируются гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ 1997 г.

Объектами лесных отношений являются лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно - кустарниковая растительность. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве (ст. 6 ЛК РФ 1997 г.).

В соответствии со ст. 7, ст. 10 ЛК РФ 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (городских поселений - городские леса), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ.

Согласно ст. 12 ЛК РФ 1997 г. оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено ЛК РФ. Купля - продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются. Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.

Согласно ст. 17 ЛК РФ 1997 г. лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст. 19 ЛК РФ).

Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом (ст. 22 ЛК РФ 1997 г.). К правам пользования участками лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, применяются положения гражданского законодательства и земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ 1997 г. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются на основе признания многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях).

В соответствии со ст. 23 ЛК РФ 1997 года права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают: из актов государственных органов; из договоров: из судебных решений; по иным основаниям, допускаемым ЛК РФ 1997 г. Права пользования участками лесного фонда и пpaвa пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета (ст. 24 ЛК РФ 1997 г.).

Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета (ст. 23 ЛК РФ 1997 г.).

Таким образом, поскольку, государственная регистрация договора безвозмездного пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, не была предусмотрена законодательством, действовавшим на момент предоставления спорного земельного участка, заключенные договоры безвозмездного пользования являются действительными с момента их подписания сторонами.

Согласно ст. 25 ЛК РФ 1997г. лесопользователи осуществляют права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, свободно, если это не ухудшает состояние лесов и земель лесного фонда, не наносит вред окружающей природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Запрещается использование участков лесного фонда и участков не входящих в лесной фонд лесов в целях и способами, которые противоречат требованиям лесного законодательства РФ.

Права пользования участками лесного фонда прекращаются в результате расторжения договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета. При отказе лесопользователя от права пользования участком лесного фонда это право прекращается на основании заявления лесопользователя в письменной форме. Порядок прекращения прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, определяется законодательством РФ (ст. 29 ЛК РФ).

Какие-либо действия, направленные на прекращение обязательств, возникших на основании договоров безвозмездного пользование земельными участками, гражданами не совершались: заявления о прекращении права безвозмездного пользования не подавались, соглашения о расторжении договора не подписывались, с 2000 года участки находятся в открытом владении и пользовании граждан.

Согласно ст. 36 ЛК РФ (1997 год) по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки леснoгo фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством. Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование определяется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 131 ЛK РФ 1997 г. использование лесов, не входящих в лесной фонд, определяется их назначением. Использование лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в соответствии с требованиями лесоустройства, а в случае. если лесоустройство не проводилось, использование таких лесов осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Согласно представленной в материалы дела документации (письма, приказы, протоколы) Администрация г.Ростова-на-Дону подтвердила отсутствие возражений против использования земельных участков в составе квартала для целей индивидуального жилищного и дачного строительства, а также ведения садоводства и огородничества с правом создания хозяйственных строений и сооружений.

На момент предоставления гражданам земельных участков на территории Ростовской области действовал Областной закон от ДД.ММ.ГГГГ3-ЗС РО (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ24-СЗ) «О лесах Ростовской области». Согласно ст. 3 Закона «О лесах РО» формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользованиеи краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом. Запрещается использование участков лесов, не входящих в лесной фонд, в целях и способами, которые противоречат требованиям лесного законодательства РФ и указанного областного закона.

Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основание для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протоколы о результатах лесного аукциона решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 6 03 «О лесах РО»).

В соответствии со ст. 268 ГК РФ (в первоначальной редакции) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. В соответствии с п. 1 ст. 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является одним из видов вещного права лица наряду с правом собственности.

Согласно пункту 2 статьи 20 ЗК РФ (2001г.) гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Статьей 16 ФЗ №201-ФЗ от 04.12.2006г. «О введении в действии лесного кодекса РФ» установлено, что с момента принятия данного закона предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования не осуществляется. Однако, на момент предоставления земельных участков гражданам это было допустимо.

Статья 131 ГК РФ устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Аналогичная норма закреплена в п. 1 ст. 25 ЗК РФ (2001 г.) и ст. 4 ФЗ №122-ФЗ от 21. 07. 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

С 01 января 2007 года на территории РФ Федеральным законом №201-ФЗ от 04.12.2006 г. «О введении в Действие лесного кодекса РФ» введен в действие Лесной кодекс РФ (далее ЛК РФ 2007 г.).

Фактически, массовое предоставление истцам земельных участков повлекло за собой создание поселка в границах земельного участка, числящегося на балансе лесхоза на момент его предоставления.

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее ­Закон о переводе земель).

Согласно ст. 8 Закона о переводе земель включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов. Если земельный участок уже включен в границы населенного пункта в установленном порядке, то необходимо внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Приобретение земельного участка осуществляется в порядке, установленном ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Таким образом, для приобретения земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, необходимо включить их в границы населенных пунктов. В отношении земельных участков, не входящих в лесной фонд, находящихся в границах населенных пунктов, принятие такого решения не требуется.

В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Согласно ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (п. 3 СТ. 84 ЗК РФ).

Следовательно, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий земель, данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов.

Согласно ст. 5 ФЗ №172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).

Следовательно, с момента утверждения генерального плана города, орган местного самоуправления (администрация города), утвердивший генплан, направляет копию такого акта в территориальный орган Росреестра. О внесенных изменениях территориальный орган уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течении семи дней изменении в связи с переводом земель или земельных участков в составе из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменении о таком переводе в записи Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним (п.3 ст.5 ФЗ №172-ФЗ от 21.12.2004г.). Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется (п. 4 ст. 5 ФЗ №172-ФЗ от 21.12.2004 г.). При включении земельных участков лесного фонда в границы земель населенных пунктов их разрешенное использование определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ).

При установлении вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства учитывается фактическое их использование в границах территориальной зоны (ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ). Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами, при этом, п. 3 ст. 35 установлено, что в состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Генеральный план г. Ростова-на-Дону на 2007-2025 г. был утвержден Решением Ростовской-на-Дону Городской думы от ДД.ММ.ГГГГ251.

Генеральный план содержит карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа, отображающую границы поселения, городского округа, границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии с данным документом спорные земельные участки входят в границы населенного пункта г. Pостов-нa­-Дону, что также подтверждается сведениями ИСОГД и ПЗЗ, предоставленными МУ «ДАиГ г. Ростов-на-Дону». Как указывалось выше в сведения Росреестр были внесены соответствующие изменения, включая сведения о разрешенном использовании земельных участков (копии прилагаются).

Таким образом, утверждение Генерального плана г. Ростова-на-Дону, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования - город Ростов-на-Дону, является установлением или изменением границ населенного пункта, что, в свою очередь, является переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

В силу статей 3 и 101 31 РФ земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.

В соответствии с п. 1 ст.3 ФЗ №137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие земельного кодекса РФ» права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 – 24 ЗК РФ. подлежат переоформлению со дня введения в действие 3К РФ.

Согласно ст. 20 3К РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениями, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам мecтного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется (п. 3 ст. 20 ЗК РФ). Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается (п. 3 ст. 20 3К РФ). Таким образом, для граждан переоформление прав на землю осуществляется бесплатно и по их желанию.

Согласно п. 9 ст. 3 Ф3 «О введении в действие ЗК РФ» равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними имеют не только государственные акты и свидетельства, но и другие документы, ранее выданные в подтверждение прав на землю.

Пунктом 9.1., п. 9 ст. 3 Ф3 «О введении в действие ЗК РФ» установлено, что земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному ЗК РФ и праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (п. 12 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»). Статья 7 Ф3 «О введении в действии 3К РФ» к земельным отношениям, возникшим до введения в действие ЗК РФ, 3К РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных 3К РФ.

В случае, если в акте, свидетельстве или в другом документе, удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставляющий ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность,

Государственная регистрация прав собственности указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Ф3 от 21.07.1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что земельный участок, площадью 22 га на территории Пригородного лесничества Ростовского лесхоза, квартал , переданный ДД.ММ.ГГГГ по акту приёма-передачи лесов Ростовским лесхозом МУ «Департамент ЖКХ и Энергетики», расположен в границах городского округа г. Ростова-на-Дону.

Следовательно, он не входил в состав лесного фонда в силу прямого указания закона (ст. 10 ЛК РФ), но числился на балансе лесхоза, в связи с чем им осуществлялись полномочия по распоряжению данным земельным участком. Исключение земель из состава городских лесов по г. Ростову-на-Дону было оформлено Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границ городских лесов гор. Ростова-на-Дону» (с учетом Постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с допущенной технической ошибкой земельный участок был включён в состав городских лесов, управление которыми было передано МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Исправление допущенной ошибки было осуществлено Постановлением мэра от ДД.ММ.ГГГГ По данной причине за период с 2005 года по настоящее время фактическая возможности оформить права на земельные участки отсутствовала.

На основании изложенного, суд приходит к следующим выводам.

Принимая во внимание, что до 2005 года правовой режим земель, не входящих в состав лесного фонда, определялся преимущественно лесным законодательством, а также тот факт, что земельные участки находились до этого времени на балансе лесхоза, основанием их предоставления гражданам являлись приказы и распоряжения Ростовского лесхоза.

Списки лиц, за которыми закреплялись земельные участки, были одобрены на заседании профсоюзного комитета и утверждены приказом по Ростовскому лесхозу, с учетом мнения профсоюзного комитета. После проведения обследования спорной территории в 2001 г. и составленного по результатам обследования акта, Департамент природных ресурсов по Южному региону и ГУ Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по РО согласовали выделенные земельных участков в постоянное пользование, указав также на возможность присоединения спорной территории к СТ «Березка» с учетом фактического вида их использования.

МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству г. Ростов-на-Дону» и Администрация г. Ростов-на-Дону подтвердили отсутствие возражении против закрепления за гражданами земельных участков.

Таким образом, на момент предоставления земельных участков Лесхоз имел соответствующие полномочия по предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования. Решение о предоставлении гражданам земельных участков было одобрено вышестоящим уполномоченным компетентным органом.

На момент предоставления земельных участков действовал ЛК РСФСР (1997 г.), согласно которому нахождение в обороте участков лесов, не входящих в лесной фонд, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено ЛК РФ. Не допускалось отчуждение данных земель по сделкам. Однако, допускались сделки с правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, в порядке установленном лесным законодательством, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством. Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом. К правам пользования участками лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, применяются положения гражданского законодательства и земельного законодательства РФ, если иное не установлено ЛК (ст. 22 ЛК РСФСР, 1997 г.).

Поскольку, государственная регистрация договора безвозмездного пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, не была предусмотрена законодательством, действовавшим на момент предоставления земельных участков, заключенные гражданами договоры безвозмездного пользования являются действительными (заключенными) с момента их подписания сторонами (ст. 23 ЛК РСФСР).

Какие-либо действия, направленные на прекращение обязательств, возникших на основании договоров безвозмездного пользования земельными участками, гражданами не совершались: заявление о прекращении права безвозмездного пользования не подавались, соглашения о расторжении договора не подписывались, требования о возврате и (или) освобождении земельных участков не предъявлялись. С 1999 года участки находятся во владении и пользовании граждан.

С момента принятия ЗК РФ (2001 год) порядок предоставления земельных участков из числа муниципальных земель регулируется нормами земельного законодательства. Распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности представляет собой сложный юридический состав, включающий принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка, и соглашение сторон (договор), заключаемое на основании этого акта, а также последующую государственную регистрацию договора, в случаях установленных законом.

Действия Лесхоза по предоставлению земельных участков, одобренные впоследствии Департаментом природных ресурсов по Южному региону и ГУ Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по РО, МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству г.Ростов-на-Дону» и Администрацией г. Ростов-на-Дону в полном объеме соответствуют требованиям действующего на момент их прямого указания закона использование лесов, не входящих в лесной фонд, определяется их назначением (ст.131 ЛК РСФСР)

Таким образом, первичное предоставление земельных участков произошло в качестве служебных наделов при выдаче лесных билетов и заключении договоров постоянного (бессрочного) пользования на основании утвержденных Лесхозом списков. Впоследствии, с учетом уточнения категории земель, к которой относились спорные земельные участки, и отнесении их к землям населенных пунктов, а также, принимая во внимание изменение их целевого назначения (для ведения садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства) посредством волеизъявления соответствующих уполномоченных и компетентных органов, правовой режим земельных участков изменился, что подтверждается представленными в материалы дела документами. Фактически, с момента изменения цели предоставления земельного участка, а также его категории, Лесхоз утратил право на распоряжение данными земельными участками, распоряжение ими перешло к органам местного самоуправления, однако, до этого момента, земельные участки уже были предоставлены гражданам, у которых возникли основания для государственной регистрации вещного права- права постоянного (бессрочного) пользования.

Как уже было указано ранее, для приобретения земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, необходимо включить их в границы населенных пунктов. В отношении земельных участков, не входящих в лесной фонд, находящихся в границах населенных пунктов, принятие такого решения не требуется. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (п. 3 СТ. 84 ЗК РФ). Следовательно, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий земель, данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования, возникшего у истцов при предоставлении земельных участков, на право собственности (перерегистрация), не является первичным предоставлением земельного участка, в связи с чем, не требует принятия дополнительного акта органа местного самоуправления. В данном случае речь идет об изменении титула прав на земельные участки уже реально владеющими ими гражданами. Более того,повторное предоставление земельных участков, органом, в ведение которого перешли права по распоряжению уже предоставленными ране земельными участками, действующим законодательством не предусмотрено.

На сегодняшний день, спорные земельные участки входят в число муниципальных земель, разрешенное использование земельных участков в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону - индивидуальное жилищное строительство, т.е. фактический вид разрешенного использования земельного участка, соответствует разрешенному. Установленных действующим законодательством ограничений на предоставление в собственности граждан данных земельных участков не имеется, земельные участки не изъяты и не ограничены в обороте, для муниципальный или государственных нужд не зарезервированы.

Поскольку правовая определенность в отношении статуса земельных участков возникла значительно позже их предоставления (утверждение границ муниципального образования постановлением Администрации города, и как следствие, установление категории земельных участков - земли населенных пунктов, изменение вида разрешенного использования на индивидуальное жилищное строительство и другие виды разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствии с Правилам и землепользования и застройки г. Ростов-на-Дону), право постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не было зарегистрировано в установленном действовавшим законодательством порядке.

Первичное предоставление спорных земельных участков осуществлялось в качестве служебных наделов на основании решения Лесхоза списочным составом в отношении большого количества лиц, выдача лесных билетов и заключение договоров постоянного (бессрочного) пользования осуществлялась в течение длительного периода времени (с 1999г. по 2002г.). До момента планируемой государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, после завершения процедуры подписания договоров постоянного (бессрочного) пользования (2002г.), Ростовским Лесхозом по согласованию со Службой лесного хозяйства по РО, ГУ Природных ресурсов и охраны окружающей средств МПР России по РО было принято решение о выделении земельных участков пригородного лесничества «под садовые» с присоединением к садоводческому товариществу, т.е. фактически речь шла об изменении разрешенного использования земельных участков и появлением в этом случае возможности у лиц, которым они предоставлены осуществлять права, предоставленные ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно статье 1 указанного закона садовые, дачные и огородные земельные участи предоставлялись, в том числе для строительства жилых строении, хозяйственных строений и сооружений.

Таким образом, в процессе оформления право постоянного (бессрочного пользования служебным наделом фактический трансформировалось в право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным из числа муниципальных земель с правом возведения на нем жилых строений, т.е. органами, компетентными в управлении лесами, по согласованию с органами местного самоуправления (2004 г.) приняты решения об изменении целевого назначения земельного участка. Однако, изменение разрешенного использования данных земельных участков было возможно только при условии их перевода в другой категорию - земли населенных пунктов. В 2005 г. спорные участки были переданы в состав городских лесов Администрации г. Ростов­а-на-Дону в лице МУ «Департамент ЖКХ и Энергетики», а впоследствии, исключены из состава городских лесов. В связи с допущенной технической ошибкой, устранённой только в 2011 году, до этого времени отсутствовала фактическая возможность оформить свои права на земельные участки.

Изменение категории и вида разрешенного использования земельных участков, позволяет рассматривать их в настоящее время в качестве земельных участков, предоставленных из числа муниципальных земель для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования.

По общему правилу, особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, представленный до введения в действие ЗК РФ для вышеуказанных целей, установлены в ст.25.2, ФЗ 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», закрепляющей так называемый «упрощенный порядок государственной регистрации» ранее возникших прав без принятия решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

Согласно п. 2 ст. 25.2. ФЗ №122-ФЗ от 21. 07.1997г. основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1ст. 25.2 земельный участок является один из следующих документов: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Однако, в спорной ситуации необходимый юридический состав правоотношений по приобретению прав на земельные участки из числа муниципальных земель, возник в требуемой форме по истечении длительного периода времени с момента первичного предоставления земельных участков в процессе трансформации предоставленного права пользования служебным наделом из числа земель, не входящих в лесной фонд, но находящихся на балансе Лесхоза, в право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из числа муниципальных земель, предоставленных для осуществления жилищного и дачного строительства.

В письме МУ «Департамент архитектуры и градостроительства» № ДА-01-21/6644 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что спорный земельный участок, кадастровый номер , после раздела, из состава которого появился земельный участок кадастровый номер (ФИО1), для государственных и муниципальных нужд не резервировался, решение об его изъятии не принималось.

Факт предоставления каждому из граждан испрашиваемого им земельного участка, подтверждается также ответом на запрос представителя - МУ «Центр кадастра и геодезии в г. Ростове-на-Дону», в котором подтверждается описание местоположения и номера участков по кадастровому паспорту, а также указаны зарезервированные почтовые адреса, в частности, за ФИО1 - пригородное лесничество, квартал <адрес>.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, кадастровый номер: и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области зарегистрировать за ФИО1, проживающей: <адрес>, право собственности на земельный участок, общей площадью 614 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 254-257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, кадастровый номер: и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области зарегистрировать за ФИО1, проживающей: <адрес>, право собственности на земельный участок, общей площадью 614 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья В.А.Худавердян